Инновационная школа: комплексная система ресурсов управления в научно-технической сфере

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Васильева А. Н., Кузнецова Э. А. Инновационная школа: комплексная система ресурсов управления в научно-технической сфере // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – Т. 25. – С. 351–355. – URL: http://e-koncept.ru/2014/55314.htm.
Аннотация. В статье описывается четырёхлетний опыт внедрения системы ресурсов управления в научно-технической сфере на примере средней общеобразовательной школы Республики Татарстан. В условиях введения ФГОС и массового развития проектной деятельности учащихся и учителей особенно актуально изучение опыта, который прошёл успешную апробацию во времени. Статья может быть полезна учителям школ, гимназий, лицеев; студентам педагогических вузов; инвесторам и работникам Министерств образования регионов. Опыт можно транслировать в другие регионы России.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Васильева Алла Николаевна,директор, Почётный работник общего образования РФ, МБОУ «СОШ №24 с углубленным изучением отдельных предметов», г.Казань

Кузнецова Эльвира Ахматбагизетовна,педагогпсихолог, кандидат психологических наук, доцент, МБОУ «СОШ №24 с углубленным изучением отдельных предметов», г.Казаньekuznetcova@rambler.ru

Инновационная школа: комплексная система ресурсов управления в научнотехнической сфере

Аннотация. В статье описывается четырёхлетний опыт внедрения системы ресурсов управления в научнотехнической сфере на примере средней общеобразовательной школыРеспублики Татарстан. В условиях введенияФГОС и массового развития проектной деятельности учащихся и учителей особенно актуально изучение опыта, который прошёл успешную апробацию во времени. Статья может быть полезна учителям школ, гимназий, лицеев;студентам педагогических вузов;инвесторам и работникам Министерств образования регионов. Опыт можно транслировать в другие регионы России. Ключевые слова:инновация,ресурсы,проектная деятельность, метапредметные связи,научнотехническое мышление, творческий процесс, ФГОС.

Изучая проблему формирования конкурентоспособной личности в научнотехнической сфере в условиях школычетыре года назад, мы рассматривали её в широком диапазоне смежных дисциплин в контексте индустриальных, социальнопсихологических, социологических и культурологических проблем. Мы выявили ряд глобальных проблем современной школы.Вопервых, социологические исследования российского общества последних двадцати лет свидетельствуют о том, что в обществе произошли глубокие качественные необратимые измененияв системеобразования[1]. Вовторых, проблема получения качественного обучения и воспитания сталаглавным звеном в цепочке комплексной модернизации образования[23].Втретьих, современному обществу необходимы конкурентоспособные на отечественном и зарубежном рынке трудавыпускники школ, которые смогут мобильно меняться в меняющейся среде, и учителя, способные воспитывать таких учащихся. Вчетвёртых, изменения не могут происходить скачкообразно. Так, по мнению А.А.Фурсенко: «Система начала меняться. Это небыстрый процесс, что неплохо: в таких социально значимых сферах, как образование, стремительные перемены опасны»[4].

Вследствие протяжённости во времени образовательного процесса мы учли факторы, что готовить школьников к рыночным условиям экономики необходимо планомерно, заблаговременно и «без скачков»; что начинать необходимо с начальной школы и сопровождать до 1 курса вуза (кластерность обучения); что России действительно необходимы кадры, имеющие в своём арсенале пластичное, подвижное и оригинальное мышление; что на сегодняшний день между школой, вузом и предприятиями сформировался технологический разрыв нет квалифицированных специалистов, владеющих новейшими технологиями, тогда как в них есть острая необходимость. Также важным моментом нашей работы является принцип, что управление –это двустороннийпроцесс. То есть инициатива поизменениямв системе обученияи управленияисходит каксверху вниз (директор –подчинённый), так и управление поддаётся корректировке через пожелания и творческие инициативы непосредственных участников (от учеников и учителей к директору).Данныйпринцип создаёт атмосферу сотрудничества и доброжелательности. Коллектив добровольно поддерживает инновации, учащиеся развиваются в естественной творческой среде. Учитывая вышесказанное, мы разработали комплексную систему ресурсов управления иразвития на четыре года по направлениям, которая позволила нам приблизиться к статусу инновационной школы. Первое направление

совершенствование методологической базы обучения, основанное на метапредметном подходе. Учителя предметники по точным или гуманитарным учебным дисциплинам объединяются в творческие союзы для проведения бинарных уроков, написания совместных проектов, участия в грантах, научных конференциях и междисциплинарных семинарах. Второе направление–обучение педагогов основам современных психологопедагогических технологий для работы с учащимися и самосовершенствования. Значительная доля работы по изменению системы управления в школе приходится на психологическое образование учителей и учащихся. Проводятся тренинги по командообразованию, брейнсторминги.Третье направление–обучение учащихся новым приёмам получения и обработки знаний. Для воспитания творчески мыслящих учащихся мы разработали авторскую педагогическую технологию, опирающуюся на качественно новые психологические знания о человеке (в основу восприятия заложен универсальный синестезический код[5]).Учащиеся проходят диагностику интеллектуальных процессов и на основе её результатов получают рекомендации по улучшению показателей. Мы учитываем, что оценки учащихся не являются показателем их интеллектуальных способностей. Четвёртое направление–привитие учащимся навыков адаптивного поведения. В условиях жёсткого рынка и конкуренции на российском рынке важно готовить специалистов, имеющих психологическую готовность кстрессовым ситуациям и прививать опыт благополучного работника с устойчивой личностной мотивацией и умением активизировать личностные ресурсы без разрушающих психических затрат. Вработе с трудными подростками мы используем позитивную психологию ориентированную на решениепроблемных ситуаций. В противовес классическим направлениям всё внимание подростка центрируется на позитивных аспектах его жизни, его ресурсах для разрешения проблемы, а не на самой проблеме.Мы понимаем позитивную психологию в классической трактовке как развитие, сосредотачивая своё внимание также на условиях роста и процветания личности. Пятое направление–сотрудничество с родителями учащихся. Родители создают условия для развития детей в кругу семьи (гармоничные отношения, благополучие в семье). Шестое направление сотрудничество в вузами в гуманитарной и технической области. Доктора и кандидаты наук курируют научные работы учащихся и научные бизнес проекты, ведут кружки. В своей работе мы сотрудничаем с вузами (ФГБОУ ВПО «КНИТУ», ФГБОУ ВПО «КГАУ», факультет Управления и Автоматики ИУАИТ) и предприятиями ОАО «Казанский электротехнический завод».

Ссылки на источники1.Двадцать лет реформ глазами россиян (опыт многолетних социологических замеров), Аналитический доклад. Подготовлен ИСРАН в сотрудничестве с Представительством Фонда имени Фридриха Эберта в Российской Федерации. Москва –2011 // –URL: http://www.isras.ru/analytical_report_twenty_years_reforms.html. 2.ФГОС среднего и общего образования //URL: http://минобрнауки.рф/2365

3.Медведев Д.А. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации 12 ноября 2009 года; Медведев Д.А. Вступительное слово на заседании Президиума Совета при Президенте России по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике // URL: http://минобрнауки.рф

4.Интервью с А.А.Фурсенко //Электр. источник: http://минобрнауки.рф/новостиот 18.05.2012

5.Кузнецова Э.А. Лики синестезии: монография. Казань:Познание, 2007. –176 с.