Актуальные проблемы современной логопедии

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Польшина М. А., Суслова Н. М. Актуальные проблемы современной логопедии // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – № 8 (август). – С. 71–75. – URL: http://e-koncept.ru/2015/15271.htm.
Аннотация. В статье рассматриваются вопросы становления логопедии как науки, ее актуальные проблемы, основные цели обучения детей, организация логопедического процесса. Раскрываются методологические основы логопедии, значение логопедии для развития личности детей с нарушениями речи, влияние патологии речи на все психическое развитие ребенка, его деятельность и поведение.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Польшина М. А., Суслова Н. М.Актуальные проблемы современной логопе0дии// Концепт. 22015. 2№ 08(август).2ART15271. 20,4п.л. 2URL: http://ekoncept.ru/2015/15271.htm.2ISSN 2304120X. 1

ART15271УДК 376.37

ПольшинаМарияАлександровна,

кандидат биологических наук, преподаватель кафедры специальной психологииФГБОУ ВПО «Оренбургский государственный педагогический университет», г. Оренбургpolshinamari@yandex.ru

СусловаНатальяМихайловна,преподаватель кафедры специальной психологии ФГБОУ ВПО «Оренбургский государственный педагогический университет», г. Оренбургnatalya_suslova@bk.ru

Актуальные проблемы современной логопедии

Аннотация.Встатьерассматриваютсявопросы становления логопедии как науки, ее актуальные проблемы, основные цели обучения детей, организация логопедического процесса. Раскрываются методологические основы логопедии, значение логопедии для развития личности детей с нарушениями речи, влияние патологии речи на все психическое развитие ребенка, его деятельность и поведение.Ключевые слова: логопедия, речь, речевое общение, мотив, дефектология, психическое развитие, нарушения речи, коррекционное обучение.Раздел:(02) комплексное изучение человека; психология; социальные проблемы медицины и экологии человека.

Общение людей осуществляется в основном с помощью речи, которая неразрывно связана с развитием абстрактного мышления. Человек воспринимает предметы и явления двояко–непосредственно, с помощью органов чувств,и посредством слов. Благодаря речи мы можем принимать действительность отвлеченно,мысленно. Почти все личностные качества: вкусы, привычки, характер, темперамент –закладываются у человека в детстве. И немалую роль в становлении личности играет речь.Речь –это сложная функция, и ее развитие зависит от многих моментов. Большую роль здесь играет влияние окружающих –ребенок учится говорить на примере речи родителей, педагогов, друзей. Окружающие должны помочь ребенку в формировании правильной, четкой речи. Очень важно, чтобы ребенок с раннего возраста слышал речь правильную, отчетливо звучащую, на примере которой формируется его собственная речь.Овладение ребенком речью способствует осознанию, планированию и регуляции его поведения. Речевое общение создает необходимые условия для различных форм деятельности и участия в коллективном труде.Нарушения речи в той или иной степени (в зависимости от характера речевых расстройств) отрицательно влияют на все психическое развитие ребенка, отражаются на его деятельности и поведении. Тяжелые нарушения речи могут влиять на умственное развитие, особенно на формирование высших уровней познавательной деятельности, что обусловлено тесной взаимосвязью речи и мышления и ограниченностью социальных контактов, в процессе которых осуществляется познание ребенком окружающей действительности. Поступающие в первый класс дети имеют ограниченный словарный запас, недоразвитую моторику руки, неадекватные эмоции, орфоэпические дефекты. Готовность детей к обучению в школе представляет драматическую картину.Польшина М. А., Суслова Н. М.Актуальные проблемы современной логопе0дии// Концепт. 22015. 2№ 08(август).2ART15271. 20,4п.л. 2URL: http://ekoncept.ru/2015/15271.htm.2ISSN 2304120X. 2

Статистика речевых нарушений неизменно фиксирует рост речевых патологий. Нарушения речи не только проявляются в недостатках звукопроизношения, но и затрагивают и другие компоненты речи, такиекак фонетическая, лексическая и грамматическая сторона речи. Дефекты носят системный характер. Дети с нарушением речи, безусловно, нуждаются в квалифицированной помощи специалиста. Многие родителине подозревают о серьезности проблемы, считая, что у их ребенка все в порядке. Родители самостоятельно не могут определить содержание работы по развитию речи ребенка и коррекции ее недостатков в условиях семейного воспитания. А ведь логопедне только «ставит звуки»;работа логопеда начинается с развития у детей всех психических процессов (зрительного и слухового восприятия, внимания, памяти, мышления), что непременно способствует развитию ребенка и его познавательной деятельности.

Отклонения в речевом развитии носят различный характер и поразному сказываются на общем развитии ребенка и его познавательной деятельности, однако отставание в учебе неизбежно, если ребенку своевременно не оказать логопедическую помощь. А ведь дошкольное образование является первой ступенью непрерывного образования.

Отсюда необходим полныйпересмотр традиционных форм и методов организации учебновоспитательного процесса. При этом педагоги даже высочайшего класса не смогут ни в дошкольном образовании, ни в первойступени обучения обойтись без помощи специалиста.

Логопед не только открывает ребенку неограниченные возможности общения, он своеобразный проводник маленького человека в многообразный мир человеческих взаимоотношений. Преодоление речевого нарушения вселяет в ребенке уверенность в собственных силах. Основной целью логопедии является разработка научно обоснованной системы обучения, воспитания и перевоспитания лиц с нарушениями речи, а также предупреждения речевых расстройств.Хорошо известно, что у истоков логопедии изучение речевых нарушений не было связано с разработкой педагогических аспектов. Речь представлялась прежде всего как совокупность систематизированных мышечных движений, а содержание логопедии ограничивалось выработкой различных приемов коррекции устной речи, преимущественно произношения и речевого дыхания. Иное направление приобрело развитие логопедии как педагогической науки. Предметом изучения сделалось широкое многообразие проявлений нарушений речевого развития, которое потребовало исследования психических процессов, участвующих в формировании речевой деятельности. Был преодолен разрыв между рассмотрением речевых процессов как сложного единства, составные части которогозависят одна от другой и обусловливают друг друга (Р.Е. Левина), и традиционным симптоматическим подходом к устранению их отклонений. Под новым углом зрения стало разрабатываться содержание логопедии как педагогической науки [1].Отечественная логопедия создает наиболее благоприятные условия для развития личности детей с нарушениями речи. В основе успехов отечественной логопедии лежат многочисленные современные исследования отечественных и зарубежных авторов, свидетельствующие о больших компенсаторных возможностях развивающегося детского мозга и совершенствованиипутей и методов логопедического коррекционного воздействия, И. П. Павлов, подчеркивая чрезвычайную пластичность центральной нервной системы и ее неограниченные компенсаторные возможности, писал: «Ничто не остается неподвижным, неподатливым, а всегда может быть достигнуто, изменяться к лучшему, лишь бы были осуществлены соответствующие условия».Польшина М. А., Суслова Н. М.Актуальные проблемы современной логопе0дии// Концепт. 22015. 2№ 08(август).2ART15271. 20,4п.л. 2URL: http://ekoncept.ru/2015/15271.htm.2ISSN 2304120X. 3

Организация логопедического процесса позволяет устранить или смягчить как речевые, так и психофизические нарушения, способствуя достижению главной цели педагогического воздействия –воспитанию человека.Логопедическое воздействие должно быть направлено как на внешние, таки на внутренние факторы, обусловливающие нарушения речи. Оно представляет собой сложный педагогический процесс, направленный прежде всего на коррекцию и компенсацию нарушений речевой деятельности. При изучении и устранении системных речевых нарушений в современной логопедии широко используются данные психолингвистики, основывающиеся на учении Л. С.Выготского, А. Р. Лурия, А. А. Леонтьева о сложной структуре речевой деятельности, об операциях восприятия и порождения речевого высказывания [2].Восприятие и порождение речевого высказывания представляют собой многоуровневые процессы, имеющие сложную иерархически организованную структуру, включающую различные опeрации. Каждый уровень, каждая операция процесса порождения речевого высказывания имеют свой словарь, свой синтаксис объединения единиц.При изучении речевых нарушений важно определить, какая из операций порождения речевого высказывания нарушена. В отечественной логопедии используются модели порождения речевого высказывания, разработанные Л. С. Выготским, А. А. Леонтьевым, Т. В. Рябовой.Л. С. Выготский рассматривал отношение между мыслью и словом как процесс движения от мысли к слову и обратно, выделял следующие планы движения: мотив–мысль –внутренняя речь –внешняя речь; различал внешний (физический) и семантический (психологический) план речи.Во внешней речи проявляется взаимодействие грамматической и семантической (психологической) структур. Переходной структурой от семантического плана к внешней речи является внутренняя речь. Л. С. Выготский дал глубокий анализ внутренней речи, раскрыл ее характерные особенности. Основываясь на структуре речевого процесса, описанной Л. С. Выготским, А. А.Леонтьев выделяет следующие операции порождения речевого высказывания:мотив –мысль (речевая интенция) –внутреннее программирование –лексическое развертывание и грамматическое конструирование –моторная реализация –внешняя речь [3].Всякое речевое высказывание порождается определенным мотивом, который обусловливает возникновение речевой интенции (мысли).На этапе внутреннего программирования, соответствующего у Л. С. Выготского «опосредованию мысли во внутреннем слове», происходит опосредование речевой интенции кодом личностных смыслов, закрепленных в тех или иных субъективных кодовых единицах («код образов и схем», по Н. И. Жинкину). Создается программа как целого связного речевого высказывания, так и отдельных высказываний, в результате организуется система предикативных высказываний в коде внутренней речи. В программу отдельного высказывания включаются такие компоненты, каксубъект, объект, предикат и другие, которые соединены содержательной, смысловой связью («психологическое синтаксирование»). В процессе восприятия на этом этапе осуществляется операция свертывания системы объективных языковых значений во внутреннюю схему [4].Этап лексикограмматического развертывания включает две операции,принципиально отличающиеся по своим механизмам:операцию порождения синтаксической конструкции и ее лексическое наполнение, которые осуществляются в кодах определенного языка,т. е. на языковом уровне. Затем следует этап моторной реализации.Польшина М. А., Суслова Н. М.Актуальные проблемы современной логопе0дии// Концепт. 22015. 2№ 08(август).2ART15271. 20,4п.л. 2URL: http://ekoncept.ru/2015/15271.htm.2ISSN 2304120X. 4

Психолингвистический подход при изучении, например, алалии позволяет глубже вскрыть механизм речевого нарушения, уточнить структуру дефекта, определить это нарушение как языковое расстройство.Изучение состояния различных операций восприятия и порождения речевого высказывания при афазии дает возможность определить специфику их нарушения при различных ее формах.Психолингвистический подход способствует большей эффективности логопедическойработы по коррекции речевых нарушений, а также пониманию взаимодействия языковой и речевой структур в рамках единой системы. Эта проблема в последние годы продуктивно разрабатывается на основе системного подхода профессором В. И. Бельтюковым.На основе анализа многочисленных литературных данных автором убедительно была показана противоположность по характеру построения языковой и речевой структур, которая заключается в дискретности первой и непрерывности второй. Несмотря на точто речь и язык формируются на основе одних и тех же элементов, характер их отношений в образованных структурах значительно различается.Принципы взаимодействия языковой и речевой структур, согласно В. И. Бельтюкову, отражают общий механизм самоорганизации и саморегуляции в живой и неживой природе, а именно не только принцип интериоризации, но и принцип экстериоризациив их диалектическом единстве [5].Логопедия тесно связана с общей и специальной психологией, психодиагностикой. Логопеду важно знать закономерности психическогоразвития ребенка, владеть методами психологопедагогического обследования детей разного возраста. Применяя эти методы, логопед может дифференцировать различные формы речевых расстройств и отграничивать их от речевых нарушений, связанных с интеллектуальной недостаточностью, эмоциональными и поведенческими расстройствами.Знание психологии помогает логопеду видеть не только само речевое расстройство, а прежде всегоребенка, правильно понимать взаимосвязь его речевых нарушений с особенностями психического развития в целом. Это знание поможет ему установить контакт с детьми разного возраста, выбрать адекватные методы обследования их речи, восприятия,памяти, внимания, интеллекта, эмоциональноволевой сферы, а также проводить более эффективную логопедическую работу.В настоящее время отмечается заметный прогресс в развитии логопедии. На основе психолингвистического анализа получены важные данные о механизмах наиболее сложных форм речевой патологии (афазии, алалии и общего недоразвития речи, дизартрии). Изучаются речевые нарушения при осложненных дефектах: при олигофрении, у детей с нарушениями зрения, слуха, опорнодвигательного аппарата. В логопедическую практику внедряются современные нейрофизиологические и нейропсихологические методы исследований. Расширяется взаимосвязь логопедии склинической медициной, детской невропатологией и психиатрией.Интенсивно развивается логопедия раннего возраста: изучаются особенности доречевого развития детей с органическим поражением центральной нервной системы, определяются критерии ранней диагностики и прогноза речевых нарушений, разрабатываются приемы и методы превентивной (предупреждающей развитие дефекта) логопедии. Все эти направления исследований значительно расширили и повысили эффективность логопедической работы.В связи с темчто правильная речь –однаиз важнейших предпосылок дальнейшего полноценного развития ребенка, процесса социальной адаптации, выявление и устранение нарушений речи необходимо проводить в более ранние сроки. Эффективность устранения речевых нарушений определяется во многом уровнем развития логопедии как науки.Польшина М. А., Суслова Н. М.Актуальные проблемы современной логопе0дии// Концепт. 22015. 2№ 08(август).2ART15271. 20,4п.л. 2URL: http://ekoncept.ru/2015/15271.htm.2ISSN 2304120X. 5

Своевременное выявление речевых нарушений способствует их более быстрому устранению, предупреждает отрицательное влияние речевых расстройств на формирование личности и на все психическое развитие ребенка.Необходимо хорошо представлять причины, механизмы и симптоматику речевой патологии, уметь дифференцировать первичное недоразвитие речи со сходными состояниями при умственной отсталости, тугоухости, психических нарушениях и т.д.Знание логопедии является важным для всех дефектологов, так как речевые нарушения встречаются гораздо чаще у аномальных детей, чем у нормально развивающихся.Наиболее актуальными проблемами современной логопедии являются следующие:1.Унификация категориального аппарата.2.Углубленное изучение (в том числе психолингвистических) механизмов и методов коррекции нарушений речевой деятельности.3.Научно обоснованное соотношение нозологического (клиникопедагогического) и симптомологического (психологопедагогического) подходовв логопедической теории и практике и в разработке номенклатурных документов.4.Изучение онтогенеза речи при различных формах речевых расстройств.5.Изучение особенностей речевых нарушений и их устранениепри осложненных дефектах развития.6.Ранние профилактика, выявление и устранение речевых нарушений.7.Творческая и научно обоснованная разработка содержания, методов обучения и воспитания детей с тяжелыми нарушениями речи в специальных детских садах и школах.8.Последовательнаяреализация комплексного подхода при выявлении и коррекции речевых нарушений.9.Обеспечение преемственности в логопедической работе дошкольных, школьных и медицинских учреждений.10.Совершенствование теории и практики дифференциальной диагностики различных форм нарушений речи.11.Разработка ТСО, лабораторноэкспериментального оборудования, внедрение в учебный процесс компьютерной техники.12.Анализ достижений в области логопедии, имеющихся в отечественной и зарубежной теории и практике.Нарушения речи, ограниченность речевого общения могут отрицательно влиять на формирование личности ребенка,вызывать психологические наслоения, специфические особенности эмоциональноволевой сферы, способствовать развитию отрицательных качеств характера.Все это отрицательно сказывается на овладении грамотой, на успеваемости в целом, на выборе профессии. Значение логопедии заключается в том, чтобы помочь ребенку преодолеть речевые нарушения, тем самым обеспечить его полноценное, всестороннее развитие. Изучение логопедии является важным для всех работников детских, особенно дошкольных, учреждений. Значительный процент речевых нарушений проявляется в дошкольном возрасте, так как этот возраст –сензитивный периодразвития речи. Своевременное выявление речевых нарушений способствует более быстрому их устранению, предупреждает отрицательное влияние речевых расстройств на формирование личности и на все психическое развитие ребенка.

Ссылки на источники1.Левина Р.Е. Нарушения речи и письмау детей: избранные труды. –М.: Аркти, 2005. 2.ПоваляеваМ. А. Справочник логопеда. –Ростов н/Д.: Феникс, 2001. –448 с.Польшина М. А., Суслова Н. М.Актуальные проблемы современной логопе0дии// Концепт. 22015. 2№ 08(август).2ART15271. 20,4п.л. 2URL: http://ekoncept.ru/2015/15271.htm.2ISSN 2304120X. 6

3.ТкаченкоТ. А. Логопедическая энциклопедия. –М.: Мир книги, 2008. –248 с.4.ПоваляеваМ. А.Указ. соч.5.ВолковаГ. А. Логопедическая ритмика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. завед. –М.: ВЛАДОС, 2003. –272 с. –(Коррекционная педагогика).

Maria Polshina,

Candidate of Biological Sciences, lecturer of the chair of Special Psychology, Orenburg State Pedagogical University, Orenburgpolshinamari@yandex.ruNataliaSuslova,lecturer the chair of Special Psychology, Orenburg State Pedagogical University, Orenburg

natalya_suslova@bk.ruActual problems of modern speech therapyAbstract.The paper deals withquestions of formation of correction as a science, its current problems, main objectives, organization of speech therapy process. The authors reveal the methodological foundations of correction, the value of correction for individual development of children with speech disorders, influence of speech pathology on mental development of a child, his activities and behavior.Keywords:speech, speech communication, motive, speech pathology, mental development, speech disorders, remedial studies.References1.Levina,R. E. (2005) Narushenija rechi i pis'ma u detej: izbrannye trudy,Arkti, Moscow(in Russian).

2.Povaljaeva,M. A. (2001) Spravochnik logopeda, Feniks, Rostov n/D.,448 p.(in Russian).3.Tkachenko,T. A. (2008) Logopedicheskaja jenciklopedija,Mir knigi, Moscow, 248 p.(in Russian).4.Povaljaeva,M. A. Op. cit.5.Volkova, G. A. (2003) Logopedicheskaja ritmika: ucheb. posobie dlja stud. vyssh. ucheb. zaved,VLADOS, Moscow,272 p.(Korrekcionnaja pedagogika)(in Russian).

Рекомендованокпубликации:

ГоревымП. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»



Поступила в редакциюReceived21.05.15Получена положительная рецензияReceived a positive review23.05.15ПринятакпубликацииAccepted for publication23.05.15ОпубликованаPublished29.08.15

© Концепт, научнометодический электронный журнал, 2015©Польшина М. А., Суслова Н. М., 2015

www.ekoncept.ru