Полный текст статьи
Печать

Аннотация. Статья посвящена проблемам современного учителя, с которыми он сталкивается в своей педагогической деятельности.  Автор рассматривает проблемы современного учителя, выявляет из причины и предлагает возможные пути решения.

Ключевые слова – информационное общество, ИКТ, реверсный путь подачи информации, «клиповое» мышление.

В нашей стране, как и во всем мире, система школьного образования находится на грани цивилизационного кризиса. В связи с этим назрела острая необходимость перемен во всей системе образования. Однако чтобы эффективно их  осуществить, необходимо разобраться в причинах существующего положения дел в системе школьного образования и постараться выявить наиболее оптимальные пути решения. [1]

Дело в том, что современная школа была создана 200 лет тому назад и отвечала определенным нуждам индустриального общества. Ее основной задачей было формирование своего рода био-роботов, послушных, бездумных исполнителей.[2] С тех пор мало что изменилось в самой школе, но зато наше общество за это время пережило громадные изменения. Оно сделало качественный скачок от индустриального к информационному. В связи с этим сменились и основные приоритеты в обществе – от индустрии к качественной информации, от местной торговли к глобализации и информатизации. Процесс информатизации привел к тому, что главным конкурентным преимуществом предприятий стали не технологии, а человеческий ресурс. Это породило и принципиально новые отношения в национальных системах образования, постепенно трансформирующихся в глобальные рынки образовательных услуг.[3] Изменилась и концепция самого образования (от передачи знаний, умений и навыков из поколения в поколения к образованию как обретению человеком осознанной самостоятельности в освоении своего жизненного пространства. [4]

Давайте же обратимся к основным проблемам, с которыми сталкивается в своей практике каждый конкретный учитель, и попытаемся вывить их причины и предложить пути их решения. На наш взгляд одна из первых и, пожалуй, наиболее серьезных проблем, с которой столкнулся современный учитель, это то, что у учеников нет больше  абсолютного доверия ни к нему как учителю, ни к учебнику как источнику информации. Это связано в первую очередь с приходом эпохи Интернет, что в корне изменило основную роль учителя. Если раньше он был источником информации, то сейчас от него ожидают работы в качестве организатора активной познавательной деятельности учащихся. И в самом деле, с точки зрения Интернет учитель знает обо всем примерно в миллион раз меньше чем Интернет. Ученик теперь считает себя уже самостоятельным и осознает, что где-то справится и сам без учителя. Ведь он может легко найти информацию в Интернет. С этой же точки зрения учебник тоже выглядит довольно странно. Мало того сама необходимость в нем становится сомнительной. Давайте к примеру откроем учебник английского языка на тексте о городе Нью - Йорк. В лучшем случае там будет пару фотографий, несколько цифр и определенное количество текста. А теперь давайте откроем Интернет и найдем, что город Нью-Йорк упоминается 1 840 000 000 раз с 33 тысячами  фотографий. Более того современный мир стремительно развивается. Информация устаревает и становится бесполезной. Учебники просто невозможно издавать с такой периодичностью, с какой меняется информация. Как следствие ценной становится не сама информация, а умение самообучаться.[1, 2]. Как один из вариантов в данной ситуации может быть предложено представление учебной информации в виде модулей. Модульное обучение базируется на деятельностном принципе обучения, строится на идеях развивающего обучения, а также учитывает принципы гибкости, природосообразности, паритетности, дифференцированности и личностной направленности. Оно способствует развитию самостоятельной деятельности учащихся, формирует прочные общеучебные знания и навыки. В процессе учебной деятельности создают такие условия, которые позволяют учащимся перейти от репродуктивного вида деятельности к творческому.[5] В качестве еще одной причины такого отношения к учителю у учеников можно назвать чрезвычайную обработанность сознания учеников СМИ, где очень часто создается негативный образ учителя, занижается сам статус учителя. Ученики больше не относятся к учителю как к авторитетному старшему, а зачастую приходят просто посмеяться, поиронизировать над ним. Также имеет место и тот факт, что у учеников уже есть сформированная СМИ предварительная установка на материал урока. В связи с этим на наш взгляд, будет целесообразно, если учитель выяснит и уточнит у учеников их установку на материал урока и примет их с этой установкой. для этого может быть использована методика установления контакта. [6] Далее по ходу самого урока и подачи материала учителем, можно задавать ученикам соответствующие вопросы на анализ и осмысление информации, сопоставление имеющейся у учеников установки с фактами. Таким образом, учителю больше не стоит начинать урок с самого тезиса, такого как, например, «Москва – это великая столица России», а следует  подвести учеников к этому выводу всем ходом  своего размышления, то есть учителю целесообразно использовать не прямой «линейный» путь подачи информации, а реверсный способ подачи информации. Такой путь может вызвать интерес у ученика, спровоцировать у него «кризис компетенции» и побудить ученика самостоятельно более детально изучить предлагаемый учителем материал. [1,7] В этом случае как раз ученик и может воспользоваться Интернетом как средством обучения и источником информации. Более того это приводит к  тому, что и самому учителю необходимо осваивать эффективные методы работы в Интернет и использовать его в учебном процессе. Использование Интернет на уроке позволяет сделать познавательную деятельность учащихся активнее, необычнее и интереснее.[ 8] С другой стороны, в связи с этим возникает вопрос о защите информации и авторском праве. Очень часто учащиеся просто присваивают чужие работы, найденные в Интернет себе, не давая никаких ссылок ни на источник информации, ни на автора. Учителя же либо по своему не знанию или попустительству принимают такие работы. У нас в стране на государственном уровне существует закон о защите информации и авторского права, а также разработаны специальные компьютерные программы поверки текста на плагиат[9, 10] Вторая не менее важная проблема, с которой сталкивается учитель, это тот факт, что учитель и ученики стали говорить на разных языках. Во-первых, это связано, прежде всего, с чрезвычайной распространенностью и популярностью технологий, Интернет и компьютерных игр. Эти технологии оказали огромное влияние прежде всего на мышление учащихся. Оно стало «технологичным, клиповым и мозаичным». Ослабла рефлексивная составляющая мышления, а значит и его рациональность. Как результат большинству современных учеников стало трудно воспринимать информацию на слух. Они не способны понимать язык традиционного образования с его авторской речью и длинными семиотическими структурами.[4, 7] Этот конфликт непонимания также влечет за собой и дополнительные проблемы у учеников, связанные с мотивацией к обучению. Она становится крайне низкой. В качестве возможного варианта решения в данной ситуации, можно предложить самому учителю попытаться заговорить на языке учащихся и начать использовать ИКТ и развивающие компьютерные игры в образовательном процессе. Применение ИКТ способствует формированию непрерывного познавательного интереса у многих учащихся и усиливает мотивацию к обучению. Более того ИКТ позволяют учитывать индивидуальные темпы усвоения знаний, умений, уровень сложности и интересы, что позволяет сделать процесс обучения разноуровневым и личностно-ориентированным. Конечно же, это также подразумевает, что учитель сам начнет активно овладевать современными ИКТ и использовать их в учебном процессе. С другой стороны, имея ввиду снижение критического и аналитического мышления у сегодняшних учащихся, будет целесообразным, на наш взгляд, применение таких форм организации урока как дискуссия или дебаты. Эти формы взаимодействия будут способствовать формированию навыков аналитического и критического осмысления информации, и развивать умение работать в команде, чувство взаимоуважения, толерантности и сотрудничества.

Еще одна проблема, с которой часто сталкивается учителя в школе, это то, что им очень трудно вести с детьми воспитательную работу. Дети просто их не слышат. Причин этому может быть несколько. Во-первых, в связи с приходом Интернет и технологий в нашу жизнь учащиеся отказываются воспринимать и понимать авторитарный язык традиционного образования. Они остро чувствуют и свою самоидентичность и в то же время принадлежность к глобальному мировому пространству.[11] В связи с этим необходим поиск альтернативных форм и вариантов взаимодействия между учителем и учениками. Наиболее оптимальным решением здесь будет взаимодействие и сотрудничество между учителем и учениками. Поэтому для современного учителя владение такими педагогическим технологиями как обучение в сотрудничестве и методом проектов является профессиональной необходимостью. Во-вторых, в современном мире, СМИ и поп-культура с их чрезвычайной популярностью превратились в бизнес, подчиненный интересам определенных политических и экономических групп. Как результат в корне сменилась система ценностей, которые там пропагандируются. На смену высоким духовным ценностям и идеалам пришли «постматериалистические» ценности, связанные с желанием повысить свой статус и добиться успеха. Традиционные же ценности нивелируются и абсорбируются. Также благодаря тому, что Интернет делает практически доступной любую информацию, исчезает проблема недостижимости идеала. Утрата же идеала ведет к утрате идейности и духовности человеческой жизни.[4] В этих условиях учителю следует принять учащихся с их установкой на поп-культуру и современные СМИ, не критиковать их за это, быть осторожным в своих негативных высказываниях на этот счет, но в свою очередь постараться показать учащимся другую « классическую» культуру и помочь им понять ее. и. Это представляется возможным , если по ходу учебного процесса будут обсуждаться и изучаться не только произведения поп-культуры, но и классической. Учитель своим примером может показать учащимся значимость и ценность классической культуры и опять же на своем примере привить детям высокие духовные идеалы. Однако, это возможно только в тех условиях, когда учащиеся не будут видеть в учителе авторитарного деспота, а равного и уважаемого партнера. [1] К тому же повышение уровня общей образованности учащихся в ходе всего учебного процесса позволит снизить негативное влияние СМИ и средств коммуникации на личность учащихся. На данный момент этой проблемой обеспокоилось и наше государство, предложив вариант « Стратегии развития воспитания в РФ до 2025года», где уделено внимание повышению уровня информационной безопасности школьников. Документ предполагает создание условий позитивного влияния на детей информационной среды, в том СМИ и Интернет, а также применение разнообразных средств защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию, при предоставлении доступа к различным веб-сайтам.[12] Сейчас этот документ находится на стадии общественного обсуждения. Однако, еще лучшим вариантом было бы, если бы государство обратило больше внимания не только на воспитательную сторону образовательного процесса, но и непосредственно на самого учителя, как личность, которая и осуществляет этот процесс, повысить его социальный статус, который чрезвычайно низок. Следует также отметить, что государственный статус учителя, это лишь одна сторона проблемы. Существует и другая: статус учителя в глазах его собственных учеников. И если в первом случае от учителя мало что зависит, то во втором случае от него зависит практически все. Ему выбирать на каком языке говорить с учащимися - на традиционном и линейном, не понятном для учащихся или использовать современные технологии и быть интересным и доступным для учеником. Он и только он решает, быть ли ему авторитарным учителем, которого не воспринимают, или выбрать путь сотрудничества с учениками. Здесь особую  важность приобретают такие профессиональные качества учителя как непрерывное самообучение, повышение своей профессиональной квалификации, умение оставить свои проблемы за дверьми класса и его личностное развитие. Сегодня на первый план выходят такие личностные качества, как умение сотрудничать, эффективно взаимодействовать с окружающими, умение слушать и работать в команде, добиваться коллективного результата, а также эмпатия и толерантность. [13] Это все поможет учителю идти в ногу со временем и быть интересным своим ученикам, стать для них уважаемым партнером и значимой личностью в учебном процессе. Как результат возрастет статус самого учителя как личности в глазах учеников, а значит и мотивации к деятельности, которая на данный момент очень низка у обеих сторон образовательного процесса.

Таким образом, проведенный анализ современного педагогического опыта позволил выявить проблемы по линии обучения, воспитания и развития. К проблемам по линии обучения относятся проблемы, связанные с содержанием и формой учебного процесса. Что касается содержания обучения, то здесь становится понятным, что учебник дает материал слишком узко, его невозможно быстро обновить или исправить, в отличие от Интернет. Говоря о форме, можно сделать вывод о том, что традиционная и линейная форма подачи информации устарела и неэффективна. На смену ей пришли ИКТ и Интернет. В проблемах по линии развития можно обозначить такие проблемы как развитие аналитического, критического и творческого мышления учащихся, умения работать в команде, сотрудничать. В воспитательном плане обозначены следующие проблемы – привитие учащимся высоких духовных ценностей и идеалов, развитие у них чувства толерантности, взаимоуважения, эмпатии и приобщение их к классической культуре. Более того обнаружены проблемы на социальном уровне – низкий социальный статус учителя и на уровне законодательства – нарушение закона о защите авторских прав на информацию.

Ссылки на источники
1. Казиник.М. Что такое школа будущего? Обращение к учителям.- URL:http://www.kazinik.ru/documents/school.html; http://www.kazinik.ru/documents/fp.html

2. Как школа убивает таланты детей и создает тысячи неудачников.-URL:  http://www.vospitaj.com/blog/kak-shkola-ubivaet-talanty-detejj-i-sozdaet-tysyachi-neudachnikov/
3. Дингилиши У.В. Образование в аспекте глобализации и информатизации // Современные наукоемкие технологии. – 2005. – № 1 – С. 79-80 . - 

URL: www.rae.ru/snt/?section=content&op=show_article&article_id=3732 (дата обращения: 09.02.2015).
4.Образование в эпоху перемен.- URL: http://www.globalistika.ru/congress2008/Doklady/09310.htm
5. Использование технологии модульного обучения в начальной школе. –URL: http://festival.1september.ru/articles/606973/

6. Методика установления контакта. – URL :http://shnurok14.narod.ru/Psih/Psih2/Psihologia2_5.htm
7. Гейхман, Л.К. Кризис педагогического взаимодействия: цифровые «аборигены» vs цифровые «эмигранты» / Л.К. Гейхман // Новые технологии в образовательном пространстве родного и иностранного языка: материалы V Междунар. научн.-практ. конф., г. Пермь, 6-8 июня 2013 г. / М-во образования и науки Рос. Федерации, Науч.-метод. совет по иностр. яз., Учеб.-метод. объед. по направлениям пед. образования (на базе РГПУ им. А.И. Герцена), ФГБОУ ВПО Перм. нац. исслед. политехн. ун-т. – Пермь: Изд-во ПНИПУ, 2013. – С. 302-309.
 8.Стекленёва С.Ю. Отношения сотрудничества и сотворчества учеников и учителя в эпоху информатизации образования(2012). – URL :http://www.openclass.ru/node/298873
9. Федеральный закон о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты интеллектуальных прав в информационно – телекоммуникационных сетях. – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_160239/#p64
10. Методы проверки на плагиат. - URL:http://coolseoman.ru/metody-proverki-na-plagiat.html
11.Тер-Минасова С.Г. Война и мир языков и культур. Глава 9.

12. Минобрнауки представило официальный вариант стратегии развития воспитания в РФ.- URL: http://itar-tass.com/obschestvo/1698901
13. Гейхман, Л.К. Педагог XXI века / Л.К. Гейхман, И.В. Ставцева // Вестник ПНИПУ. Проблемы языкознания и педагогики. – №7 (49). – 2013. – с. 13-19.