Религия и трансформация современных политических процессов

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Матвиенко В. А. Религия и трансформация современных политических процессов // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – № 7 (июль). – С. 66–70. – URL: http://e-koncept.ru/2015/15236.htm.
Аннотация. Статья посвящена вопросам влияния религии на политическое развитие общества, его включенности в политическую жизнь общества. Автор анализирует истоки взаимодействия и противостояния религии и политики. Он также определяет основные исследовательские приемы при изучении этих процессов в современной политической практике.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Матвиенко В. А. Религия и трансформация современных политических про0цессов// Концепт. –2015. –№ 07(июль).–ART15236. –0,7 п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15236.htm.–ISSN 2304120X. 1

ART15236УДК 322

Матвиенко Валентина Анатольевна,

кандидат политических наук, доцент кафедры всеобщей истории и религиоведения ФГБОУ ВПО «Елецкий государственный университет им.И. А. Бунина», г. Елецvamatv@mail.ru

Религия и трансформация современных политических процессов

Аннотация. Статья посвящена вопросам влияниярелигии на политическое развитие общества, его включенностив политическую жизнь общества. Автор анализирует истоки взаимодействия и противостояния религии и политики. Он также определяет основные исследовательские приемы при изучении этих процессов в современной политической практике. Ключевые слова: политика, политические процессы, религиозность, политическое пространство, идеология, политические партии, конфликт, политическое взаимодействие, власть.Раздел:(03) философия; социология; политология; правоведение; науковедение.

Религиозность–явление сложное и многообразное. Многообразны и аспекты её влияния: духовный, этнографический, исторический, культурологический, социологический, политический, философский и др. В рамках данной статьи нас более всего будет интересовать вопрос о влиянии религии на политическое развитие человека, его включенностив политическую жизнь общества. Для того чтобы ответить на данный вопрос, необходимо определить значение термина «религиозность» и уже затем соотнести его со значением термина «политика».Большинство исследователей определяют религиозность как некий тип духовнонравственного состояния человека, человеческих сообществ или народа в целом, выражающий особенности, содержание, направленность, глубину и масштаб религиозной веры, всю полноту её жизненных проявлений. Религиозность включает в себя основополагающие черты духовнодушевного склада человека или народа, которые образуют и выявляют их неповторимое своеобразие или религиознонравственный портрет. Религиозностьможно определить и как свойство личности и даже целого народа,выражающее в той или иной мереотношение последних к Богу и божественному.Интересна интерпретация религиозности французского философапозитивиста, социолога и психолога Л. ЛевиБрюля. По его мнению, «коллективные представления служат «основанием» религиозных институтов в силу следующих свойств: они носят императивный характер, передаются из поколения в поколение, навязываются отдельным личностям, побуждая в них чувства уважения, страха, поклонения в отношении своих объектов, не зависят в своем бытии от отдельной личности; они не являются продуктом интеллектуальной обработки, в них образ не отдифференцирован от чувств, слит с эмоциональномоторными элементами» [1].Православный богослов и философ П.А. Флоренский следующим образом определял религию: «Если онтологически религия есть жизнь нас в Боге и Бога в нас, то феноменологически–религия есть система таких действий и переживаний, которые обеспечивают душе спасение. Другими словами, спасение в том, наиболее широком психологическом смысле слова есть равновесие душевной жизни» [2]. Из сказанного выше следует, что религиозность–это фундаментальное свойство человеческой личности, которое существенным образом влияет на все стороны Матвиенко В. А. Религия и трансформация современных политических про0цессов// Концепт. –2015. –№ 07(июль).–ART15236. –0,7 п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15236.htm.–ISSN 2304120X. 2

ее жизнедеятельности и во многом определяетих, а поэтому религиозность есть столь же неотъемлемое свойство или способность человека, как и его эстетическая, интеллектуальная, нравственная способности.С определенной степенью условности можно обозначить ряд критериев религиозности: религиозные идеалы, религиозные принципы и нормы поведения, религиозная направленность чувств.Степень религиозности, ее проявления или даже воздействиена окружающих зависят от той сферы религиозной жизни, в которой пребывает и реализует себя человек. Не случайнорусский православный мыслитель И.А. Ильин в свое время подчеркивал, что сущность человека или этноса можно постичь через только веру. «Только в ней сосредоточено концентрированное выражение духовности. Вера, как живой узел,вбирает в себя и испускает из себя все нити религиозной жизни. Иногда этот феномен обнаруживает себя в слове, иногда в–в душевном состоянии, иногда внешне–в ритуальном обычае. Исследователь должен “ухватить”его, вникнуть, прочувствовать, увидеть сердцем, проследить так, как если бы он находился в этой тончайшей ткани, откуда все основательное в данной религии покажется ему естественным, ясным и понятным, как если бы он сам перенял ее веру» [3]. Область политики, в отличиеот религиозной,одна из наиболее актуальных темсовременного научного и массового сознания. В условиях быстро меняющегося и противоречивого политического процессарезко возрастает потребность обоснованного разрешения политических проблем. Авсе это невозможно без точного определения термина «политика». Он относится к ряду понятий, которые до сих пор вызывают дискуссии. В большинстве случаев термин «политика» объясняется как наука государственного управления, как наука о государственных интересах и эффективных средствах их достижения, как искусство совместного существования. Бесспорно,важная проблема политической жизни–это проблема политической власти. Отсюда вывод: в анализе политики необходимо учитывать два феномена: власть и государство.Обращаяськ истокам этого явления как общественной реальности, следует отметить, что политика возникает одновременно с появлением классов и государств, что,в свою очередь,было обусловлено уровнем развития общества. Ещё с древности политика была тесно связанапрактически со всеми формами человеческого общежития. Существует два уровня анализа такого явления,как политика: научный и обыденный.Научное представление о политике начало формироваться ещё в эпоху Древнего мира. В Средние векагосподствовало теологическое видение общественной жизни, политики и власти. Но уже в эпоху Возрождения возникает дифференциация общественных наук, из ряда которыхвыделяется политэкономия.В XIXв.происходит расширение круга дисциплин,изучающих политические процессы. Уже в 1880 г.в США Совет Колумбийского университета принял решение о создании школы политических наук.В истории политической мысли имеет место множество вариантов и определений политики.Так,Н.Макиавелли освобождает политику от принциповморали. Известно, что именем Макиавелли («макиавеллизм») называется политика, основанная на культе грубой силы, пренебрежении нормами морали. Самоуверенность, смелость и гибкость–вот от чего зависит успех политики, по мнению Макиавелли[4]. В свое времяеще В.И. Ленин подчеркивал, что «политика есть участие в делах государства», а выдающийся немецкий социолог М. Вебер считал, что «политика означает стремление к участию во власти или оказание влияния на распределение власти» [5]. Следовательно, всякий, кто занимается политикой, стремится к участию в делах государства, к власти над другими людьми и их группами. А это означает, что при анализе Матвиенко В. А. Религия и трансформация современных политических про0цессов// Концепт. –2015. –№ 07(июль).–ART15236. –0,7 п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15236.htm.–ISSN 2304120X. 3

политики необходимо исходить из учета решающей роли в политической сфере общества двух главных феноменов–власти игосударства. Научные интерпретации термина «политика» отличаются от обыденного понимания людейчеткой и логической аргументацией, обобщенностью и систематизацией, хотя и не исключают некоторой противоречивости мнений. Всю совокупность научныхопределенийполитики можно систематизировать и разделить на несколько групп, каждая из которых внутренне дифференцирована. В основутипологий данных групп положены используемые для характеристики политики общие исследовательские подходы: социологический, субстанциальный и системный, а также акцентированные в определениях политики ее важнейшие конституирующие качества и функции в обществе. В соответствии с этими подходами можно выделить три группы определений политики: социологические, субстанциальные и научно сконструированные, связанные со специфической интерпретацией политики.Самая распространенная из них–это трактовка политики как действий, направленных на власть: ее обретение, удержание и использование. В повседневной жизни слово «политика» вызывает у людей самые разнообразные ассоциации:политикой часто называют любую целенаправленную деятельность по обретению и удержанию власти, будь то деятельность руководителя государства, партии или фирмы или даже отношение жены к своему мужу, подчиненное определенной цели. Под политикой понимают также искусство достижения «невозможного», а нередко характеризуют ее как «грязное дело». Такой разброс обыденных представлений о политике связан не только с недостаточно четкими, ограниченными или просто ошибочными знаниями о ней различных людей, но в первую очередь со сложностью, многогранностью, богатством проявлений этого феномена. Существует несколько стандартных приемов для описания политики как явления современной жизни. Вопервых, политика как миф. Представления о политике в современных условиях связаныс постоянным присутствием «второй реальности», создаваемой массмедиа, которая по силе воздействия на сознание обычного современного человека как бы опровергает его личный опыт и перечеркиваетзнания, полученные в процессе его образования. Вместе с темцель зрелой «состоявшейся» личности состоит в том, чтобы разобраться в политических процессах, воздействующих на его жизнь и жизнь общества в целом. Политика как миф –это игра по заранее определенным правилам, с заранее известными персонажами: потребитель политических услуг, продавец, СМИ и другие субъекты политических отношений. В этом случае имеют место обманы и скандалы. Отсюда–второй прием описания данного феномена современной жизни: политика –это политика как национальное служение. В современной социальной действительности, национальные особенности часто выступают как общечеловеческие, отраженные в национальном. Для русского народа служение–удерживатьмир от распада,пусть иногда и ценой собственного принижения. Для братских русскому народов служение–быть помощником, соратником в служении, добавлять к национальному служению то, чего русским не хватает, а у других народов имеется. Втретьих,политика определяется как конфликт. Политическая жизнь в настоящее время строится на эксплуатации фактора негативности и имитациях разного рода скандалов и конфликтов. В наши дни очень часто давление СМИ, осуществляемое по законам современных политических технологий, специально перегружает гражданина конфликтами и трагедиями. Это становится особенноактуальным в период предвыборных кампаний или социальноэкономических преобразований, когда возникает острая необходимость привлечь или отвлечь внимание населения от происходящих в стране событий. Постоянное нагнетание обстановки, выброс средствами массовой Матвиенко В. А. Религия и трансформация современных политических про0цессов// Концепт. –2015. –№ 07(июль).–ART15236. –0,7 п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15236.htm.–ISSN 2304120X. 4

информации разного рода негативной информации приводят к тому, что у большинства населения возникает желаниеустранить из жизни конфликт и трагедию, а политику организовать исключительно как процесс поиска компромиссов и консенсусов. Таким образом, легализуются антисоциальные, антинациональные, антигосударственные идеологии, которые разрешают в политике своего рода цензуру в порядке плюрализма и на условиях соблюдения некоторых формальных правил. Разнообразие мнений оказывается дымовой завесой, скрывающейот общества яростную борьбу за власть. Публичная политика, лишенная конфликта вокруг принципиальных вопросов, утрачивает свое истинное предназначение и превращается в фикцию.Неконфликтный взгляд на политическую сферу приводит к появлению в политике определенной системы, в рамках которой провозглашается достижение общих целей или общего блага. Приэтомдо всего населения доводится факт,что существуют какието тайные силы иличто есть нечто, препятствующее общим целям,–другие общества, другие политические организмы. Для победы над ними нужно объединить усилия всего общества, что,в свою очередь,приводит к очередному искажению политики.Вчетвертых, политика понимается как противостояние идеологий. Любая политика имеет теоретическую основу, которая выражается в определенной идеологической доктрине. Идеология разрабатывает цели и задачи развития общества, определяет те социальные силы, опираясь на которые можно достичь цели. Связь политики с идеологией в первую очередь можно представить через национальную идею. Долгое время в нашей стране бытовало опасное мнение, что идеология является заменой религии, чтоподрывает основы общественной нравственности. С этим нельзя не согласиться:да,такие идеологии имеют место быть, но реальностью последних лет стало появление в политическом дискурсе идеологий иного порядка –тех, что происходят из традиций, включая религиозные, аследовательно, ставят веру надполитикой, а политике придают духовнонравственные смыслы. Безусловно, политика–это общественное явление. В современномпериодеразвития ей придаетсяособое значение. Основная причина возрастания роли политики в современном обществе заключается во все усиливающемся воздействии ее на судьбы человека, народов и стран. Именно данная интерпретация политики сближает, как бы «сращивает» политику и религию в их взаимодействии. Но в тоже времямы можем отметить и наличие совершенно иной тенденции–политика в современном мире пытается абстрагироваться от религии хотя бы внешне и предпринимает множество попыток для подмены религиозного духа политическимчувством. В этой непростой, противоречивой ситуации противостояние идеологий в рамках взаимодействия религии и политикиосуществляется посредствомдеятельности религиознополитических организаций и движенийразличной направленности. Все религиознополитические организации и движения разнородны уже потому, что опираются на различные конфессии: католицизм, протестантизм, православие, различные направления ислама, иудаизм, разновидности буддизма и местные верования. Основным содержанием развития христианской политической мысли в Европе стало религиозноэтическое обоснование соответствующей политики, а также поиск путей её развития. Христианскодемократические и христианскосоциалистические движения, имеющие огромное влияние среди протестантов и католиков во многих странах–Бельгии, Италии, Германии, Польше других, руководствуются идеей, что каждая личность должна реализовывать себя, проявляя ответственность перед другими, особенно перед семьей, перед общиной. Так,во второй половине XXв. активно заявилио себе социалхристианские течения, которые разработаликонцепцию либеМатвиенко В. А. Религия и трансформация современных политических про0цессов// Концепт. –2015. –№ 07(июль).–ART15236. –0,7 п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15236.htm.–ISSN 2304120X. 5

ральных реформ и стремились реализовыватьих. Другое католическое движение получило название «народной церкви». Цель–поиск этическирелигиозных решений конкретныхместных социальноэкономических проблем. Одни общины лишь популяризируют Библию и основные постулаты христианского учения, другие –непосредственно участвуют в решении социальных вопросов, уделяя особое внимание улучшению положения обездоленных. Ив политическом развитии так называемого исламского мира религия всегда доминировала. Современные исламские политические течения весьма различны и играют в развитии исламских стран неодинаковую роль. Так, в последние десятилетие неуклонно возрастает влияние исламского модернизма–политического течения, стремящегося обновить трактовку ислама, чтобы обосновать проведение либеральных реформ. Политические течения, основывающиеся на ортодоксальном исламе, идеализируют общественнополитические отношения в исламском мире и выступают против перемен. Современные политические партии, следуя давней исторической традиции, пытаются включить элементы религиозного характера в свои программы, почти попрежнему продолжают использовать религиозные ценности в своих интересах. В свою очередь, и их влияние на сознание громадного большинства граждан, политическое мышление которых преимущественно опирается на религиозные категории, довольно сильно. Примером этому может служить деятельность политических партий религиозной направленности, например: христианскодемократическая партия «Воскресение», Христианский рабочий союз Финляндии и т.д.Естественно, идейная преемственность существует, и современные христианскиеполитизированные группы ищут свои корни в истории: кто в славянской, а кто и в латинской (ХДС Германии) [6]. В отличие от благополучной Европы, политические партии религиозной направленности в России развиты очень слабо, и не только в сравнении с основными политическими партиями, но и в сравнении с христиански ориентированным националпатриотическим движением. Более того, даже имевшиеся в начале 90х гг.христианские демократы имели тенденцию превращаться в христианских националпатриотов. Первая христианскодемократическая партия, Христианскодемократический союз России (ХДСР) Александра Огородникова,была создана путем объединения нескольких небольших групп из Москвы и СанктПетербурга. Иэто объединение оказалось крайне неустойчивым. Вероятно, причины заката ХДС России, созданного в августе 1989 г. и непрерывно распадавшегося с осени 1989 г. по осень 1990 г., были в значительной степени мелочносубъективные, но зато последствия этого распада оказались для христианскодемократического движения очень значимыми. Есть также целый ряд христианских по своей религиозной ориентации мелких партий, проявляющихся лишь эпизодически. Скажем, с осени 1996 г.в Москве существует некий христианскодемократический союз–Христианское согласие. Ав начале 1997 г.Николай Маслов, чиновник, создавший «Партию народного согласия», от лица этой партии потребовал от митрополита СанктПетербургского и Ладожского Владимира покаяться в своих выступлениях в пользу внутрицерковных реформ или уйти из Церкви. 11 февраля 1997 г. созданодвижение «Россия Православная» во главе с Александром Буркиным. Движение это близко к Владимиру Шумейко и прямо поддерживалось патриархией. Но,судя по всему, движение Буркина было создано как «резервная партия» и потом не было востребовано[7]. В последующие годы деятельность политических партий религиозной направленности на территории Российской Федерации практически сошла на нет [8]. И остается лишь прогнозироватьвозможные пути их возрождения и реорганизации после изменения правил регистрации политических партий в современной России.Матвиенко В. А. Религия и трансформация современных политических про0цессов// Концепт. –2015. –№ 07(июль).–ART15236. –0,7 п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15236.htm.–ISSN 2304120X. 6

Но политические партии не единственные силы, претендующие на религиозные чувства. Кроме нихрелигиозностью населения начинают пользоваться средства массовой информации, которые вначале как бы «терпят», а затем вовсе оттесняют партии от формирования чувства единства людей, подменяя относительно устойчивые партийнополитические мифы иллюзорным единством разрозненных сознаний, воспринимающих политику в основном с точки зрения не специалистов из журналистского цеха. Но,с другой стороны, существует опасность иного рода. Так, дистанцируясь от партийв пользу самостоятельного политического выбора, современный человек в определенной степени деполитизируется, причем эта деполитизация естьпрежде всего денационализация, деидеологизация. Общие взгляды утрачивают политическое измерение, и политикой начинают называть лишенную идеологической основы и безответственную предвыборную агитацию. Ясно выраженная политическая идеология является проекцией мировоззренческого выбора и определенного типа мышления. Поскольку в нашем светском обществе церковь отделена от государства, возникает потребность выяснить, как соотносится религия с политикой и властью. Очень интересный ответ на этот вопрос дал митрополит Питирим.«Слово “политика”для меня,–пишет он,–определяется его истинным смыслом, который заложил еще Платон: искусство жить вместе. Искусство достижения сосуществовать. Священник–это тот же политик. Примирить банкира и нищего в одном приходе, чтобы в церкви они чувствовали себя равными детьми божьими» [9].Итак, с точки зрения известного православного иерарха, политика и религия соприкасаются друг с другом в стремлении добиться возможной гармонии между людьмис различными социальностатусными и имущественнымипозициями. Можно сказать, что политика (от греч. politike–государственные, общественные дела)–это связи и отношения между классами, нациями и другими социальными группами по поводу завоевания, удержания и использования государственной власти. Эта функция реализуется благодаря тому, что онаанализирует тенденции развития общественных процессов, определяет общие цели и находит необходимые пути и ресурсы для их реализации. Объективный характер общественного развития предполагает наличие взаимосвязи религии и политики, что обусловливает характер и содержание их взаимоотношений. Очень часто взаимодействие традиционных и постмодернистских миров рассматривается через призму религиозных систем ценностей. Противоречия между светским и сакральным проявляются наиболее остро, когда решение политических и социальных вопросов связано со сферами, где традиционная религия на протяжении столетий играла решающую роль и определяла «правила игры»–семья, образование, гендерные роли и отношения и т.д.Сакральность и власть, религия и политика–две взаимосвязанные и главные ипостаси человеческого общества. Известно, что взаимные религиознополитические отношения, даже соглашения и союзы имели место всегда, начиная с ранних периодов истории. В принципе,религия и политика –независимые феномены общественной жизни: сферы, имеющие свой смысл, свои формы проявления и принципы, характерные элементы–символические традиции и способы осуществления. Каждая сфера имеет определенную ориентацию по отношению к вопросам, затрагивающим принципы жизни исуществования человеческого общества. Тем не менее религия и ее идеологияи политическая жизнь являются важными факторами частной, общественной и государственной жизни. Безусловно, что они поразному действуют в различных аспектах жизнедеятельности общества и людей. Религия и политика соотносятся как духовное и земное, как трансцендентность и фактичность человеческого бытия. Религия преимущественно связана с духовной жизнью Матвиенко В. А. Религия и трансформация современных политических про0цессов// Концепт. –2015. –№ 07(июль).–ART15236. –0,7 п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15236.htm.–ISSN 2304120X. 7

человека, а политика –единственное средство, обеспечивающее практическое решение сложных общественных проблем. В этом отношении религия и политика являются силами, действующими в сфере общественной жизни универсально и параллельно, дополняя и усиливая друг друга. Стратегия взаимодействия государства и религиозных объединений в XXIв.отражает следующие основные тенденции: вопервых, это пролонгация секулярной модели политики в современных реалиях, вовторых,создание благоприятных условий для активного и конструктивного участия религиозных объединений в общественнополитической жизни. В современном обществе взаимные отношения институтов религии и политики рассматриваются в двух аспектах: Первыйсвязан с ролью религии в утверждении духовных политикоэтических и других ценностей общества и выполнением функции моральной поддержки внутренней и внешней политики государства. А это обусловленопрежде всего влиянием на сознание, представления и политическую культуру людей в отношении закона и власти. Второй–занятие религии прямо или косвенно политикой, участие в качестве силы, выражающей интересыкакихто социальных группв связи с усилением их влияния. Религия и религиозные организации в соответствии сосвоимиориентациямии постулатамипринимают участие в идеологической борьбе за духовный мир, разум и мировоззрение людей. Тому пример –противоречия и взаимная борьба между традиционными религиями и атеизмом и его идеологией в недавнем прошлом у народов, проживающих на территории постсоветского пространства и то, ккаким печальным результатам привели гонения на религию. Религиозныеорганизации через организационнополитическуюи идеологическуюдеятельностьпринимают в различных формах и в различной степени активное участие в политической жизни. Это участие определяется объективными условиями развития общества.Религия, в силу своей особенности и стремления проникать как можно глубже в жизнь людей, не может не вмешиваться в социальнополитическую жизнь, определяя политическое устройство общества, моральные и культурные ценности и даже экономическую жизнь. Безусловно, как и любая другая сферажизни, религия зависима от материального производства. Для того чтобы размышлять над религиозными вопросами, заниматься религиозной деятельностью, для того, чтобы могли функционировать религиозные учреждения, необходимы соответствующие материальные предпосылки. Именно материальное производство создаетприбавочный продукт, который используется в духовной области, в том числе и в религии. Но материальные отношения в конечном счетелишь опосредованно обусловливают возникновение, существование и воспроизводство религии. Религия оказывала и оказывает активное воздействие на поведение верующих в сфере экономики и производства, на отношение к труду. Известно, что различные религиозные течения в исторической ретроспективе предложили немало вариантов духовного обоснования экономических процессов.Так, по мнению правящего иерарха Русской Православной церквипатриарха Кирилла,«экономика и политика неотделимы от нравственного состояния личности. Вот что нам всем нужно понять: спасение человека–это не только его частная жизнь, его сокровенные мысли, его минисоциум, который обеспечивается семейными отношениями; но это и макросоциум, это страна, это вселенная. И везде человек может творить дела либо праведные, либо греховные. Современная действительность доносит до нас огромное количество информации об этих неправедных делах, совершаемых и в политике, и в экономике»[10].Матвиенко В. А. Религия и трансформация современных политических про0цессов// Концепт. –2015. –№ 07(июль).–ART15236. –0,7 п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15236.htm.–ISSN 2304120X. 8

Приэтомособо важным является то, что политика в большинстве случаев обусловливается экономическими интересами людей. Люди, обладающие богатством и властью, используют ресурсы государства в своих собственных интересах и, как правило, добровольно от власти не отказываются. Это напрямую связано с тем, что стремление к власти–одно из сильнейших влечений человека. Ещё одним из самых простых критериев взаимосвязи религии и политики является его типология по соотношению влияния религиозного или светского начал в конкретном государстве. Здесь существуют четыре типа –от примата религии до доминанты государства над ней. Первые три типа данного взаимодействия имели место в истории. Особенность четвертого, современного типа взаимодействия–это обострениепротиворечий развития общества и,соответственно,возрастание взаимной ответственности человека, общества и государства. В современном мире особенно возросла потребность в политике, считающейсясэтическими требованиями. В эпоху глобализацииполитика, которая пренебрегает моральной ответственностью и независимаот нее,является очень опасной. Государство, вставшее на такой путь, объективно создает предпосылкидлясвоего будущего распада, гибели. В этом плане религия как социальный фактор не может остаться вне политическойжизни общества и деятельности государства. Благодаря мощным социальным ресурсам религия способна воздействовать на духовную жизнь общества,нравственноесознаниеи поведение людей. При помощи присущих ей ценностных ориентаций и нравственных правилрелигияможет способствовать формированию в обществе моральнонравственной обстановки, являющейся условием нормального существования государства и выполнения им своих функций. Таким образом, религия оказывает разностороннее воздействие на политику, на деятельность политических сил. В наше время возрастает роль религии как арбитра в социальнополитических отношениях. Религиозный фактор отчетливо проявляет себя и в иных политизированных сферах общественной жизни современного мира. И данная тенденциявключения религиозных организацийв общественнополитическую жизнь современных государств, на наш взгляд,в ближайшем будущем будет преобладать, хотя и вариативность организационных форм и сферы деятельности пока сложно предсказуема.

Ссылки на источники1.ЛевиБрюль Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении. –М., 1994. –С. 369.2.Флоренский П.А. Вступительное слово перед защитой на степень магистра книги «О духовной Истине» // Флоренский П.А. Столп и утверждение истины:собр. соч.:в2 т. –М., 2003. –Т. I. –С. 518.3.Ильин И.А. Россия есть живой организм//Русская идея. –М., 1992.–С.433–434.4.Макиавелли Н. Государь. –Минск, 2003. –С.39.5.Патрушев А. И. Расколдованный мир Маркса Вебера. –М., 1992. –С. 37.6.Коба С. Национальный вопрос в программных документах политических партий//Общество и этнополитика: материалы второй междунар. науч.практ. интернетконф., 1 апреля–15 июня 2009 г./СибАГС; под ред. Л.В. Савинова. –Новосибирск, 2009. –С.252.7.Поспеловский Д.М. Тоталитаризм и вероисповедание.–М., 1995.–С.43.8.Макиавелли Н. Указ. соч.9.Православие: осмысление роли православия в судьбе России со стороны деятелей русской культуры и церкви. –СПб., 2001. –С. 483.10.Визит Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в Российскую академию государственной службы//Государственная служба. –2010. –№1(63). –С.4.



Матвиенко В. А. Религия и трансформация современных политических про0цессов// Концепт. –2015. –№ 07(июль).–ART15236. –0,7 п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15236.htm.–ISSN 2304120X. 9

Valentina Matvienko,CandidateofPolitical Sciences, Associate Professorat the chairof General History and Religious Studies, Yelets State Universityafter I.A. Bunin, Eletsvamatv@mail.ru Religion in the process of transformation of modern political processesAbstract.The paperis devoted to the question of religiousinfluence on political development of society, its inclusion in political life of society. The author analyzes the origins of cooperation and conflict between religion and politics;defines the basic research methods in the study of these processes in modern political practice. Key words:politics, political processes, religion, political space, ideology, political parties, conflict, political engagement, power.References1.LeviBrjul',L. (1994) Sverh#estestvennoe v pervobytnom myshlenii, Moscow, p.369(in Russian).2.Florenskij,P. A. (2003) “Vstupitel'noe slovo pered zashhitoj na stepen' magistra knigi ‘O duhovnoj Istine’”, in Florenskij,P. A. Stolp i utverzhdenie istiny: sobr. soch.: v 2 t.,

t. I, Moscow,p.518(in Russian).3.Il'in, I.A. (1992) “Rossija est' zhivoj organizm”, Russkaja ideja, Moscow, pp.433–434(in Russian).4.Makiavelli,N. (2003) Gosudar', Minsk, p.39(in Russian).5.Patrushev,A. I. (1992) Raskoldovannyj mir Marksa Vebera, Moscow, p.37(in Russian).6.Koba,S. (2009) “Nacional'nyj vopros v programmnyh dokumentah politicheskih partij”,in

Savinov, L.V. (ed.) Obshhestvo i jetnopolitika: materialy vtoroj mezhdunar. nauch.prakt. internetkonf., 1aprelja–15 ijunja 2009 g., Novosibirsk, p.252(in Russian).7.Pospelovskij,D. M. (1995) Totalitarizm i veroispovedanie, Moscow, p.43(in Russian).8.Makiavelli,N. (2003) Op. cit.9.(2001) Pravoslavie: osmyslenie roli pravoslavija v sud'be Rossii so storony dejatelej russkoj kul'tury i cerkvi,

St. Petersburg, p.483(in Russian).10.(2010) “Vizit Svjatejshego Patriarha Moskovskogo i vseja Rusi Kirilla v Rossijskuju akademiju gosudarstvennoj sluzhby”, Gosudarstvennaja sluzhba, № 1(63), p.4(inRussian).

Рекомендовано к публикации:

Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»



Поступила в редакциюReceived13.04.15Получена положительная рецензияReceived a positive review15.04.15Принята к публикацииAccepted for publication15.04.15ОпубликованаPublished24.07.15

© Концепт, научнометодический электронный журнал, 2015©Матвиенко В. А., 2015www.ekoncept.ru