Аннотация. Патентный анализ является исключительным источником конкурентной технической информации, а его ценность выражается в большом спектре стратегических применений. В статье также дается обоснование существующих преимуществ и ограничений применения патентного анализа для сбора и анализа информации о возможных воздействиях технологических изменений на конкурентоспособность организации.
Ключевые слова: патентный анализ, авторское право, конкуренты, стратегическое управление, патент, инновация, технология, патентно-поисковые базы данных.
Для того чтобы компания смогла удержаться на рынке, в том числе и на мировом, необходимо не только развивать свои технологии, но и иметь сведения о направлениях развития конкурентов [1]. Кроме того, такого рода информация необходима во избежание нарушения права других производителей на те или иные технические и технологические разработки, которые оформлены законным образом. В противном случае подобное нарушение прав ведет к штрафным санкция со стороны обладателя авторских прав. Таким образом, наличие подобной информации помогает организации осуществлять эффективную патентную политику, которая дает возможность не только защитить свои права, но и обеспечивать наличие неблагоприятных условий для конкурентов. С этой целью и применяется патентный анализ.
Патентный анализ является уникальным инструментом в области менеджмента, который применяется для изучения стратегического управления технологией организации и процесса разработки товаров или услуг [2].
В соответствии с определением Патентного ведомства США, патент на изобретение представляет собой акт права собственности изобретателя [3, c. 412]. Патенты были созданы в качестве социополитического механизма для того, чтобы служить стимулом для внедрения инноваций и развития прогресса. При этом во всех странах мира законодатели правительств давно поняли, что за свои ценные открытия и изобретения специалисты, разрабатывающие инновации, должны поощряться. Защита от копирования и нарушения авторских прав осуществляется с помощью эффективного политического инструмента для поддержания прочной инновационной основы.
Патент может быть выдан только в том случае, если изобретение отвечает следующим условиям патентоспособности, соответствие которым определяется с помощью государственной экспертизы: изобретение является новым; изобретение имеет изобретательский уровень, т.е. решение является неочевидным; изобретение может быть применимо в области промышленности [4].
Один из первых патентов был награжден Филиппо Брунеллески из Флоренции в 1421 году за свое подъемное устройство грузов весом до 1 тонны для баржи. Спустя 8 лет, 3 апреля 1449 года, английским правительством был присужден 20-летний патент Джону Ютнэму за его изобретение процесса по выработке витражных стекол. Именно с тех пор и произошел рост количества патентов, необходимость в которых особенно увеличилась после индустриальной революции. Развитие научных исследовании в XX веке привело к еще большему увеличение патентов. Так, по статистическим данным известно, что к 1993 году ежедневно выпускалось свыше 1000 новых патентов, а к 1995 году в мире было выпущено более 32 млн. патентов. В 2013 году количество патентных заявок, поданных во всем мире, составило более 2 570000, что на 9% больше, чем в 2012 году [5].
Видится необходимым перейти к рассмотрению стратегического обоснования патентного метода и его применения. Не смотря на то, что технология становится основным конкурентным преимуществом на многих рынках, ряд менеджеров и специалистов, принимающих решения, обладают недостаточным объемом информации о возможных воздействиях технологических изменений на конкурентоспособность их организации [6]. Именно обеспечение подобной недостающей информацией и является главной функцией патентного анализа, ценность которого заключается в способности предоставлять большую часть такой информации при помощи библиометрических методов.
Библиометрия представляет собой приложение к количественным методам математики и статистики, предназначенное проанализировать источники информации, найденные в книгах, газетах, журналах и иных библиографических единицах. Патентный анализ использует библиометрию к задаче анализа множества данных, которые найдены в базах данных патентов, для того, чтобы выявить ведущие индикаторы технологических изменений. То число раз, которое цитируется тот или иной патент, предлагаются стратегические сведения о том, какие технологии достигают критической массы. Кроме того, такой анализ определяет, какие именно конкуренты и отрасли активно следуют этим технологиям [7].
В этом отношении патентный анализ предлагает достаточно эффективный и результативный способ. Такой метод анализа является результативным потому, что около 70% патентов не цитируются никогда, а оставшиеся 30% патентов, которые цитируются 6 и более раз, занимают 90-ую часть среди патентов, наиболее часто цитируемых. Кроме того, по мнению экспертов, такой анализ может помочь сократить количество повторов среди научных исследований и опытных разработок, т.к. из них около 30% уже выполнены [8]. Патентный анализ также эффективен, потому что к информации, которая содержится в 80% ссылок на новые патенты, нет доступа где-либо еще. Таким образом, очевидно, что патентный анализ является исключительным источником конкурентной технической информации, а его ценность выражается в большом спектре стратегических применений [3, c. 415.]:
- Анализ технологической конкуренции, посредством которого конкурентная сила соперников определяется с помощью анализа всех патентов, которые имеются у соперников, либо посредством сосредоточения внимания на той или иной технологии.
- Оценка нового рискованного предприятия, результатом которой являются снижение рисков вложений и приобретение лучших технологий.
- Управление портфелем патентов, заключающееся в оказании поддержки в процессе принятия решений в случае разногласий, которые касаются коммерциализации технологий организации, например, продажи патентов или развития альянсов и совместных организаций.
- Управление научными исследованиями и опытными разработками, применение которого позволяет оценить планы о том или оном товаре или процессе, а также определить основные определяющие технологии, что приводит к улучшению размещения научных исследований и опытных разработок.
- Обследование товарной области или рынка позволяет пересмотреть содержание новых патентов и авторских прав и проверить наличие случаев нарушения права на собственность [9]. Применение такой стратегии способствует улучшению защиты интеллектуальной собственности.
- Анализ слияния/приобретения (М&А), наиболее точно определяющий концепцию синергизма как технологическую схожесть организаций, которые имеют оригинальные и дополнительные патенты, основывающиеся на одной и той же научной идее или концепции.
- Анализ стоимостной цепочки. Анализ патентных мероприятий поставщиков применяется для того, чтобы подтвердить тот факт, что поставщики остаются приверженными модернизировать технологию, которую использует организация [10]. Кроме того с помощью патентного анализа могут быть прослежены угрозы прямой интеграции поставщиками и обратной интеграции потребителями организации.
Видится целесообразным также рассмотреть плюсы и минусы патентного анализа.
Среди сильных сторон и преимуществ патентного анализа можно выделить следующее:
- Функционирование патентного анализа в качестве основополагающего индикатора технологических изменений;
- Правдоподобная, внешняя и объективная техническая информация, на основе которой патентный анализ составляет основные источники аналитических ресурсов.
К слабым сторонам и ограничениям патентного анализа относятся:
- Обзор патентов не дает видеть полную картину инновационного мероприятия, так как:
– не все патенты проявляется в коммерческой инновации;
– многие организации, предпочитающие скрывать секреты торговли, не подают заявки на патенты;
– сфера компетенции патентного анализа строго ограничена коммерческой технологией;
2. Ошибочное предположение о том, что цитирование всех патентов обладает равной степенью значимости. Так, наряду с патентами, несущими радикально новое технологическое решение, существуют дополнительные технологические усовершенствования. В этом случае, использование патентного метода приводит к воздействию на обе группы патентов с равной степенью значимости [11].
Рассмотрим процесс применения патентного метода.
В настоящее время существует множество способов использования процесса патентного анализа. Каждый конкретный подход имеет ряд основополагающих правил, которые мы рассмотрим далее.
Первая стадия анализа включает в себя выявление масштаба технологической области, которая выступит в качестве предмета анализа.
Выделяют два подхода к патентному поиску. Аналитик может сосредоточить свое внимание либо на конкретных организациях, вне зависимости от применяемых ими технологий, либо сосредоточиться на особой технологии, независимо от организаций, которые применяют данную технологию [12].
После этого необходимо установить аналитическую основу, которая будет направлять процесс поиска баз данных. Чаще всего используют 6 типов индикаторов цитирования патентов [3, c. 419]:
- Часто цитируемые патенты (наибольшее количество раз цитирования патента в последующих патентах).
- Индекс технического воздействия. Для того чтобы наиболее эффективно изолировать самые значимые патенты, 10% патентов, которые цитируются с высшей оценкой, чаще всего и являются самыми влиятельными и дают наиболее результативный анализ [13]. Индекс технического воздействия сводится к единице, что означает следующее: те патенты, которые получают меньше одного балла, не являются настолько же значительными, как патенты, получившие больше 1 балла.
- Индекс текущего воздействия. Данный индекс переводит абсолютное количество патентов, которые цитируются чаще всего, в относительный показатель с целью проведения процедуры сравнения патентов. Формула определения индекса текущего воздействия выглядит следующим образом:
Индекс текущего воздействия = | Среднее число цитирований патента фирмы ежегодно |
Среднее число цитирований всех патентов в базе данных за год |
- Время технологического цикла. Этот индикатор показывает среднюю давность более ранних патентов, которые цитируются в самых последних патентах организации. В зависимости от отрасли, период давности может варьироваться от 5 до 15 лет. Наиболее короткий промежуток времени технологического цикла показывает, что организация доминирует среди других фирм в технологической области.
- Технологическая сила. Данный индикатор отражает устойчивость технологической конкурентоспособности организации и определяется по следующей формуле [3, c. 420]:
Показатели доминирования и масштаба. Эти индикаторы отражают конкурентную позицию по технологии и стратегическому давлению каждой организации.
На втором этапе необходимо определить базы данных, которые следует искать и изучать. Большинство государственных патентных агентств выкладывают свои базы данных онлайн. В связи с постоянным развитием сети Интернет, аналитику необходимо периодически осуществлять поиск каких-либо новых или инновационных патентных баз данных [14]. Сегодня многие университеты на своих сайтах предлагают качественную патентную информацию, включая связи с другими патентными базами данных.
Третий этап включает в себя статистическую обработку большого количества данных, полученных в процессе поиска патентов. Получив эту статистическую информацию, процесс превращает ее в конкурентную информацию. Для этого требуется анализ информации в стратегическом контексте:
1) анализ технологической конкуренции;
2) интеграция с анализом S-кривой;
3) оценка новых рискованных предприятий;
4) управление портфелем патентов;
5) управление научными исследованиями и опытными разработки;
6) обследование товарной области или рынка;
7) анализ слияния/присоединения (М&А);
8) применение стоимостной цепочки [15].
Последний этап заключается в продолжение патентного анализа на постоянной основе для того, чтобы достичь поставленные задачи по наблюдению за конкурентной технической информацией организации. Это будет работать в качестве системы раннего предупреждения относительно будущих технологических угроз и возможностей.
Таким образом, патентно-поисковые базы данных представляют собой источники информации, позволяющие проследить состояние и развитие конкурентной ситуации как во вновь появляющихся сферах инновационной деятельности, так и в соответствующих отраслях в целом [16]. Такого рода данные являются очень значимыми для организации, в случае если ее конкуренты уже используют патентную информацию с целью обеспечения конкурентных преимуществ.
Обладая систематизированными результатами конкурентного анализа, организация может повышать значимость и эффективность корпоративного патентного портфеля путем определения областей, которые нуждаются в правовой охране, а также расширения формул уже поданных заявок, заключения лицензионных соглашений, усиления позиций в судебных делах и содействия ускорению экспертизы патентных заявок.
Ссылки на источники
- Демина Н.В. Стратегическое планирование: содержание и специфика / Н.В. Демина Н.В. // В книге: Мир через языки, образование, культуру: Россия - Кавказ - мировое сообщество. Материалы V Международного конгресса. Симпозиум XIV Актуальные экономические проблемы современной России. Редколлегия: Ю.С. Давыдов, А.П. Колядин. 2010. С. 82-84.
- Блог об интеллектуальной собственности. Патентные исследования и патентный анализ. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ipmagazinetoday.blogspot.ru/p/blog-page_83.html.
- Фляйшер К. Стратегический и конкурентный анализ. Методы и средства конкурентного анализа в бизнесе/ Фляйшер К., Бенсуссан Б. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005.
- Еремина О.С. Разработка и внедрение инноваций в государственных структурах / О.С. Еремина // В сборнике: Университетские чтения - 2013 Материалы научно-методических чтений ПГЛУ. Ответственный редактор З.А. Заврумов. 2013. С. 92-98.
- История патентов в мире. [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.patent-translation.ru/?smid=10.
- 6Еремина О.С. К вопросу о развитии национальной инновационной системы России / О.С. Еремина, Н.В. Демина // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2015. - Т.8. - С.441-445.
- World Intellectual Property Organization [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: www.wipo.org (дата обращения: 23.10.2015).
- Albert М. В., Avery, D. Narin, F.«Direct validation of citation counts as indicators of industrially important patents». Research Policy, 2005. – 20(3). – P. 251-259.
- Еремина О.С. Социальное предпринимательство: история и современность // В сборнике: Университетские чтения - 2012. Материалы научно-методических чтений ПГЛУ. Ответственный редактор: З.А. Заврумов. 2012. С. 35-39.
- Демина Н.В. Возможности использования диверсификации на современных предприятиях / Н.В. Демина, М.В. Чистова // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2015. Т. 8. С. 66-70.
- Актуальные проблемы современной экономики; под ред. Ю.С. Давыдова: коллективная монография. - М. - Пятигорск: РАО - ПГЛУ, 2013. - 158 с.
- Салогуб А.М. Новые тенденции в управлении талантливым персоналом и HR-технологий / А.М. Салогуб, Н.В. Демина // Гуманизация образования. 2015. № 2. С. 105-113.
- Sharpe С.C. Patent, trademark, and copyright searching on the Internet. The use of science and technology indicatorsin strategic planning, 2000. –24(3). – P. 2.
- Демина Н.В. К вопросу о функциях и методах управления качеством продукции / Н.В. Демина // В сборнике: Университетские чтения-2011. Материалы научно-методических чтений ПГЛУ. Ответственный редактор З.А. Заврумов. 2011. С. 140-145.
- Демина Н.В. Содержание и методология исследования потребителей и потребительского поведения / Н.В. Демина // В сборнике: Проблемы регионального развития России: экономико-правовые аспекты. Материалы межвузовской научно-практической конференции. Ответственный редактор: С. Г. Килинкарова. 2012. С. 93-104.
- Новации и инновации в образовании: коллективная монография. – Пятигорск, Федеральное агентство по образованию, Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Пятигорский государственный лингвистический университет», 2009