Логистические стратегии, ориентированные на реактивность

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Костенко П. М., Миненкова Ю. А., Карпова Н. П. Логистические стратегии, ориентированные на реактивность // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – № 2 (февраль). – С. 6–10. – URL: http://e-koncept.ru/2015/15026.htm.
Аннотация. В статье подробно рассматривается сущность логистических стратегий, ориентированных на реактивность. Проводятся анализ и выявление ключевых факторов стратегического соответствия логистической стратегии условиям ведения бизнеса в различных сегментах рынка.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
УДК001Костенко Павел Михайлович,студент IVкурса направления «Логистика»ФГБОУ ВПО «Самарский государственный экономический университет»,г. Самара kostenkopaul@mail.ru

Миненкова Юлия Александровна,студентка Vкурса направления «Логистика»ФГБОУ ВПО «Самарский государственный экономический университет»,г. СамараJuliaminenkova@mail.ru

Карпова Наталья Петровна,доктор экономических наук,профессор кафедры маркетинга и логистики ФГБОУ ВПО «Самарский государственный экономический университет»,г. Самара natk08@rambler.ru

Логистические стратегии,ориентированные на реактивность

Аннотация. Встатье подробно рассматривается сущность логистических стратегий, ориентированных на реактивность.Проводятся анализ и выявление ключевых факторов стратегического соответствия логистической стратегии условиям ведения бизнеса в различных сегментах рынка.Ключевые слова: логистические стратегии, эффективность логистики, выстраивание цепочки поставок, стратегическое соответствие, баланс «реактивность/эффективность».Раздел: (04)экономика.

Конкурентная логистическая стратегия определяет нужды внутренних и внешних потребителей, которые должны быть удовлетворены посредством получения продуктов/услуг, продвигаемых по цепи поставок. Далее необходимо определить необходимые производственные и логистические мощности, выявить ключевые бизнеспроцессы, спроектировать структуру логистической сети, подходящую для работы на данном сегменте рынка.Характер спроса в каждом сегменте рынка может серьезно отличаться в зависимости от допустимого времени реакции на заказ потребителя, разнообразия требуемых продуктов, требуемого уровня сервиса, цены продукта, желаемого уровня новизны (инноваций в продукте) и т.д. Следовательно, методы обслуживания, в первую очередь логистического, также будут существенно отличаться от выбранного сегмента рынка. Таким образом, выявление, понимание и достижение через реализацию логистической стратегии необходимых для каждого сегмента рынка показателей логистического обслуживания есть залог высокой конкурентоспособности фирмы.Анализ литературы и практики в области логистики позволяет говорить о существовании базовых конфигураций логистических цепей (моделей цепей поставок), применяемых в тех или иных сегментах ранка. В общем виде различают:цепи поставок, ориентированные на обеспечение эффективности; цепи поставок для обеспечения гибкой и быстрой реакции на условия рынка, т.е.реактивности.Как известно, одной из главных задач при проектировании логистической цепи является нахождение баланса между общими издержками и степенью удовлетворения клиентов качеством сервиса, известноготакже как баланс «реактивность/эффективность».УДК001Реактивность цепи поставок есть способность к быстрому реагированию на изменения условий внешний среды:реагирование на требуемую рынком широту и глубину ассортимента;готовность к сокращению времени выполнения заказа;управлениенеопределённостью снабжения;поддержание высокого уровня сервиса.Эффективность цепи поставок определяется суммарными затратами в цепи поставок от разработки продукта до его доставки конечному потребителю и послепродажного сервиса.В общем случае два данных подхода являются взаимоисключающими, так как рост реактивности (качества сервиса) ведет к росту затрат, а снижение затрат –к падению качестваобслуживания. Таким образом, компания стремится либо снизить издержки, либо повысить сервис. Однако на практике уровень сервиса должен устраивать клиента, а объем затрат –гарантировать запланированную доходность от осуществления логистической деятельности.Таким образом, при формулировании логистической стратегии упор делается на один из подходов, а второй подход выступает как ограничение.Дальнейшее конфигурирование и выстраивание цепи поставок основывается на ключевом стратегическом выборе в сторону эффективности или реактивности.Компаниям, действующимв рыночных сегментах,для которых характерна высокая неопределенность спроса и в которых издержки,вызванные этой неопределенностью,также высоки, при построении свой логистической цепи следует ориентироваться на один из следующих типов: «гибкий», «быстро перенастраивающийся» и «выстроенный под клиента». Для этих типов цепей поставок характерно наличие излишних мощностей как ответ на высокую вариативность спроса.Рассмотрим подробнее основные типы цепей поставок, ориентированных на реактивность.«Быстро перенастраивающийся» тип«Быстро перенастраивающийся» тип цепей поставок подходит для компаний, производящих каждый продукт под заказ по индивидуальной спецификации для каждого клиента. Компании,использующие данный тип, как правило, работают в сегментах рынка с непрогнозируемым спросом, а потому не запасают продукцию на складе, а производят каждый новый продукт лишь с поступлением заказа, так как в противном случае процент неликвидов может быть очень высок.И как результат, основным фактором конкурентоспособности является способность быстро перенастроить цепочку поставок таким образом, чтобы произвести и поставить продукт в требуемом количестве и/или в сроки более короткие, чем те, которых можно добиться, используя другие модели. Способность к быстрой переналадке прямо пропорциональна наличию излишних мощностей. В общем случаеиспользование данной модели цепи поставок невозможно без наличия излишних мощностей.Если компания собирается использовать данную модель, то ей необходимо иметь излишние мощности в цепи поставок (производственные, логистические), а также уметь производить мелкие партии с оптимальными издержками.Для того чтобы данный тип цепочки функционировал успешно, необходимо соблюдение следующих условий:Для того чтобы сократить время выполнения заказа, необходимо в максимальной мере унифицировать материалы и компоненты, используемые для производства продукции, и всегда иметь запасы таких материалов и компонентов.УДК001Клиенты, спрос которых более стабилен, должны получать бонусы в виде скидок для того, чтобы избежать их переключения на конкурентов, использующих «эффективный» тип цепей поставок. Однако клиенты с высоковариативным спросом должны, напротив, обслуживаться по более высокой цене.Установление и поддержание партнерских отношений с ключевыми потребителями очень важно. Более тесное сотрудничество помогает поставщику в лучшей степени прогнозировать загрузку мощностей, а в долгосрочной перспективе, на основе анализа запросов потребителей, расширять или снижать мощности.В случаеесли уровень использования активов плавно повышаетсяи,соответственно,излишние мощности сокращаются, компании необходимо инвестировать в новые мощности и, таким образом, поддерживать способность к быстрой переналадке. Если компания не может позволить себе произвести дополнительные инвестиции,следует переориентироваться на «эффективный» тип или «постоянный поток».Данный тип цепочек поставок широко используется производителями промежуточной продукции, в особенностикогда каждая партия изготавливается по индивидуальной спецификации заказчика, а также в тех случаях, когда потребители готовы платить больше за оказание дополнительного сервиса и производство необходимой партии в ускоренные сроки.Тип цепи поставок «Выстроенный под клиента»Для данного типа цепочек поставок характернывысокая загрузка мощностей, а также предложение широкого (практически неограниченного) набора модификаций конечного продукта, выполненного на основе использования унифицированных материалов и компонентов. Главной целью и конкурентной стратегией компании, полагающейся на данный тип цепей поставок, является предложение товаров с уникальными характеристиками согласно запросу каждого клиента. Если «быстро перенастраивающийся» тип выстроен так, что конечный продукт может быть специфицирован в очень широком диапазоне (единственным ограничением являются технические возможности), то для данного типа спецификация задана в более узких рамках. Как правило, это все возможные комбинации из уже заготовленных унифицированных компонентов и полуфабрикатов.

Кроме того, спецификация под конкретный заказ может происходить путем придания конечному продуктуособого цвета, оформления, упаковки и т.д.Основнойже отличительной чертой является то, что процесс спецификации всегда короче по времени и происходит после непосредственнопроизводственного процесса.Главной сложностью при утверждении данной цепи поставок является то, что по причине неограниченного количества возможных спецификаций практически невозможно прогнозировать возможный спрос для каждой отдельной спецификации; вместе с темзапасы полуфабрикатов и компонентов должны пополняться исходя из ожидаемых уровней спроса. Таким образом, данная модель, по сути, является комбинацией двух других: производство и пополнение унифицированных компонентов происходит по моделям «эффективный» или «постоянный поток», тогда как при послепроизводственной спецификации используется «быстро перенастраивающийся» тип.Для того чтобы данный тип цепочки функционировал успешно, необходимо соблюдение ряда условий:Выбор между моделями «эффективный» и «постоянный поток» для предспецификационных производственных процессов должен быть основан на анализе характера спроса. Если спрос на производственные запасы в достаточной мере стабилен, то используется «постоянный поток».УДК001Спецификация и прочие послепроизводственные процессы должны происходить в рамках «быстро перенастраивающиейся» модели.Компания должна стремиться предлагать рынку максимально широкий перечень возможных спецификаций, при этом использовать как можно меньше видов компонентов, материалов и полуфабрикатов. Последнее должно значительно снизить сложность оперирования данной цепочкой поставок.Для того чтобы сократить время выполнения заказа, необходимо всегда поддерживать высокий уровень унифицированных производственных запасов в цепи поставок.Производство и пополнение запасов наиболее популярных спецификаций, пользующихся стабильным спросом, можно осуществлятьс помощьюмоделей«эффективный» и «постоянный поток».Использование данной модели цепи поставок типично для производителей компьютеров и автомобилей. Кроме того, она находит применение в производстве бумаги, где после получения заказовспецификацийиз большого рулона бумаги начинают изготавливать индивидуальные заказы. В сфере услугнекоторые рестораны быстрого питания также полагаются на данную модель.Тип цепи поставок «Гибкая»

Данная цепочка поставок подходит для компаний, работающих в сегментах рынка с непредсказуемым спросом, а потому их главные задачи –это уметь справиться с пиковыми уровнями спроса, а также поддерживать рентабельность на приемлемом уровне в условиях продолжительной низкой загруженности мощностей.Главной характерной чертой данной цепочки поставок является адаптация, что означает способность реконфигурировать внутренние производственные и логистические процессы под нужды клиента так, чтобы выполнить его заказ или решить проблему. Эта модель, как правило,используется компаниями, специализирующимися на оказании срочных, незапланированных заказов. Исходя из сущности срочных заказов, для клиента важно не толькото, чтобы поставщик смог быстро выполнить заказ, но и то, чтобы он сумел разработать, предложить решение проблемы, отвечающее запросам клиента. По этой причине вопрос о цене не столь важен для клиента, а важно быстрое и качественное урегулирование проблемных ситуаций.Для того чтобы данный тип цепочки функционировал успешно, необходимо соблюдение ряда условий:Компании необходимо иметь широкий пул незадействованных мощностей, готовых включиться в производственный процесс по первому требованию.В то же время иметь простаивающие мощности не всегда экономически целесообразно, поэтому выполнение заказа также может выполняться с использованием аутсорсинга.Ключевые поставщики также должны уметь работать в системе срочных, неотложных заказов.Адаптивность скорее достигается путем использования многих активов с низкой загрузкой, чем через использование нескольких активов с высокой загрузкой.Особое внимание следует уделить разработке системы получения первичной информации от клиента, из которой сразу ясны все запросы клиента,и можно немедленно приступить к их реализации.Типичным примером компаний, использующих данную модель цепей поставок, являются те, что специализируются на ремонте и оказании сервисных услуг промышленным предприятиям, которые изза внезапных поломок оборудования могут нести колоссальные убытки. Таким образом, обслуживающей организации необхоУДК001димо иметь достаточные мощности, чтобы в кратчайшие сроки произвести и установить все необходимые детали и компоненты.Как правило, компании хотят, чтобы их цепочки поставок обладали преимуществами каждой модели. Вместе с темиспользование разных моделей цепей поставок требует разных, зачастую противоположных действий, поэтому в большинстве случаевреализовать их все в одной модели не представляется возможным.В то же времявозможно выстроить сразу несколько параллельных цепочек поставок, направленных на обслуживание конкретных сегментов рынка, предоставляя именно тот уровень сервиса и цен, которые удовлетворятопределеннуюгруппупотребителей.Использование стратегической карты может значительно упростить процесс разработки и утверждения логистической стратегии. После тогокак выявлены и проанализированы ключевые факторы конкуренции для данного рыночного сегмента, при помощи стратегической карты можно подобрать одну из трех моделей, в наибольшей степени подходящую для достижения самых высоких показателей в ключевых областях конкуренции.

Стратегическая карта логистики,ориентированной на реактивность



УДК001Pavel Kostenko,Student, Samara State University of Economics, Samarakostenkopaul@mail.ruYuliya Minenkova,Student, Samara State University of Economics, SamaraJuliaminenkova@mail.ruNatalya Karpova,Doctor of Economic Sciences, Professor at the chair of marketing and logistics, Samara State University of Economics, Samaranatk08@rambler.ruResponsible Supply ChainAbstract.The papercharacterizes the Responsible Supply Chain. The authors give analysis and identification of the key factors in strategic alignment sourcing business conditions in different market segments.Keywords:logistics strategy, logistics efficiency, building supply chain, strategicfit, the balance of “reactivity/effectiveness”.

Рекомендовано к публикации:

Некрасовой Г. Н., доктором педагогических наук, членом редакционной коллегии журнала «Концепт»