Индивидуальный подход к исследованию агрессивного поведения подростков

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Овсянникова Е. П. Индивидуальный подход к исследованию агрессивного поведения подростков // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – Т. 30. – С. 1–5. – URL: http://e-koncept.ru/2014/55320.htm.
Аннотация. В статье представлен анализ исследования агрессивного поведения подростков (из числа школьников). Показано, что эмоциональное состояние и психическая неустойчивость определяют основные направления исследования психики школьников подросткового возраста.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
ОвсянниковаЕленаПетровна,магистрант факультета психологии ФГБОУ ВПО «Челябинскийгосударственный педагогическийуниверситет», г. Челябинскelena_krosh@mail.ru

Индивидуальный подход к исследованию

агрессивного поведения подростков

Аннотация.В статьепредставлен анализ исследованияагрессивного поведения подростков(из числа школьников).Показано, что эмоциональное состояние и психическая неустойчивость определяют основные направления исследованияпсихики школьников подросткового возраста.Ключевые слова:агрессивное поведение, эмоциональное состояние, психическая неустойчивость.

Микросреда, в которой находитсясовременный подросток, весьма неблагоприятна.Особенно неблагоприятной обстановкой, приводящей к появлению отклонений в сфере морали и поведения является городская среда с ее анонимностью, безличным характером взаимоотношений между людьми, с большей степенью свободы, с обширным ассортиментом отрицательно влияющих экономических, социальных и культурных факторов. Освобождение от традиционных норм, ценностей, отсутствие твёрдых образцов поведения и моральных границ, ослабление социального контроля способствуют росту отклоняющегося и саморазрушающего поведения в подростковой среде(Бандура А., Уолтерс Р., [2]).По мнению социологов, психологов и педагогов внешними факторами, негативно влияющими на развитие и поведение детей и подростков, являются: вопервых, негативные процессы, происходящие в обществе; вовторых, состояние семьи, ее атмосфера; втретьих, факторы риска, идущие от недостатковвнутришкольнойжизни(Гольева Г.Ю., Долгова В.И., [6]).Однако помимо негативных внешних, объективных воздействий на ребёнка оказывают влияние внутренние факторы риска.К ним относятся: ощущение собственной незначительности и ненужности, низкая самооценка, неуверенность в себе, недостаточный самоконтроль и самодисциплина, незнание или неприятие социальных норм и ценностей, неумение практически мыслить и принимать адекватные решения в различных ситуациях, неумение выражать свои чувства и реакции на себя самого и других людей(Амиров А.Ф., Долгова В.И., Дорофеева Р.Д., Мартынов А.Н.,Юлдашев В.Л., [6]).Эти группы факторов оказывают существенное влияние на возникновение агрессивного поведения подростков.Отсюда возникает общественная и научная необходимость изучения психологического содержания агрессивного поведения подростков, выявления факторов и условий, влияющих на его формирование в различных сферах жизни подрастающего человека и, особенно, в семье, а также формирование инновационной культуры психологов образования, способных успешно реализовывать инновационные технологии психологопедагогического взаимодействия с подростками (Долгова В.И., Шумакова О.А.,[3, 5]). Это и объясняет актуальностьвыбранной нами темыисследования. Однако,несмотря на многочисленные исследования различных аспектов агрессивного поведения подростков, условий и факторов, влияющих на его формирование, эти проблемы до конца не разработаны. Нет единого мнения среди учёных по поводу влияния непосредственно неблагоприятных условий семейного воспитания на становление агрессивного поведения подростков.Всё это указывает на актуальность и практическую значимость настоящего исследования.Объектисследования:агрессивное поведение подростков.Предмет исследования: изучение агрессивного поведения подростков.Цель исследования: изучить особенности и выявить причины агрессивного поведения подростков.Гипотеза исследования: в подростковом возрасте агрессивное поведение различно.Задачи исследования:1. Определить общие теоретикометодологические основания для исследования агрессивного поведения подростков. 2. Найти индивидуальный подход к каждому подростку.3. Определить значимые отличия в проявлении агрессии у подростков.Методыисследования: теоретический анализ научной литературы по теме исследования; диагностирующий эксперимент; экспериментальнодиагностический анализ полученных данных; методы математической обработки данных: Uкритерий МаннаУитни.МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫАгрессивное поведение

одна из форм реагирования на различные неблагоприятные в физическом и психическом отношении жизненные ситуации, вызывающие стресс, фрустрацию и т.д. Психологически Агрессивное поведение выступает одним из способов решения проблем, связанных с сохранением индивидуальности и тождественности, с защитой и ростом чувства собственной ценности, самооценки, уровня притязаний, с сохранением и усилением контроля над существенным для субъекта окружениемАгрессивные действия выступают в качестве:Средства достижения какойлибо цели;Способа психологической разрядки;Способа удовлетворения потребности в самореализации и самоутверждении. Некоторые агрессивные проявления могут быть признаком развивающихся психопатологических изменений личности. В формировании самоконтроля над агрессивностью и сдерживания агрессивных актов большую роль играет развитие психологических процессов эмпатии, идентификации и децентрализации, лежащих в основе способности к пониманию других людей и к сопереживанию им, способствующих формированию представления о другом человеке как уникальной ценности. МЕТОДЫИсследование агрессивного поведения подростковпроходило в три этапа:1.Поисковоподготовительный этап: теоретическое изучение психологопедагогической литературы, подбориндивидуальныхметодик для проведения эксперимента.2.Опытноэкспериментальный этап: проведение констатирующего эксперимента, обработка результатов.3.Контрольнообобщающий: анализ и обобщение результатов исследования, формулирование выводов, проверка гипотезы.РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕДля исследования индивидуального подхода к подросткаммной применялась методика «Диагностика показателей и форм агрессии»А. Басса иА. Дарки,в которой измеряются следующие виды реакций:

Физическая агрессия –использование физической силы против другого лица.

Косвенная –агрессия, окольным путем направленная на другое лицо или не на кого не направленная.

Раздражение –готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость).

Негативизм –оппозиционная манера поведения от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся обычаях и законах.

Обида –зависть и ненависть к окружающим за действительные и вымышленные действия.

Подозрительность –в диапазоне от недоверия и осторожности по отношению к людям до убеждения в том, что другие люди планируют и приносят вред.

Вербальная агрессия –выражение негативных чувств как через форму(крик, визг), так и через содержание словесных ответов (проклятия,угрозы).

Чувство вины –выражает возможное убеждения субъекта в том, что он является плохим человеком, что поступает зло, а также ощущаемые им угрызения совести. Вопросник состоит из 75 утверждений, на которые испытуемые отвечает «да» или «нет». Применение методов математической статистики вычисление «Uкритерий МаннаУитни».Назначение критерияКритерий предназначен для оценки различий между двумя выборками по уровню какоголибо признака, количественно измеренного. Он позволяет выявлять различия между малыми выборками, когда n1,n2 ≥3 или n1, n2≥5 и является более мощным, чем критерий Розенбаума.Представим анализ результатов исследования по опроснику «Диагностика показателей и форм агрессии» А. Басса и А. Дарки (рисунок 1).

Рисунок 1. Распределение результатов исследования по опроснику «Диагностика показателей и форм агрессии» А. Басса и А. Дарки (рисунок 1).

Нами наглядно представлено, чтопо результатам исследования по опроснику БассаДарки, индекс агрессивностиу 8% класса низкий (до 12 баллов), у 34% средний (1221), а у 58% высокий (от 21 балла и выше). Докажем это с помощью критерия U МаннаУитни.Формула для подсчета Uэмп : Uэмп= (n1*n2)+nx*(nx+1)/2 –Tx, где

n1, n2–количество испытуемых в выборке I и II;nx–количество испытуемых в выборке с большей суммой рангов;Тх–большая сумма рангов.По таблице критических значений определяем критические значения для 5%го и 1%го значения.

25 при р=0,01Uкр = 42 при р=0,05

Ответ: показатели агрессивности в группах 1 и 2 достоверно отличаются друг от друга.Таким образом, гипотеза подтвердилась, т.е. агрессивное поведение у разных подростков различно. ВЫВОДЫАгрессивного поведенияподростков –сложныйпроцесс, в котором действует множество факторов. Изучение таких факторов является важной областью исследований, целью которых является разработка профилактических мер по борьбе с негативным воздействием данных факторов на формирование поведения подростка. На становление агрессивного поведения влияют, прежде всего, неблагоприятные факторы семейного воспитания (стиль семейного воспитания, характер семейных взаимоотношений, тип семьи, родительский контроль и теплота).Подход к старшим подросткам должен быть индивидуальным, т.к. именно в этой возрастной категории 15 –16 лет подростки особенно нуждаются во внимании со стороны родных и близких, а так же со стороны педагогов и психологов.

Ссылки на источники:1.Аверин В.А. Психология детей и подростков. СПб, 1998.379с.2.Бандура А., Уолтерс Р. Подростковая агрессия. М.,2000.509с.3.Долгова В.И. Исследование готовности выпускников вуза к внедрению инновационных технологий// Письма вЭмиссия. Оффлайн (TheEmissia. OfflineLetters): электронный научный журнал. –Март 2014, ART 2176. CПб., 2014г. –URL:http://www.emissia.org/offline/2014/2176.htm4.Долгова В.И., Гольева Г.Ю. Эмоциональная устойчивость как ключевая компетенция: монография. Челябинск, 2010.5.Долгова В.И., Шумакова О.А. Инновационные технологии деятельности педагогапсихолога:учебник.

Москва, 2010.6.Дорофеева Р.Д., Долгова В.И., Юлдашев В.Л., Амиров А.Ф., Мартынов А.Н. Факторы риска формирования аддиктивного поведения у учащейся молодежи по данным анонимного анкетирования//Вопросы наркологии. 2007. №1. С. 2631.