Мотивация студентов в структуре дидактики высшей школы
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Анисимова
Т.
С.,
Бойко
Г.
Г. Мотивация студентов в структуре дидактики высшей школы // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2015. – № S7. – С.
1–5. – URL:
http://e-koncept.ru/2015/75105.htm.
Аннотация. Роль и значение дидактики высшей школы рассматриваются в статье с позиций мотивации студентов к учебной деятельности. Определены сущностные черты различных групп методов их влияние на мотивацию и перспективы развития дидактики высшей школы.
Текст статьи
Анисимова Татьяна Семеновна,
доктор исторических наук, профессор кафедры общей и профессиональной педагогики филиала ФГБОУ ВПО «Кубанский государственный университет», г. СлавянскнаКубаниanisimova_ts@mail.ru
Бойко Галина Григорьевна,магистрант филиала ФГБОУ ВПО «Кубанский государственный университет», г.СлавянскнаКубаниgalinaboiko@inbox.ru
Мотивация студентов в структуре дидактики высшей школы
Аннотация.Роль и значение дидактики высшей школы рассматриваются в статье с позиций мотивации студентов к учебной деятельности. Определены сущностные черты различных групп методов ихвлияние на мотивацию и перспективы развития дидактики высшей школы.Ключевые слова:дидактика, мотивация, высшая школа.Раздел: (01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).
Все происходящие сегодня изменения в высшей школе с очевидностью предполагают изменения в дидактике, её ориентации на развитие самости студента. И здесь новая педагогическая дидактика высшей школы выходит на проблему мотивации обучения, как условие развития самой дидактики. Внедрение инноваций в вузах, палитра новых технологий, учебных программ, компетентностных стандартов призваны расширить практику самоуправляемого студента, изменить роль преподавателя с тренера на соучастника процесса познания. Сложность мотивации к обучению обусловлена сменой стандартов,что меняет всю культуру учения включая процессы взаимосвязи потребностей и интересов академических способностей и требований креативности.
Понимание мотивов осложняется тем, что эти сложные комплексы образования представляющие развивающиеся системы, зачастую игнорируются преподавателями в выстроившейся обратной связи и корректировки обучения.
Таким образом, в актуальности нашей проблемы прослеживаютсявопросы о необходимости корреляции новой дидактикис мотивацией студентов. Вопрос не новый. Подходы к его решению, сущности, природы и структуры мотивации рассматривали В. Г.Асеев, А. И.Божович, А. Н.Монтьев, С. Л. Рубинштейн и др. «Мотивация учения складывается из ряда постоянно изменяющихся и вступающих в новые отношения друг с другом побуждений»[1].Научная задача нашего исследования критически проанализировать в условиях компетентностных стандартов конкретные учебные ситуации и изучить влияние доминирующих методов работы преподавателей на мотивацию. Предложить формы деятельностного обучения, центрированные на студенте. Для решения задачи мы разработали несколько групп методов креативного обучения. Преобладающей является диалоговая форма. В систему новой дидактики вошли планирование, содержание и оценивание в учебных дисциплинах магистратуры. 1я группа–методы самостоятельного освоения материалас использованием личного опыта и учетом профессионального интереса (конференции, конкурсы научных докладов, конкурсы статей, работа в малых группах, рецензирование научных работ и т.д.).2я группа –методы, основанные на целях и содержании практической деятельности магистранта (проектные работы, подготовка семинаров, коучинг).3я группа–формы преподавания и учения основанные на креативной педагогике, формы активного обучения (фокальных объектов, критического и ассоциативного мышления, моделирования учебных задач и т. д.) [2].
4я группа–методы по созданию креативной образовательной среды, где отсутствуют преграды боязни сказать неверно. (групповой паззл, обсуждение результатов исследования.
5я группа–методы меняющие роль преподавателя, требующие его демократического стиля(круглые столы, дискуссионные вопросы, эссе и т.д.).
6я группа–методы объединения исследовательской работы преподавателейи магистрантов, создание научных коллективов, участие в грантах, хоздоговорных работах. 7я группановый подход к оценке качества результата [3].
Использование такой системы методов позволяет надеяться, что практика студентов вуза будет выстраиваться в новом дидактикокреативном русле. Наши надежды нашли подтверждение. Более 50% магистрантов являются победителями различных профессиональных конкурсов, стали обладателями грантов, удостоены различных поощрений за инновации и творчество в профессиональной деятельности. Для современной образовательной организации, которые помогают становлению и адаптации студента в условиях неопределенности, разработка новой дидактики–это стремление и к мотивации студента и к формированию новой креативной компетентности.
Достоверность такого вывода нами была рассмотрена ранее в связи измерениями мотивации студентов[4].
Мотивация студентовв структуре новой дидактики высшей школы затрагивает еще одну деликатную тему–это благоприятные условия для изменения содержания квалификации преподавателя. Это особая тема, но наши наблюдения подтверждают, что без изменения этой составляющей новая дидактика в высшей школе не даст продуктивных результатов. Но эта уже тема другой статьи.В исследование мотивации студентов к обучению мы включили такие показатели, как посещаемость занятий и активность на семинарах. Результаты получились ожидаемые. На занятиях проведенных в форме докладов, круглых столов, конференций, взаимного рецензирования групповой паззл, тренинг и т. д. присутствовали 95–100% студентов, такой же высокой былаи активность студентов на занятиях.
Используя мнения студентов, о причинах такой активности,мы составили следующий иерархический перечень:я смог рассказать о результатах своего исследования;я серьезно готовился ихотел выступить;моя работа и тема диссертации связана с обсуждаемой проблемой;мне важны мнения и наработки других;проблема очень интересна, хотел услышать где выход?формы проведения занятий я использую в своей работе;нуждаюсь в общении, для самостоятельного освоения не хватает предыдущих знаний.Для нас было неожиданным, что никто из опрашиваемых в качестве аргумента не указал материальные вознаграждения или признания.Еще более продуктивные результаты показало исследование мнение студентов, работающих во временных научных коллективах. Здесь главенствующее место занимает интерес к процессу исследования и возможности его внедрения. К недостаткам этой формы работы студентыотносят объемную отчетность, преодоление бухгалтерских барьеров, трудности с публикациями. Наше исследование не претендует на исчерпывающие ответы по всей проблеме. Скорее это начало дискуссии о влиянии новой дидактики высшей школы на мотивацию студентов. Дидактика–это часть развития вуза, где цели мотивирования студентов к активной учебной деятельности занимает не последние место.
Ссылки на источники1.Асеев В. Г., Божович А. И.,Монтьев А. Н.,Рубенштейн С. Л., Якосон П. М. Общение людей как социальнопсихологическая проблема. –М.,1973.
2.Утемов В.В., Зиновкина М. М.Педагогика креативности. –Киров, 2013.3.Анисимова Т. С.К вопросу о новом подходе к качеству результата в образовании материалы седьмой всероссийской конференции, «Психологопедагогические исследования качества образования в условиях инновационной деятельности образовательной организации».–СлавянскнаКубани,2014.–С. 22–24.4.Бойко Г. Г. Измерение мотивации студентов в профессиональной деятельностиматериалы седьмой всероссийской конференции, «Психологопедагогические исследования качества образования в условиях инновационной деятельности образовательной организации». –СлавянскнаКубани, 2014. –С. 104–107.
Tatyana Anisimova,
Doctor of Historical Sciences, Professor of Department of the general and professional pedagogics,Kuban State University,branch in SlavyanskonKuban, SlavyanskonKubananisimova_ts@mail.ruGalina Boiko,
undergraduate of the I year of training,direction of preparation: 44.04.01 “Pedagogical education”,OOP “Management of the Educational Organization”, Kuban State University,branch in SlavyanskonKuban, SlavyanskonKubangalinaboiko@inbox.ruMotivation of students in structure of didactics of the higher schoolAbstract.The role and value of didactics of the higher school are considered in article from positions of motivation of students to educational activity. Intrinsic lines of various groups of methods their influence on motivation and prospects of development of didactics of the higher school are defined.Keywords:didactics, motivation, high school.
Рекомендовано к публикации:
Анисимовой Т. С., доктором исторических наук, профессором кафедры общей ипрофессиональной педагогики ФГБОУ ВПО филиал «КубГУ» в г. СлавянскенаКубани
доктор исторических наук, профессор кафедры общей и профессиональной педагогики филиала ФГБОУ ВПО «Кубанский государственный университет», г. СлавянскнаКубаниanisimova_ts@mail.ru
Бойко Галина Григорьевна,магистрант филиала ФГБОУ ВПО «Кубанский государственный университет», г.СлавянскнаКубаниgalinaboiko@inbox.ru
Мотивация студентов в структуре дидактики высшей школы
Аннотация.Роль и значение дидактики высшей школы рассматриваются в статье с позиций мотивации студентов к учебной деятельности. Определены сущностные черты различных групп методов ихвлияние на мотивацию и перспективы развития дидактики высшей школы.Ключевые слова:дидактика, мотивация, высшая школа.Раздел: (01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).
Все происходящие сегодня изменения в высшей школе с очевидностью предполагают изменения в дидактике, её ориентации на развитие самости студента. И здесь новая педагогическая дидактика высшей школы выходит на проблему мотивации обучения, как условие развития самой дидактики. Внедрение инноваций в вузах, палитра новых технологий, учебных программ, компетентностных стандартов призваны расширить практику самоуправляемого студента, изменить роль преподавателя с тренера на соучастника процесса познания. Сложность мотивации к обучению обусловлена сменой стандартов,что меняет всю культуру учения включая процессы взаимосвязи потребностей и интересов академических способностей и требований креативности.
Понимание мотивов осложняется тем, что эти сложные комплексы образования представляющие развивающиеся системы, зачастую игнорируются преподавателями в выстроившейся обратной связи и корректировки обучения.
Таким образом, в актуальности нашей проблемы прослеживаютсявопросы о необходимости корреляции новой дидактикис мотивацией студентов. Вопрос не новый. Подходы к его решению, сущности, природы и структуры мотивации рассматривали В. Г.Асеев, А. И.Божович, А. Н.Монтьев, С. Л. Рубинштейн и др. «Мотивация учения складывается из ряда постоянно изменяющихся и вступающих в новые отношения друг с другом побуждений»[1].Научная задача нашего исследования критически проанализировать в условиях компетентностных стандартов конкретные учебные ситуации и изучить влияние доминирующих методов работы преподавателей на мотивацию. Предложить формы деятельностного обучения, центрированные на студенте. Для решения задачи мы разработали несколько групп методов креативного обучения. Преобладающей является диалоговая форма. В систему новой дидактики вошли планирование, содержание и оценивание в учебных дисциплинах магистратуры. 1я группа–методы самостоятельного освоения материалас использованием личного опыта и учетом профессионального интереса (конференции, конкурсы научных докладов, конкурсы статей, работа в малых группах, рецензирование научных работ и т.д.).2я группа –методы, основанные на целях и содержании практической деятельности магистранта (проектные работы, подготовка семинаров, коучинг).3я группа–формы преподавания и учения основанные на креативной педагогике, формы активного обучения (фокальных объектов, критического и ассоциативного мышления, моделирования учебных задач и т. д.) [2].
4я группа–методы по созданию креативной образовательной среды, где отсутствуют преграды боязни сказать неверно. (групповой паззл, обсуждение результатов исследования.
5я группа–методы меняющие роль преподавателя, требующие его демократического стиля(круглые столы, дискуссионные вопросы, эссе и т.д.).
6я группа–методы объединения исследовательской работы преподавателейи магистрантов, создание научных коллективов, участие в грантах, хоздоговорных работах. 7я группановый подход к оценке качества результата [3].
Использование такой системы методов позволяет надеяться, что практика студентов вуза будет выстраиваться в новом дидактикокреативном русле. Наши надежды нашли подтверждение. Более 50% магистрантов являются победителями различных профессиональных конкурсов, стали обладателями грантов, удостоены различных поощрений за инновации и творчество в профессиональной деятельности. Для современной образовательной организации, которые помогают становлению и адаптации студента в условиях неопределенности, разработка новой дидактики–это стремление и к мотивации студента и к формированию новой креативной компетентности.
Достоверность такого вывода нами была рассмотрена ранее в связи измерениями мотивации студентов[4].
Мотивация студентовв структуре новой дидактики высшей школы затрагивает еще одну деликатную тему–это благоприятные условия для изменения содержания квалификации преподавателя. Это особая тема, но наши наблюдения подтверждают, что без изменения этой составляющей новая дидактика в высшей школе не даст продуктивных результатов. Но эта уже тема другой статьи.В исследование мотивации студентов к обучению мы включили такие показатели, как посещаемость занятий и активность на семинарах. Результаты получились ожидаемые. На занятиях проведенных в форме докладов, круглых столов, конференций, взаимного рецензирования групповой паззл, тренинг и т. д. присутствовали 95–100% студентов, такой же высокой былаи активность студентов на занятиях.
Используя мнения студентов, о причинах такой активности,мы составили следующий иерархический перечень:я смог рассказать о результатах своего исследования;я серьезно готовился ихотел выступить;моя работа и тема диссертации связана с обсуждаемой проблемой;мне важны мнения и наработки других;проблема очень интересна, хотел услышать где выход?формы проведения занятий я использую в своей работе;нуждаюсь в общении, для самостоятельного освоения не хватает предыдущих знаний.Для нас было неожиданным, что никто из опрашиваемых в качестве аргумента не указал материальные вознаграждения или признания.Еще более продуктивные результаты показало исследование мнение студентов, работающих во временных научных коллективах. Здесь главенствующее место занимает интерес к процессу исследования и возможности его внедрения. К недостаткам этой формы работы студентыотносят объемную отчетность, преодоление бухгалтерских барьеров, трудности с публикациями. Наше исследование не претендует на исчерпывающие ответы по всей проблеме. Скорее это начало дискуссии о влиянии новой дидактики высшей школы на мотивацию студентов. Дидактика–это часть развития вуза, где цели мотивирования студентов к активной учебной деятельности занимает не последние место.
Ссылки на источники1.Асеев В. Г., Божович А. И.,Монтьев А. Н.,Рубенштейн С. Л., Якосон П. М. Общение людей как социальнопсихологическая проблема. –М.,1973.
2.Утемов В.В., Зиновкина М. М.Педагогика креативности. –Киров, 2013.3.Анисимова Т. С.К вопросу о новом подходе к качеству результата в образовании материалы седьмой всероссийской конференции, «Психологопедагогические исследования качества образования в условиях инновационной деятельности образовательной организации».–СлавянскнаКубани,2014.–С. 22–24.4.Бойко Г. Г. Измерение мотивации студентов в профессиональной деятельностиматериалы седьмой всероссийской конференции, «Психологопедагогические исследования качества образования в условиях инновационной деятельности образовательной организации». –СлавянскнаКубани, 2014. –С. 104–107.
Tatyana Anisimova,
Doctor of Historical Sciences, Professor of Department of the general and professional pedagogics,Kuban State University,branch in SlavyanskonKuban, SlavyanskonKubananisimova_ts@mail.ruGalina Boiko,
undergraduate of the I year of training,direction of preparation: 44.04.01 “Pedagogical education”,OOP “Management of the Educational Organization”, Kuban State University,branch in SlavyanskonKuban, SlavyanskonKubangalinaboiko@inbox.ruMotivation of students in structure of didactics of the higher schoolAbstract.The role and value of didactics of the higher school are considered in article from positions of motivation of students to educational activity. Intrinsic lines of various groups of methods their influence on motivation and prospects of development of didactics of the higher school are defined.Keywords:didactics, motivation, high school.
Рекомендовано к публикации:
Анисимовой Т. С., доктором исторических наук, профессором кафедры общей ипрофессиональной педагогики ФГБОУ ВПО филиал «КубГУ» в г. СлавянскенаКубани