Педагогические компоненты формирования профессионального мышления будущих учителей физической культуры

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Печко А. Н. Педагогические компоненты формирования профессионального мышления будущих учителей физической культуры // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – № 4 (апрель). – С. 181–185. – URL: http://e-koncept.ru/2015/15125.htm.
Аннотация. В статье проведен анализ использования педагогических компонентов обучения в процессе формирования профессионального мышления будущих учителей физической культуры. Приняты во внимание специфика и направленность данной специализации. Предложены рациональные пути подготовки специалистов в данной сфере образования для достижения необходимого уровня сформированности мышления для будущей профессиональной деятельности.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
ПечкоА.Н.Педагогическиекомпонентыформированияпрофессиональногомышлениябудущихучителейфизическойкультуры//Концепт. –2015.–№04 (апрель).–ART15125. –0,4п.л.–URL:http://ekoncept.ru/2015/15125.htm.–Гос.рег.Эл№ФС7749965.–ISSN2304120X.

1

ART15125УДК378.147

ПечкоАлександрНиколаевич,

преподавателькафедрыфизическоговоспитанияЧерниговскогонациональноготехнологическогоуниверситета,г.Чернигов,Украинаalek.pechko@yandex.ua

Педагогическиекомпонентыформированияпрофессиональногомышлениябудущихучителейфизическойкультуры

Аннотация.Встатьепроведенанализиспользованияпедагогическихкомпонентовобучениявпроцессеформированияпрофессиональногомышлениябудущихучителейфизическойкультуры.Принятывовниманиеспецификаинаправленностьданнойспециализации.Предложенырациональныепутиподготовкиспециалистоввданнойсфереобразованиядлядостижениянеобходимогоуровнясформированностимышлениядлябудущейпрофессиональнойдеятельности.Ключевыеслова:обучение,профессиональноемышление,уровнисформированности,педагогическийкомпонент,метод.Раздел:(00)педагогикаиобразование(рецензируемыйраздел).

В основу технологии формирования профессионального мышления будущих учителей физической культуры нами положены понятия о структурнофункциональной взаимосвязи всех компонентов учебного процесса. При этом принято исходить из того, что она должна обеспечивать формирование следующих составляющих профессионального мышления: системызнаний, умений и навыков, способы их совершенствования, приемы педагогического мышления, включающие ряд иерархически организованных уровней: уровень общих идей, уровень конструктивнометодических схем, уровень технических приемов; системыстратегических интеллектуальных умений, которые регулируют процесс мышления будущего учителя физической культуры и активизируются в процессе выработки и принятия соответствующих решений впедагогической деятельности.Опираясь на результаты анализа научнопедагогических и психологических источников [1–4], стало возможным выделение структурных компонентов, которые способствуют процессу формирования профессионального мышления будущих учителейфизической культуры:концептуальный компонент –включает социальный заказ, цель, задачи, принципы и педагогические подходы процесса формирования профессионального мышления;целевой компонент –содержит характеристику категорий целей в учебнопознавательной деятельности, мотивы, ценности, потребности и интересы, которые составляютспецификуработы учителя физической культуры;содержательный компонент –предполагает наличие знаний, умений и навыков, которыми должны владеть будущие учителя физической культуры;операционнодеятельный компонент –определяется формами, методами и средствами формирования профессионального мышления;контрольнооценочный компонент –направлен на осуществление контроля и оценки уровня сформированности профессионального мышления будущих учителей физической культуры, обусловленпереходом с низкого на более высокий.Охарактеризуем подробнее основные компоненты предложенной технологии.ПечкоА.Н.Педагогическиекомпонентыформированияпрофессиональногомышлениябудущихучителейфизическойкультуры//Концепт. –2015.–№04 (апрель).–ART15125. –0,4п.л.–URL:http://ekoncept.ru/2015/15125.htm.–Гос.рег.Эл№ФС7749965.–ISSN2304120X.

2

Концептуальный компонент.Во время проектирования целей и задач процесса формирования профессионального мышления будущих учителей физической культуры необходимо выделять соответствующие принципы и подходы педагогического обучения, а именно:принцип целостности –основан на гармоничном взаимодействии всех компонентов, что достигается за счет наличия эффективной обратной связи между ожиданием и результатом учебной деятельности студентов;принцип адекватности цели и содержания –предполагает использование информации, которая соответствует требованиям раскрытия конкретных учебных тем для оптимизации и повышения уровня процесса обучения и усвоенияучебного материала в целом;принцип профессиональной направленности –призван обеспечить глубокую взаимосвязь между фундаментальной и профессиональной составляющими подготовки будущего учителя физической культуры. Его реализация связана с формированием устойчивой мотивационной сферы как основы профессиональной направленности личности;принцип дифференциации –означает разделение в учебновоспитательной работе учителя уровней физического, психического, социального, духовного, интеллектуального развития воспитанников, стимулирования активности с учетом индивидуальных особенностей личности;принцип профессионализации –предполагает умение будущего учителя физической культуры давать профессиональную оценку своей профессиональной деятельности и деятельности учеников.Следующейсоставляющейконцептуального компонента были выделены педагогические подходы к процессуформирования профессионального мышления учителей физической культуры. В них вошли:личностнодеятельный подход –предполагает исследование особенностей профессиональной деятельности учителя физической культуры, выявление базовых характеристик профессионального мышления, обеспечивающих успешное решение профессиональных задач, позволяющихопределить механизмы регуляциии управления педагогической деятельностью;системный подход –применяется к анализу педагогических объектов, имеющих множество взаимосвязанных элементов, объединенных общностью функций и целей, единством управления и функционирования, что присуще педагогическим системам;технологический подход –позволяет учителю актуализировать овладение определенными приемами, процедурами, операциями, которые заключаются в поиске средств целенаправленного формирования своих профессиональных качеств, обеспечивающих эффективность профессиональной деятельности;задачный подход –предполагает введение в содержание учебной информации таких задач, которые активизируют мыслительные процессы студентов, закрепляют у них умения оперировать теоретическими знаниями в практических ситуациях, пользоваться ими при решении учебных задач, осмысливать и видеть их перспективу для успешной профессиональной деятельности;творческий подход –позволяет отойти от шаблонного мышления, приблизить и адаптировать учебновоспитательный процесс к конкретным условиям обучения.Целевой компонент.Во время проектирования целей и задач процесса формирования профессионального мышления будущих учителей физической культуры цеПечкоА.Н.Педагогическиекомпонентыформированияпрофессиональногомышлениябудущихучителейфизическойкультуры//Концепт. –2015.–№04 (апрель).–ART15125. –0,4п.л.–URL:http://ekoncept.ru/2015/15125.htm.–Гос.рег.Эл№ФС7749965.–ISSN2304120X.

3

лесообразно использовать логику таксономии учебных целей, разработанную группой американских ученых под руководством Б.С. Блума,в когнитивной сфере [5].Применение данной концепции предусматривает выделение общих целей подготовки будущего учителя физической культуры впроблеме сформированности у него профессионального мышления:ознакомление с основными понятиями проблемы; понимание их сущности; осознание целей, задач, специфики процесса формирования профессионального мышления будущих учителей физической культуры;постепенное и систематическое овладение профессиональными знаниями,умениями и навыками профессиональнопедагогической деятельности (от репродуктивного к оценочнопродуктивному);учет различных уровней профессиональнопедагогической самостоятельности студентов (от помощи преподавателя, работы по алгоритмамдо полной самостоятельности);разработка уровней профессионального мышления будущего учителя физической культуры;подготовка будущего учителя физической культуры к сознательному выбору оптимальных форм, методов и средств формирования профессионального мышления.Содержательный компонентформирования профессионального мышления будущих учителей физической культуры предусматривает обогащение студентов информацией об особенностях и специфике физкультурной деятельности, огромное внимание должно обращаться на передачу специальных знаний, двигательных умений и навыков отучителя к ученику и восприятиеучеником этой информации. Студенты знакомятся с методикой передачи знаний в физическом воспитании, которая включает в себя:1.Обеспечение необходимых специальных знаний без ущерба для двигательной активности учащихся. Решение этой задачи достигается сочетанием теоретического материала с содержанием практической деятельности.2.Использование методов активизации познавательной деятельности учащихся (самостоятельная работа с литературой, самосовершенствование, самоанализ и т. п.).3.Реализация межпредметных связей. Усвоение теоретического материала происходит лучше, если при этом ссылаться на знания из других учебных предметов.4.Обеспечение контроля с целью корректировки действий и знаний учащихся.Студенты узнают о необходимости применения поэтапной структуры обучения физическим упражнениям. Этот процесс обучения целесообразно разделять на четыре этапа.I этап –создание представления о физическом упражнении. На этом этапена основании опыта и знаний учащихсяформируется представление о новом упражнение в виде будущей модели действия. Осмысление двигательного задания и установка овладения им происходят на основе наглядных и речевых методов.II этап –начальноеразучивание. На данном этапе происходит непосредственное овладение техникой физического упражнения с целью формирования двигательного умения.III этап –этап углубленного разучивания. Целью этого этапа является стабильное выполнение физического упражнения и формирование двигательного навыка. Достигают этого путем многократного серийного повторения.ПечкоА.Н.Педагогическиекомпонентыформированияпрофессиональногомышлениябудущихучителейфизическойкультуры//Концепт. –2015.–№04 (апрель).–ART15125. –0,4п.л.–URL:http://ekoncept.ru/2015/15125.htm.–Гос.рег.Эл№ФС7749965.–ISSN2304120X.

4

IV этап –совершенствование двигательного навыка. На данном этапе происходит формирование двигательного умения высшего порядка, для которого характерны вариативность и способность перестраиваться в ходе деятельности.Операционнодеятельный компонентформирования профессионального мышления учителей физической культуры включает в себя комплекс организационных форм, методов и средств психологопедагогической подготовки: лекционные, семинарские и практические занятия, деловые и ролевые игры, самостоятельные творческие работы, беседы, дискуссии, сообщения, методы проектов, методы педагогических ситуаций и др.Учебные задачи должны быть направлены на формирование профессионального мышления будущих учителей физической культуры. Стержень определяют учебнопрактические задания, которые содержат исследовательские и проблемные элементы, которые ставят студентов в позицию экспериментаторов, стимулируют творческое овладение рациональными способами применения знаний на практике.Основным требованием выступает усиление учебнопедагогической направленности каждой лекции наформированиепрофессионально активной позиции будущих учителей физической культуры. Это происходит за счет более детального разъяснения социального значения педагогической и физкультурноспортивной деятельности учителя физической культуры и с помощью использования новейших научнометодических сведений.На практических занятиях особое внимание необходимо уделять формированию у студентов практических навыков решения педагогических задач и ситуаций, что обеспечивает формирование профессионального сознания и социальнопедагогической направленности профессиональной подготовки будущих учителей физической культуры. Такая организация и методическое обеспечение практических занятий с использованием различных методов и способов в значительной степени положительно влияют на развитие профессионального мышления будущих учителей.Контрольнооценочный компонент.Эффективен как результат мониторинга и диагностики уровня сформированности у студентов профессионального мышления.В него входит:Педагогическое наблюдение.Этот метод дает возможность получать информацию о студентах, доступен и не требует сложной подготовки, дает возможность изучать действия студентов без экспериментального исследования, анализировать их деятельность, поведение, отвечает требованиямцеленаправленности, объективности, системности и систематичности, упорядоченности и простой фиксации. Однако этот метод в педагогической диагностике эффективнее реализовывать с другими методами диагностики, такими как анкетирование, беседа и тому подобное.Анкетирование.С помощью анкетирования можно получать эмпирические материалы о студентах: их суждениях, намерениях, самооценкеи тому подобное. Метод выгодно отличается от других значительной скоростью получения информации, несложной обработкой, использованием математических методов анализа данных, удобным способом фиксирования результатов. Недостатком метода можно считать возможность получения недостоверной информации, также ее нельзя считать окончательной и откровенной. Указанный метод служит как вспомогательный метод получения информации по конкретным вопросам.Беседа. Этот метод диагностики профессионального мышления позволяет получать информацию достаточно широкого диапазона в процессе непосредственного общения со студентами. Четкая постановка цели беседы и заблаговременная подготовка вопросов помогает сделать ее наиболее целенаправленнойи получить ПечкоА.Н.Педагогическиекомпонентыформированияпрофессиональногомышлениябудущихучителейфизическойкультуры//Концепт. –2015.–№04 (апрель).–ART15125. –0,4п.л.–URL:http://ekoncept.ru/2015/15125.htm.–Гос.рег.Эл№ФС7749965.–ISSN2304120X.

5

необходимую информацию. Положительным моментом этого метода является возможность учитывать реакцию студентов, изменять вопрос. Однако у этого метода наблюдается невысокая возможность получения объективной информации, а расчет на откровенность не всегда оправдан. Рейтинговая система оценивания. С помощью этого метода показатели, которые можно оценивать, приобретают определенные оценочные шкалы, шкалы ранжирования. Весомое проявлениеметода –удобство системы оценивания, возможность сравнивать отдельные показатели друг с другом с использованием элементов математической статистики.Тестирование.Проводимые устные или письменные опросы дают возможность получения высокого уровня достоверной информации по важным аспектам. Во время диагностирования рационально использовать комплексные самостоятельные и контрольные работы, решение и составление педагогических ситуаций, моделированиеи проектированиепедагогических процессов. В процессе исследованиятестирование служит продуктивным методом диагностики уровня сформированности профессионального мышления будущих учителей физической культуры Педагогический эксперимент. Этот метод помогает проверять вероятность рабочих гипотез, выявлять связи и отношения между отдельными элементами педагогических систем. Эффективное применение педагогического эксперимента определенной направленности дает возможность констатации реальных показателей уровня сформированности профессионального мышления будущих учителей физической культуры. В экспериментальных и контрольных группахможно фиксировать и экспериментально обрабатывать начальные и завершающие показатели измерений, анализировать происходящие измененияи сопоставлять разногласия. На основании полученных результатов делаются определенные выводы о степени влияния факторов (средств) на целевой результат.Сочетание различных методов позволяет повысить эффективность и качество педагогических исследований. Этому также способствует активное применение в педагогических исследованиях математикостатистических методов и использованиесовременных компьютерных технологий.Учитывая перечисленные педагогические компоненты, можно выделить четыре уровня сформированности профессионального мышления учителя физической культуры: критический (интуитивный), допустимый (репродуктивный), достаточный (продуктивный) и оптимальный (продуктивнотворческий). Охарактеризуем их.Критический уровеньхарактеризуется недостаточной сформированностью профессиональных намерений, отсутствием понимания сущности учебного процесса, его содержательных аспектов. Специалист такого уровня с трудом проектирует, реализует учебные задачи в практической деятельности, не имеет представления о подходах, принципах, методах и формах организации занятий. Такой учитель демонстрирует отсутствие необходимых знаний и умений для решения педагогических задач, репродуктивное выполнениедеятельности, отсутствиестремления к творчеству.Для допустимого уровняхарактерным является решение профессиональных задач в пределах инструкций, правил, нормативов, а в сложных, неожиданных и нестандартных ситуациях педагог ориентируется с трудом, у него недостаточно развита способность к прогнозированию. Отсутствуют систематические представления педагога о содержании, принципах и методах обучения. Педагог недостаточно требователен к себе, не проявляет инициативы в общении, не всегда способен принять самостоятельное решение в сложных ситуациях.ПечкоА.Н.Педагогическиекомпонентыформированияпрофессиональногомышлениябудущихучителейфизическойкультуры//Концепт. –2015.–№04 (апрель).–ART15125. –0,4п.л.–URL:http://ekoncept.ru/2015/15125.htm.–Гос.рег.Эл№ФС7749965.–ISSN2304120X.

6

Достаточный уровеньотличается осведомленностью о содержании профессиональной деятельности. Педагог демонстрирует достаточный уровень осведомленности в теоретических, методологических и методических вопросах. На данном уровне у педагога отмечаются сформированность большинства необходимых умений и навыков, попытки их творческой реализации, в нестандартной ситуации он не теряется, способен быстро и самостоятельно принимать правильные педагогические решения.Оптимальный уровеньхарактеризуется успешностью в решении задач учебновоспитательного процесса, которые отличаются оригинальностью, у таких педагогов хорошо развита способность к прогнозированию, имсвойственен поиск новых методик, средств, приемов, способов обучения. Педагог данного уровня проявляет устойчивую ориентацию на ценности своей профессиональной деятельности, демонстрирует глубину, устойчивость и осознанность профессиональных знаний, умений и навыков, имеет целостное представление о процессе самосовершенствования, объективной самооценки и самоанализев профессиональной деятельности.С учетомвышеизложенного можно подытожить, что формирование профессионального мышления будущих учителей физической культуры происходит на основе включения их в активнотворческую деятельность, направленную на исследование целостного педагогического процесса. С одной стороны, оно касается процесса формирования профессионального мышления, с другой –системыотношений целостного учебновоспитательного процесса, которую они должны знать и использовать в своей будущей педагогической деятельности.

Ссылкинаисточники1.Сластенин В. А., Каширин В. П. Психология и педагогика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. завед.–М.: Академия, 2001. –480 с.2.Психология педагогического мышления: теория и практика / под ред. М. М. Кашапова. –М.: МП РАН, 1998. –149 с.3.Психология: учеб. для интов физ. культуры. –М.: Физкультура и спорт, 1987. –367 с.4.Прохорова М. В. Теоретические и методологические основы управленческой компетентности специалистов по физической культуре и спорту в условиях высшего физкультурного образования: дис. дра пед. наук. –СПб., 1992. –429с.5.Bloom B. S. Taxonomy of Educational Objectives: TheClassification of Educational Goals. –N.Y.: Longman,1964.

Alexander Pechko,Lecturerat the chairof Physical Education, Chernihiv National Technological University, Chernihiv, Ukrainealek.pechko@yandex.uaPedagogical components ofprofessional thinkingformation of future Physical Culture teachers Abstract.The paper deals withpedagogical components in studying,which are used for professional thinking formation of future Physical Culture teachers. The specificity and directionare taken into account of this specialization. The author suggeststhe rational ways of studying specialists of physical education to increasethe level of professional thinking infuture professional activities.Keywords:studying, professional thinking, levels of formation, pedagogical components, method.References1.Slastenin,V. A.&Kashirin,V. P. (2001) Psihologija i pedagogika: ucheb. posobie dlja stud. vyssh. ucheb. zaved.,Akademija, Moscow, 480 p.(inRussian).2.Kashapov, M. M. (ed.) (1998) Psihologija pedagogicheskogo myshlenija: teorija i praktika,MP RAN, Moscow, 149 p.(inRussian).3.(1987) Psihologija: ucheb. dlja intov fiz. kul'tury,Fizkul'tura i sport, Moscow,367 p.(in Russian).4.Prohorova,M. V. (1992) Teoreticheskie i metodologicheskie osnovy upravlencheskoj kompetentnosti specialistov po fizicheskoj kul'ture i sportu v uslovijah vysshego fizkul'turnogo obrazovanija:dis. dra ped. nauk, St. Petersburg, 429 p.(in Russian).5.Bloom,B. S. (1964) Taxonomy of Educational Objectives: The Classification of Educational Goals, Longman,New York (in Russian).ПечкоА.Н.Педагогическиекомпонентыформированияпрофессиональногомышлениябудущихучителейфизическойкультуры//Концепт. –2015.–№04 (апрель).–ART15125. –0,4п.л.–URL:http://ekoncept.ru/2015/15125.htm.–Гос.рег.Эл№ФС7749965.–ISSN2304120X.

7

Рекомендованокпубликации:

Утёмовым В. В., кандидатомпедагогическихнаук;ГоревымП.М.,кандидатомпедагогическихнаук,

главнымредакторомжурнала«Концепт»



ПоступилавредакциюReceived10.04.15ПолученаположительнаярецензияReceivedapositivereview12.04.15ПринятакпубликацииAcceptedforpublication12.04.15ОпубликованаPublished30.04.15

©Концепт,научнометодическийэлектронныйжурнал,2015©Печко А. Н.,2015www.ekoncept.ru