Об опыте использования в учебном процессе современных педагогических технологий и инновационных методов обучения

Международная публикация
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Булавкин А. А. Об опыте использования в учебном процессе современных педагогических технологий и инновационных методов обучения // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – Т. 25. – С. 376–380. – URL: http://e-koncept.ru/2014/55319.htm.
Аннотация. В статье описываются инновационные методы и формы реализации современных педагогических технологий, реализуемые профессорско-преподавательским составом кафедры Краснодарского университета МВД России при обучении и подготовке курсантов и слушателей для подразделений полиции общественной безопасности МВД России, освещается имеющийся практический опыт использования возможностей учебно-полигонных комплексов и усиление междисциплинарного практико-ориентированного обучения. Статья адресована преподавателям образовательных учреждений, осуществляющих подготовку в системе профессионального обучения.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Булавкин Александр Александрович,кандидат социологических наук, старший преподаватель кафедры административной деятельности и организации деятельности ГИБДД ФГКОУ ВПО «Краснодарский университет МВД РФ», г. Краснодарbulavkin_aleksan@mail.ru

Об опыте использования в учебном процессе современных педагогическихтехнологий и инновационных методов обучения

Аннотация. В статье описываются инновационные методы и формы реализации современных педагогических технологий, реализуемыепрофессорскопреподавательским составом кафедры Краснодарского университета МВД России при обучении и подготовке курсантов и слушателей для подразделений полиции общественной безопасности МВД России, освещается имеющийся практический опыт использования возможностей учебнополигонных комплексов и усиление междисциплинарного практикоориентированного обучения. Статья адресована преподавателям образовательных учреждений, осуществляющих подготовку в системе профессионального обучения.

Ключевыеслова:педагогические технологии,инновационные методы, формы реализации новых педагогических технологий, ситуационноориентированное обучение, междисциплинарное взаимодействие, практикоориентированное обучение сотрудников полиции, учебные заведения МВД Рссии, блочномодульное обучение.

Педагогические технологии ‬необходимый инструмент современного преподавателя высшего учебного заведения, так как именно в них находится огромный потенциал для повышения профессионального мастерства педагогов, совершенствования структурыи содержанияподготовки специалистов, обучающихся в учебных заведениях МВД России.Известно, что в педагогике применяется более трехсот определений педагогической технологии. Наиболее распространенными в научном понимании и употреблении термина «педагогическая технология» являются четыре основные позиции:1. Педагогические технологии как средство, то есть производство и применение методического инструментария, аппаратуры, учебного оборудования и ТСО для учебного процесса. Такое понимание педагогической технологии встречается в трудах Б.Т. Лихачева, С.А. Смирнова, Н.Б. Крыловой и др.2. Педагогические технологии ‬это процесс коммуникации (способ, модель, техника выполнения учебных задач), основанной на определенном алгоритме, программе, системе взаимодействия участников педагогического процесса (В.П. Беспалько, И.А. Зязюн, В.А. Сластенин и др.).3. Педагогические технологии как обширная область знания, опирающаяся на данные социальных, управленческих и естественных наук (П.И. Пидкасистый, В.В. Гузеев и др.).4. Педагогические технологии как многомерный процесс (М.В. Кларин, В.В. Давыдов, Г.К. Селевко и др.).Если обратиться к специфике образовательного процесса в вузе МВД России, то Горлинский И.В. дает следующее определение педагогической технологии:Педагогические технологии ‬совокупность психологопедагогических установок, определяющих специальный подбор организационных и процедурных компонентов в виде форм, методов, приемов и средств обучения, воспитания и контроля, которые обеспечивают возможность достижения эффективного результата в усвоении слушателями содержания образования, предусмотренного учебными программами, и развития их личностных, нравственных и профессиональных черт характера, а также формирование у них профессиональноделовых качеств, необходимых сотрудникам ОВД.[1, С. 2627]Инновационные методы ‬методы, основанные на использовании современных достижений науки и информационных технологий в образовании. Они направлены на повышение качества подготовки обучающихся путем развития у курсантов и слушателей творческих способностей и самостоятельности (методы проблемного о проективного обучения, исследовательские и информационные методы, тренинговые формы, предусматривающие актуализацию творческогопотенциала и самостоятельности обучающихся). Инновационные методы могут реализовываться как в традиционной, так и в дистанционной технологии обучения.[2, С. 4748]На сегодняшний день модернизацияобразовательного процесса в ведомственных образовательныхучреждениях по подготовка квалицированных кадров для территориальных органов внутренних дел руководством МВД России определена одним из главных и основных направлений.С учетом обозначенных требований, в процесс обучения заложены в качестве основного компонента активные практические и ситуационноролевые действия курсантов и слушателей, которые по своему содержанию, наполняемости учебного занятия в максимальной степени приближены к выполнению оперативнослужебных задач, которые придется решать будущим сотрудникам подразделений полиции общественной безопасностипосле выпуска из университета.Для максимального сближения теоретического обучения с практической деятельностью территориальных органов внутренних дел, в настоящее время на кафедре созданы и действуютдва учебнополигонных комплекса «Учебнополигонный комплекс служб и подразделений охраны общественного порядка «Территориальный отдел полиции» и «Учебнополигонный комплекс подразделений ГИБДД», подготовлены и утверждены «Концепции создания и развития» указанных полигонов, а также учебнометодические материалы и программное обеспечение каждого из полигонных комплексовс использованием специализированных модулей, которые также представляются одноиз перспективных направлений[3, С. 3].Содержание учебнополигонных комплексов позволяет прививать курсантам и слушателям практические навыки в деятельности всех служб и подразделений органов внутренних дел в сфере охраны общественного порядка.

Ссылки на источники1.Горлинский И.В.Технология педагогического процесса в образовательных учреждениях МВДРоссии, М.: МЦ при ГУК МВД России, 1997. С. 2627.2.Методические рекомендации по разработке комплекса учебнометодических материалов учебной дисциплины// Под общей редакцией И.О. Ганченко. Краснодар: КрУ МВД России,2007. С. 4748.3.Травин И.В. Исследование особенностей формирования профессионально значимых качеств учащихся в условиях модульного обучения. Дисс… к.пед.н. Кострома. 2003.