Развитие системы информационного обеспечения во взаимодействии социальных служб и ветеранских организаций

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Асланова О. А. Развитие системы информационного обеспечения во взаимодействии социальных служб и ветеранских организаций // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – № S3. – С. 16–20. – URL: http://e-koncept.ru/2015/75067.htm.
Аннотация. В настоящей статье описываются основные проблемы информационного взаимодействия государственных органов социальной защиты населения и ветеранских организаций. Дается оценка федеральных целевых программ, осуществляемых в области повышения информатизации, выявляются основные проблемы и перспективы на данном направлении.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Асланова Ольга Александровна,кандидат социологических наук, доцент кафедры экономики, управления и финансового права Армавирского института социального образования (филиала) ФГБОУВПО «Российский государственный социальный университет», г. Армавир

Развитие системы информационного обеспечения во взаимодействии социальных служб и ветеранских организаций

Аннотация. В настоящей статье описываются основные проблемы информационного взаимодействия государственных органов социальной защиты населения и ветеранских организаций. Дается оценка федеральных целевых программ, осуществляемых в области повышения информатизации, выявляются основные проблемы и перспективы на данном направлении.Ключевые слова: социальная защита населения, информационные технологии, информационные системы, информатизация, информационная грамотность.Раздел: (04) экономика.

На настоящем этапе развития общества информационные технологии проникают во все его сферы. Преимущества от их активного внедрения понимаются и органами государственной власти. В последнее десятилетие в Российской Федерации органы власти разработали ряд программ по развитию систем информационного обеспечения в сфере деятельности организаций социальной защиты населения. Во многих учреждениях появились автоматизированные рабочие места, обеспечивающие доступ к сети Интернет, была проведена работа по внедрению и последующему развитию систем электронного документооборота. По мере проникновения информационных и телекоммуникационных технологий во все сферы общественной жизни органы государственной власти все чаще используют их для организации эффективного управления своей деятельностью и повышения качества услуг, предоставляемых населению [1].Несомненными преимуществами такого подхода являются: доступность, открытость и прозрачность документации государственных учреждений для общества; вовлечение граждан в процессы управления в соответствии с демократическими принципами; уменьшение формализации процессов управления; развитие «обратной связи» с обществом.Несомненную важность представляет решение проблемы информатизации государственных органов социальной защиты населения. Несмотря на осознание представителями государственной власти всего комплекса задач в области информатизации, нерешенным остается целый ряд проблем. Особенно актуальны данные проблемы в области информатизации государственных органов социальной защиты населения. В качестве примера можно привести ряд недостатков в информационном обеспечении ветеранских организаций. На созданных в сети Интернет сайтах органов государственной власти практически не осуществляется оперативное информационное обновление и не содержатся необходимые сведения о персонифицированном электронном учёте ветеранов войны и военной службы, что затрудняет взаимодействие ветеранов с органами власти. При этом недостаточными темпами развиваются инфраструктура публичного доступа населения к сайтам органов государственной власти и другие средства информационносправочной поддержки и обслуживания населения.Получение ветеранами и ветеранскими организациями государственных услуг, информации, связанной с деятельностью органов государственной власти в отношении обеспечении льгот, в большинстве случаев требует личного обращения в органы государственной власти, представления запросов и другой информации в бумажном виде. Это приводит к большим затратам времени и создает значительные неудобства для ветеранов, тем самым противореча базовым принципам функционирования органов социальной защиты населения.Необходимая нормативная правовая база, а также стандарты и регламенты предоставления органами государственной власти ветеранам, ветеранским организациям и другим органам требуемой информации, находятся в зачаточном состоянии и содержат лишь ряд общих положений, отсутствует конкретизация некоторых моментов, столь важных в вопросах социального обеспечения. Инфраструктура, обеспечивающая информационную безопасность электронных форм взаимодействия органов государственной власти между собой, с ветеранами и ветеранскими организациями, нуждается в обновлении как программных, так и технических средств. Механизмы сбора, переработки, хранения и передачи государственной информации в электронном виде (учет и раскрытие информации, аудит информационных систем) нуждаются в упорядочивании. Отсутствуют пути обеспечения «цифрового доверия» в виде системы удостоверяющих центров, применяющих технологию электронной цифровой подписи. Созданные удостоверяющие центры не объединены в домены взаимного доверия, их услуги фактически недоступны для ветеранов и ветеранских организаций или их использование характеризуется рядом негативных моментов. В электронной форме не предоставляются услуги в области нотариата, размещение нормативных правовых актов в сети Интернет не является официальной публикацией. Зачастую, нормативноправовые акты вовсе не публикуются на доступных широкой общественности ресурсах, а если и освещаются там, то поиск данной информации также представляет собой весьма сложный процесс.Наличествуют также и проблемы взаимодействия различных профильных органов власти в деле создания и внедрения информационных систем. Используемые информационные системы формировались отдельными органами государственной власти в условиях отсутствия единой нормативной правовой базы, регламентирующей эти процессы, общей координации и не соответствуют требованиям открытости и доступности. Содержащиеся в них сведения зачастую недоступны другим органам государственной власти для оперативного использования, что на практике приводит к значительным временным задержкам при обмене и обработке информации на межведомственном уровне, ее многократному сбору и дублированию в отдельных системах. В результате такие информационные системы содержат сведения разной степени актуальности и достоверности. При этом часть информации оперативно не обновляется, что приводит также к несогласованности и противоречивости содержащихся в них данных. Различные форматы хранения данных ограничивают возможность применения автоматизированных средств поиска и аналитической обработки информации, содержащейся в различных системах. В результате снижается оперативность подготовки управленческих решений и качество государственных услуг, предоставляемых ветеранам. Следует отметить, что вопрос повышения эффективности информационногообеспечения ветеранских организаций необходимо рассматривать с различных аспектов. Первым и наиболее важным является вопрос качества деятельности органов социальной защиты населения. Вторым моментом является проблема повышения информационной грамотности представителей ветеранских организаций.Необходимо отметить ряд шагов со стороны органов государственной власти для решения данной проблемы. В 2009 г.завершена разработка автоматизированной информационной системы «Отраслевой региональный социальный регистр населения», которая объединяет 14 видов адресных банков данных, сформированных и используемых в органах социальной защиты населения. Банки данных содержат сведения о получателях пособий, мер социальной поддержки в денежном и натуральном виде по услугам жилищнокоммунального хозяйства, транспорта, связи, лекарственному обеспечению, назначению и выплате жилищных субсидий. В условиях развития информационных технологий, а также с учетом недостатков использования разных баз данных при предоставлении различных видов пособий можно выделить следующие проблемы, а именно:дублирование получателей государственных услуг и их лицевой информации в разных банках данных, что заметно увеличивает объем данных и затрудняет последующую обработку;возможное отсутствие современных операционных систем, современной компьютерной техники, современного программного обеспечения;затруднение в создании развитого аналитического аппарата;недостаточная оптимизация программного кода, приводящая к потере производительности в ходе использования;недостаточная надежность канала связи, что может привести к сдвигу выплат по пособиям;недостаточная степень проработки контракта с компаниейпоставщиком программного обеспечения, что приводит необходимости закупок дополнительного программного обеспечения (системы резервного копирования, аналитической подсистемы);возможный недостаток специалистов по работе с комплексом программного обеспечения [2].Использование электронного социального регистра позволяет собирать в единое информационное поле различные сведения, как о льготной категории гражданина, так и о фактически оказанных ему мерах социальной поддержки. Кроме того, в случае интеграции банков данных различных ведомств, изменения, касающиеся граждан, находящихся в электронном социальном регистре, автоматически переносятся во все базы данных. Электронный социальный регистр позволяет получать в режиме online достоверные персональные данные и статистическую информацию, оперативно и качественно контролировать ситуацию и принимать административные решения. 2010 г.министерство труда и социальной защиты Российской Федерации приступило к внедрению регистра в управлениях и отделах социальной защиты. Кроме задач, отраженных в концепции, в период разработки регистра возникли новые задачи и требования, связанные с изменением законодательства, быстрым ростом развития ИКТ инфраструктуры, предоставлением информационных услуг населению, переходом к безбумажномудокументообороту. В новых условиях возникает необходимость не только формирования отраслевого регистра министерства, но и построения связей электронного взаимодействия с другими государственными учреждениями и ведомствами.Тем не менеевышеописанные проблемы нуждаются в скорейшем решении. Вызывает законное удивление тот факт, что за четыре года реализации данного проекта (с 2010 г.–Постановление Правительства Российской Федерации от