Налогообложение сельского хозяйства за рубежом

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Моисеева Л. А. Налогообложение сельского хозяйства за рубежом // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 13. – С. 221–225. – URL: http://e-koncept.ru/2015/85045.htm.
Аннотация. В статье изучаются принципы налогообложения сельского хозяйства за рубежом. Рассматриваются виды налогов и льгот, используемых в АПК развитых стран.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Моисеева Людмила Анатольевна,студент гр.ОО4110, ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) федеральный университет» в г.Чистополе, г.Чистопольsubaeva.ak@mail.ru

Налогообложение сельского хозяйства за рубежом

Аннотация. В статье изучаются принципы налогообложения сельского хозяйства за рубежом. Рассматриваются виды налогов и льгот, используемых вАПКразвитых стран. Ключевые слова:налоги, налоговая ставка, агропромышленный комплекс, сельское хозяйство, льготы, федеральные налоги, местные налоги.

Налоговое регулирование сельского хозяйства

однаиз самых важныхсфер регулированиягосударства. Без негоаграрный секторне способен выжить по причине сильной зависимости от сезона, высокогорискадеятельности, трудоемкости, спецификиработырынковпродукции аграрного сектора, влияниядеятельности сельского хозяйства на сельскохозяйственныеземли, обеспеченияпродовольственной безопасностистраныи т. д[1,5].Налоговая политика страны

этосистема действийгосударства, которая обеспечиваетинтересы страны при пополнениибюджета. Системы налогообложения развитых стран не содержат налогов, которые предназначены для изъятия из доходовсубъектов агропромышленного комплекса.Система налогообложениясельского хозяйстваза рубежом явление, сложившеесяпод влиянием традицийи опыта предыдущих поколений. Можно выделитьдва способа обложения налогомземель аграрногосектора:1)Прямой земельный налогна участок.2)В составе налога на недвижимость[1].Развитие системы налогообложения всегда шлопо пути упрощения, уменьшения количестваналогов, снижения ставок и увеличенияналогооблагаемой базы. В странах, где мелкихпроизводственныхсельскохозяйственныеединиц большинство, широко применяются налоговыельготы.Кроменалогов сельскохозяйственные производители платят социальные выплаты. Соотношение между ними и налогами зависит это от социальнойполитики государства. Все страны можно группироватьпо структуре налогов. В странах Центральной и Западной Европы в структуре налогов больший весимеют косвенные налоги. В средиземноморских странах доминируютсоциальные выплаты и налоги на потребление. В Северной Америке подоходный налог и налоги на имущество.Налоги в сельском хозяйстве делятся на национальные и местные. Местные отличаются большим разнообразиеми зависят отнаправления развития, целей и задач региона, его особенностямигеографическогоположения, состоянием бюджета.Земельный налог является местным независимо от страны.Доход от налога на землю составляет основную часть налоговых поступлений в местные бюджеты.Такжесуществуют специфические местные налоги.В Германии этопромысловый налог, его платят не фермеры, апредприятия, обслуживающие их. Так же является местным и налог на доходы в Италии, или налог на профессию во Франции[2].Методы исчисления земельного налога в разных странах разные,нов общемиспользуется кадастровый метод. Разницу между рыночной и кадастровой стоимостью земли можно рассматриватькак своеобразную льготу.Во всех развитых странах ставки налога на землюнизкие (не выше1% от стоимости земли), изависят от многих факторов.Подоходный налог. Поступления от уплаты подоходного налога распределяются между национальным бюджетом, региональными и местными бюджетами. Налогооблагаемой базой для уплаты подоходного налога является чистый доход за определенный период[1,3].Внекоторых странах в сельском хозяйстве существуют льготы по подоходному налогу. Во Франции, к примеру,в сельском хозяйстве действует три режима налогообложения в зависимости от уровня дохода сельхозпроизводителей.Следующаяспецификаэтогоналогаво Франции возможность платить его с учетом усредненного значениячистой прибылиза три года.В Германии так же существует дифференциациясельскохозяйственныхединиц по уровнямдохода,и фермеры с низким доходом имеютправо нальготы, в то времякак фермеры с высоким уровнем дохода платят налоги по нормальным ставкам (без льгот).Кроме того, в Германии предусмотрены определенные вычеты из налогооблагаемого дохода в сельском хозяйстве. Еще однальгота

льготноеналогообложение совместного дохода (к примеру,налог начисляется с половины общего доходасупруговза год).В Италии воснову исчисления подоходного налога положена кадастровая оценка. В Великобритании ставка подоходного налога в сельском хозяйстве такая же, что и вне сельского хозяйства. Фермеры не имеют льгот по его уплате.В США, в отличие от других стран, подоходный налог является и местным, и штатным.В налогооблагаемый доход в сельском хозяйстве входят все виды доходов, получаемые фермерами в процессе своей деятельности, в том числе и натуральный доход, полученный с бартерных сделокс товарами в натуральной форме. Фермеры в сельском хозяйстве США не имеют льготной ставкиуплатыподоходного налога. Послабление налогообложения их хозяйств состоит втом, что большая часть фермеров уплачивают его по минимальной ставке.Налоговое законодательство разрешает это для фермеров с низким уровнем доходов.Местные фермеры также имеют право по своему желанию уплачивать налог с усредненного уровня прибыли за тригода.Корпоративный налог (налог на доходы юридических лиц) неимеет большого распространенияв странах ЕС и США, так как большаячасть сельскохозяйственных предприятий в развитых странах осуществляет производство на индивидуальной основе (семейная ферма). Объект налогообложения чистый доход. Льготы по уплате корпоративного налога предоставляютсятолько фермерскимкооперативам.Кроме налогов,сельскохозяйственные производители уплачивают социальные выплаты. Такая системадаёт им право пользоваться государственной системой социального страхования (на случай болезней, инвалидности, достижения пенсионного возраста и пр.)Фермеры уплачивают социальные налоги из дохода, наемные рабочие из заработной платы.В Италии фермеры в обязательном порядке должны осуществлять социальные выплаты в фонд страхования по инвалидности и в фонд страхования по болезням. Выплаты в страховой фонд осуществляют также и наемные рабочие. Социальные платежи не являются обязательными для сельскохозяйственных предпринимателейв Италии.ВГерманиифермеры не имеют льготпо социальнымплатежам. В ЕСбольшую часть выплатна социальное страхование осуществляетработодатель, а вСША и Великобритании эти расходы между работодателем и работникамиделятся пополам, взимаютсяот дохода и фонда заработной платы. Кроме того, налог взимается только от частифонда заработной платы, что еще больше облегчает выплаты.Местные налоги.Виды местных налогов, их ставки и порядки взимания различаются не только от стран, но и могут быть различны в пределах одной страны. Один из местных прямых налогов, который уплачивается сельским хозяйством,

налог на владение транспортными средствами. В Германии егоуплачивают владельцыиндивидуального транспортаисобственники мобильной сельскохозяйственной техники. Базадляналогообложения балансовая стоимостьиспользуемойсельскохозяйственной техники. Специфическим местным налогом в Германии выступаетпромысловый налог, складывающийся из налога на капитал и налога на доход. Им облагаетсядеятельность по обслуживанию производствав сельском хозяйстве.В местные бюджеты идет более 80% от промысловогоналога.В Италии в качестве специфическогоместногоналогавыступает местный налог на доходы. Такжесельские производители уплачивают местный налоги на наследование и дарение, коммунальный налог на продажу и регистрацию недвижимости, местный налог на рекламу и пр. Местный налог на доходы распределяется между областным, провинциальным и местными бюджетами. Местный налог на доходы взимаетсясо всех доходов, которые получаютсяв сельском хозяйстве и оннезависит ниот юридической формы производителя, ниотвидаегоосновной деятельности.В США в отдельныхштатахвзимается местный подоходный налог, анекоторые штаты егоне взимают.Косвенные налоги.Основным косвенным налогом, применяемым в ЕС, является налог на добавленную стоимость, введенныйв начале 70х гг. Ранее вместо негодействовалналог с оборота. Льготная системавзимания НДС в сельском хозяйстве предполагаетследующие послабляющие мероприятия:1.специальный льготный режим для мелких ферм (Франция, Италия);2.более низкую ставку НДС, либо освобождение некоторыхтоваров от НДС;3.начисление НДС с суммы оборота за год(ЕС);4.введение таких ставок, при которых уплаченная суммапокрывается суммой начисленного налога.В общемв странахЕС используются две ставки НДС при продаже сельскохозяйственной продукции: нормальная и с общего оборота. Нормальная ставка применяется длякрупныххозяйств, которые ведут бухгалтерию в полном объеме. Ставка для налога с общего оборота применяется длямелких и средних хозяйств, ведущихпростую бухгалтерию.В США нет налога на добавленную стоимость, вместо него действует налог с продаж[4]. Кроме того, в отличие от европейских стран это налог уровня штатов, и он обеспечивает около 30% поступлений в бюджеты штатов. Объектом налогообложения является валовая выручка с продаж на каждой стадии обращения товара. Ставка налога разная и зависит от штата.Ее размер колеблется от 3% до 7,5% к розничной цене. Налог уплачивается при розничной реализации сельскохозяйственных товаров и продуктов. Льготы выражаются в том, что налог не взимается при покупке производителем сырья и производственного оборудования[1,5].Таким образом, развитыестраны при осуществлении налогового регулированиясельскогохозяйстваиспользуют все возможные видыпрямых и косвенных налогов. Такое множествоналогов позволяет регулировать самые разные аспектысельскохозяйственного производства.В то же время налоговая система позволяет использовать широкий ряд налоговых льгот. Льготы применяются для снижения налогового бремени для мелких производителей и облегчения учета. Крупные производители в сельском хозяйстве обычно подлежат налогообложению без льгот.В странах ЕС, США государства стремятся облегчить учет и сделать налоговое бремя для сельского хозяйства легчеи проще для исполнения,отрегулировать внутренний и внешний рынки сбыта своей продукции,так как эта отрасль ставится в один ряд по значению в экономике с другими отраслями ввиду перечисленных в начале статьи условий. Развитиеналоговогорегулированияв сельском хозяйстверазвитых стран показываетвсе продолжающеесяупрощениеставок, порядка уплаты, исчисления налоговой в сравнениис другими секторами экономики.Итогом этих мер является эффективное решение двух задач: стимулирование и развитие собственного сельскохозяйственного производства и повышение бюджетной эффективности экономики. Такой опыт может быть полезендля России при повышении эффективности налогового регулирования сельского хозяйства.При этом государству стоит также учесть и собственный опыт в данной области, творчески его переосмыслить и создать собственную новую систему налогообложения.

Ссылки на источники1.Бюджетная система Российской Федерации [Электронный ресурс]/ URL: http://www.budgetrf.ru/Publications/Analysis/iet/an_iet_250902/an_iet_250902990.htm, свободный (дата обращения: 09.12.2014)2.Субаева А.К., Постнова М. В. Экономика отрасли. Учебное пособие. –Ульяновская ГСХА им. П. А. Столыпина, 2014. –182 с.3.СубаеваА.К.Экономикапредприятия. Учебное пособие. –Ульяновская ГСХА им. П. А. Столыпина, 2015. –300 с.4.Международный союз общественных объединений "Союзная общественная палата".Хроника / Международный союз общественных объединений "Союзная общественная палата"// Вертикаль власти. –М.: Тисленко С. И., 2009. –85 с.5.Шамаев В. На что смотрит рынок –важнейшие параметры / В. Шамаев // Арифметика российской пашни и биржевая геометрия рынка. –Волгоград: Агроспикер, 2014. –76 с.