Бизнес-школа как институт территориального развития

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Магрупова З. М. Бизнес-школа как институт территориального развития // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – № 7 (июль). – С. 1–5. – URL: http://e-koncept.ru/2015/15223.htm.
Аннотация. В исследовании рассмотрены организационные проблемы модернизации образования на инновационной основе. Автор сосредоточил свое внимание на исследовании проблемных вопросов развития бизнес-школы Череповецкого государственного университета (ЧГУ) и сформулировал конкретные пути их решения. Рассмотрены направления деятельности кафедры как научного подразделения в условиях модернизации системы управления вузом.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Магрупова З. М. Бизнесшкола как институт территориального развития// Концепт. 22015. 2№07(июль). 2ART15223. 20,5 п.л. 2URL: http://ekoncept.ru/2015/15223.htm.2ISSN 2304120X. 1

ART15223УДК378.147

Магрупова Зульфия Мазгаровна,доктор экономических наук, заведующая кафедрой экономики и управления ФБГОУ ВПО «Череповецкий государственный университет», г. Череповецmzm68@mail.ru

Бизнесшкола как институт территориального развития

Аннотация. В исследовании рассмотрены организационные проблемы модернизации образования на инновационной основе. Автор сосредоточил свое внимание на исследовании проблемных вопросов развития бизнесшколы Череповецкого государственного университета (ЧГУ) и сформулировал конкретные пути их решения. Рассмотрены направления деятельности кафедры как научного подразделения в условиях модернизации системы управления вузом.Ключевые слова: модернизация образовательного процесса, формирование образовательной среды, бизнесшкола, стратегические ориентиры, инновационная составляющая.Раздел:(01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).

Участвуя вмодернизации образовательного процесса, необходимопостроитьсбалансированную систему взаимоотношений с предпринимательскими структурами, государственными и муниципальными органами управления,с тем,чтобы учесть интересы бизнеса и государства в развитии инновационной экономики путемподготовки профессиональных кадров высшей квалификации. Бизнессреда в лицеруководителеймалых и средних предприятий является и заказчиком,и донором организаций,осуществляющих образовательные услуги.Территориальнаямодель институтов развития предпринимательства может быть представлена в виде «бизнес–власть–наука». Однако эту модель необходимо дополнитьеще однимэлементом «образование». Инновационные преобразованияв подготовке современных, отвечающих требованиям рынка труда, выпускниковдолжны носитьсистемный характер, охватывая все направления деятельностибизнесшколы, в том числе образовательные программы,их учебнометодическоеобеспечение, развитие НИР, информационное, материальное обеспечение, осуществление воспитательной работы и др.Проводником идей и требований предпринимательской среды к образовательной сфере являются бизнесшколы[1]. Как структура, способнаялоббировать интересы и учитывать потребности бизнеса региона вформировании здоровой и эффективно функционирующей предпринимательской среды, онанепосредственно заинтересована в создании профессионального корпуса менеджеров, способных принимать эффективные управленческие решения. Поэтомусвязимеждукорпусом предпринимателей и бизнесшколой должны постоянно укрепляться, только в этом случае возможно повысить качество подготовки менеджеров, а значит и образовательных услуг.В основу стратегииразвития бизнесшколы (института) (БШИ) положено качествопредоставления образовательных услуг. Но в отличие от классических образовательных учреждений,в целевые установки бизнесшколывключены усиление предпринимательской направленности бизнесобразования и интеграция образования, науки, производства.Каждая из указанных целевых установок предполагает решение ряда задач (см. рис.1). Магрупова З. М. Бизнесшкола как институт территориального развития// Концепт. 22015. 2№07(июль). 2ART15223. 20,5 п.л. 2URL: http://ekoncept.ru/2015/15223.htm.2ISSN 2304120X. 2

Рис. 1. Целевые установки бизнесшколы

Базовым положением инновационной составляющей модернизации образовательного процесса выдвигается смена парадигмы, содержания и методики в современном образовании. В современных условиях невозможно построить качественно эффективный образовательный процесс без опоры на результаты научной деятельности и научный потенциал вуза. Образование как таковое должно инициировать новые идеи, инновационные решения и технологии, внедрять в жизнь опережающие общественную практику академические научные исследования. Это оптимальный способ преодоления догоняющего по отношению к профессиональной деятельности типа образования, сложившегося сегодня. Характерной особенностью современного образования является интеграция высшего образования. Появилась настоятельная необходимость интегрирования высшего образования России в различные системы бизнесобразования Западной Европы и США. Это предполагает совместимость учебных планов, методик и форм преподавания, структуры и содержания отдельных предметов. При этом подразумевается наличие существенной специфики отдельных дисциплин, связанных с особенностями экономического развития и предпринимательской деятельности в отдельных государствах. Данное сотрудничество не исключает, а даже предполагает сохранение собственного лица, то есть специфики национальной культуры.Изучение каждой отдельной дисциплины по выбору строится по общей схеме: лекция –тренинг –деловая игра –анализ.Магрупова З. М. Бизнесшкола как институт территориального развития// Концепт. 22015. 2№07(июль). 2ART15223. 20,5 п.л. 2URL: http://ekoncept.ru/2015/15223.htm.2ISSN 2304120X. 3

Таким образом, обучение становится замкнутым циклом с обратной связью, включающим в себя собственно обучение, контроль и коррекцию. В результате студенты приобретают знания, основанные на понимании, проверенные на практике, а также психологическую подготовку к деятельности в реальных условиях.В предлагаемом исследовании автор проанализировал требования, и имеющийся для решения поставленных задач потенциал ЧГУ, критически оценил существующие традиционные методы обучения, основывающиеся на механическом запоминании возможно большего объема быстро устаревающих знаний. Основными направлениями перехода на иные стандарты обучения, по мнению автора, являются:смена идеологии образования бакалавров экономического профиля и реализации ее в практической деятельности;формирование творческой креативной педагогики в целях развития у учащихся навыков преобразовательной деятельности, стремления осваивать новое;развитие активной познавательной деятельности студентов путем усиления требований к их самостоятельной работе, а значит и к ее организации, переход на практикоориентированное обучение;изменение подхода к научноисследовательской работе, формирование исследовательских навыков у студентов, начиная с 1гокурса;формирование информационнообразовательной среды на основе новых технологий обучения;практическая реализация в контексте новых ФГОС программ обучения на основе компетентностного подхода к подготовке специалистов управленческой и финансовоэкономической сферы с использованием модульной системы обучения;совершенствование системы управления учебновоспитательным процессом.В стратегическом плане миссия бизнесшколы формулируется как подготовка специалистов для хозяйственных и управленческих структур в государственном и предпринимательском секторах экономики, способных использовать новейшие достижения и результаты научных исследований в экономике хозяйствующих субъектов с целью повышения эффективности деятельности и ускорения их инновационного развития. С учетом миссии бизнесшколы, необходимо определить задачи перестройки научной работы.1.Активизация научной деятельности ППС, вовлечение преподавателей в выполнение научных исследований и разработок. Стимулирование их инновационной деятельности как за счет снижения объема учебных поручений, так и за счет материального вознаграждения 2.Активноевовлечение в научные исследования обучающихся, как на основе привлечения в аспирантуру и магистратуру, так и на более ранних этапах обучения в работу студенческих научных кружков, к участию в конкурсах и олимпиадах.

Реализация данных задач позволит обеспечить развитие научных школ института. С учетом места, роли и значения науки в модернизации образовательного процесса, научной работе должно уделяться большое внимание, а развитие научных направлений и научной школы является главным звеном инновационной программы (стратегии) института. Научные исследования в бизнесшколе реализуются по различным направлениям экономической науки: экономической теории, инвестиций в образование, управления финансовыми ресурсами, создания новых форм хозяйствования в предпринимательской среде, повышения конкурентоспособности российского бизнеса и др. Организована и успешно развивается научная школа «Управление образовательным процессом в бизнесшколе». Результаты научных исследований публикуются в виде научных статей в ведущих отечественных и зарубежных журналах, Магрупова З. М. Бизнесшкола как институт территориального развития// Концепт. 22015. 2№07(июль). 2ART15223. 20,5 п.л. 2URL: http://ekoncept.ru/2015/15223.htm.2ISSN 2304120X. 4

выступлений на научных мероприятиях, монографии и др., а также включаются в учебники, учебные пособия, конспекты лекций. В бизнесшколе создан постоянно действующий научнометодический семинар по проблемам бизнесобразования и модернизации образовательного процесса. Планом работы кафедры экономики и управления предусматриваются научные мероприятия в виде конференций всероссийского и регионального уровня, научнометодические семинары и круглые столы, создающие возможностьширокого освещения достижений в науке и практике, обмена опытом и экспериментального апробирования результатов научных исследований. На семинары привлекаются ученые из других вузов, а также представители бизнес сообщества. На этих семинарах в процессе дискуссии вырабатываются интересные предложения по решению проблем. Одним из направлений научной работы кафедры экономики и управления бизнесшколы является подготовка научных и научнопедагогических кадров высшей квалификации для инновационной экономики региона. Этому способствует система аспирантуры, в которой подготовка аспирантов осуществляется по двумнаучным специальностям в области экономических и педагогических наук.Еще одной из основных задач, которую кафедра ставит перед собой, является активное вовлечение и стимулирование научной деятельности студентов. С этой целью на кафедре созданы студенческие научные кружки по различным направлениям экономики и менеджмента, в составе студенческого совета выделен научный актив, деятельность которого состоит в вовлечении студентов в научные исследования. При активном участии органов студенческого самоуправления проводятся круглые столы, межвузовские и внутривузовские конференции, олимпиады и конкурсы. Итоги проводимых мероприятий находят отражение в сборниках научных трудов, в Вестнике ЧГУ, и материалах научного семинара, действующего на кафедре. Обобщая вышесказанное отметим, что задачами кафедры экономики и управления бизнесшколы ЧГУ являются:участие в фундаментальных и прикладных исследованиях по профильной для бизнесшколы тематике;использование результатов научных исследований в образовательном процессе;обеспечение молодых ученых и ППС кафедры информацией о проводимых научных конференциях, семинарах, олимпиадах и других мероприятиях научноисследовательского характера.На основе вовлечения учащихся в научную работу вырабатываются креативное мышление и умение самостоятельно решать нестандартные задачи, то есть компетенции выпускников, необходимые для инновационной экономики. В ЧГУ уже имеется опыт ведения научноисследовательской работы студентов. Подтверждением такой деятельности стал введенный в университете весенний «Фестиваль науки», который как предполагается станет традиционным. На базе бизнесшколы проводятся международные и региональные конференции, также являющиеся традиционными. Студенты БШИ принимают активное участие в различных мероприятиях и получают призовые места. Организация НИР в бизнесшколе представлена на рис. R. Необходимость реализации задач повышения интенсификации и эффективности научных исследований, инновационного развития региона, активизация деятельности и создание новых научных школ требуют укрепления кадрового потенциала кафедры, расширения участия преподавателей в научных исследованиях, в первую очередь выполняемых на конкурсной основе, привлечения к научным исследованиям аспирантов, студентов, молодых преподавателей и докторантов.Магрупова З. М. Бизнесшкола как институт территориального развития// Концепт. 22015. 2№07(июль). 2ART15223. 20,5 п.л. 2URL: http://ekoncept.ru/2015/15223.htm.2ISSN 2304120X. 5

Ставится задача создания устойчивой научной среды, формирование которой возможно на основе постоянно действующего научнометодического семинара на кафедре Экономики и управления, широкого участия профессорскопреподавательского состава кафедры во внутренних конкурсах инновационных проектов, ежегодно проводимых в ЧГУ по наиболее актуальным научным направлениям, грантах, объявляемых РНФ и другими организациями. Планируется активизация работы по проведению конференций и круглых столов совместно с органами государственной власти и представителей бизнеса.

Рис. R.Организация научноисследовательской работы в БизнесШколе

Выполнение научных исследований позволит обеспечить инновационную составляющую образовательного процесса. Важное направление в области инновационного развития БШИ –реализация ее статуса как школы подготовки специалистов, востребованных бизнесом и предпринимательскими структурами в регионе и области, активно участвующих в выполнении крупных социальных общественно значимых задач, стоящих перед экономикой региона. Таким образом, система бизнесобразования ЧГУ в рамках инновационной образовательной программы призвана обеспечить решение следующих задач:интеграция науки, бизнеса и образования через подготовку специалистов в рамках инновационных программ бизнесобразования;использование инновационных форм, средств и методов обучения, обеспечивающих высокое качество подготовки экономистов и менеджеров через систему бизнесобразования;разработка и реализация образовательных программ, ориентированных на развитие у выпускников способностей и практических компетенций с глубокой теоретической подготовкой.Реализация перечисленных задач позволит расширить присутствие ЧГУ на региональном рынке бизнесобразования и предложить программы подготовки экономистов и менеджеров организациям малого, среднего и крупного бизнеса региона.

Для создания широких возможностей выпускникам бизнесшколы для самореализации и практического применения полученных знаний необходимо усиливать их языковую подготовку. Реализуемая в ЧГУ программа привлечения иностранных специалистов и ученых авторитетных зарубежных университетов для чтения дисциплин на иностранном языке ставит новые перспективы перед бизнесшколой: подготовка Директор БШИКафедра ЭиУНаучное студенческое обществоНаучная школаНаучнометодический семинарСтуденческие научные кружкиОбразовательный процесс на инновационной основеКонференции, конкурсы, олимпиадыУчастие в разработках НИРПродолжение обучения в магистратуре, аспирантуреМагрупова З. М. Бизнесшкола как институт территориального развития// Концепт. 22015. 2№07(июль). 2ART15223. 20,5 п.л. 2URL: http://ekoncept.ru/2015/15223.htm.2ISSN 2304120X. 6

учебных программ для бакалавриата и магистратуры, частично или полностью реализуемых на английском (или ином) языке. Уже сегодня в ЧГУ реализуются программы повышения владения иностранным языком через создание групп по изучению английского языка, с включением в них молодых наиболее перспективных в научном и образовательном плане преподавателей. Достижение этой перспективной задачи возможна и через усиление связи с ведущими зарубежными вузами путем обмена студентами на основе участия в грантах и международных программах.Один из блоков инновационной программы бизнесшколы направлен на создание единой информационной средымногоуровневой научнообразовательной системы университета. При этом формируются условия для построения и реализации инновационноориентированной модели экономического и управленческого образования на основе использования современных информационных технологий как способа получения знаний и компетенций, организации и контроля образовательных, организационных и обеспечивающих процессов в ЧГУ, его подразделениях и институтах. Для развития единой информационной среды многоуровневой научнообразовательной системы университета решаются ряд задач:формирование единого информационного пространства на основе внедрения системы Тандем и обеспечение организационного взаимодействия всех структурных подразделений ЧГУ;создание условий для эффективного информационного обмена между научными и учебными подразделениями бизнесшколы и партнерскими бизнесорганизациями;разработка и внедрение системы электронного документооборота как элемента общей информационной системы управления;развитие информационнообразовательного портала, применение дистанционных образовательных технологий, разработка или приобретение программных продуктов для проведения тренингов, компьютерных симуляций, мультимедиаклассов, что расширит возможности реализации программы «Доступная среда», полученияобразования категориями населения, поступающими на заочные формы обучения.Таким образом, будет осуществлена информационная поддержка инновационноориентированных образовательных программ на всех уровнях подготовки.В рамках осуществления инновационной программы в ЧГУ был принят и реализован ряд важных решений структурного характера: на базе ранее существовавших кафедр экономики и менеджмента была создана научная кафедра экономики и управления [R]. В целом учебный процесс в бизнесшколе обеспечивает институт руководителей образовательных программ, возглавляемый заместителем директора бизнесшколы по реализации ОП. В бизнесшколе реализуются 9 основных образовательных программ подготовки дипломированных специалистов, бакалавров, магистров и аспирантов. Образовательный процесс в бизнесшколе строится на принципах преемственности и непрерывности. При этом система непрерывного образования включает в себя [3]:довузовскую подготовку;среднюю специальную подготовку;многоуровневую вузовскую подготовку;послевузовскую подготовку (аспирантура);переподготовку и повышение квалификации преподавателей вузов, а также руководящих работников и специалистов по направлениям института.В бизнесшколе активное развитие получают технологии дистанционного обучения, широко реализуемые при проведении тестирования с использованием сети Интернет, а также использование электронных учебников на компактдисках (кейсовая Магрупова З. М. Бизнесшкола как институт территориального развития// Концепт. 22015. 2№07(июль). 2ART15223. 20,5 п.л. 2URL: http://ekoncept.ru/2015/15223.htm.2ISSN 2304120X. 7

технология), видеоконференции. Расширяется использование в учебном процессе активных форм обучения–деловых игр, контрольного опроса методом «мозгового штурма», мультимедийных обучающих программ, таких как «Экономика предприятий», «Управление финансами», «Управленческий учет» и др.С переходом на новые ФГОС изменяется соотношение между аудиторной и внеаудиторной работой студентов и, значит, меняется нагрузка преподавателей, что предполагает коренные изменения в области организации и проведения самостоятельной работы учащихся.Без качественного кадрового потенциала бизнесшколы невозможно обеспечить столь сложные вопросы инновационных преобразований. Поэтому вопросы повышения квалификационного уровня преподавателей бизнесшколы остаются центральными в кадровой политике.Необходимость повышения уровня знаний работников финансовобанковской сферы, государственного и муниципального управления, крупных корпоративных предприятий требует организации дополнительного профессионального образования, направленного на реализацию двуединой задачи: с одной стороны, на повышение роста доходов каждого отдельного члена общества за счет повышения своего компетентностного уровня;с другой, на повышение темпов экономического развития хозяйствующих субъектов за счет принятия экономически грамотных решений.Резюмируя вышесказанное, отметим, что на сегодняшний день необходимо решить главную задачу –создание инновационной образовательной среды. В свою очередь это невозможно без формирования новых информационнообразовательных технологий, коренным образом меняющих характер учебного процесса, без развития компетентностного подхода в процессе обучения.Перед школой бизнеса ставятся задачи подготовки конкурентоспособной личности, востребованной государством и бизнесом на рынке труда, что требует развития у студентов умений и коммуникативных навыков, потребности в постоянном поиске знаний и самосовершенствовании. Для реализации поставленных задач университет должен стать эффективным Научнообразовательным комплексом, отвечающим самым высоким современным требованиям и способствующим инновационному развитию экономики региона. Развертывание научных исследований по указанным направлениям создаст условия для инновационной ориентации образовательного процесса и широкого привлечения студентов в научные исследования по инновационной тематике. Конечным результатом научных разработок станет подготовка научных монографий и исследований проблем инновационной экономики, способствующих формированию инновационного мышления студентов экономического профиля.

Ссылки на источники1.Антропова Л.В., Магрупова З.М. Организация экспериментальноисследовательской деятельности в бизнесшколе как научная проблема кафедры//Вестник Череповецкого государственного университета. –2014. –№ 8 (61). –С. 1P7–1122.AntropovaL.V., MagrupovaZ.M. Modernizationofeducationalprocessonthebasisofimprovingthesystemofmanagement//European Science and Technology: materials of the IX international research and practice conference, Munich, December 24th –25th, 2014 / publishing office Vela Verlag Waldkraiburg –Munich –Germany, 2014 –Р.543–547.3.Федеральный закон от R9.1R.RP1R №273ФЗ (ред. от R1.P7.RP14) Об образовании в Российской Федерации //Российская газета. –N 303.–31.12.2012.

Магрупова З. М. Бизнесшкола как институт территориального развития// Концепт. 22015. 2№07(июль). 2ART15223. 20,5 п.л. 2URL: http://ekoncept.ru/2015/15223.htm.2ISSN 2304120X. 8

Zulfia Magrupova,Doctor of EconomicSciences, head of the chair of Economy and Management,Cherepovets State University, Cherepovets mzm68@mail.ruBusiness school as institution of territorial developmentAbstract. The paper deals withthe organizational problems of education modernization on innovative basis. The author concentrates attention on the problemresearch of business school’s development in Cherepovets State University and formulates specific ways of its solution. The directions of department’s activity as scientific division in the conditions of management system by university modernization are considered.Keywords: modernization of educational process, formation of educational environment, business school, strategic guidelines, innovative component.References1.Antropova,L.V.& Magrupova,Z.M. Organizatsiya eksperimentalnoissledovatelskoy deyatelnosti v biznesshkole kak nauchnaya problema kafedryi// Vestnik Cherepovetskogo gosudarstvennogo universiteta, 2014. –# 8 (61). –P. 107–112(in Russian).2.Antropova, L. V. &Magrupova,Z.M. Modernization of educational process on the basis of improving the system of management// European Science and Technology: materials of the IX international research and practice conference, Munich, December 24th –25th, 2014 / publishing office Vela Verlag Waldkraiburg –Munich –Germany, 2014 –P.543–547(in English).3.Federalnyiy zakon ot 29.12.2012 #273FZ (red. ot 21.07.2014) Ob obrazovanii v Rossiyskoy Federatsii// Rossiyskaya gazeta. –#303. –31.12.2012 (in Russian).

Рекомендованокпубликации:

ГоревымП. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»



Поступила в редакциюReceived28.-4.15Получена положительная рецензияReceived a positive review3.4.15Принята к пуУликацииAccepted for publication3.-4.15ОпуУликованаPublished26.-7.15

© Концепт, научнометодический электронный журнал, 2015© Магрупова З. М., 2015

www.ekoncept.ru