Роль педагога-воспитателя в развитии креативности и творчества у учащихся в условиях реализации ФГОС

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Картавцева Е. Н. Роль педагога-воспитателя в развитии креативности и творчества у учащихся в условиях реализации ФГОС // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 20. – С. 76–80. – URL: http://e-koncept.ru/2015/45041.htm.
Аннотация. В статье рассматривается роль педагога-воспитателя в развитии креативности и творчества у детей. Автор стремится переосмыслить и проанализировать деятельность педагога-воспитателя в развитии креативности, творчества у ребёнка. Предлагает факторы, которыми должен учитывать и руководствоваться педагог-воспитатель для развития творческого мышления и креативности. Представлен креативный урок.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
~ 1~

Картавцева Елена Николаевна,воспитатель учебного курса ФГКОУ Владивостокское президентское кадетское училище,г. Владивостокe.n.kartavtseva@mail.ru

Роль педагогавоспитателяв развитии креативностии творчества у учащихсяв условиях реализации ФГОС

Аннотация.В статье рассматривается роль педагогавоспитателяв развитии креативности и творчества у детей. Автор стремится переосмыслить и проанализировать деятельность педагогавоспитателя в развитии креативности,творчества у ребёнка. Предлагает факторы, которыми должен учитывать и руководствоваться педагогвоспитатель для развития творческого мышленияи креативности.Представлен креативный урок.Ключевые слова: развитие креативности, творческое мышление, творческий потенциал, становление креативной личности, становление творческой личности, педагогическая поддержка.

В настоящий момент есть большая потребность в том, чтобы педагогивоспитателив новых меняющихся условиях развития образования, понимали важность развития у детей креативного подхода к решению задач и творческого мышления как такового.Так,например, проблема творчества и креативности в отечественной педагогике не ставилась в принципе, несмотря на всю богатую историю и результативность отечественной педагогике, творческая деятельность ребёнка отводилась на второй план. Так отмечает данную проблему М. М. Зиновкина: ©В отечественной педагогике почти нет исследований по формированию и развития опыта профессиональнотворческой деятельности человека на основе формирования и развития его профессиональнотворческого потенциала. Традиционно профессиональный опыт определяют как интеграцию знаний, умений и навыков. При этом подразумевается,что формирование опыта происходит само собой в процессе овладения деятельностью. Вопрос обучения опыту творческой деятельностью не ставиться вообщеª [1]. Таким образом, в педагогике возникает потребность в рассмотрении данной проблемы, установление важной роли творческой и креативной деятельности и определении и переосмысление роли педагога в развитии творчества и креативности у ребёнка.

Мышление является высшей формой восприятия реальности и объективности восприятия процессов,происходящих вокруг человекаи воспринимаемых им. Реализующаяся в целенаправленности и обобщенности в познавательном процессе, установлении связей между явлениями и протекающими процессами.Творческое мышление являетсянаиболее активной формой мышления, заключающейся в реализации человеческого потенциала и направленной деятельности на решение задач и создания новых решений с учётом и базисной основой других исторически верных и неверных вариантов решения задач. Креативность в свою очередь является тем переработанным историческим знанием и опытом, который впоследствии переработанный будет использован для создания нового.Креативность в данном случае становиться важным связующим звеном, которое будет использовано педагогомвоспитателеми ребёнком для указания направления, обозначения вектора по которому будет двигаться ребёнок для реализации своих способностей и решения задач.Особенностьюразвития у ребёнка вкреативной педагогикеключевым является понимание и рассмотрениетворчества, которое можно подразделять на следующие формы проявления:~ 2~

1.форма всеобщего развития;2.форма трудовой деятельности;3.форма создания нового;4.форма реализации внутренних потребностей и мотивов;5.форма мировоззрения и миропонимания (философская форма)[2]. Некоторые зарубежные педагогиисследователи, напримерДжон Гауэн, предполагают, что в развитии креативности необходимо создавать условия руководства в творческом процессе и организовывать деятельность ребёнка [3]. Так, он утверждал, что необходимокомплексно понимать творческий процесс и само творчество ребёнка.Исходя из его позиции, следует, что для поддержания творческих способностей ребёнка и стремлений к творчеству необходимо быть соучастным к их деятельности, а также необходимо уделять должноевнимание к ©победам и поражениямª ребёнка.Не оказывать не одобрения и не оценивать творческую деятельность ребёнка негативно, не оказывать давления на ребёнка и позволятьему выбирать и решать направление своей творческой деятельности, потому что большойнадзор способен навредить и затруднить творческое развитие.Содействовать и оказывать помощь в творческом поиске ребёнка, оказывать поддержку в ситуациях, когда ребёнок нуждается в ней, например,помочь преодолеть сомнения и препятствия, оказав поддержку,педагогвоспитательдаёт определённую мотивацию для дальнейших творческих поисков ребёнка, который нуждается в поощрении, чтобы преодолеть переживания и получить признание окружения.Педагогвоспитательдолжен показать творческий потенциал ребёнка, который находится в поиске и помочь ему оценить самому свои творческие способности и потенциал, опять же посредством поддержки, ограничив или исключив критику первых ©пораженийª и неудачного опыта, потому что педагогвоспитательдолжен понимать, что ребёнок занимается творчеством не только для себя, но и для ближайшего окружения и общественного одобрения и поощрения.Педагогвоспитательдолжен создать условия для ребёнка,стремящегося к творчеству, обеспечив ©плацдармª для дальнейшей творческой деятельности, чтобы раскрыть творческий потенциал,присутствующий у ребёнка. Стремление ккреативности находится под влиянием большого спектра внешних факторов:1.наличие или отсутствие критики;2.стрессовые ситуации;3.присутствие негативных или позитивных оценок окружения, и т.д.В программах обучения для школьников необходимо наличие условий для реализации и развития творческого потенциала. Педагогамвоспитателямнеобходимо развивать творческие способности не просто с подросткового возраста или со школьной скамьи, но и с раннего детства, потому что творческий потенциал могут подавить с шестилетнего возраста.

Для развития творческой личности необходимо использовать определённую модель формирования этой личности. Так,например от системного, многоэкранного мышления, инерции мышления, творческих способностей и воображения и т.д., производится постепенный переход к следующему этапу, где выше упомянутая совокупность элементов сочетается в блоке ©творческого мышленияª, который в свою очередь связан с непосредственно конкретным знанием, опытом и навыками. Данная взаимосвязь даёт толчок к творческим устремлениям и стремлению в удовлетворении творческого потенциала и потребности. Это побуждает ребёнка к действию, а точнее к мотивации овладения определённым знанием и навыком для творческой деятельности, и овладением определённым инструментарием. Следующий этап ознаменуется как коллективной творческой деятельностью, так и ~ 3~

пониманием и принятием участия в творческой деятельность ближайшего окружения и соучастия их. Далее вырабатываются квалифицированные знания и профессиональные умения с параллельно оформившимся внутренним миром, нравственными принципами, физическим здоровьем ‬совокупность двух этих равноценных блоков означают полноценно сформированную творческую личность.

Важное значение в становлении и развитии творческого потенциала у ребёнка заключается в методе преподавания ТРИЗ, которое позволяет раскрыть и развить этот потенциал.Одно из ведущих элементов раскрытия творческого потенциала итворческого мышлениязаключается в организации педагогомвоспитателемблагоприятной обстановке, создания определённой атмосферы и установление у ребёнка ощущения психологической защищенности, благоприятствующей его творческому развитию.Для развития мотивации у ребёнка педагогувоспитателюнеобходимо поощрять стремление ребёнка решать сложные задачи. Таким образом,создание у ребёнка ощущения не защищенности и открытого порицания становиться ведущим средством для подавления творческого потенциала и способностей ребенка, критика также способна снизить уровень мотивации, что также вредоносно для творческого потенциала.Поощрение педагогомвоспитателемнаоборот может привести к большей мотивации в творческом процессе.Анализируемые работы Л.С. Выготского позволяют говорить о том, что нужным и необходимым является расширение возможностей познавательного итворческого опытау ребенка [4; 5].Собственно сделанный анализ психологической и педагогической литературы, позволяет заключить, что при развитиикреативностии творческого мышленияспособно осуществить лишь при поощрении инициатив и творческих стремлений ребёнка, причём эта инициатива должна полностью принадлежать ребёнку.Именно педагогивоспитателив своей педагогической деятельности должны исходить из того, что ребёнок должен сам выбирать пути решения поставленной перед ним задачи, а педагогвоспитательдолжен воздействовать на ученика косвенными средствами, обеспечивая тем самым свободу выбора, оставляя творческое развитие в свободной взаимосвязи.Руководствои шествие педагогавоспитателяв творческой деятельностизаключается в самообогащении ребёнкаот творческого процесса, но также должно соответствовать возрастным возможностями способностям ребёнка.

Также необходимым является создание ©плацдармаª, при которомбудут созданы широкие и прочные условия и раскрыт базовый потенциал для креативного и творческого решения задач. Чем больше информации и знаний получает ребёнок, чем большевозможностей у него есть для того, чтобы оперировать этими знаниями и информацией,чем больше ребёнок узнал и усвоил, тем большее количество информации, знаний и опытаребёнокспособен преобразовать и проецировать на значительные проблемы и искать путь решения новых задач, различными способами, что становиться более продуктивным и болеезначительным для самого ребёнка при решении задачи.Поддержка и создание условий педагогом воспитателем можно определить следующим образом: ©первичных условий, в том числе эмоционального фона, для того чтобы учащийся в той или иной жизненной ситуации смогсознательно и самостоятельно осуществить адекватный выбор поведения и/или источников информации, не противоречащий ни его личностно значимым ценностям, ни культурным традициям; вторичных условий, чтобы школьник мог самостоятельно действовать сообразно ситуации этого выбора даже если в чемто затрудняется.В каждом конкретном случае педагог вынужден мгновенно оценить ситуацию и ~ 4~

разобраться, какая поддержка нужна ученику ©здесь и сейчасª. Педагогическая поддержка оказывается,как по просьбе обучающихся, так и в том случае, если учитель видит, что ученик может справиться с ситуацией сам, но не уверен в своих силах. Осуществляя педагогическую поддержку, педагог должен ориентироваться на: создание условий для позитивнорефлексивного опыта общения и жизнедеятельности; поддержания комплекса отношений обучающегося с окружающим миром; непрерывность и преемственность, которые обеспечиваются согласованностью программ и проектов социальной деятельности для обучающихся различных возрастных групп с учётом их индивидуальных особенностей; учёт специфики изменчивости социальных характеристик обучающегося в процессе его развития и взросленияª[6].Педагогическая поддержка предполагает ©систему средств, которые обеспечивают помощь детям в самостоятельном индивидуальном выборе ‬нравственном, гражданском, профессиональном, экзистенциальном самоопределении, а также помощь в преодолении препятствий (трудностей, проблем) самореализации в учебной, коммуникативной, трудовой и творческой деятельностиª [7].

При этом ребёнок способен развивать концепцию собственного решения задач, а также использовать и развивать в новых условия, при чём равную или нет по сложности ‬значение не имеет, так как ребёнок,основываясь на прошлом творческоми креативномопыте способен выработать свой собственный подход к задаче. Это решение, продуцируемое им самим посредством собственного творческого мышления, впоследствии образует различные креативные подходы.Ребёнок способен развивать креативные подходы в неограниченных количествах и намного больше, чем взрослый человек,поскольку для взрослого уже есть выработанные в ограниченном количестве, основанные на опыте и регулярно им применяемые решения задач и проблем возникающие перед ним. Ребёнок в свою очередь не ограничен узкими рамками, но он более склонен доверять результатам своей творческой деятельности и креативности при этом малоспособен к контролю результатов своей творческой и креативной деятельности. Апотомуроль педагогавоспитателяв данном случае заключается: 1. разъяснениеважной функции контроля и подконтрольности результатов; 2. выработке у ребёнка осознания и способности контролировать результаты и творческие процессы; 3. прививаниеребёнку осознания ответственности за свою творческую деятельность и результаты; 4. выработке у ребёнка осознания важности и полезности его творческой деятельности; 5. установление понимания у ребёнка общественной важности его достижений; 6. нацеливание деятельности ребёнка на социальную важность его творческих достижений и деятельности.

В данном случае выделены главенствующие в деятельности педагога факторы,которые должны присутствовать в развитии у ребёнка креативности и творческого мышление и как следствие результатов его деятельности.Однако это должно быть ведущим в роли педагогавоспитателяв развитии креативности и творческого мышления у ребёнка,важен ещёи фактор понимания педагогомвоспитателемнамерений и стремлений самого ребёнка, который ищет решения поставленных задач, понимать те комбинации и варианты,которые предлагает ребёнок для решения этих задач.

Этодолжно способствовать становлению креативной и творческой личности; Становление креативной личности ‬это ©формирование и развитие совокупности устойчивых креативных качеств человека, характеризующих егоиндивидуальность при обучении творчеству и творческой самоактуализацииª. В свою очередь ~ 5~

становление творческой личности ‬это ©формирование и развитие творческой личности на основе обучения еётворчеству и передаче ей опыта объективной профессиональнотворческой деятельностиª [1]. Все это является неотъемлемой частью развивающейся личностии роли педагогавоспитателяв этом процессе.Таким образом,определяется и переосмысляется роль педагогавоспитателяи направление его деятельности в развитии креативности и творчества. Необходимо уделять первостепенное внимание роли педагогавоспитателяи его связям с ребёнком и сложившимися окружающими условиями,в которых развивается творческая и креативная личность, важным является заблаговременно уделять внимание тем факторам, которые способны подавить творческий потенциал и роль педагогавоспитателяв данном случае заключается в устранении этих факторов.Следуетвыделить и то, что необходимо уделять внимание ещёи связями взаимосвязям ребёнка и окружающего пространства, близкого окружения, чтобы благоприятные условия способствовали и дальнейшему развитию творческого мышления и креативности. Создание благоприятной обстановки способствует психологической уравновешенности и дальнейшего успешного развития.Креативный урокпо теме ©Весёлый интеллектуалª (интеллектуальный турнир в 6мклассе во внеурочной деятельности) по структуре педагогической системы НФТМТРИЗ М.М. Зиновкиной.Блок 1. Мотивация.На интерактивной доске написаны слова, выражения: понимание, познание, разум, способность мыслить, проницательность, сравнения, знания, восприятие, анализ, функции, суждения. Расставь в логической последовательности слова и поясни, что же такое интеллект. Предполагаемый ответ: интеллектразум, способность мыслить, проницательность, совокупность тех умственных функций (сравнения, абстракции, образование понятий, суждения, заключения), которые превращают восприятия в знания или критически перестраивают и анализируют уже имеющиеся знания. Подумайте кто такой интеллектуал. Учащиеся высказывают свои соображения. А есть в нашем классе такие? А сколько у нас таких умников? Давайте узнаем. Для того, чтобы вы смогли оценить, кто из вас самый умный начинаем наш турнир ©Весёлый интеллектуалª. Желаю вам удачи и победы. Блок 2. Содержательная часть 1.Позвольте представить наше жюри (интеллектуальная группа учащихся из 8). Правила турнира: он проходит в 7туров: в каждом туре ведущий в быстром темпе задаётпо одному вопросу, каждому ученику по очереди время на обдумывание отводится 2030 секунд. В каждом туре ученик,набравший наименьшее количество баллов,выбывает.Победителю присуждается титул ©Интеллектуал классаª и вручаются подарки. Первый тур. Пятибалльные вопросы. 1. Какое самое большое озеро в мире? (Каспийское море). 2. Закончи пословицу: ©Из огня, да…ª (в полымя). 3. Кто совершал первое кругосветное путешествие? (Ф. Магеллан). 4. Как называется прибор для измерения сторон горизонта? (Компас). 5. Какой самый крупный город на Дону? (Ростов). 6. Как можно назвать объём, широту интересов, знаний? (Кругозор). 7. Как именовалась древнее осадное орудие? (Таран). 8. Как называется популярный греческий танец? (Сиртаки). 9. Как фамилия немецкого изобретателя книгопечатания? (И. Гутенберг). 10. Как называется путь, по которому движется любая планета? (Орбита). 11. Как называется созвездие на небосклоне имеющее форму ©инструмента для питьяª? (Большая медведица). Второй тур.Десятибалльные вопросы. 1. Сколько меридианов можно провести через одну точку? (Множество). 2. Какой самый большой остров в Мире? (Гренландия). 3. Назовите цветные моря мира. (Красное, Жёлтое, Чёрное). 4. Назовите самый маленький материк. (Антарктида). 5. Сколько вы знаете материков? (Шесть). 6. Какая самая полноводная река Африки? (Конго). 7. Как называется народ женщинвоительниц в греческой мифологии? (Амазонки). 8 Как называется зимнее ~ 6~

логовище медведя? (Берлога). 9. Как называется высшее, абсолютно воинское звание? (Генералиссимус). 10. Как именуется медицинское учреждение в воинских частях? (Лазарет). 11. Как называется подвесная сетка для отдыха человека? (Гамак).Третий тур.Пятнадцати балльные вопросы. 1. Какой великий русский учёный был поэтом и художником, химиком и географом, геологом и сталеваром? (Л.В.Ломоносов). 2. Как именовался военачальник у славянских народов? (Воевода). 3. Как называется вид местности, открывающейся обычно высоты? (Панорама). 4. Кто был первым русским учёным, удостоенным Нобелевской премии?(Павлов). 5. Назовите бога сновидений в греческой мифологии. (Морфей). 6. Назовите имя мифологического древнегреческого певца и музыканта. (Орфей). 7. Как именовалась третья буква в славянском алфавите? (Веди). Четвёртый тур.Двадцати балльные вопросы. 1. Где прятал ключи Синьор Помидор? (в чулке). 2. Какие акции продавал Незнайка на луне? (На семена гигантских растений). 3. Как назывались политические партии у лилипутов? (Остроконечники, Тупоконечники). 4. Как назывался летающий остров? (Лапуту). 5. Что послужило причиной конфликта Чиполлино с Синьором Помидором? (Домик Тыквы). 6. Титулы Апельсина, Лимона, Мандарина и Вишни? (Барин, принц, герцог, графиня). 7. Какое слово Кай выкладывал из льдинок? (Вечность) [8].Блок 3.Психологическая разгрузка.Танцыимпровизации. Подмузыку один ученик показывает движения, все остальные повторяют эти движения, дополняя их положительными эмоциями и мимикой.Блок 4.Головоломка.Математический ребус. Сумма двух чисел равна трёхзначному числу. Первое слагаемоеоканчивается на 0. Если этот 0 отбросить, то получиться второе слагаемое. Восстановите все числа в этом зашифрованном арифметическом равенстве. Ответ: 570+57=627.Блок 5. Интеллектуальная разминка.Игра ©пять определенийª. Участник задаёт слово (существительное) и первое к нему определение, следующий участник даёт второе определение, следующий третье и т.д. Участник,давший пятое определение, задаёт новое слово ‬задание. Игра ©сравни по формеª. Назвать форму объектов и их частей на картинки и найти даннуюформу в предметах окружающего мира. Составление открытых загадок. На интерактивной доске картинки. 1. Ёж круглый, как… 2. Лепесток ромашки овальный, как… 3. Ствол прямой, как… 4. Травинка острая, как… 5. Листья резные, как…Блок 6. Содержательная часть 2.Пятый тур.Двадцати пяти балльные вопросы.1. Сколько детей было в семье малыша? (Трое, ещёбрат и сестра). 2. Что за дорога вела в Изумрудный город? (Жёлтая кирпичная дорога). 3. Имя сапожника в сказке ©Приключения Чиполлиноª? (Мастер Виноградинка). 4. Что сделал Хоттабыч, чтобы аннулировать результаты футбольного матча? (Все футболисты заболели корью). 5. Как называлось собрание лунных капиталистов? (Большой Бедлам). Шестой тур.Тридцати балльные вопросы.1. Как назывались лунные деньги? (Фартинги и сантики). 2. Когда борода старика Хоттабыча не работала? (Когда намокала). 3. Как Нильсу Хольгерсену снова удалось стать большим? (Сделав доброе дело). Седьмой тур (завершающий).Сорока балльные вопросы. 1. В каком случае Бродяга мог ходить по луне спокойно? (Если на нём была шляпа и ботинки). 2. Судьба брата Хоттабыча? (Кружиться спутником вокруг земли). 3. Какой цветок рос на астероиде В612? (Роза). По окончанию турнира пока жюри определяет победителя, можно послушать музыку. Подводятся итоги турнира, награждается победитель символической медалью ©Самый Умныйª[8]. Блок 7. Компьютерная интеллектуальная поддержка.Составить на компьютере в программе MicrosoftWordстраницу энциклопедии об интеллектуальном ученике. ~ 7~

Блок 8. Резюме.Оценить мнения учащихся о проведенном турнире, позволив им выказать своёмнение относительно турнира и его проведения. С помощью специальных карточек учащиеся ©понравилось ‬не понравилосьª, выявляют мнение о турнире. В ходе креативного урока установлена эмоциональная связь педагогавоспитателя и учеников, выявлена качественная оценка учеников о турнире.

Ссылки на источники1.ЗиновкинаМ.М. НФТМТРИЗ: Креативное образование века (Теория и практика). ‬М: МГИУ, 2007. ‬306 с.2.Креативная педагогика. Методология, теория, практика. / под ред. д. т. н., проф. В. В. Попова, акад. РАО Ю. Г. Круглова. 3е изд. ‬М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012. ‬310 с.3.Одаренные дети: пер. с англ./общ. ред. Г.В. Бурменской и В.М. Слуцкого. ‬М.: Прогресс, 1991. ‬348 с.4.Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте.Психологический очерк. 3е изд. ‬М.: Просвещение, 1991.‬96 с.5.Выготский Л. С. Вопросы теории и истории психологии. ‬М.: Педагогика,1982.‬488 с.6.Сборник программ. Исследовательская и проектная деятельность. Социальная деятельность. Профессиональная ориентация. Здоровый и безопасный образ жизни. Основная школа/С.В. Третьяков, А.В. Иванов, С.Н. Чистяков и др.; 2е изд.‬М.: Просвещение, 2014. ‬96 с. 7.Анохина Т.В. Педагогическая поддержка как реальность современного образования// Классный руководитель. ‬2000. ‬№3. ‬С. 63‬81.8.Дик Н.Ф. Новые стандарты второго поколения в 57 классах. Классные часы, практикум, тесты, методики. ‬РостовнаДону: Феникс, 2008. ‬317 с.