Отношение молодежи к разным конфессиям в зависимости от их религиозной идентичности

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Погонцева Д. В., Наседкина Ю. В. Отношение молодежи к разным конфессиям в зависимости от их религиозной идентичности // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – Т. 20. – С. 4801–4805. – URL: http://e-koncept.ru/2014/55225.htm.
Аннотация. В статье описаны отношение молодежи к религии, отношение представителей разных конфессий к другим религиям, обосновывается актуальность исследования данного явления. Приводятся результаты пилотажного исследования отношения молодежи к разным конфессиям в зависимости от их религиозной идентичности. В исследовании приняли участие 82 студента Южного федерального университета, применялись методики: тест-опросник уровня религиозности (ТОР) Ю. В. Щербатых и тест «Отношение к различным конфессиям». В результате исследования авторы подтверждают свою гипотезу о том, что отношение молодых людей к разным конфессиям не является в большей степени негативным.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Погонцева Дарья Викторовна,Доцент кафедры социальной психологии факультета психологии Южного федерального университета, г.РостовнаДонуdashapgn@rambler.ruНаседкина Юлия Владимировна,студентка 4 курса факультета психологии Южного федерального университета, г.РостовнаДонуnasedkina_93@mail.ru

Отношение молодежи к разным конфессиям в зависимости от их религиозной идентичностиАннотация.В статье описаны отношениемолодежи к религии, отношение представителей разных конфессий к другим религиям, обосновывается актуальность исследования данного явления. Приводятся результаты пилотажного исследования отношения молодежи к разным конфессиям в зависимости от их религиозной идентичности. В исследовании приняли участие 82 студентаЮжного федерального университета, применялись методики: тестопросникуровня религиозности (ТОР) Ю.В.Щербатых и тест «Отношение к различным конфессиям».В результате исследования авторы подтверждают свою гипотезу о том, что отношение молодых людей к разным конфессиям не является в большей степени негативным.Ключевые слова: религия, отношение, молодежь, религиозная конфессия, религиозная идентичность.

«Нет такого уголка в мире, где различие в религиозных воззрениях не орошало бы землю кровью»Дени Дидро

Религия является чуть ли не самым актуальным феноменом во всем мире и во все времена. В каждой культуре так или иначе задействована религия. Отношения между представителями разных конфессий были всегда. Многими авторами было отмечено, что в современном мире наибольшую часть конфликтогенных ситуаций составляют этнические и конфессиональные отношения.На протяжении многих веков во многих странах религия становилась одной из основных причин формирования вражды: преследования первых христиан ‬израильтянами; христиан ‬мусульманами; язычников ‬христианами;протестантов ‬католиками и т.д.[1].Взять хотя бы историю Европы XVI и XVIIвв.между протестантами и католиками. Во времена ФилиппаII (конец первой половины XVIв.) Швейцария и Германия вступила в новую эпоху страшных религиозных войн. Эта война охватила немного немало целое столетие начало которому положила шмалькальденская война в 1546г. В то время, возможно,даже не любя своих соседей, католики некоторых стран протянули друг другу руки и стали возлагать надежды на могущественную в то время Испанию. Испанскийкороль,которыйне только былво главе международной реакции,также сумел заручиться поддержкой католических партий в отдельных странах, что,в свою очередь,заставляло протестантов разных государств сближаться между собой. Сама королева Елизавета много раз оказывала содействие протестантам. В итоге реакционным попыткам ФилиппаII все же был дан отпор. Восстановлению мира западной Европы послужило вступление на престол ГенрихаIV. Он не только заключил мир с Испанией, но и сумел умиротворить страну и дал свободу вероисповедания протестантам[2].Это лишний раз доказывает, что уже в те давние времена люди сражались изза вероисповеданий. Хотя,казалось бы,в то время это было абсолютно нормальным ‬ведь все люди верили в тех или иных богов. Сейчас ситуация несколько изменилась. Взрослых людей,относящихся с явным негативом к представителям других конфессий,стало меньше. Возможно,изза более глубокого изучения религии, возможно,изза какихлибо других факторов. Мы не знаем. А вот среди молодежи… Среди молодежи все больше нарастает явная неприязнь к другим,тем,кто занимает другую позицию в вере.По крайней мере,так мы видим из СМИ,показывающим нам различные акты насилия и вандализма,образовавшиеся на почве религиозных убеждений. Несколько раз в месяц мы можем наблюдать насилие между молодыми людьми именно на религиозной почве. Только потому,что ты мусульманин,на тебя могут «накинуться» нацисты;на людей,чей выбор остановился на родноверии или язычестве,часто выливают свойнегатив православные христиане. Наше мнение таково: молодые люди не столь агрессивны, какими их выставляют. С этим мы и попробуем разобраться с помощью теоретического анализа и эмпирического исследования.Для того,чтобы понять причину выбора религиозной идентичности и отношение людей с различной религиозной идентичностью к представителям других конфессий, нужно пояснить, что именно означает понятие религия, конфессия и идентичность.Религией называется определенноеосознание мира, обусловленная верой в сверхъестественное. Религия содержит в себе ряд моральных норм и типов поведения, какихлибо обрядов, культовых действий и организацию в которой объединены люди. Организациями в данном случае выступают церковь и религиозная община[3].Существуют еще несколько определений религии:религия является одной из форм общественного сознания; определенные представления,строящиеся на вере в сверхъестественные силы, которые,в свою очередь,являются предметом поклонения;религия ‬это своеобразное поклонение высшим силам,устанавливающее особое отношение к этим силам;религия ‬духовная формация, особый тип отношения человека к миру и самому себе, обусловленный представлениями об инобытии как доминирующей по отношению к обыденному существованию реальности[4, 5, 6].Религия, как илюбая система имеет собственныефункции, структуру и виды.Функции религии по своему составу делятся на:мировоззренческая‬религия наполняет жизнь людей смыслообразующими факторами;коммуникативная‬общение с людьми своей конфессии и потусторонним миром;компенсаторная‬возмещает связь с природойи выполняет определенные психотерапевтические функции;регулятивная‬основа для формирования поведения, ценностей и нравственных норм;интегративнаяпозволяет найти свою нишу в обществе, посредством связи с другими людьми со схожими взглядами на жизнь;политическая‬действия лидеров по разделению или сплочению людей на религиозные принадлежности для достижения политических целей;культурная‬религия способствует различным аспектам культуры;дезинтегрирующая‬религия используется для зарождения конфликтов между разными вероисповеданиями или внутри религиозной группы для разъединения людей.Рассмотрев структуру религии с позиции социологии выделяются следующие ее компоненты: религиозное сознание. Оно в свою очередь может быть обыденным либо концептуальным.Обыденное ‬личное отношение; концептуальное ‬нормы образа жизни и учения определенного вероисповедания о Богеи т. п.;религиозная деятельностьподразделяется на внекультовую и культовую;религиозные отношения. Так же,как и религиозная деятельность бывают культовые и внекультовые;религиозные организации.По видам религия делится на: многобожие ‬политеизм (религииДревнего Египта, Индии, Рима, Греции, ацтеков, древней Руси, древних германцев);единобожие ‬монотеизм (христианство,сикхизм, ислам, иудаизм) ‬с точки зрения последователей таких вероисповеданий их происхождение обусловлено следствием Божественного действия;пантеизм (вряде античных религиознофилософских школ, средневековых учений, современных синкретическихокультных учениях; отдельные формы язычества и неоязычества) ‬согласно этому учению, Бог и Вселенная тождественны;религии без Бога (конфуцианство, буддизм, джайнизм) ‬вера в абстрактный идеал[7, 8].В одной религии может присутствовать несколько конфессий. Для примера можно привести одну из мировых религий ‬христианство. В данной религии существует множество церквей, которые в своем исповедании употребляют разные символы веры, что и служит разделением их на разные конфессии ‬православие, которое,в свою очередь,делится на православную церковь, поповство, автокефальные православные церкви,старообрядчество,беспоповство;древневосточное православие: армянская апостольская церковь, коптская православная церковь, сирояковитская православная церковь, эфиопская православная церковь,маланкарская православная церковь, ассирийская церковь Востока; католицизмкоторый подразумевает такие конфессии как: католическая церковь, восточнокатолические церкви, старокатолицизмримскокатолическая церковь;протестантизмв состав которого входят адвентисты Седьмого Дня, англиканство, баптизм, кальвинизм, реформатство, лютеранство,пресвитерианство, методизм, пятидесятнические деноминации, пятидесятничество, евангельские христиане, харизматические течения (неопятидесятничество), адвентистыреформисты, квакеры, меннонитство[9, 10].Исходя из этого,можно сказать, что конфессией называются особенности какоголибо вероисповедания в пределах соответствующего религиозного учения. Здесь можно добавить, что конфессия ‬это объединение верующих людей, придерживающихся одного, объединяющего их, вероисповедания. На примере христианства мы увидели насколько может быть велико число конфессий в мире. Только в наиболее известных религиях, в их число входят индуизм, буддизм, конфуцианство, даосизм, синтоизм, зороастризм, магометанство, иудаизм и христианство, в целом около 2549161000 последователей. А так как последователи одной религии редко остаются в пределах одной территориальной зоны, не трудно сделать вывод что так или иначе, но определенное взаимодействие с людьми других конфессий неизбежно.

Теперь следует дать определение идентичности. Идентичность ‬чувство тождественности человека самому себе, ощущение целостности, принимаемый им образ себя во всех своих свойствах, качествах и отношениях к окружающему миру[11].Ученые затрагивающие в своих исследованиях идентичность выделили определенную ее совокупность, которую разделили на естественные и искусственные идентичности. К естественным идентичностям относятся этнические, расовые, территориальные (ландшафтные), общемировые, видовые. К искусственным ‬национальные, профессиональные, договорные, конфессиональные, региональные, (суб)континентальные, сословные, классовые, зодиакальные, групповые, стратификационные. Некоторые идентичности носят смешанный характер, например,гендерные[12].Религиозная идентичность является одним из видов идентичности. Это ничто иное,как форма самосознания,которое, как мы знаем бывает индивидуальное и коллективное, выстраиваемое на осознании собственной принадлежности к какойлибо религии.В процессе осознания у человека формируется определенное представление о себе и мире через соответствующие религиозные догмы[13].Российскими учеными были выделены такие виды религиозной идентичности,как: этнорелигиозная идентичность, конфессиональная идентичность,православная, исламская, культурная религиозная.Интересно то, что многие молодые люди начинают свой путь в определении собственной религиозной идентичности либо наблюдая всю жизнь за родителями и перенимая их отношение и их вероисповедание, либо наоборот: навязываемая все детство определенная религия годам к 18годамможет просто надоесть и человек принципиально становится представителем другой конфессии. А может быть молодому человеку ничего и не навязывали, да и семья у него не такая уж набожная… А вот случилось что ‬то в жизни, не обязательно негативное, и человек уже начал задумываться о душе. Это одни из причин начала человека с религиозной идентичностью, но еще не представителя конфессии.Исходя из выше сказанного, целью нашего исследования было выявление отношения к разным конфессиям у молодых людей с разной религиозной идентичностью. В роли эмпирического объекта выступило 82 молодых человека ввозрасте 19‬23 лет. Из них 13юношейи 69девушек.Гипотеза ‬отношение молодых людей к разным конфессиямне является в большей степени негативным.Для проведения исследования нами были взяты следующиеметодики: тестопросник уровня религиозности (ТОР) Ю.В.Щербатых и тест «Отношение к различным конфессиям».Первым этапом работы в обработке данных все респонденты были разделены на группы по определенной религиозной идентичности (субшкалы опросника):личность с отношением к религии как к виду магии; личность с отношением к религии как к философии; личность с отношением к религии как к источнику утешения и поддержки в сложных ситуациях; личность, для которой важны только внешние признаки религиозности; личность с отношением к религии как к «псевдонауке»; личность с отношением к религии как к вере в Творца и признании существования высшей силы; личность с наличием религиозного самосознания.

Чистая религиозная идентичность получилась у 57% девушекиз которых 13% относятся к таким группам как: личность с гносеологическими корнями религиозности и склонностью к идеалистической философии и личность с отношением к магии как религии; 23% составили личности с тенденцией искать в религии поддержку либо утешение и личности, для которых важны внешние признаки религиозности; те респонденты кто относится к религии как к “псевдонауке” составили 16%;к 3% опрошенных отнеслись девушки с тенденцией верить в Творца и признавать существование высшей силы; 9% имеют религиозное самосознание.У юношей чистая религиозная идентичность составила15%и все попавшие в этот процент видят религию как магию. У тех кто по завершении обработки данных не вошел в число людей с чистой идентичностью преобладают смешанные виды.43% девушек в какойто степени рассматривают религию как философскую концепцию;20% видят религию как нечто магическое; у 57% определилась тенденция искать в религии поддержку и утешение; 33% относятся к людям у которых проявляются внешние признаки религиозности; 23% девушек видят религию как «псевдонауку», т.е.интересуются загадочными и таинственными явлениями, в восприятии которых вера играет значительно большую роль, чем знание; 40% испытывают внутреннюю потребность в религиозном веровании и признают существование высшей силы; количество девушек которые имеют религиозное самосознание составило 27%. Отсюда мы можем сделать вывод, что для большинства представительниц женского пола религия играет компенсаторную функцию, а меньшинство рассматривают религию как магию.

В ходе обработки результатов полученных после опроса юношей мы наблюдали следующую картину: 50% юношей рассматривают религию с точки зрения философии, видят в ней поддержку и проявляют некоторые внешние признаки религиозности;67% верят в творца и признают, что мир был создан высшими силами; те, кто видят в религии нечто магическое, загадочное, таинственное и относятся к религии как к образцу моральных норм поведения составили 17%.

Разобравшись с тем какая религиозная идентичность у наших респондентов мы приступили ко второму этапу нашей работы, который заключался в выявлении отношения к представителям других конфессий. Первыми мы взяли девушеккоторые рассматривают религию с точки зрения философии. Положительно они отнеслись к православным, католикам и буддистам; нейтральную позиции они заняли в отношении протестантов, иудеев, язычников, индуистов; отрицательно девушки в этой группе отнеслись только к мусульманам;Респондентки чье понимание религии сводится к магии положительно отнеслисько всем конфессиям кроме язычников. К ним они отнеслись нейтрально; Те, кто ищет поддержку в религии, положительно отнеслись почти ко всем вероисповеданиям. Отторжение у них вызвали мусульмане. Язычники не вызвали никаких чувств; четвертая группа, имеющая лишь внешние признаки религиозностипозитивный настрой показали к христианским конфессиям, буддистам и индуистам. Негативный настрой у них вызвали мусульмане и язычники, а к иудеям они не испытали никакого интереса.Положительно ко всем конфессиям, за исключением мусульман, отнеслись те девушки кто интересуется религией, как «псевдонаукой»; те, чьи моральные нормы поведения сводятся к религиозным канонам положительно отнеслись к христианам и буддистам.Мусульмане и язычники вызвали у них отрицательное отношение к себе; Верующие в Творца и сотворения им мира не к кому не испытали какиелибо чувства, кроме православных и мусульман. Интересно то, что состав единственно группы которая уважительно и с интересом отнеслась к мусульманам оказался только из мусульман. Здесь можно предположить, что такое негативное отношение к представителям исламских конфессий вызвано терактами, которые в последние года все чаще происходят в мире, а террористами оказываются как раз люди исповедующие вышеуказанную религию. Обработав результаты юношей мы можем увидеть, что к представителям православной конфессии у всех, положительное отношение, кроме тех кто к религии относится с точки зрения магии. В своем отношении к католицизму и протестантизму все парни попали в критерий 50 на 50%.К индуистам и буддистам все мужчины отнеслись очень положительно, с большим уважением и интересом; к мусульманам и иудеям 75% мужчин отнеслись негативно и враждебно; языческие же конфессии явились для 25% представителей мужского пола весьма привлекательными, для остальных 75% они остались нейтральными.

Подводя итог проделанной нами работы,мы можем сказать, что гипотеза о том, что взаимоотношения с представителями различных конфессий не является в большинстве случаев негативной подтвердилась. Но также мы выяснили, что отношение к людям с разным вероисповеданием действительно зависит от собственной религиозной идентичности.

Ссылки на источники1.ПогонцеваД.В., НаседкинаЮ.В. Отношение молодежи к представителям различных религиозных конфессий // Education Science and Psychology. ‬2013. ‬№2(24). ‬С.49‬53.2.Религиозные войны. ‬URL: wikipedia.org/wiki/3.КазаринаЕ.Религия //энциклопедия«Кругосвет». ‬URL: http://www.krugosvet.ru/enc/kultura_i_obrazovanie/religiya/RELIGIYA.html?page=0,04.Религия // Толковый словарь русского языка. ‬URL: http://formaslov.ru/религия5.ТрубецкойС.Н. Религия // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). ‬СПб., 1899. ‬Т.26А. ‬С.539‬544.6.ЗабиякоА.П. Религия // Энциклопедия религий / под ред. А.П.Забияко, А.Н.Красикова, Е.С.Элбакян. ‬М.: Академический проект, 2008. ‬С.1069‬1073.7.КрамерД., ОлстедД.Маски авторитарности (очерки о гуру). ‬М.: ПрогрессТрадиция, 2002. ‬289с.8.ПивоваровД.В., МедведевА.В.История и философия религии: учебное пособие. ‬Екатеринбург: Издво Урал.Унта, Нижневартовск: Издво Нижневарт. пед. инта, 2000. ‬408с.9.КузнецовС.А. Конфессия// Большой толковый словарь русского языка.1е изде. ‬СПб.: Норинт, 1998.10.ЦыпинВ.А. Вероисповедание // Православная энциклопедия. Том VII. ‬М.: Церковнонаучный центр «Православная энциклопедия», 2004. ‬С.270. 11.ЛейбинВ.М.Словарьсправочник по психоанализу. 2е изде. ‬М.: АСТ, 2010.12.Проект Института Философии РАН, посвященный специфике гражданства и национальной идентичности в условиях глобализации // Центр изучения проблем гражданства и идентичности. ‬URL: http://www.ccisru.org/13.KingP.E. (2003). Religion and identity: The role of ideological, social, and spiritual contexts. AppliedDevelopmentalScience, 7, 197204.

Daria Pogontseva assistantprofessor of the department of the social psychology of psychological faculty of South Federal University, Candidate of Psychological Science, RostovonDonJulia Nasedkina a student at the 4th year of the department of social psychology of the psychological faculty of South Federal University, RostovonDon The Relation of Youth to Various Confessions Depending on Their Religious IdentityAbstract.The article reviews the relation of youth to religion, the relation of representatives of various confessions to other religions; they substantiate the urgency of studying this phenomenon. They bring forward the results of the primary research of the relation of youth to various confessions depending on their religious identity. 82 students of Southern Federal University took part in the study. They have used the following techniques: Yu.V. Scherbatykh‱s testquestionnaire of the level of religiousness (TQR) and the “Relation to Various Confessions” test. As a result of research authors confirm their hypothesis that young people‱s relation to various confessions is not generally negative.Key words:religion, relation, youth, religious confessions, religious identity.