Ресторанный бизнес: дефиниции и место в инфраструктуре торгово-производственного комплекса

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Антонова В. А. Ресторанный бизнес: дефиниции и место в инфраструктуре торгово-производственного комплекса // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – № 12 (декабрь). – С. 46–50. – URL: http://e-koncept.ru/2015/15416.htm.
Аннотация. В статье рассматривается содержание термина «ресторанный бизнес» исходя из анализа используемых формулировок в экономической литературе. Обосновывается необходимость дефиниции ресторанного бизнеса в авторской редакции, и определяется его место в инфраструктуре торгово-производственного комплекса с учетом специфических особенностей деятельности данного сектора экономики.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Антонова В. А. Ресторанный бизнес: дефиниции и место в инфраструк0туре торговопроизводственного комплекса// Концепт. –2015. –№ 12(де0кабрь).–ART15416. –0,5п.л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15416.htm.–ISSN 2304120X. 1

ART15416УДК 656.262

Антонова Валерия Анатольевна,

кандидат экономических наук, доцент кафедры гостиничного и ресторанного дела Донецкого национального университета экономики и торговли имени Михаила ТуганБарановского, г. Донецкlera06@i.ua

Ресторанный бизнес: дефиниции и место в инфраструктуре торговопроизводственного комплекса

Аннотация. В статье рассматривается содержание термина ©ресторанный бизнесª исходя из анализа используемых формулировок в экономической литературе. Обосновывается необходимость дефиниции ресторанного бизнеса в авторской редакции,и определяется его место в инфраструктуре торговопроизводственного комплекса с учетом специфических особенностей деятельности данного сектора экономики.Ключевые слова:ресторанный бизнес,специфика ресторанного бизнеса,торговопроизводственный комплекс,сфера услуг,производственная сфера,бизнесдеятельность.Раздел:(04) экономика.

Социальные условия жизни, научнотехнический прогресс, рост культурного и образовательного уровня, проявляясь в комплексе, в определенной мере видоизменяют потребности человека, расширяют их состав, формируют новые. Непрерывное и постоянное развитие производства и личных потребностей всегда порождает качественно новые услуги, которые для удовлетворения требуют обособления новых видов общественного труда. Особые условия, которые сложились в последнее время на востоке страны, не снижают актуальности и значимости исследований о месте ресторанного бизнеса в инфраструктуре торговопроизводственного комплекса, необходимости рассмотрения его как самостоятельной отрасли экономики и отражения в статистической отчетностипод названием ©ресторанный бизнесª.В литературе и в повседневной жизни мы сталкиваемся с большим количеством определений, которыми обозначают сферу питания:общественное питание, ресторанное хозяйство, рынок предприятий питания, ресторанный бизнес. И это далеко не полный перечень. Однаконормативными являются только два: ©общественное питаниеª (ДСТУ 386299. Громадське харчування. Терміни та визначення) и ©ресторанное хозяйствоª (ДСТУ 4281:2004. Заклади ресторанного господарства. Класифікація) [1,2]. Все разнообразие терминов используется в качестве синонимов термина ©ресторанное хозяйствоª. Однако такое их применение, с нашей точки зрения, является необоснованным в силу того, что каждый из них несет свое конкретное содержание. Бизнесдеятельность была невозможна в условиях жесткой централизованной плановой системы,и в таких условиях предприятия занимались именно хозяйственной деятельностью. Однако термин ©ресторанное хозяйствоª, закрепленный нормативным документом, и до настоящего времени предполагает удовлетворение потребностей потребителей только в услугах питания, что сужает значение данного сектора экономики. В современных условиях наиболее целесообразно оперировать термином ©ресторанный бизнесª, который в большей степени соответствует рыночным условиям и является более широким. Он характеризует все многообразие деятельности предприятий питания различных видов и форм собственности по предоставлению услуг и удовлетворению разнообразных потребностей населения (с учетом динамичности различных факторов и Антонова В. А. Ресторанный бизнес: дефиниции и место в инфраструк0туре торговопроизводственного комплекса// Концепт. –2015. –№ 12(де0кабрь).–ART15416. –0,5п.л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15416.htm.–ISSN 2304120X. 2

предъявляемого спроса). Однако среди специалистов, которые заняты подготовкой кадров для этой сферы деятельности,сложилось достаточно ограниченное восприятие ресторанного бизнесакак интегрированнойсферыпредпринимательской деятельности, связаннойс организацией производства и управлением ресторана и направленнойна удовлетворение потребностей населения в разнообразной, здоровой и вкуснойпище, сервисных услугах, а также на получение прибыли. В качестве объекта ресторанного бизнеса выступает ресторан, а в качестве субъекта ‬ресторатор. Отдельные открытые бизнеспорталы пользуются одинаковыми определениями термина и предлагают своим пользователям под ресторанным бизнесом понимать ©организацию такого вида обслуживания, которое обеспечивает клиента едой и напитками в специально отведенном для этого месте и отвечает основным гигиеническим и законодательным требованиямª [3, 4], что явно сужает сущность самого ресторанного бизнесаПочти аналогичным образом определяет ресторанный бизнес экономист В.В.Тымчук: ©Ресторанный бизнес‬это организация такого вида обслуживания, которое удовлетворяет потребности клиента в качественном питании в специально отведенном для этого месте,а также предлагает определенный набор дополнительных услуг (музыка, развлечения) в соответствии с типом заведения и отвечает всем санитарногигиеническим требованиям и законодательным нормам и имеет целью получение прибыли предпринимателемª [5].В дефиниции В.В. Бородиной мы находим определенные отличия от приведенных ранее определений: ©Ресторанный бизнес‬организация такого видаобслуживания, которое обеспечивает клиента едой и напитками в специально отведенном для этого месте и отвечает некоторым основным и законодательным гигиеническимтребованиямª [6]. Однако данное определение не является исчерпывающим, так какне охватывает однуизбазовых составляющих ресторанного бизнеса, а именно его сервисное содержание.Авторское определение И.Е. Жидкова отсылает нас к термину ©ресторанª‬©это предприятие общественного питания, обладающее организационнотехническим единством, широким ассортиментом, высоким уровнем сервиса и организации досуга, экономической целью которого является получение прибыли. Следовательно, в качестве объекта предпринимательской деятельности ресторанный бизнес выполняет важные социальные и экономические функции, в которых и выражена его сущностьª [7].Однако все приведенные дефиниции термина ©ресторанный бизнесª не являются исчерпывающими и не отражаютспецифику данного сектора экономики. Ресторанный бизнес (бизнесдеятельность) отличает то, что одновременно удовлетворяются потребности населения, субъекта предпринимательства, государства и согласовываются интересы всех рыночных субъектов. Поэтому,исходя из указанных недостатков проанализированных высказываний в отношении сущности термина, авторское определение является наиболее полным: ©Ресторанний бізнес‬це вид економічної діяльності по виконанню соціального замовлення у вигляді послуг з найбільш повного задоволенню потреб у харчуванні різних соціальних груп населення з метою реалізації місії підприємства по стійкому розвитку в матеріальній і нематеріальній формі, регулюванню грошових потоків, фінансовому забезпеченню, у відтворенні робочої сили на основі узгодження інтересів всіх ринкових суб'єктівª [8]. Становление торговопроизводственного комплекса (ТПК) региона (либо страны в целом) в особых кризисных условиях обусловливает необходимость рассматривать его в качестве объекта, имеющего открытый характер, определенную самостоятельность, целостность и одновременно влияющего наэкономическое развитие региона в первую очередьи экономику страны в целом.Антонова В. А. Ресторанный бизнес: дефиниции и место в инфраструк0туре торговопроизводственного комплекса// Концепт. –2015. –№ 12(де0кабрь).–ART15416. –0,5п.л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15416.htm.–ISSN 2304120X. 3

В любой области, независимо от политических, экономических и других важных факторов, перед социальнойинфраструктурой сохраняется глобальная задача ‬более полное удовлетворение многообразных, постоянно изменяющихся потребностей и создание условий для всестороннего развития личности, а также формирования человека ©творческогоª. Для успешного достижения отмеченной цели необходимо эффективное развитие отраслей сферы услуг.В работах К. Марксамы находим подтверждение тому, что некорректно сферу услуг отождествлять только с непроизводительным трудом. Рассматривая ее, он часто указывал на наличие здесь именно производительного характера труда. К.Маркс относил к непроизводительному труду лишь те затраты, которые не только не создавали новой стоимости, но и не увеличивали ее. Многие экономисты ставили знак равенства между понятиями ©сфера услугªи ©непроизводственная сфераª (Г.В.Сапов, И. И.Столяров, Е. И. Капустин и др.). Однако этипонятиясовсем неидентичны. Сфера услуг охватывает ряд отраслей материального производства. Одновременно не все отрасли непроизводственной сферы являются составными элементами сферы услуг. Например, специалистыпо материальнотехническому снабжению, сбыту занимаются практически только обслуживанием в основном производственных отраслей. Поэтому понятие сферы услуг гораздо шире просто непроизводственной сферы [9].В зависимости от роли в процессе воспроизводства, от характера удовлетворения потребностей сферы деятельности объединяются в группы:1)сферы, деятельность которых нацелена на удовлетворение социальнокультурных, духовных, интеллектуальных потребностей человека, поддержание его нормальной жизнедеятельности (образование, здравоохранение, культура, искусство, ресторанный бизнес и др.);2)сферы материальнобытового обслуживания; жилищнокоммунальное хозяйство, бытовое обслуживание, пассажирский транспорт, розничная торговля, ресторанный бизнес и др.Разумеется, такое деление является достаточно условным, поскольку отрасли первой группы создают условия для активной жизнедеятельности людей, а отрасли второй‬в значительной степени влияют на удовлетворение духовных потребностей и здоровье населения (воспроизводство рабочей силы), высвобождая время для отдыха и дальнейшего развития личности. Правомерность такого деления обусловлена и спецификой отраслей материальнобытового обслуживания по сравнению с отраслями социальнокультурной сферы. Эти особенности состоят, вопервых, в том, что услуги материальнобытового характера ©производятсяª как отраслями материального производства (производственные виды бытового обслуживания, розничная торговля, предприятия ресторанного бизнеса), так и тем комплексом отраслей (сфер), которые полностью относятся к сфере услуг. Вовторых, отрасли материальнобытового обслуживания населения являются преимущественно платными. Группа социальнокультурных отраслей продолжает развиваться и сейчас в основном за счет общественных фондов потребления, образуя материальную основу реализации основных социальноэкономических прав граждан Украины.Как следует из сказанного выше, сфера услуг включает отрасли, обслуживающие личное потребление, быт людей, удовлетворяет широкий круг материальных и духовных потребностей человека и в силу этого является совершенно необходимойдля обеспечения всестороннего развития личности, воспроизводства рабочей силы. Таким образом, наш вывод подтверждает точку зрения академика Л. Канторовича[10]. Антонова В. А. Ресторанный бизнес: дефиниции и место в инфраструк0туре торговопроизводственного комплекса// Концепт. –2015. –№ 12(де0кабрь).–ART15416. –0,5п.л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15416.htm.–ISSN 2304120X. 4

Это позволяет рассматривать сферу услуг как группу отраслей материального и нематериального производства (отраслей народного хозяйства), обслуживающих личное потребление материальных и духовных услуг, неотъемлемым структурным элементом которой являются предприятия ресторанного бизнеса.

Производство материальных благ действительно выступает основным условием, без которого не может существовать ни одно общество. В числе неотъемлемых составляющих материальной жизни людей и эффективного экономического развития на первый план выходит питание. Научноорганизованное питание не является исключительно личной потребностью, от удовлетворения которой зависит как физическое, так и моральное состояниечеловека. Качество удовлетворения потребности в питании сказывается на общем развитии человека, его способности к физической и умственной деятельности, отражается на состоянии здоровья и продолжительности жизни, на производительности труда и эффективностиэкономического развития государства в целом.Деятельность по организации питания как особая форма внедомашнего приготовления и потребления пищи занимает особое положение в системе расширенного воспроизводства. Функционирование предприятий питания связанос выполнением всех фаз воспроизводства: материального производства, распределения (обращение, обмен, реализация)продуктов трудаи потребления (продукции и услуг). Однако в последнее время совершенно забыли о такой важной функции, каквоспитание потребителей. Без этой функции деятельность будет сводиться просто к производству, реализации, потреблению продукции и услуг, тогда как сам процесс предоставления услуг, сервировка стола определенными предметами, подача блюд и соответствующих им напитков и т.п.‬все это способствует воспитанию у потребителей определенных правил этикета и этики поведения, чтоспособствует гармоничному развитию члена общества.Основным назначением предприятий питания было и остается предоставление услуг по организации рационального питания населения по месту работы, учебы и в других условиях.В процессе организации питания, с одной стороны, потребляются продукты производства, с другой ‬воспроизводится рабочая сила, тем самым создаются условия для начала нового производства. Таким образом, выступая составной частью заключительной фазы воспроизводства, предприятия питания имеют важное социальноэкономическое значение.Материальное производство создает товар для потребления, определяет объем, структуру и способ потребления. Производство, как указывал К.Маркс, создает потребление тем, что производит для него продукт, пробуждает в потребителе потребность, обусловливает занятость рабочей силы. Потребление, используя произведенные продукты труда, превращает их, вопервых, в предметы потребления; вовторых, их расходование в потреблении создает необходимость в новом производстве продуктов взамен потребленных; втретьих, в процессе личного потребления осуществляется воспроизводство рабочей силы, от которой зависитпервоначальный процесс производства; вчетвертых, уровень, структура и характер процесса потребления, а также различия в потреблении отдельных членов обществавлияют на отношение людей к труду, на их запросы и интересы и, естественно, на их трудовую активность и участие в производстве.По мере развития и совершенствования ресторанного бизнеса роль организации потребления постоянно возрастает. Совершенствование деятельности исследуемой сферы неразрывно связано с дальнейшим углублением процесса разделения труда.Ресторанный сектор экономики выступает специфической сферой деятельности. Попрежнему остается дискуссионным и открытым вопрос о его месте в системе Антонова В. А. Ресторанный бизнес: дефиниции и место в инфраструк0туре торговопроизводственного комплекса// Концепт. –2015. –№ 12(де0кабрь).–ART15416. –0,5п.л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15416.htm.–ISSN 2304120X. 5

народного хозяйства. Исследования по данной проблеме проводились экономистами СНГ: Л.П.Басковым, БокЗиКоу, В.И.Карсекиным, А.И.Кочергой, В.Р.Мартыновым, Б.Г. Шелегедой и др.В условиях отраслевого подразделения предприятий предлагалось осуществлять группировку предприятий розничной торговли и в их числе предприятий питания по видам деятельности (производство, реализация иорганизация потребления). При этом предприятия питания были отнесены к сфере материальнобытового обслуживания.По мнению ученых [11‬13],в деятельности предприятий питания основная масса работников занята обслуживающей деятельностью. Поэтому их относили к непроизводственной сфере.Однакоотнесение предприятий ресторанного бизнеса к производственной или непроизводственной сферецелесообразно при оценке степени ихучастия в воспроизводстве совокупного общественного продукта и национального дохода, а также характера труда работников данной сферы деятельности.Конечным результатом труда работников ресторанного сектора выступает новая потребительная стоимость ‬произведенная продукция и услуги, реализуя которые они возмещают все затраты и материализуют содержащийся в ней прибавочный продукт. Таким образом, невещественный характер труда работников предприятий питания, аналогичный вещественному характеру работников предприятий пищевой промышленности, позволяет рассматривать труд как производительный. В самой основе производственноторгового процесса на предприятиях ресторанного бизнеса лежат те же формы кругооборота производственных фондов, что и на предприятиях пищевой промышленности и другихгруппах предприятий сферы материального производства. По мнению В. Р. Мартынова,©труд работников общественного питания, связанный с выполнением их основной функции, а также функции смены форм стоимости,является непроизводительным, а труд работников производства по своему характеру является производительнымª [14].Большая группа ученых еще в 20‬30е гг.выдвинула так называемую расширительную концепцию производительного труда, смысл которой заключается в признании производительным трудом всех видов деятельности, направленных на удовлетворение разумных личных и общественных потребностей в обществе. Главный идеолог этой концепции С. Г. Струмилин так обосновывал данную позицию: ©В обществе при планомерном разделении труда, повидимому, всякий общественно необходимый труд и производственный, и обслуживающий,‬поскольку его применение объективно повышает общий уровень производительных сил общества и его благосостояние, должен быть отнесен к категории производительного. А непроизводительным с экономической точки зренияпришлось признать только тот труд, который направлен лишь к личному самоудовлетворению отдельными членами обществаª [15]. Точку зренияС.Г. Струмилина в те годы разделялиД.Розенберг, П.Москвин и др.Совершенно иное положение выдвинуто экономистом А.И.Кочергой: ©И почему, например, в общественном питании взята только группа работников кухни? А ведь труд тех же буфетчиков на 70‬80% производительный, так как часто он связан с изготовлением и подготовкой товара к продаже. Производительную функцию выполняют те же уборщицы, складские работники и т.д.По нашим расчетам, 80‬90% работников общественного питания (в зависимости от типа предприятия) выполняют производительные функцииª [16].По расчетам Д.И. Правдина,в 70х гг.ХХ столетия в промышленности 14,3% работающих выполняли непроизводительные функции, а на предприятиях питания ‬более 50% [17]. В современных условиях доля непроизводительного труда во всех Антонова В. А. Ресторанный бизнес: дефиниции и место в инфраструк0туре торговопроизводственного комплекса// Концепт. –2015. –№ 12(де0кабрь).–ART15416. –0,5п.л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15416.htm.–ISSN 2304120X. 6

отраслях народного хозяйства продолжает увеличиваться в силу интенсификации НТП и использования высокопроизводительного оборудования, механизированных и автоматизированных линий, новых видов техники и технологий на предприятиях.Относительно деятельности предприятий ресторанного бизнеса следует отметить: а) труд работников производственной группы имеет в большинстве своем вещественную форму, потому что материализуется в новых потребительных стоимостях; б) труд работников зала и торговой группы выражается полезной деятельностью по организации реализации и организации потребления готовой продукции, что является материальной услугой. Таким образом, исходя из целевого назначения предприятий питания, характера труда и выполняемых функций,их следует рассматривать как самостоятельный структурный элемент сферы услуг, воздействующий на развитие и результативность деятельности всех без исключения отраслей экономики (см. рисунок), апредоставление материальных услуг потребителям является отличительным признаком деятельности предприятий питания.

Ресторанный бизнес: место в инфраструктуре ТПК и экономическом развитии Украины (разработано автором на основании исследования)

Таким образом, социальный и экономический успех ресторанной бизнесдеятельности во многом зависит от степени гармонизации интересов его участников с учетом воздействия динамичных факторов среды. Поскольку предприятия ресторанного бизнеса являются важным неотъемлемым элементом сферы услуг и одновременносамостоятельной отраслью, то анализ их деятельности и развития следует осуществлять во взаимосвязи с этой сферой и через призму рыночных трансформаций и кризисных явлений. Антонова В. А. Ресторанный бизнес: дефиниции и место в инфраструк0туре торговопроизводственного комплекса// Концепт. –2015. –№ 12(де0кабрь).–ART15416. –0,5п.л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15416.htm.–ISSN 2304120X. 7

При обосновании и прогнозировании стратегических направлений развития ресторанного бизнеса обязательным условием должен стать учет требований полноценного и рационального питания, что позволит устранить причины негативного влияния кризисных ситуаций на здоровье и дееспособность нации в целом и будет способствовать повышению социальноэкономической эффективности всех без исключения секторов экономики. Для этого необходим действенный механизм стратегического управления развитием данной отрасли национального хозяйства.

Ссылки на источники1.ДСТУ 386299. Громадське харчування. Терміни та визначення. ‬Київ:Дерспоживстандарт України, 1999. ‬29 с.2.ДСТУ 4281:2004. Заклади ресторанного господарства. Класифікація. ‬Київ:Дерспоживстандарт України.‬24 с.3.Информационный бизнеспортал. ‬URL: http://marketpages.ru/marusl/14.html.4.Валовая экономика (образовательный портал). ‬URL: http://www.grosseconomic.ru/.5.ТымчукВ.В. Предпринимательские решения в развитии ресторанного бизнеса (на примере СанктПетербурга): автореф. дис. … канд. экон. наук. ‬СПб., 2006. ‬С. 10. ‬URL: http://economylib.com/predprinimatelskieresheniyavrazvitiirestorannogobiznesa#ixzz3pOMJNRfq.6.Бородина В.В. Маркетинг услуг. ‬М.: Гардарика, 2004.‬С.371.7.Жидков И.Е. Формирование и развитие рынка услуг ресторанного бизнеса в экономике России): автореф. дис. … канд. экон. наук. ‬Тамбов, 2003.‬С. 8.8.Антонова В.А. Ресторанний бізнес в економічному розвитку України // Економічна стратегія і перспективи розвитку сфери торгівлі та послуг: збірник наукових праць. ‬Харків: ХДУХТ, 2010. ‬Вип.1(11). ‬С. 598.9.Антонова В.А. Стратегическое развитие ресторанного бизнеса: теория и методология исследования: монография. ‬Донецк: ДонНУЭТ, 2008. ‬С. 40‬45.10.КанторовичЛ. Сфера обслуживания и наука// Правда. ‬1967.‬20 марта.11.Правдин Д.И. Развитие непроизводственной сферы при социализме (темпы, пропорции, перспективы). ‬М.:Экономика, 1976. ‬С. 25.12.Семенов В.С. Сфера обслуживания и ее работники.‬М.: Издво полит.лит., 1966. ‬С. 22. 13.Семенов В.С. Сфера обслуживания населения при социализме.‬М.: Мысль, 1968. ‬С. 21. 14.Мартынов В.Р. Общественное питание: резервы эффективности. ‬М.: Экономика, 1985. ‬С. 7, 12.15.Струмилин С.Г. Народный доход СССР // Плановое хозяйство. ‬1926.‬№ 8.‬С. 145.

16.Кочерга А.И. Экономические проблемы общественного питания: монография.‬М.: Экономика, 1972. ‬С. 50‬51. 17.

Правдин Д. И. Указ. соч. ‬С. 30, 39.

ValeriyaAntonova,

Candidate of Economic Sciences, Assistant Professor at the chair of Hotel and Restaurant Business, Donetsk National University of Economics and Trade after Mikhail TuganBaranovsky, Donetsklera06@i.uaRestaurant business: definitions and place in infrastructure of trade industrial complexAbstract.The paper discusses the meaning of the term "restaurant business" based on the analysis of the language used in the economic literature.The necessity of definition of the restaurant business in author's edition and is determined by its place in the infrastructure of commercial and industrial complex on the basis of specific features of the sector of the economy.Keywords:restaurant business,the specifics of restaurant business, tradeindustrial complex, services sector, production sphere, business activities.References1.(1999). DSTU 386299. Gromads'ke harchuvannja. Termіni ta viznachennja, Derspozhivstandart Ukraїni, Kiїv, 29 p.(in Ukrainian).2.DSTU 4281: 2004. Zakladi restorannogo gospodarstva. Klasifіkacіja, Derspozhivstandart Ukraїni, Kiїv, 24 p.(in Ukrainian).3.Informacionnyj biznesportal.Available at: http://marketpages.ru/marusl/14.html(in Russian).4.Valovaja jekonomika (obrazovatel'nyj portal).Available at: http://www.grosseconomic.ru/(in Russian).Антонова В. А. Ресторанный бизнес: дефиниции и место в инфраструк0туре торговопроизводственного комплекса// Концепт. –2015. –№ 12(де0кабрь).–ART15416. –0,5п.л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15416.htm.–ISSN 2304120X. 8

5.Tymchuk,V. V. (2006). Predprinimatel'skie reshenija v razvitii restorannogo biznesa (na primere SanktPeterburga): avtoref. dis. … kand. jekon. nauk, St. Petersburg, p. 10. Available at: http://economylib.com/predprinimatelskieresheniyavrazvitiirestorannogobiznesa#ixzz3pOMJNRfq(in Russian).6.Borodina,V. V. (2004). Marketing uslug, Gardarika, Moscow, p. 371(in Russian).7.Zhidkov,I. E. (2003). Formirovanie i razvitie rynka uslug restorannogo biznesa v jekonomike Rossii): avtoref. dis. … kand. jekon. nauk, Tambov, p. 8(in Russian).8.Antonova,V. A. (2010). “Restorannij bіznes vekonomіchnomu rozvitku Ukraїni”,Ekonomіchna strategіja іperspektivirozvitku sferi torgіvlіta poslug: zbіrnik naukovih prac',HDUHT, Harkіv,vip. 1(11),p.598(inUkrainian).9.Antonova,V. A. (2008). Strategicheskoe razvitie restorannogo biznesa: teorija i metodologija issledovanija: monografija, DonNUJeT, Doneck, pp. 40‬45(in Russian).10.Kantorovich,L. (1967). “Sfera obsluzhivanija i nauka”, Pravda, 20 marta(in Russian).11.Pravdin,D. I. (1976). Razvitie neproizvodstvennoj sfery pri socializme (tempy, proporcii, perspektivy),Jekonomika, Moscow, p. 25(in Russian).12.Semenov,V. S.(1966).Sfera obsluzhivanija i ee rabotniki, Izdvo polit. lit., Moscow, p. 22(in Russian). 13.Semenov,V. S.(1968).Sfera obsluzhivanija naselenija pri socializme, Mysl', Moscow, p. 21(in Russian). 14.Martynov,V. R. (1985). Obshhestvennoe pitanie: rezervy jeffektivnosti, Jekonomika, Moscow, p. 7, 12(in Russian).15.Strumilin,S. G. (1926). “Narodnyj dohod SSSR”, Planovoe hozjajstvo, № 8, p. 145(in Russian). 16.Kocherga,A. I. (1972). Jekonomicheskie problemy obshhestvennogo pitanija: monografija, Jekonomika, Moscow, pp. 50‬51(in Russian). 17.Pravdin,D. I. (1976). Op. cit., p. 30, 39.

Рекомендованокпубликации:

ГоревымП. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала ©Концептª



Поступила в редакциюReceived03.11.15Получена положительная рецензияReceived a positive review05.11.15

ПринятакпубликацииAccepted for publication05.11.15ОпубликованаPublished30.12.15

© Концепт, научнометодический электронный журнал, 2015©Антонова В. А., 2015

www.ekoncept.ru