Определение проблемы квалифицированных кадров в моногороде

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Овчинникова В. В. Определение проблемы квалифицированных кадров в моногороде // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 13. – С. 286–290. – URL: http://e-koncept.ru/2015/85058.htm.
Аннотация. В данной статье рассмотрены проблемы квалифицированности кадров в моногородах, представлен кластер человеческого капитала и рассмотрены основные моменты его влияния на малые города. В итоге предложены мероприятия оптимизации трудоустройства кадров в моногородах.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Овчинникова Владимира Владимировна,студентка гр. 17990 Юргинского технологического института Национального исследовательского Томского политехнического университета, г. Юргаvov93161991@ya.ru

Определение проблемы квалифицированных кадров в моногороде

Аннотация. В данной статье рассмотрены проблемы квалифицированности кадров в моногородах, представлен кластер человеческого капитала и рассмотрены основные моменты его влияния на малые города. В итоге предложены мероприятия оптимизации трудоустройства кадров в моногородах.Ключевые слова:моногород, квалифицированный работник, рынок труда, кластер, человеческий ресурс.

Современные рыночные отношения работников и работодателей выстраиваются в соответствии требованиями экономики страны, подчиняясь определенной кластерной структуре.Для правильного развития отношений работников и работодателей необходимо точно обозначить компоненты кластера, определить влияние элемента друг на друга внутри кластера (рисунок 1).В данныхусловиях возрастает спрос на высококвалифицированную рабочую силу. Работодатель желает получить грамотного специалиста, который сумеет быстро принимать важные для компании решения, будет устойчивым к стрессу и сможет интегрироваться в любые системы компании. Но на российском рынке возникает дефицит такой рабочей силы. Большинство высших учебных заведений работает по старой образовательной системе, выпуская узко квалифицированных специалистов. Хотя в последние годы учебные заведения меняют образовательные программы, пытаясь создать широкопрофильных специалистов. В итоге на данный момент наблюдается жесткая нехватка качественных специалистов в разных отраслях экономики. Важно отметить, что наиболее остро нехватка ощущается в регионах и малых городах, так как грамотные специалисты пытаются найти наиболее благоприятное место работы в крупных городах и центрах.Цель исследования: рассмотрение и изучение особенностей развития востребованности квалифицированных кадров в моногородах.Идею кластеров сформулировал М. Портер. По Портеру, кластеры –это «группа географически соседствующих взаимосвязанных компаний и связанных с ними организаций, действующих в определенной сфере и характеризующихся общностью деятельности и взаимодополняющих друг друга». В настоящее время кластеризация используется во многих областях и направлениях. Возникает необходимость кластеризации человеческого капитала в стране, так как большое число рабочей силы прибывает в крупные центры и города в поисках хорошей и высокооплачиваемой работы.























Рис.1. Кластер конкуренции человеческих ресурсов [1]

Кластерустанавливаетвзаимосвязи внутрикластернуюконкуренцию. Доминирующимразделомданногокластераявляетсяиерархирование, таккаконооказываетсвоевлияниенавсекомпонентыкластера. Виерархированиевходиттрисоставляющие: индивидуум(работник), предприятие(работодатель) игосударство(посредник). Дляполучениякачественнойработыиндивидуумдолженобладатьнаборомопределенныхтребований: уровнемзнаний(образования), стремлениемксовершенствованиюиинновациям, желаниемпродвигатьсявболееэкономическиисоциальновыгодныетерриториальныезоны. Предприятиедолжновыдвигатьсвоитребованияигарантиидляработника, аименно: требоватьквалифицированныекадры, вестиразработкииповышатьобразованностьработников, предлагатьсоциальныегарантии. ГосударствоявляетсяпосредникоммеждупредприятиемиИндивидуумом, оносоздаетусловиядляихвзаимодействия. Государстворавномерноразвиваеттерритории: образованиеипрочиесоциальныеинституты, наукувстране. Остальныекомпонентыкластератакжевзаимодействуютмеждусобой,новменьшейстепени. Например, увеличениечисленностивысококвалифицированныхкадровформируютконкуренциюсрединихиповышаюттребованиякнимсостороныпредприятия, чтоспособствуетразвитиюНИОКРвстране, повышениюконкурентоспособностииэкономическойэффективностиработыпредприятий. Мегаполисыикрупныегородаобладаютбольшимколичествомпредприятийиобразовательныхцентров. Уровень знанийНеквалифицированные кадрыКвалифицированные кадрыВысококвалифицированные кадрыСверхквалифицированные кадрыИерархияИндивидуум Организация (предприятие)ГосударствоЧеловеческий капиталРегионализацияМегаполисыКрупные городаРегиональные центрыРегиональные городаСельская местностьОбразованностьОбразованиеНИОКРПромышленностьКластерможетсодержатьвнутрикластернуюконкуренцию,котораябудетспособствоватьповышениюзначимостикластераиегоукреплениювстране. Следуетзаметить,чтогосударстворассматриваетвозможностипомощииподдержанияразвитияпредприятий, занимающихсяинновациямивобластиразвитиячеловеческогокапитала.Дляпомощипредприятиямгосударствунеобходимопровестиследующиемероприятия: способствоватьразвитиюуровняжизнинаселения, приэтомзаконодательствообязанозакладыватьминимальныйростуровнядоходоврабочегокапиталастраны(например, производяориентациюнавнутреннийваловыйдоходстраны); способствоватьразвитиюрегиональныхдоходовдляповышенияобщегоприроставнутреннеговаловогопродукта; необходимореформированиебюджетнойсистемыстранысцельюукрепленияистабилизациибюджетадляподдержанияработыинновационныхпредприятийиростауровнязнанийвнутричеловеческогокапитала. Работодатель предлагает ряд квалификационных требований к специалисту: наличие качественного образования или нескольких образований, постоянное самосовершенствование, быстрое реагирование, жесткий график работы, высокая стрессоустойчивость и т.д. А также дополнительные требования: умение водить и наличие личного автомобиля, проживание относительно недалеко от места работы, отсутствие хронических заболеваний и т.д.В ответ на данные требования работодатель готов предложить полный социальный пакет и гарантий для работника: оплата отпуска в части проезда до места отдыха, предоставление материальной помощи, организация культурномассовых мероприятий, наличие медпункта и медицинского работника и т.д.В данном кластере следует учитывать фактор «отдыха», то есть наличие развлекательных мероприятийдля жителей города (рестораны, театры, выступления знаменитостей, фитнесцентры, парки и т.д.)[2].Основныминаправлениямиреформированиябудетоптимизациябюджетныхрасходов, а такжеформированиесистемымежрегиональныхюджетныхвзаимодействий, котораяпоспособствуетукреплениюмощичастныхпредприятий, уменьшениюнесостоятельныхорганизацийидотацийнарегионы.Основная проблема моногородов видна непосредственно в данном кластере. А именно: чем меньше населенный пункт, тем ниже квалифицированность кадров.Человеческие ресурсы, обладающие высокой квалификацией, выезжают из малых городов в поисках более комфортного места работы, имеющего определенные преимущества, существенные для работника. Кроме того, моногорода –это города с доминирующим одним предприятием в качестве работодателя. Такие предприятия диктуют условия в необходимости определенных кадров. Возникает избыток кадров узконаправленной специфики, а рабочие из других профессий не желают применять свои знания и опыт в малом городе в связи с невостребованностью, слабым финансированием и отсутствием социального пакета в качестве гарантий для их профессии. Кластер города обладает определенными факторами. Особенность данного кластера состоит в том, что большинство малых городов является моногородами, то есть городами с одним крупным промышленном производством, на котором занято практически все трудоспособное население города. Здесь практически полностью отсутствует конкуренция рабочей силы, у работников отсутствует стимул к повышению своих профессиональных компетенций и навыков. Работодатель практически не рассматривает дополнительные социальные поддержки своих специалистов, в связи с отсутствием реальных конкурентов, способных соперничать за обладание данными человеческими ресурсами. В данном кластере превалирует число специалистов среднего уровня, большинство работников предприятий не имеют высшего образования и не стремятся к его получению. Возникает огромная разница между кластером город и кластером центр.Необходимо проводить меры по развитию нижнего кластера, что скажется и на развитие экономики страны в целом.Переход к информационному обществу отражает всю несостоятельность имеющейся в стране системы, экономика страны находится в неустойчивом состоянии, имеется явная нехватка высококвалифицированных качественных специалистов на рынке труда, несмотря на наличие уровня безработицы в стране[2].Для поднятия уровня квалификации трудовых ресурсов в моногородах необходимо провести ряд мер:конкуренция является достаточно динамичным явлением в инновационной экономике, поэтому необходимо развивать интеграцию кластеров, которые будут давать определенные импульсы, влияющие на возникновение и развитие новых направлений рынка труда в экономике Сибирского региона;определить государственное влияние на рынкечеловеческого капитала, которое должно реагировать на нужды кластера и оказывать поддержку. Кроме того, государство должно поддерживать стабильность как внутри страны, так и на внешнеполитической арене, сдерживать темпы инфляции и оказывать влияние на монополии;пересмотреть современную образовательную систему: современное общество работает с огромными потоками информации, следовательно, необходимы специалисты, которые смогут учитывать нужные данные из этого потока, и обязаны обладать широким спектром знаний в разных областях;кластеры не должны быть локализованными и сосредоточенными на себе, необходимо информирование малых кластеров о тенденциях развития и инновациях в регионе;необходимо сглаживать границы кластеров, создавать сети для обмена информациеймежду кластерами [2].На государственном уровне также рассматриваются проблемы моногородов, организуются мероприятия по их развитию и повышению экономической устойчивости. Трансформировать моногорода федеральные власти собираются по трехступенчатой системе. Первый шаг государство ждет от бизнеса. Именно представители бизнессообщества совместно с муниципалитетами должны выработать программу модернизации конкретного города и определиться с источниками инвестиций. Затем эти предложения будут рассмотрены на региональном уровне. Власти субъекта должны решить, какие средства могут быть получены «по имеющимся уже федеральным целевым каналам»[3]. Финальная стадия обсуждения будет проходить в Минрегионе.

Ссылки на источники1.Костенко О. В. Кластеризация и трудности государственного регулирования человеческого капитала в условиях экономики знаний // Инновационные технологии и экономика в машиностроении: сборник трудов V Международной научнопрактической конференции: в 2 т., Юрга, 2223 Мая 2014. Томск: ТПУ, 2014 Т. 2 C. 1191222.Костенко О.В. Проблема «центробластьгород» в конкурентной среде человеческого капитала // Научные труды Вольного экономического общества России. 2013 Т. 174.C. 1381413.РИА Новости (2015 г.). –URL: http://ria.ru/analytics/20091106/192191849.html#ixzz3OWzhowhu