Внедрение курса «Образовательная робототехника и 3D моделирование» во внеурочную деятельность

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Апачева В. В., Николаева Н. Е., Кузнецова Э. А. Внедрение курса «Образовательная робототехника и 3D моделирование» во внеурочную деятельность // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – Т. 25. – С. 176–180. – URL: http://e-koncept.ru/2014/55279.htm.
Аннотация. В статье описывается организация работы по внедрению курса «Образовательная робототехника и 3D-моделирование» в школе, разработанного творческой группой в составе учителей информатики В.В. Апачевой и Н.Е. Николаевой под руководством педагога-психолога школы Э.А. Кузнецовой. Курсы направления внеурочной деятельности робототехники и 3D моделирования предназначены для формирования начальных знаний у учащихся среднего звена (5-7 классы) целостного представления о мире техники, устройстве конструкций, механизмов и машин, их месте в окружающем мире. Реализация данного курса позволяет стимулировать интерес и любознательность, развивать способности к решению проблемных ситуаций умению исследовать проблему, анализировать имеющиеся ресурсы, выдвигать идеи, планировать решения и реализовывать их. Статья адресована учителям школ, гимназий, лицеев, работающим в указанных направлениях.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Апачева Венера Вильдановнаучитель математики и информатики МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №24 с углубленным изучением отдельных предметов» Приволжского района г.Казаниvevalieva@yandex.ru

Николаева Наталья Евгеньевна, учитель математики и информатики МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №24 с углубленным изучением отдельных предметов» Приволжского района г.Казаниsennatasha2011@mail.ru

Кузнецова Эльвира Ахматбагизитовна,педагог психолог МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №24 с углубленным изучением отдельных предметов» Приволжского района г.Казани, кандидат психологических наукekuznetcova@rambler.ru

Внедрениекурса«Образовательная робототехника и 3D моделирование» во внеурочную деятельность

Аннотация. В статье описывается организация работы по внедрению курса «Образовательная робототехника и 3Dмоделирование» в школе, разработанного творческой группой в составе учителей информатики В.В. Апачевой и Н.Е. Николаевой под руководством педагогапсихолога школы Э.А. Кузнецовой. Курсынаправления внеурочной деятельности робототехники и 3D моделирования предназначены для формирования начальных знаний у учащихся среднего звена (57 классы) целостного представления о мире техники, устройстве конструкций, механизмов и машин, их месте в окружающем мире. Реализация данного курса позволяет стимулировать интерес и любознательность, развивать способности к решению проблемных ситуаций умению исследовать проблему, анализировать имеющиеся ресурсы, выдвигать идеи, планировать решения и реализовывать их.Статья адресована учителям школ, гимназий, лицеев, работающим в указанных направлениях. Ключевые слова:робототехника, 3Dмоделирование, конструирование.

Изучая проблему формирования конкурентоспособной личности в условиях школы, мы пришли к осознанию того, что внеурочная деятельностьучащихся позволяет решать ее наиболее эффективно. Вводякурс«Образовательная робототехника и 3Dмоделирование» в школьное дополнительное образование, мы создаем условия для удовлетворения индивидуальных потребностей, развития творческого потенциала и развития инженерного мышления. Объединение моделирования и программирования в одном курсе позволяет нам решить проблему свободного времени учащихся с использованием ИКТ, умения проектировать и организовывать свою индивидуальную и групповую деятельность, планировать учебный процесс, фиксировать его реализации в целом и отдельных этапов.Серьезной проблемой современного российского образования в целом и школы в частности является существенное ослабление естественнонаучной и технической составляющей школьного образования. Среди молодежи популярность инженерных профессий падает с каждым годом. Усилия, которые предпринимает государство, дают неплохой результат на ступени высшего образования. Для эффективной работы в профессиональном образовании необходима популяризация и углубленное изучение естественнотехнических дисциплин начиная со школьной скамьи. К сожалению, современное школьное образование, с перегруженными учебными программами и жесткими нормативами, не в состоянии продвигать полноценную работу по формированию инженерного мышления и развивать детское техническое творчество. В таких условиях реализовать задачу формирования у детей навыков технического творчества крайне затруднительно. Гораздо больше возможностей в этом направлении у дополнительного образования. Современные дети, для которых продукты ITиндустрии –реальная жизнь, с трудом проникаются интересом к техническому творчеству дополнительного образования с оборудованием прошлого века. Необходимо создавать новые условия в своем образовательном учреждении, которое позволяет нам это сделать в рамках программы «полного дня», внедрять новые образовательные технологии. Одними из таких перспективных направлений являются –образовательная робототехника и 3D моделирование.Робототехника вошла в мир в 60е годы как одно из передовых направлений машиностроения. Ее фундаментом были механика и вычислительная техника, электроника и энергетика, измерительная техника, теория управления и многие другие научные и технические дисциплины. В начале XXI века робототехника и 3D моделирование пронизывают все без исключения сферы экономики. Высокопрофессиональные специалисты, обладающие знаниями в этих областях, необычайно востребованы. Готовить таких специалистов, с учетом постоянного ростаобъемов информации, необходимо со школьной скамьи.Уникальность курса образовательной робототехники и 3D моделирования заключается в возможности объединить конструирование и программирование в одном курсе, что способствует интегрированию преподавания информатики, математики, физики, черчения, естественных наук с развитием инженерного мышления, через техническое творчество. Техническое творчество —мощный инструмент синтеза знаний, закладывающий прочные основы системного мышления. Таким образом, инженерное творчество и лабораторные исследования —многогранная деятельность, которая должна стать составной частью повседневной жизни каждого обучающегося школы.Современный курс школьной информатики с включением в него робототехники и 3D моделирования –«точка роста» информатизации образования, он как ни один другой предмет нацелен на подготовку учащихся к жизни в информационном обществе. В ходе внедрения курса учащиеся, работая в группах и индивидуально, быстро обучаются экспериментировать с электроникой, программировать, строить и разрабатывать свои проекты по робототехнике и 3D моделированию, создавать модели в программе проектирования КОМПАС, распечатывать модели на 3D принтере, проводить мастерклассы. Процессы обучения и воспитания не сами по себе развивают человека, а лишь тогда, когда они имеют деятельностные формы и способствуют формированию тех или иных типов деятельности. Такую стратегию обучения легко реализовать в образовательной среде LEGO (ЛЕГО) и Scratchduino (Скретчдуино), которая объединяет в себеспециально скомпонованные для занятий в группе комплекты, тщательно продуманную систему заданий для детей и четко сформулированную образовательную концепцию. С целью реализации данной стратегии разработан курс «Образовательная Робототехника и 3D моделирования», определены его роль и место в школьном образовательном пространстве, создана структура курса.Однако данный курс не является чем–то однажды написанным и далее живущим в законченном виде. Он может видоизменяться из года в год, от урока к уроку, корректироваться, дописываться, иногда исчезать целыми фрагментами. Непрерывность модификации материалов этого курса –естественный процесс. Это требования времени, ведь информационные и компьютерные технологии, все, что с ними связано, переживают взрывообразное развитие. Поэтому изменения и дополнения в эти материалы вносятся, и будут вноситься, постоянно. Привлечение школьников к исследованиям в области робототехники, обмену технической информацией и начальными инженерными знаниями, развитию новых научнотехнических идей позволит создать необходимые условия для высокого качества образования, за счет использования в образовательном процессе новых педагогических подходов и применение новых информационных и коммуникационных технологий. Понимание феномена технологии, знание законов техники, позволит выпускнику школы соответствовать запросам времени и найти своё место в современной жизни.