Лексико-стилистические особенности презентаций продуктов компании Apple Стива Джобса как разновидности публичной речи

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Айвазова В. В. Лексико-стилистические особенности презентаций продуктов компании Apple Стива Джобса как разновидности публичной речи // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – Т. 20. – С. 4776–4780. – URL: http://e-koncept.ru/2014/55220.htm.
Аннотация. В предлагаемой статье рассматриваются лексико-стилистические особенности презентаций продуктов компании Apple Стива Джобса как разновидности публичной речи. Представлены отличительные признаки презентации как одного из средств маркетинговых коммуникаций, ее композиционные особенности, целевая аудитория и направленность презентаций Стива Джобса и лексико-стилистические особенности проанализированного практического материала.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Айвазова Валерия Вячеславовнакандидат филологических наук, старший преподаватель кафедры лингвистики и межкультурной коммуникации ГБОУ ВПО «Сургутский государственный университет ХМАОЮгры», г. Сургутvaleriya_aivazov@mail.ru

Лексикостилистические особенности презентаций продуктов компании Apple Стива Джобса как разновидности публичной речи

Аннотация. В предлагаемой статье рассматриваются лексикостилистические особенности презентаций продуктов компании Apple Стива Джобса как разновидности публичной речи. Представлены отличительные признаки презентации как одного из средств маркетинговых коммуникаций, ее композиционные особенности, целевая аудитория и направленность презентаций Стива Джобса и лексикостилистические особенности проанализированного практического материала. Ключевые слова: презентация, публичная речь, Apple, Стив Джобс

На сегодняшний день очень остро стоит вопрос об эффективности коммуникации и мастерстве публичного выступления.В последние годы огромное распространение получили профессии, где главным условием успеха является коммуникабельностьчеловека–умение грамотно общаться с аудиторией. И это не только профессии журналиста или преподавателя. Это род деятельности людей, связанных с экономикой, бизнесом, политикой, управлением и многим другим.Человек, свободно владеющий речью, пользуется уважением окружающих почти автоматически. Он всем интересен, ему легко вступить в контакт, он может влиять на собеседников.Публичная речьможет рассматриваться как своеобразное произведение искусства, которое воздействует одновременно и на чувства и на сознание. Если речь действует только на способность логического восприятия и оценки явлений, не затрагивая чувственность сферы человека, она не способна производить сильное впечатление. Мастерство публичной речи состоит в умелом использовании обеих форм человеческого мышления: логической и обратной.Голые логические построения не могут эмоционально воздействовать на человека. Идея речи, содержание ее доходятдо сознания через эмоциональную сферу. Рассудочная и эмоциональная сферы восприятия органически взаимосвязаны. Настоящая публичнаяречь должна волновать и возбуждать не только мысли, но и чувства. Важнейшим условием ораторского искусства является умение пользоваться образами и картинами. Без этого речь всегда бледна и скучна, а главное не способна воздействовать на чувства и через них на разум.

Речь, состоящая из одних рассуждений, не может удержаться в голове людей, она быстро исчезает из памяти. Ноесли в ней были картины и образы, этого не случится. Только краски и образы могут создать живую речь, такую, которая способна произвести впечатление на слушателей. Живое изображение действительности–душаподлинно ораторского искусства[1, с. 38–44].

Стив Джобс–легендарная фигура в мировом бизнесе,человек, благодаря упорству которого мир узнал о том, что такое настоящие персональные компьютеры для простого пользователя. Кроме компьютеров Джобс создал индустрию компьютерных анимационных мультфильмов, подарил миру легендарный

iPod, под его руководством компания Apple представила коммуникатор iPhone. Публичные выступления Стива Джобса –образец для подражания многих ораторов. Миллионы людей во всем мире восхищаются умением Стива Джобса представлять новые продукты Apple.Именно поэтому исследование текстов презентацийСтива Джобса представляется весьма актуальнымдля анализа. Презентация (отлатинского «представление») –одно из средств маркетинговых коммуникаций, целью которого является рекламное продвижение товаров, услуг, компании на рынке.Это

форма деловых коммуникаций, направленная на демонстрацию конечному потребителю возможностей фирмы, товара, услуги, с рекламной демонстрацией их свойств, преимуществ, особенностей и формирование положительного образа, направление действий.

К отличительнымпризнакампрезентацииследует отнести следующее:1. На презентации фигурирует информация, «материализованная» в виде нового продукта, услуги, достижения, открытия и т.д.2. Презентации чаще всего устраиваются не только для журналистов, но и для других целевых аудиторий рекламного воздействия (потенциальных потребителей, покупателей, инвесторов, партнеров, влиятельных госслужащих и т.п.), которые должны воспринимать презентуемое непосредственно.3. Полномасштабная презентация требует больших интеллектуальных, организационных и материальных затрат [2, с. 98101].

Основная цельпрезентаций Стива Джобса–облегчение процесса восприятия информации о товарах компании Apple. Данная цель переопределяет основные задачи, которые ставит перед собой Стив Джобс:позиционирование бренда в целевых аудиториях;отстройка от конкурентов;создание имиджа компании, который обладая «привлекательными для целевой аудитории характеристиками и особенностями», будет помогать компании добиваться целей деятельности;дать достоверную информацию потенциальным и реальным клиентам и деловым партнерам о своем продукте, услугах, деятельности компании;убедить покупателя отдать предпочтение именно этим товарам, услугам и маркам, посещать именно эти развлекательные комплексы и т.д.;направить действия потребителя и деловых партнеров, т.е. использовать свои ограниченные денежные ресурсы именно на тот товар (услугу), который фирма продвигает на рынок –отдать предпочтение именно им.Выполнение всех

этих

задач должно, с одной стороны,

подчеркнуть позиционирование и уникальность брендаApple, а с другой –быть привлекательными и интересными целевой аудитории.Презентации преследуют цельформирования у потребителя определенного образа, имиджа компании. Во время презентации важно не только донесение информации по таким аспектам, как название компании, вид деятельности, продукт, партнеры и поставщики, клиенты, но и выделение отличия компании от других фирм существующих наданном сегменте рынка. При этом выдержана основная линия –имидж фирмы должен учитывать ценности, культурные традиции, потребности и ожидания общественности.По стилю подачи материала презентации Стив Джобсиспользует

презентация сиспользованиемпроекционногооборудования.Применение проекционного оборудования оказывает сильное воздействие на эмоциональный настрой аудитории, помогает докладчику добиться понимания слушателей. В моменты, требующие особо высокой концентрации и быстрой реакции, череда убедительных образов способна значительно помочь человеку: демонстрация сложных процессов на большом экране помогает глубже понять природу явления, а показ критических ситуаций –оценить информацию и принять решение. Его презентации очень динамичны, поскольку он зачастую использует мультимедийнуюпрезентацию.Использование динамической формы подачи материала позволяет постоянно активизировать непроизвольный вид внимания

аудитории и поэтому является более эффективной с точки зрения запоминания информации слушателями.



Обратимся к основным лингвистическим средствам, используемым в текстах презентаций Стива Джобса и композиционным особенностям, которые позволяют достичь прагматический эффект на аудиторию. На протяжении презентацииСтив Джобс регулярно использует риторические вопросы, тем самым, вызывая интерес со стороны публики, привлекая ее внимание: «Isn’tthatunbelievable?”// “Isn’tthatincredible?”// “Wanttoseethatagain?”

Оратор часто использует различные прилагательные в сравнительной степени, избегая точного описания продукта, но при этом подчеркивая его превосходство относительно продуктов конкурентов и предыдущей продукции своей компании: “Waysmarter”//“Farmoreaccurate”// “Highestresolution”Эпитеты, использованные в презентациях служат для повышения экспрессивности речи.

Слушатель понимает, что представляемый продукт разительно отличается от других: “Revolutionaryproduct”// “Dramaticallythinner”// “Somethingwonderful”// “Gorgeousalbumart”Семантика слов, используемых в презентации, подчеркивается их отображением на слайдахв видеграфонов , тем самым усиливая их эффект.“Breakthrough” разбивает предыдущее слово, “Faster” быстро появляется и быстро исчезает, “Thinner” показывается тонкими буквами.

Рис. 1Метафораявляетсясамым убедительным средством в лучших маркетинговых, рекламных и PRкампаниях. Джобс часто используетметафорыв разговорах ивыступленияхчтобы вызвать у аудитории определенные ассоциации, не вдаваясь в непонятные технические характеристики: Ahuge, hearttransplanttoIntelmicroprocessors.” // “Whatwewannadoismakealeapfrogproductthatiswaysmarterthananymobiledevicehaseverbeen, andsupereasytouse.”Стив Джобс часто прибегает к различным повторам. В презентациях присутствует большое количество анафор(1) и эпифор (2): As you know, we’ve gotthe.. the iPod, best music player in the world. We’ve gotthe iPod nanos, brand new models, colors are back. We’ve got the amazing new iPod Shuffle.” (1)“We solved itin computers 20 years ago. We solved itwith a bitmapped screen that could display anything we want. Put any user interface up. And a pointingdevice. We solved itwith the mouse. Right? We solved this problem.”(1)“Well, these are their home screens. And again, as you recall, this is iPhone’s home screen. This this is what their contacts look like. This is what iPhone’s contacts look like, and again”(2)

Вречиможнопроследитьиспользованиетавтологии.“That’s 58 songs every second of everyminute of everyhour of every day.” “And the problem is that they’re not so smartand they’re not so easy to use, so if you kinda make a… Business School 101 graph of the smart axis and the easytouseaxis, phones, regular cell phones are kinda right there, they’re not so smart, and they’re –you know –not so easy to use.” “And so I’ve got voice mail how I wanna listen to it, when I wanna listen to it,in any order I wanna listen to it with visual voice mail.” Используя эти три приема, Стив выделяет то,что он хочет донести до аудитории в первую очередь –то, что они решили проблему, или ряд демонстрируемых продуктов, которые объединены по названию и назначению. С помощьюгиперболыДжобс демонстрирует превосходство своей компании среди остальных в мире. Он показывает, что предоставляемый продукт –самый лучший, самый продуманный, самыйсамый:“We also have the coolest photo management app uh ever,certainly on a mobile device, but I think maybe ever.” “Best version of Google Maps on the planet, widgets, and all with Edge and wifi networking.” Используя cравнения, проводя аналогии, Стивделает продукт понятным для целевой аудитории. Он не расписывает новую технологию в деталях, он сравнивает ее с другими и показывает ее преимущества в простых фразах:

“It [multitouch] works like magic.”

“Now, software on mobile phones is like babysoftware.” “SameasaBlackBerry.”

Используя градацию, оратор показывает, насколько компания продвинулась в своей работе, насколько прогрессивны их идеи и современны продукты:

“First was the mouse. The second was the click wheel. And now, we’re gonna bring multitouch to the market.” Заголовки презентации и статей о продукции Apple также представляют большой интерес. Идея, помещенная в одно предложение, отлично запоминается и воспринимается публикой. Стив Джобс не давал журналистам придумывать заголовки для статей о продукции Apple

–он придумывал их сам."1,000 songs in your pocket." Этот заголовок лаконичен (27 символов)конкретен (1000 песен) и предлагает личную выгоду (все эти песнипоместятся у вас в кармане)."Twice as fast, for half the price""The ultimate allinone. Now with the ultimate display."

Таким образом, презентации Стива Джобса оказывали огромный прагматический эффект на аудиторию. Их динамичность, наглядность и искусное лингвистическое оформление позволяли ему качественно позиционировать свой продукт на потребительском рынке. Простая классическая структура, богатые речевые обороты, паузы и согласование во времени, правило трех и повторяющаяся тема рождения/смерти/возрождения вдохновляют аудиторию на подвиги, веру в себя и безграничные возможности человека.

Ссылки на источники1.Горбанев М.А. Правила публичной речи/ М.А. Горбанев. М.: Флинта: Наука, 2008 134 с.2.Иствуд А. Я вас слушаю/ А. Иствуд.М.: Гнозис, 2009. –108с.3.

Кони А.Ф. Советы лектора/ А.Ф. Кони.М.: Гнозис, 2009. –201 с.4.Тексты презентаций Стива Джобса [Электронный ресурс]. URL: http://www.myshared.ru/theme/prezentatsiyadjobsa(дата обращения: 10. 01.2014)

Aivazova Valeria Vyacheslavovna, candidate of linguistics, senior lecturer, chair of linguistics and crosscultural communication, Surgut State University, Surgut valeriya_aivazov@mail.ruLexical and stylistic features of Steve Jobs’ presentations of Apple products as a variety of public speechesAbstract. The suggested article presents lexical and stylistic features of Steve Jobs’ presentations of Apple products. Distinctive features of presentationsbeing a powerful means of marketing communications, theirfeatures, the target audience are suggested. A profound analysis of the texts of considered presentations is outlined. Keywords: presentation, public speech, Apple, Steve Jobs