Полный текст статьи
Печать

Аннотация. В современных условиях конкурентные преимущества составляют важнейшую основу конкурентоспособности любого экономического субъекта. В статье автор исследует понятие «конкурентное преимущество», а также проводит анализ источников их формирования и развития с точки зрения ресурсного и рыночного подходов.
Ключевые слова: конкурентные преимущества, конкурент, конкурентная борьба, внешняя среда, внутренняя среда, источники конкурентных преимуществ. 

Успешное развитие и функционирование предприятия в рыночной экономике требует выявления и анализа его конкурентных преимуществ. На данный момент времени в сфере изучения природы конкурентных преимуществ представлено значительное количество теоретических работ таких авторов, как Д. Рикардо, И. Кравис, Дж. Ванек, Ж.Ж. Ламбен, М. Портер, М. Познер, К. Эрроу, Т. Левитт, У. Бролль, С. Хаймер, С. Киндлебергер, В. Премьер, X. Джонсон, Д. Тисс, Р. Кавс, Р. Коуз, П. Бакли, М. Кассон, Д. Даннинг, М. Перлитц, Г.Л. Азоев, А.П. Челенков, В.К. Фальцман, Э.Н. Крылатых, Н.И. Фокин и др. Соответственно существуют и разные точки зрения на трактовку данного понятия.

Так, М. Портер определяет конкурентное преимущество «как положение фирмы на рынке, позволяющее ей преодолевать силы конкуренции и привлекать покупателей» [1].

Г.Л. Азоев и А.П. Челенков под конкурентными преимуществами понимают «концентрированные проявления превосходства над конкурентами в экономической, технической, организационной и прочими сферами деятельности предприятия, которые можно измерять экономическими показателями (дополнительной прибылью, более высокой рентабельностью, рыночной долей, объемом продаж) [2, с. 48].

В.К. Фальцман и Э.Н. Крылатых трактуют конкурентное преимущество «как положение фирмы на рынке, позволяющее ей вести борьбу с другими контрагентами за удовлетворение потребностей покупателей. Достигнуть таких преимуществ можно разными способами, например: особыми активами, особыми сферами деятельности, особыми формами ведения бизнеса [3].Мы же считаем, что под конкурентным преимуществом следует понимать такое, которое существует у компании перед конкурентами в отрасли, отражается в предложении потребителям товаров или услуг по более низким ценам, лучшего качества, в большем ассортименте, обладающих уникальными свойствами.

Далее, хотелось бы отметить, что возникновение и эволюция конкурентных преимуществ тесно связаны с развитием международных экономических отношений, обусловленных научно-техническим прогрессом общества и конкурентными отношениями [4].

Как показало проведенное исследование, первым к понятию конкурентных преимуществ обратился М. Портер. Именно его исследования позволяют по-новому оценить и объяснить процессы международного обмена во взаимосвязи сравнительных преимуществ с международной конкуренцией, оперируя введенным им новым понятием «конкурентное преимущество». По его мнению, «новая теория должна пойти дальше сравнительных преимуществ - к анализу конкурентного преимущества страны… исходя из того, что конкуренция - динамичный и развивающийся процесс» [5]. Конкурентное преимущество обязано быть таким, чтобы его можно было использовать в данный момент, то есть незамедлительно и использовать как можно дольше. Эта функция состоит в обеспечении доходов, превышающих среднеотраслевой уровень, и в завоевании прочных позиций на рынке. То есть можно говорить о том, что предприятия обходят своих конкурентов на рынке, если имеют прочное конкурентное преимущество.

Несмотря на новые теории, в течение многих лет достаточно популярна была именно рыночная концепция М. Портера, основная идея которой заключалась в том, что конкурентные преимущества компании зависят, с одной стороны, от специфики отрасли, вида и масштаба конкуренции в ней, а, с другой стороны, от действий самой компании на рынке. Что же касается источников конкурентных преимуществ, то здесь на первый план выходит эффективная отраслевая и рыночная позиция субъекта, которая должна выбираться с учетом специфики его деятельности.

То есть можно говорить о том, что согласно рыночного подхода, при формировании и развитии конкурентных преимуществ компании должны оптимально адаптироваться к специфической внешней среде. При этом основными внешними факторами, которые должны учитывать в своей деятельности компании являются: демографические и социально-экономические, природно-климатические и географические, политические и нормативно-правовые и другие.

С начала 90-х годов XX века серьезное влияние на понимание источников конкурентных преимуществ начинают оказывать сторонники концепции ресурсного подхода (Resource-Based Approach), среди которым выделяют Б. Вернерфельта, К. Прахалада, Г. Хамела, Э. Пентроуза, Р.М. Гранта и других. Они придерживались точки зрения о том, что рыночное положение компании – это совокупность уникальных материальных и нематериальных ресурсов предприятия, а также эффективное управление ими [6]. Соответственно источником конкурентных преимуществ в этом случае будет именно уникальная комбинация оригинальных и труднокопируемых специфических видов ресурсов компании, эффективное использование которых поможет ей победить в конкурентной борьбе. Также стоит отметить, что сторонники концепции ресурсного подхода в своих исследованиях настаивали на том, что, чем менее важную роль играют структура отрасли и место компании в ней, тем более весомая роль отводится именно уникальным ресурсам, имеющимся у компании, при этом важнейшими их них должны стать знания в значимых для бизнеса областях.

То есть можно говорить о том, что в соответствии с ресурсным подходом приоритетом для компании должны стать внутренние параметры деятельности предприятия, исследование которых позволит выделить осязаемые (материальные) и неосязаемые (нематериальные) факторы конкурентных преимуществ [7]. А их развитие должно способствовать гибкому реагированию на изменения внешней среды, завоеванию значительных рыночных позиций, что может способствовать способствует успеху в конкурентной борьбе.

Далее хотелось бы отметить, что проведенное исследование показало, что сегодня для большинства современных предприятий на первый план выходит не только проблема формирования конкурентных преимуществ, но что немаловажно и их удержание, то есть степень устойчивости конкурентных преимуществ, от которой зависит, продолжительность времени, в течение которого субъект рыночной деятельности сможет обеспечить свое лидерство над конкурентами. Все вышеперечисленное позволяет выделить другой признак – динамика конкурентных преимуществ, в соответствии с которым все конкурентные преимущества можно подразделить на устойчивые и неустойчивые [8].

Устойчивые конкурентные преимущества относятся к преимуществам высокого ранга, достижение которых связано для предприятий с серьезными затратами на их создание и поддержание. Примерами таких устойчивых конкурентных преимуществ могут быть уникальная продукция, уникальная технология, уникальные специалисты, репутация компании и другие [9]. Здесь стоит отметить, что создать и удерживать устойчивые конкурентные преимущества в современных условиях очень сложно, и связано это, в первую очередь, с тем, что для этого необходимо постоянно анализировать все факторы внешней среды, влияющие на деятельность предприятия прямо или косвенно.

Что касается неустойчивых конкурентных преимуществ или преимуществ низкого ранга, то они связаны с возможностью использования дешевых ресурсов, таких как рабочая сила, сырье и материалы, энергия и другое. Как показало проведенное исследование, конкурентные преимущества низкого ранга очень неустойчивы и легко могут быть потеряны, так как дешевая рабочая сила и дешевые производственные ресурсы доступны и для конкурентов. То есть можно говорить о том, что такие конкурентные преимущества являются преимуществами с малой устойчивостью, которые не всегда способны обеспечить компании превосходство над конкурентами в долгосрочной перспективе.

Все вышеизложенное, позволяет нам сделать вывод о том, что в настоящее время в условиях постоянно изменяющей внешней среды конкурентоспособность компании в большей степени связана с работой в области качества объектов, а оценка конкурентных преимуществ должна происходить только на реальном рынке.

Ссылки на источники:

  1. Портер М. Международная конкуренция / М. Портер. - Пер. с англ. - Под. ред. В.Д. Щетинина. - М.: Международные отношения, 1993.
  2. Азоев Г.Л. Конкурентные преимущества фирмы / Г.Л. Азоев, А.П. Челенков. - М.: Новости, 2010.
  3. Фальцман В.К. Интенсивный курс МВА: Учеб. пособие / В.К. Фальцман, Э.Н. Крылатых. — М.: ИНФРА-М, 2011 — 544 с.
  4. Актуальные проблемы современной экономики; под ред. Ю.С. Давыдова: коллективная монография. - М. - Пятигорск: РАО - ПГЛУ, 2013. - 158 с.
  5. Портер М. Конкуренция / М. Портер. - М.: Вильямс, 2010. – 790 с.
  6. См., например: Рубин Ю.Б. Конкуренция: упорядоченное взаимодействие в профессиональном бизнесе / Ю.Б. Рубин. - Москва: Market DS, 2006. - 461 с.
  7. Демина Н.В. Стратегия как ведущий элемент стратегического менеджмента: понятие, сущность и основные характеристики / Н.В. Демина Н.В. // В сборнике: Университетские чтения-2008. Материалы научно-методических чтений. 2008. С. 193-198.
  8. Демина Н.В. Стратегическое планирование: содержание и специфика / Н.В. Демина Н.В. // В книге: Мир через языки, образование, культуру: Россия - Кавказ - мировое сообщество. Материалы V Международного конгресса. Симпозиум XIV Актуальные экономические проблемы современной России. Редколлегия: Ю.С. Давыдов, А.П. Колядин. 2010. С. 82-84.
  9. Чистова М.В., Концевич Г.Е. Направления повышения эффективности хозяйственной деятельности градообразующего предприятия // В сборнике: Градообразующие предприятия: назад в будущее или вперед в прошлое? Сборник тезисов докладов и статей международной интерактивной он-лайн видеоконференции. Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова. 2014. С.261-265.