Роль дополнительного образования в комплексной системе подготовки учащихся основной школы к итоговой аттестации по математике
Международная
публикация
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Сунцова
Е.
В. Роль дополнительного образования в комплексной системе подготовки учащихся основной школы к итоговой аттестации по математике // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2014. – Т. 20. – С.
4861–4865. – URL:
http://e-koncept.ru/2014/55237.htm.
Аннотация. В статье обсуждается вопрос о необходимости совершенствования методической системы обучения современных школьников математике. Автор вводит в рассмотрение понятие комплексной системы обучения, базирующейся на синтезе реализации основной образовательной программы и средств дополнительного образования учащихся.
Ключевые слова:
модернизация образования, дополнительное образование, новая образовательная парадигма, комплексная система обучения
Текст статьи
Козлова Елена Владимировна,аспирант кафедры математического анализа и методики обучения математике ФГБОУ ВПО «Вятский государственный гуманитарныйуниверситет», г. Кировlenakoz84@mail.ru
Роль дополнительного образования в комплексной системеподготовки учащихся основной школы к итоговой аттестации по математике
Аннотация.В статье обсуждаетсявопрос о необходимостисовершенствованияметодической системы обучения современных школьников математике.Автор вводит в рассмотрениепонятие комплексной системы обучения, базирующейся на синтезе реализации основной образовательной программы и средств дополнительного образования учащихся.Ключевые слова:модернизация образования, новая образовательная парадигма, комплексная система обучения, дополнительное образование.
В настоящее время педагогическая наука обращается к концепции человека как цели. Это определилонеобходимость переходакновой образовательной парадигме, согласно которойшкола должна предоставить учащимся возможность самообучения, саморазвития и самосовершенствования в этих направлениях[1].К сожалению, на сегодняшний день не существует методической системы обучения предметным областям, которая бы в комплексе рассматривалаобразовательный процесс без отрыва от многофакторных внешних условий, поэтому актуальным является вопрос разработки комплексной методической системыобучения школьников математике.Комплексная система обучения–система мер в организации учебного процесса, при которой выбор содержания, методов, способов, приёмов, средств и форм обучения реализуется с учетом многофакторных внешних условий, приводящих в совокупности к достижению школьниками высоких учебных результатов не только в рамках основной образовательной программы, но и с привлечением потенциала дополнительного образования[2]. Финальный уровень обученности школьников среднего звена можно констатировать по результатам государственной итоговой аттестации (ГИА.) за курс основной школы. В связи с этим, втрактовку комплексного подхода при подготовке учащихся к итоговой аттестации целесообразновключатьсотрудничество администрации, учителейпредметников, педагогов дополнительно образования, учащихся и их родителей.Особое внимание при подготовке учащихся к ГИА занимает мониторингкачества обученности. Он должен быть системным ивключать в себя: контроль текущих оценок по предмету, оценок по контрольным работам, оценок по самостоятельным работам, результаты пробного ГИА. Проводимый мониторинг обеспечивает возможность прогнозирования оценок на ГИА.Еще один крупный блок при подготовке к экзаменам –это психологическаяподготовка. Она может заключаться в следующем: отработка стратегии и тактики поведения школьников в период подготовки к экзамену; обучение навыкам самоконтроля, повышение уверенности в себе, в своих силах.Методы проведения занятий по психологической подготовке учащихся разнообразны: дискуссия, игровые методы, анкетирование, минилекции, творческая работа, устные или письменные размышления по предложенной тематике. Содержание занятий должно ориентироваться на следующиевопросы:
как подготовиться к экзаменам, поведение на экзамене, способы снятия нервнопсихического напряжения, как противостоять стрессу. Работа с учащимися проводится по желанию учащихся (со всем классом или выборочно).Один из важных аспектов при подготовке к итоговой аттестации школьников –деятельностьпедагогов дополнительного образования. Основное направление здесь –организация и проведение элективных курсов, включающих в себя систематизацию всех полученных знаний для успешной сдачи экзаменов. Стоит отметить, что в рамках дополнительного образования подготовку может осуществлять как учитель математики, работающий с данным классом, так и приглашенный специалист. Заметим, в последнее время наблюдается увеличение количества именно привлеченных педагогов,работающих в высших учебных заведениях и организациях, занимающихся непосредственно дополнительным образованием школьников. Прежде всего, это связано с тем, что мы живем в век, когда все развивается очень динамично и также быстро устаревает, при этом школьные учителя в этих условия не всегда успевают повысить свою квалификацию.Поэтому роль дополнительного образования в современном мире чрезвычайно велика и ее нельзя недооценивать.Учитывая специфику построения средних общеобразовательных учреждений целесообразно построить две модели интеграции общего и дополнительного образования школьников:I модель –на основе среднего общеобразовательной школы, в которой организовано общее образование учащихся и возможно проведение дополнительного образования школьников,II модель –на основе совместной деятельности средней общеобразовательной школы (как места общего образования учащихся) и образовательного учреждения дополнительного образования школьников.Главным требованием построения первой моделиинтеграции общего и дополнительного образования школьников является обеспечение целостности единого образовательного процесса в рамках основного и дополнительного образования школьников. При реализации данной модели школьный курс математики должны выступить научной и методической основой для дополнительного образования школьников. При этом основное предметное содержание школьногокурсадолжно соответствовать традиционным учебным программам. В дополнительном образовании школьников принимают участие специалисты вузови учреждений дополнительного образования. Как правило, в данном случае организовываются элективные курсы. Главная задача при работе с предметным содержанием данногокурса заключается в систематизацииуже полученныхзнаний иих обобщению.Вторая модельинтеграции общего и дополнительного образования школьников строится во многом аналогично первой, но ее основное отличие заключается в том, что учебный процесс в данном случае организуется в двух учебных заведениям: в средней общеобразовательной школе и в образовательном учреждении дополнительного образования. При этом общее образование школьников осуществляется, собственно, в средней школе, в которой они проходят обучение, а дополнительное образование –в специальном учреждении: в образовательном центре для школьников ввузеи т. д.У такой модели интеграции общего и дополнительного образования школьников есть свои преимущества, но существуют и определенные сложности.Преимущества заключаются в том, что учреждения дополнительного образования, как правило, нацеленные на работу в определенном научнопрактическом направлении, имеют лучшее, чем в обычной школе оснащение. В
коллектив такого учреждения входят специалисты данного направления. Такие специалисты имеют профессиональный опыт научной или проектной работы, хорошо знают все особенности направления, имеют глубокие знания в данной области, владеют методами и приемами работы с необходимым техническим и лабораторным оснащением.Сложность интеграции общего и дополнительного образования школьников в соответствии с логикой данной модели заключается в необходимости тесного взаимодействия школьных учителей и специалистов учреждения общего и дополнительного образования, что не предусмотрено профессиональными обязанностями этих категорий специалистов. В соответствие с первой модельюинтеграции общего и дополнительного образования, в 20122013 учебном году, на базе МБОУ СОШ №16 г. Кирова нами был организован курс подготовки учащихся девятых классов к итоговой аттестации по математике. Данный элективный курс преподавалсяв школе приглашенным специалистом Автономной некоммерческой организации дополнительного профессионального образования «Межрегиональный центр инновационных технологий в образовании». Курс представлял собой комплексную систему обучения, включающую взаимодействие учителяпредметника, администрации, школьников, родителей и педагога дополнительного образования. Кроме систематизации знаний по математике(как в группах, так и индивидуально)были проведены консультациипо организации экзамена, психологической подготовке с учетом психологопедагогических особенностей школьников.Экспериментальная группа состояла из 25человек. С учащимися этой группы кроме уроков по математике проводился элективный курс подготовки к сдаче ГИА. В контрольной группеиз27человек элективный курс не проводился.Обе группы –учащиеся 9 класса школы №16, у которыхосновную образовательную программу по математике реализует один учительпредметник.
Приведем данные на начало учебного года и результаты ГИА экспериментальной (ЭГ) и контрольной групп(КГ).Данные приводятся в баллах (максимальный балл –36) и в оценках по пятибалльной шкале. Отметим, что всентябре 2012 года проводилась пробная работа ГИА, которая соответствовала реальным условиям проведения экзамена.
Данные на начало экспериментаКоличество балловОценкаЧисло учащихся, получивших это количество балловКГЭГ07"2"1420815"3"1241622"4"112336"5"00
Данные в конце эксперементаКоличество балловОценкаЧисло учащихся, получивших это количество балловКГЭГ07"2"00815"3"1051622"4"14162336"5"34
В экспериментальной группе средний балл по пробному тестированию ГИА на начало эксперимента составил 5,32, а на самой итоговой аттестации –19,08. Таким образом, прирост балла составил 13,76. В пятибалльной шкале эти же показатели составили 2,44 и 3,96 соответственно (прирост 1,52).Медиана ряда баллов для ЭГ на начало проведения эксперимента составила 4 балла после проведения эксперимента 19 (из 36)В контрольной группе, состоящей из ребят, которые не посещали курсы подготовки к итоговой аттестации, средние показатели оказались следующими: 7,85 (на начало эксперимента) и 17,52 (на окончание эксперимента при непосредственной сдаче экзамена). Средний балл в данном случае увеличился на 9,67 балла. В пятибалльной шкале показатели составили соответственно 2,52 и 3,74 (прирост на 1,22). Медиана ряда баллов для КГ на начало учебного года составила 7 баллов на реальномэкзамене 18 (из 36)Таким образом, школьники из экспериментальной группы, имеющиеболее низкие показатели уровня знаний на начало эксперимента, показали на государственной итоговой аттестации за курс основной школы более высокие качественные показатели,чем школьники из контрольной группы. Так как учитель математики в обеих группах работал один и тот же по одинаковым образовательным программам, то можно сделать вывод о том, что полученные результаты связаны с занятиями, организованными педагогом дополнительного образования.
Данные, полученные в результате эксперимента, подтверждают, чтопри подготовке учащихся к итоговой аттестации по математике за курс основной школы целесообразно ориентироваться на комплексный подход, способствующий достижению максимального образовательного результата. Использование данного подхода вместе с введением новых методов и технологий обучения активизирует познавательную деятельность учащихся, формирует высокий уровень самостоятельности и ответственности. Следует помнить, что в современных условиях только при вкладе должных усилий всех участников образовательного процесса в подготовку школьников к итоговой аттестации мы можем говорить об успешности ее прохождения.
Ссылки на источники1.Козлова Е. В. Подготовка учащихся основной школы к итоговой аттестации по математике в современных условиях //Физикоматематическое образование в школе и вузе: проблемы и перспективы: Сборник статей по материалам Всероссийской научнопрактической конференции преподавателей, аспирантов, магистрантов и учителей / Под ред. Е. Н. Перевощиковой. –Нижний Новгород: НГПУ им. К. Минина, 2013. –С. 149–153.2.Козлова Е. В.Обучение школьников математике в условиях модернизации образования // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. Педагогика и психология. 2013. №2(3). –С. 98–103.
Kozlova Elena,graduate student in mathematical analysis and methods of teaching mathematics of VyatkaState University of Humanities, Kirovlenakoz84@mail.ruThe role of additional education in a complex system of training primary school students for final certification in mathematicsAbstract.The article discusses the need to improve the methodical system of training today's students mathematics. The author introduces the concept of an integrated consideration of the training system , based on a synthesis of the implementation of the basic educational program and the supplementary education to students.Keywords:modernization of education, new educational paradigm, integrated system of training, additional education.
Роль дополнительного образования в комплексной системеподготовки учащихся основной школы к итоговой аттестации по математике
Аннотация.В статье обсуждаетсявопрос о необходимостисовершенствованияметодической системы обучения современных школьников математике.Автор вводит в рассмотрениепонятие комплексной системы обучения, базирующейся на синтезе реализации основной образовательной программы и средств дополнительного образования учащихся.Ключевые слова:модернизация образования, новая образовательная парадигма, комплексная система обучения, дополнительное образование.
В настоящее время педагогическая наука обращается к концепции человека как цели. Это определилонеобходимость переходакновой образовательной парадигме, согласно которойшкола должна предоставить учащимся возможность самообучения, саморазвития и самосовершенствования в этих направлениях[1].К сожалению, на сегодняшний день не существует методической системы обучения предметным областям, которая бы в комплексе рассматривалаобразовательный процесс без отрыва от многофакторных внешних условий, поэтому актуальным является вопрос разработки комплексной методической системыобучения школьников математике.Комплексная система обучения–система мер в организации учебного процесса, при которой выбор содержания, методов, способов, приёмов, средств и форм обучения реализуется с учетом многофакторных внешних условий, приводящих в совокупности к достижению школьниками высоких учебных результатов не только в рамках основной образовательной программы, но и с привлечением потенциала дополнительного образования[2]. Финальный уровень обученности школьников среднего звена можно констатировать по результатам государственной итоговой аттестации (ГИА.) за курс основной школы. В связи с этим, втрактовку комплексного подхода при подготовке учащихся к итоговой аттестации целесообразновключатьсотрудничество администрации, учителейпредметников, педагогов дополнительно образования, учащихся и их родителей.Особое внимание при подготовке учащихся к ГИА занимает мониторингкачества обученности. Он должен быть системным ивключать в себя: контроль текущих оценок по предмету, оценок по контрольным работам, оценок по самостоятельным работам, результаты пробного ГИА. Проводимый мониторинг обеспечивает возможность прогнозирования оценок на ГИА.Еще один крупный блок при подготовке к экзаменам –это психологическаяподготовка. Она может заключаться в следующем: отработка стратегии и тактики поведения школьников в период подготовки к экзамену; обучение навыкам самоконтроля, повышение уверенности в себе, в своих силах.Методы проведения занятий по психологической подготовке учащихся разнообразны: дискуссия, игровые методы, анкетирование, минилекции, творческая работа, устные или письменные размышления по предложенной тематике. Содержание занятий должно ориентироваться на следующиевопросы:
как подготовиться к экзаменам, поведение на экзамене, способы снятия нервнопсихического напряжения, как противостоять стрессу. Работа с учащимися проводится по желанию учащихся (со всем классом или выборочно).Один из важных аспектов при подготовке к итоговой аттестации школьников –деятельностьпедагогов дополнительного образования. Основное направление здесь –организация и проведение элективных курсов, включающих в себя систематизацию всех полученных знаний для успешной сдачи экзаменов. Стоит отметить, что в рамках дополнительного образования подготовку может осуществлять как учитель математики, работающий с данным классом, так и приглашенный специалист. Заметим, в последнее время наблюдается увеличение количества именно привлеченных педагогов,работающих в высших учебных заведениях и организациях, занимающихся непосредственно дополнительным образованием школьников. Прежде всего, это связано с тем, что мы живем в век, когда все развивается очень динамично и также быстро устаревает, при этом школьные учителя в этих условия не всегда успевают повысить свою квалификацию.Поэтому роль дополнительного образования в современном мире чрезвычайно велика и ее нельзя недооценивать.Учитывая специфику построения средних общеобразовательных учреждений целесообразно построить две модели интеграции общего и дополнительного образования школьников:I модель –на основе среднего общеобразовательной школы, в которой организовано общее образование учащихся и возможно проведение дополнительного образования школьников,II модель –на основе совместной деятельности средней общеобразовательной школы (как места общего образования учащихся) и образовательного учреждения дополнительного образования школьников.Главным требованием построения первой моделиинтеграции общего и дополнительного образования школьников является обеспечение целостности единого образовательного процесса в рамках основного и дополнительного образования школьников. При реализации данной модели школьный курс математики должны выступить научной и методической основой для дополнительного образования школьников. При этом основное предметное содержание школьногокурсадолжно соответствовать традиционным учебным программам. В дополнительном образовании школьников принимают участие специалисты вузови учреждений дополнительного образования. Как правило, в данном случае организовываются элективные курсы. Главная задача при работе с предметным содержанием данногокурса заключается в систематизацииуже полученныхзнаний иих обобщению.Вторая модельинтеграции общего и дополнительного образования школьников строится во многом аналогично первой, но ее основное отличие заключается в том, что учебный процесс в данном случае организуется в двух учебных заведениям: в средней общеобразовательной школе и в образовательном учреждении дополнительного образования. При этом общее образование школьников осуществляется, собственно, в средней школе, в которой они проходят обучение, а дополнительное образование –в специальном учреждении: в образовательном центре для школьников ввузеи т. д.У такой модели интеграции общего и дополнительного образования школьников есть свои преимущества, но существуют и определенные сложности.Преимущества заключаются в том, что учреждения дополнительного образования, как правило, нацеленные на работу в определенном научнопрактическом направлении, имеют лучшее, чем в обычной школе оснащение. В
коллектив такого учреждения входят специалисты данного направления. Такие специалисты имеют профессиональный опыт научной или проектной работы, хорошо знают все особенности направления, имеют глубокие знания в данной области, владеют методами и приемами работы с необходимым техническим и лабораторным оснащением.Сложность интеграции общего и дополнительного образования школьников в соответствии с логикой данной модели заключается в необходимости тесного взаимодействия школьных учителей и специалистов учреждения общего и дополнительного образования, что не предусмотрено профессиональными обязанностями этих категорий специалистов. В соответствие с первой модельюинтеграции общего и дополнительного образования, в 20122013 учебном году, на базе МБОУ СОШ №16 г. Кирова нами был организован курс подготовки учащихся девятых классов к итоговой аттестации по математике. Данный элективный курс преподавалсяв школе приглашенным специалистом Автономной некоммерческой организации дополнительного профессионального образования «Межрегиональный центр инновационных технологий в образовании». Курс представлял собой комплексную систему обучения, включающую взаимодействие учителяпредметника, администрации, школьников, родителей и педагога дополнительного образования. Кроме систематизации знаний по математике(как в группах, так и индивидуально)были проведены консультациипо организации экзамена, психологической подготовке с учетом психологопедагогических особенностей школьников.Экспериментальная группа состояла из 25человек. С учащимися этой группы кроме уроков по математике проводился элективный курс подготовки к сдаче ГИА. В контрольной группеиз27человек элективный курс не проводился.Обе группы –учащиеся 9 класса школы №16, у которыхосновную образовательную программу по математике реализует один учительпредметник.
Приведем данные на начало учебного года и результаты ГИА экспериментальной (ЭГ) и контрольной групп(КГ).Данные приводятся в баллах (максимальный балл –36) и в оценках по пятибалльной шкале. Отметим, что всентябре 2012 года проводилась пробная работа ГИА, которая соответствовала реальным условиям проведения экзамена.
Данные на начало экспериментаКоличество балловОценкаЧисло учащихся, получивших это количество балловКГЭГ07"2"1420815"3"1241622"4"112336"5"00
Данные в конце эксперементаКоличество балловОценкаЧисло учащихся, получивших это количество балловКГЭГ07"2"00815"3"1051622"4"14162336"5"34
В экспериментальной группе средний балл по пробному тестированию ГИА на начало эксперимента составил 5,32, а на самой итоговой аттестации –19,08. Таким образом, прирост балла составил 13,76. В пятибалльной шкале эти же показатели составили 2,44 и 3,96 соответственно (прирост 1,52).Медиана ряда баллов для ЭГ на начало проведения эксперимента составила 4 балла после проведения эксперимента 19 (из 36)В контрольной группе, состоящей из ребят, которые не посещали курсы подготовки к итоговой аттестации, средние показатели оказались следующими: 7,85 (на начало эксперимента) и 17,52 (на окончание эксперимента при непосредственной сдаче экзамена). Средний балл в данном случае увеличился на 9,67 балла. В пятибалльной шкале показатели составили соответственно 2,52 и 3,74 (прирост на 1,22). Медиана ряда баллов для КГ на начало учебного года составила 7 баллов на реальномэкзамене 18 (из 36)Таким образом, школьники из экспериментальной группы, имеющиеболее низкие показатели уровня знаний на начало эксперимента, показали на государственной итоговой аттестации за курс основной школы более высокие качественные показатели,чем школьники из контрольной группы. Так как учитель математики в обеих группах работал один и тот же по одинаковым образовательным программам, то можно сделать вывод о том, что полученные результаты связаны с занятиями, организованными педагогом дополнительного образования.
Данные, полученные в результате эксперимента, подтверждают, чтопри подготовке учащихся к итоговой аттестации по математике за курс основной школы целесообразно ориентироваться на комплексный подход, способствующий достижению максимального образовательного результата. Использование данного подхода вместе с введением новых методов и технологий обучения активизирует познавательную деятельность учащихся, формирует высокий уровень самостоятельности и ответственности. Следует помнить, что в современных условиях только при вкладе должных усилий всех участников образовательного процесса в подготовку школьников к итоговой аттестации мы можем говорить об успешности ее прохождения.
Ссылки на источники1.Козлова Е. В. Подготовка учащихся основной школы к итоговой аттестации по математике в современных условиях //Физикоматематическое образование в школе и вузе: проблемы и перспективы: Сборник статей по материалам Всероссийской научнопрактической конференции преподавателей, аспирантов, магистрантов и учителей / Под ред. Е. Н. Перевощиковой. –Нижний Новгород: НГПУ им. К. Минина, 2013. –С. 149–153.2.Козлова Е. В.Обучение школьников математике в условиях модернизации образования // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. Педагогика и психология. 2013. №2(3). –С. 98–103.
Kozlova Elena,graduate student in mathematical analysis and methods of teaching mathematics of VyatkaState University of Humanities, Kirovlenakoz84@mail.ruThe role of additional education in a complex system of training primary school students for final certification in mathematicsAbstract.The article discusses the need to improve the methodical system of training today's students mathematics. The author introduces the concept of an integrated consideration of the training system , based on a synthesis of the implementation of the basic educational program and the supplementary education to students.Keywords:modernization of education, new educational paradigm, integrated system of training, additional education.