Моральные ценности в традиционной культуре христиан Дагестана

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Абдулаева И. А. Моральные ценности в традиционной культуре христиан Дагестана // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – Т. 20. – С. 4651–4655. – URL: http://e-koncept.ru/2014/55195.htm.
Аннотация. В статье предпринята попытка показать значение морали в жизни христиан-дагестанцев, богатую духовную культуру, историю становления и развития христианства в Республике Дагестан. При этом отмечается роль христианства в сохранении исторической культуры дагестанских этносов на примере сватовства, рождения ребенка и обряда похорон. Проанализирована христианская религиозная традиция, которая способствовала и продолжает способствовать развитию традиций, усвоенных из поколения в поколение.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Абдулаева Ильмира Абдурагимовна,кандидат философских наук, доцент, филиал Дагестанского государственного университета в г. Кизлярilmira.abdulaeva@mail.ru

Моральные ценности в традиционной культуре христиан Дагестана

Аннотация. В статье предпринята попытка показать значение морали в жизни христиандагестанцев, богатую духовную культуру, историю становления и развития христианства в республике Дагестан. При это, отмечается роль христианства в сохранении исторической культуры дагестанских этносов на примере сватовства, рождения ребенка и обрядапохорон.Проанализирована христианская религиозная традиция, котораяспособствовала и продолжает способствовать развитию традиций, усвоенных из поколения в поколение.Ключевые слова:христианство, религия, традиционная культура, вера, благоразумие, благочестие, этнос, традиция.

Социальное пространство в современной жизни людей обусловлено многими составляющими. Это провозглашаемая или подразумеваемая идеология государства, традиционные нормативы, нравственные людей, а так же религиозное сознание. НародыДагестана имеют богатую духовную культуру, порожденную многовековым существованием народов и сохранившую своеобразие своих культурных, духовных и материальныхценностей, образов жизни, ритуалов и обычаев.

Одной из традиционных религий дагестанцев является и христианство, которое имеет глубокую и давнюю историю.Христианствостало распространяться в Дагестане уже в Iвеке н.э. На территории Чога (Дербент) выступал с первыми проповедями ученик Дади Елисей, то есть один из 12 самых первых апостолов, которых Иисус Христос направил вместе с апостолом Варфоломеем для проповеди христианства в Персию и на Кавказ. И, несмотря на то, что христианство в Албании стало государственной идеологией (после принятия христианства албанского царя Урнаира), его распространение затянулось на десятилетия.В начале IVвека к кочевникам начали проникать христианские миссионеры. Миссия арранского епископа Кардоста работала 14лет и даже осуществила перевод религиозных текстов на «гуннский» язык. Их сменил армянский епископ Макар, приступивший к строительству церквей из кирпича.[1, 34]В VVIвеках грузинские миссионеры распространили христианство в западных районах Дагестана. Царь Арчил насильно обращал в христианство аварцев, цахуров. В районах западной части Дагестана обнаружены христианские памятники, датируемые VIIIXвв. Это могильники, храмы, кресты. А правитель Кайтага исповедывал три религии: «в пятницу он молился с мусульманами, в субботу с евреями, а в воскресенье с христианами».[2, с.126]В районе Беледжи сохранились следы христианского кладбища, в нынешнем Шамилъском районе христианского храма. Сюда неоднократно приезжали христианские миссионеры, которые всеми средствами добивались принятия христианства горскими народами. С середины VIвека христианство внедряется в Северный Дагестан. Православие проникало в Дагестан из Грузии. В Чоге, в районе Дербента, был создан очаг христианства. В первой половине VIв. прибыло два посольства из Арана и Армении с целью насаждения христианства в царстве Гуннов. В конце VIIвека в Варачан прибыло посольство во главе с епископом Израилем. Гуннский князь, его окружение, а затем «все гунны» приняли христианство.На Северном Кавказе XIXвека характеризуются повсеместным «парадом» христианских памятников и значительным укреплением христианства. В Аварии сохранились могильники VIIIXвеков, свидетельствующие о значительных шагах христианства и о проникновении христианских элементов в районы Нагорного Дагестана.Начиная с первых веков нашей эры и до XVвека, в Дагестан проникло христианство разных толков, которые соперничали между собой, тем самым, мешая, друг другу утвердиться. Для Южного Дагестана «митрополиями» выступали григорианские общины, для православных Грузия, для католиков итальянские колонии Крыма и Приазовья.В XVIIIвеке усилилось распространение христианства на Северном Кавказе, когда увеличился приток переселенцев русских, украинцев, грузин, армян. Все они исповедывали православие. В 1723 годуна Тереке поселились православные донские казаки. Были районы с небольшими группами старообрядцев.Свое название христианство получило от имени Иисуса Христа, которого большинство христианских конфессий считает одновременно и Богом и человеком, а некоторые только Богом или только Божественным посланником. Христианство усвоило и переосмыслило предшествующие идейные концепции иудаизма, древних восточных религий, философские воззрения.Все это обогащало и цементировало новую религию, превращало её в мощную культурноинтеллектуальную силу, способную противопоставить себя всем национальным движениям. Особенно заметное влияние на основы христианского вероучения оказали неоплатонист Филон Александрийский и нравственное учение римского стоика Сенеки. Филон соединилпонятие Логоса в библейской традиции, трактуемое как творящее слово, постигаемое в Откровении с эллинистической традиции, рассматривающей Логос в качестве внутреннего закона, направляющего движение Космоса.Нравственное учение христианства, в особенности о достижении добродетели, близко к взглядам Луция Аннея Сенеки. Главным для всякого человека Сенека считает достижение свободы духа посредством осознания божественной необходимости. Если же свобода не будет вытекать из божественной необходимости, она окажется рабством. Сенека в качестве нравственного императива признал «золотое правило морали», которое звучит так: «Обходись со стоящими ниже так, как ты хотел бы, чтобы с тобою обходились стоящие выше».[3, с. 78]Близкая формулировка содержится в Евангелии от Матфея: «И так во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними».[4,7:12]Первоначально христианство в Дагестане существовало в виде разнородных общин без всякой организации, управляемые «Святым Духом». Шла борьба между общинами, обусловленная противоречивостью религиозных взглядов и форм их выражения. Раннехристианские общины не знали догматики и культа позднейшего христианства. Общины не имели специальных мест для проведения богослужений, не знали таинств, икон. Единственно, общим для всех общин и всех группировок была вера в добровольную искупительную жертву, принесенную раз и навсегда за грехи всех людей посредником между Богом и человеком.Большинство дагестанских христиан едины, представляют себе, что Бог воплотился в человека, чтобы взять на себя его грех основное человеческое условие со времени падения Адама и Евы.Важно отметить, что достижение всякого спасения, как в земной жизни, так и обещанного в будущем, почти всегда достигается через обряд. В одних разновидностях христианства главными обрядами считаются основные таинства, в других существует мнение, что к более высокой жизни можно приобщится посредством самодисциплины и благодаря молитвам. Христиане прокладывали путь к Богу как путь к Истине. Доктрины («учения») и Символы Веры являют собой важную отличительную черту христианства, потому что выражают глубинное восприятие веры. Разум должен охватить идею, заложенную в вере, если человек с ней тесно связан.Православные религиозные обряды в Дагестане представляют собой символические коллективные действия и священнодействия, которые выполняют культуроохранительную и культуротранслирующую функции. Христианская обрядовость можно проследить на примересватовства, рождения ребенка и похорон.Христианство оказало большое влияние на формирование свадебного обряда христиандагестанцев. Таинство бракосочетания окончательно утвердилось в XIVвеке, но официальную санкцию получило лишь на Тридентском соборе в XVIвеке. Венчание входит в народный свадебный обряд как его составная часть. В России форма заключения церковного брака была принята на Стоглавом соборе в 1551 году, а обручение как церковный обряд распространился лишь с XVIIIвека. В формировании норм брачного права. В Дагестане участвовали две традиции: церковная, опирающаяся на византийское брачное право, и народная, основывающаяся на старых брачных нормах.Традиционный свадебный цикл у дагестанских христиан состоит из трех основных частей: предсвадебная, собственно свадьба и послесвадебная.Первая часть начинается негласным семейным советом «сходом» в доме жениха. В нем участвовали родители и родственники жениха, в отдельных случаях приглашали особо уважаемых односельчан или соседей. Жених, как правило, в сходе участия не принимал. На сходехристианедагестанцы обсуждали имущественное положение родителей невесты, ее поведение, здоровье, родословную нет ли у нее родства с женихом, трудолюбива ли ее семья, не было ли в родстве пьющих или непутевых, разбирали личные качества невесты, ее умение вести хозяйство, способность к женскому рукоделию. Особое внимание уделяли таким чертам, как кротость, послушность, уважительность.Начальный период свадьбы состоит из сватовства, сговора, осмотра хозяйства жениха, смотрин невесты, богомолья, рукобитья, запоя. Существует несколько способов сватовства:1.Покупателями невесты были родственники жениха или он сам, продавцами ее родители или родственники.2.В дом невесты засылали сваху или свата, и они спрашивали разрешения приехать с женихом и его родителями. Впереговорах о заключениибрака невеста обычно именовалась товаром, а жених купцом. До заключения соглашения устраивались смотрины невесты, причем родители или сватыиграли роль оценщиков.3. Жених сам предупреждает невесту о том, что приедет свататься, и с разрешения её родителей ехал со своими родителями к ней в дом для смотра невесты.В основном, в древнем Дагестане, молодые видели друг друга впервые только после венца. Отсюда слово «невеста», что означает неизвестная, неведомая. Жениха называли «суженый», от слов «суд Божий, сужен Богом».После одобрения невесты, родители жениха приступали к выбору свата или свахи. Обычно ими были крестный отец, или сестра или старший зять. Для сватовства выбирали легкие дни недели воскресенье, вторник, четверг, субботу. Сватали, в основном, вечером. Посещение сватов повторялось 23 раза. Если дело удавалось сладить, сват получал приглашение.Родители невесты накрывали стол: хлеб, соль, зажигали лампады или свечи. После получения согласия переходили к составлению брачного договора. Если свадьба расстраивалась, то убытки платили виновные. Через 23 дня после высказанного согласия породниться, но еще до окончательного решения, родители и родственники невесты осматривают хозяйство жениха.Заключительный этап сговор. Проходит в доме невесты через 23 дня после смотрин. Успешные переговоры на сговоре заканчиваются рукобитьем.На обручении —богомолье невеста за столом не сидела. После угощений, невесту вызывали к гостям, и она с матерью преподносила дары,кланяясь, а получившие подарок отдаривали ее деньгами и целовали.После сговора начинался период подготовки к свадьбе, который мог длиться от 1 до 3 недель и более. Жених ежедневно проведывал невесту. Последний день перед свадьбой именовался девичник. Состоял из расплетания косы, мытья в бане, прощание с красотой. В последний день у жениха устраивался молодежник, на котором жених прощался с холостой жизнью.Невесту, как и жениха, одевала крестная мать. При одевании присутствовали подруги и пели песни. Нарядившись, невеста умывалась водкой или вином и садилась с подругами ждать жениха. Вскоре приезжали сваты жених с родными, кроме отца и матери, дружка, сват.Прежде чем сесть застол, дружка должен был выкупить место для своей компании. По окончании стола невесту прятали, и дружка должен был ее выкупить. После этого начинался девичий пир. Невеста сидела покрытая платком, покрывалом, или фатой и причитала о прошлом и будущем. Затем молодых везли в церковь для венчания, после которого невеста могла открыть лицо. В церкви звучали слова псалмов, славящих Бога, именем которого освящался брак.Дагестанский церковный обряд состоит из двух частей: обручения и венчания. Обручение производится в притворе церкви. Жених стоит справа, а невеста слева. Выйдя из алтаря, священник трижды благословляет жениха и невесту зажженными свечами, что означает очищение их с помощью огня. Затем, прочтя молитвы, он надевает жениху и невесте кольца. В XIXвеке православная церковь предписывала надевать во время венчания жениху золотое кольцо, что означает преимущество мужа в супружеской жизни перед женой, а невесте серебряное кольцо. После этого жених и невеста выводятся на середину церкви и становятся перед аналоем. Священник обращается с вопросами трижды, сначала к жениху, затем к невесте. Им предлагается выпить вина из одной чашки. После чего их обводят вокруг аналоя, и вновь возносятся молитвы Богу.После венчания совершается обряд приобщения невестык хозяйству. В доме новобрачных ждали. Женщины выходили встречать свадебный поезд к околице. Для передачи новобрачным сил плодородия их осыпали орехами, миндалем, финиками, хмелем, овсом, бобами. В старину православные новобрачные спали первую ночь на снопах. Первый стол в доме назывался свадебным. Молодые не ели. Сваха и дружка внимательно осматривали постель и помещение молодых перед ночью. Спустя пару часов приходили будить молодых.На застолье второго дня в основном собирались родственники обеих сторон. Заключительным этапом свадьбы были хлебины посещение тещи зятем. Свадьба длилась три дня. В первый год женитьбы молодым разрешалось ходить на вечеринки.Беременную женщину переводили на более легкую работу. В последние сроки женщина должна была причаститься. Начавшиеся роды тщательно скрывали. У роженицы для успешности родов развязывали в доме все узлы, расплетали роженице косу, размыкали все замки. Считалось, что присутствие мужа облегчает роды, которые чаще проходили в хлеву, в овине, или по распространенной традиции в бане. Рожали лежа. Роженицу клали лицом на восток и трижды обрызгивали лицо «наговоренной водой». Для вызывания потуг роженицу поили сажей, мыльной водой, заставляли глотать волосы, делали ей массаж живота. Роды принимала повитуха и находилась с ней в течение 3 дней. На третий день повивальная бабка черпала ковшиком воду, всыпала в него горсть овса, опускала три горячих уголька, затем клала посреди избы на пол крестообразно веник и топор. Родильница становилась на них одной ногой, а бабка поливала ей на руки воду, родильница подхватывала левой ладонью воду, бегущую с правого локтя, и пила ее. При этом бабка произносила заговор.Новорожденноготрижды окунали, приговаривая: «расти с брус вышины, да с пень толщины». Пуповину мальчика обрезали ножом, у девочки ножницами так, чтобы она упала на какуюлибо разосланную женскую работу. При перевязывании пуповины использовались волосы матери из правой косы с правого виска. Пуповину и послед прятали. Послед мыли и заворачивали в чистую холщевую тряпку, по наиболее распространенной традиции, закапывали в доме.С верой в магическую силу родительских вещей христианедагестанцы мальчика заворачивали в отцовскую рубашку, а девочку в материнскую. Первые 3 дня роженицу парили для очищения после родов, а в течение 7 дней роженица оставалось за перегородкой или в бане. В первые дни после родов молодую мать проведывали только замужние женщины с приношениями и угощениями.Первое купание новорожденного происходило в день родов. Считалось, что надо купать новорожденного в течение первого месяца 12 раза в неделю, до года 23 раза, после года 1 раз в неделю.Первое укладывание в колыбель сопровождалось обрядовыми действиями. Следуя христианским повериям в Дагестане, по прошествии нескольких дней после рождения сыну бросали в колыбель зерно, молоток или нож. На дно люльки в качестве подстилки клали солому. Кормили грудью до 1,52 лет. Прикармливать начинали с 56 месяцев. Отлучение от груди сопровождалось специальными обрядами. Ребенка сажали на стол, на который клали хлеб, соль. Мать давала лепешку. На третьем году жизни мальчику подстригали волосы.[5, 31]Во время православного крещения ребенка, священник дует на воду, ребенку в рот, на лоб и грудь, призывая Бога изгнать «всякого лукавого и нечистого духа». Он просил крестных дуть на запад, чтобы отогнать от новорожденного дьявола. Обычай плевать на сатану во время крещения пережиток древних верований, приписывавших плевку колдовскую силу. Перед погружением ребенка в купель, священник благословляет налитую в нее воду, изгоняя из нее «супротивные силы».Таинство елеосвящения «соборования» обычно совершается над тяжело больным, православным христианином, но в последнее время вошло в практику собороваться хотя бы раз в год, обычно в дни Великого поста, независимо от состояния здоровья. Православныедагестанцы верят, что в таинстве соборования им прощаются все неумышленно забытые грехи и неблагочестивые поступки. Помазание производит один иерей, но обязательно семь раз, при этом читая семь различных наборов, фрагментов из Священного Писания. Обряд завершается возложением евангелия на голову больного.[6, 150167]Хоронили на третий день, таким образом, отождествляя его с Христом, на третий день воскресшим, головой на запад. Погребение состояло из действия, связанного с предсмертным состоянием человека и в момент смерти, с одеванием покойника и положением его в гроб. Затем покойника выносили из дома, отпевали в церкви и погребали.Поминки, которые после 40го дня переходили в поминальные обряды, связаны с календарной обрядностью. Пожилые люди готовятся заранее. После исповеди, умирающий прощался с семьей и родственниками и давал наказы. Если человек умирал быстро, безболезненно, верили, что душа попадет в рай, если мучился в ад. Когда наступала смерть, родственники начинали громко причитать. Умершего омывали. Женский костюм состоял из белой холщовой рубахи с длинным рукавом и белого сарафана. На голову надевали белый платок, замужним под платок клали (волосник). Мужчину одевали в белую рубаху и штаны. Молодую умершую девушку наряжали в фату. После обмывания и «обряжения» покойного клали на лавку в передний угол, зажигали лампадку перед иконами и начинали молиться.Следуя дагестанским христианским традициям, гроб начинали делать в день смерти посторонние люди. Перед тем, как положить покойного в гроб, окуривали его ладаном. Покойников клали в гроб в саванах, сшитых из холста. Хоронили днем. Из дому покойника выносили утром, вперед ногами. Плакать и причитать в голос следовало 9 дней каждое утро. После выноса умершего мыли полы. На поминках вещи умерших раздавали.Могилу кадил священник. Гроб на полотенцах опускали в землю. Бросали горсть земли. После погребения снова служили панихиду. Подавали милостыню. Затем устраивали поминальный стол. Обилие спиртного запрещалось. Поминальный стол начинался с кутьи. Поминовение справляли на 3й, 9й,20й, 40й дни, в годовщину и в праздники. Служили панихиду, посещали могилу, раздавали милостыню.Смерть является итогом жизни. Она обращена в будущее. В некоторых формах евангельского христианства мы наблюдаем ожидание, что умирающий может увидеть впереди свет.Таким образом, христианская религиозная традиция, используя национальные особенности восприятия общих ценностей дагестанцев, способствовала и продолжает способствовать развитию традиций, усвоенных из поколения в поколение. Сформировалась определенная идеологическая модель христианских верований с древними, которая занимает свое место в системе общественной идеологии Дагестана. Религия выступает посредникоммежду представлениями о миревозвышенном и мире реальном, связывает человека с социальной средой, теоретической моделью которой является религиозная традиция. Христианство остается и сейчас существенным элементом духовной жизни дагестанского общества, потому что его идеология возникает из реальных социальных противоречий.

Ссылки на источники1.Криштопа А.Е. Христианство в истории средневекового Дагестана. // Народы Дагестана

№ 1, 1999.2.История Дагестана с древнейших времен до наших дней. Отв. ред. Шигабудинов М.Ш. Махачкала, 1997. С. 126.3.Сенека Луций Аней. Нравственные письма к Луцилию. М., 1977. 4.Евангелия от Матфея. 7:12.5.Емелях Л.И. Христианские таинства. Л., 1977. 6.Бухарев И., прот. Краткое объяснение всеношной, литургии или обедни, последований таинств, погребения усопших, водосвящения и молебнов. М, 1904. Репр. М., 1991.

Abdulaeva Ilmira Abduragimovna,Ph.D., associate professor, branch of Dagestan State University in Kizlyarilmira.abdulaeva @ mail.ruMoral values of Christians in the traditional culture of DagestanAbstract. The article attempts to show the importance of morality in the lives of Christians Dagestani rich spiritual culture, history of formation and development of Christianity in the Republic of Dagestan . With this , there is the role of Christianity in preserving the historical culture of ethnic groups in Dagestan example courtship , childbirth and funeral rites . Analyzed the Christian religious tradition , which contributed and continues to contribute to the development of traditions learned from generation to generation .Keywords: Christianity , religion , traditional culture , faith , prudence , piety , ethnicity , tradition.