Реализация предпосылок повышения качества профессионального образования в регионе

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Исмагилов Р. М. Реализация предпосылок повышения качества профессионального образования в регионе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 13. – С. 306–310. – URL: http://e-koncept.ru/2015/85062.htm.
Аннотация. Рассмотрены существующие предпосылки повышения качества профессионального образования и пути их реализации в условиях введения ограничительных санкций на поставку промышленной продукции в Россию.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Исмагилов Раис Миргалимович,кандидат технических наук, доценткафедры экономики транспорта, логистики и управления качествомФГБОУ ВПО «Омский государственный университет путей сообщения», г. Омскraismich@mail.ru

Реализация предпосылок повышения качества

профессионального образованияв регионе

Аннотация.Рассмотрены существующие предпосылки повышения качества профессионального образования и пути их реализации в условиях введения ограничительных санкций на поставку промышленной продукции в РоссиюКлючевые слова:качество, профессиональное образование,предпосылки,наставничество, новый тип специалиста,образовательнопроизводственный кластер.

События, происходящие в мире, и действия, предпринимаемые руководством нашего государства, позволяютутверждать, что встранепроисходит постепенный переход к постиндустриальному обществу: в регионах создаются производственные кластеры по отраслям народного хозяйства, законодательно закладываются основы инновационных преобразованийв экономике, разрабатываются и последовательно внедряются новые образовательные стандарты, ставящие целью формирование нового типа специалиста, в совершенстве владеющего современными информационными и производственными технологиями и оборудованием, обладающего креативнымобразом мышления и умением реагировать на изменения окружающей среды.Это объясняетсятем, что на современном этапе формирования постиндустриального общества ведущих государств мира стало очевидным: образование является важнейшим направлением социальной сферы, позволяющим совершенствовать личность, всестороннеевовлечение которой в жизненные процессы в рамках парадигмы всеобщего менеджмента качества становится ключевым фактором дальнейшего удовлетворениярастущих потребностей человечества. В условиях вступления России во Всемирную торговую организацию, международного разделения труда,жесткой конкуренции за рынки сырья и сбыта перед отечественной системой профессионального образования всталазадача коренногоповышения качества профессиональной подготовки выпускников с ее ориентацией на потребности рынка труда в полном соответствии с международными стандартами качества. При этом следует иметь ввиду, что спрос на кадры определяется структурой отраслей региональной экономики. Например, на Урале традиционно развиты промышленные отрасли экономики: горнодобывающая, металлургическая, машиностроительная, —требующие соответствующегокадровогообеспечения. В Красноярском крае и Иркутской области, где наряду с нефтехимической и машиностроительной отраслями действует целый каскад гидроэлектростанций, что привело кразвитию энергоемкой цветной металлургии, востребованаподготовкаспециалистовдругого профиля. Нашрегион в настоящее время известенформированиемнефтехимическогои сельскохозяйственногокластеров, в то время как крупные машиностроительные предприятия уже два десяткалет находятся в состоянии рецессии, что существенно изменилорынок вакансийза этот период.Длярешения поставленнойзадачибыли своевременно разработаны образовательные стандарты третьего поколения ФГОС 3, реализация которых позволялаустранить ряд накопившихся проблем. Однако, их практическое внедрение столкнулось с трудностями, обусловленными неготовностью образовательных учреждений к столь радикальным реформам. Об этом20августа 2014года на заседании правительства РФ заявил министр образования инауки Д. Ливанов: «Возможности российских вузов наданный момент несоответствуют современным потребностям экономики—университеты выпускают нетех специалистов, которые нужны нарынке труда». Более жестко выразился премьерминистр Д. Медведев: «Если университет готовит никому ненужных специалистов, то это иестьнеэффективный вуз, ион должен быть закрыт, потому что, зачем готовить людей, которые ненайдут своего места нарынкетруда? Сами университеты должны повернуться крынку. Если они этого несделают—пусть закрываются».Такие серьезные заявления руководителей государства объясняются тем, что до сих пор профессиональные образовательные учреждения всех уровней при подготовке специалистов, в первую очередь, исходят из собственных возможностей, ограниченных причинами производственнотехнического(недостаточность материальнотехнической базы) или кадрового(отсутствие соответствующего профессиональнопедагогического состава) характера, ориентируясь либо на доступное бюджетное финансирование, либо коммерчески выгодные специальности.

Следует отметить, что современнаямолодежьв значительной степени лишилось возможности реализовать себя в производственной среде в силу ряда объективных и субъективных причин. К первым можноотнести существенное сокращение производственных мощностей: вомногихрегионах промышленные предприятия за минувшие четверть века прекратили существованиелиборезко снизили объемы производства, либобыли диверсифицированы на другие виды деятельностиили продукции. Соответственно, упавший спрос на квалифицированные кадры определенных специальностей повлек перестройку системы профессионального образования в сторону удовлетворения потребностей сферы услуг, доля которой в валовом внутреннем продуктепродолжает расти, что в итоге привело к изменениям в соотношении спроса и предложения различных профессий на рынке труда.К субъективным причинам следует отнести несоответствие ожидания абитуриента при выборе профессиитехнической направленности тому, с чем,в итоге,сталкиваются выпускники. Завышенные ожидания формируются, вопервых, потому что производственный сектор достаточно закрыт и ограничен. Если со сферой услуг все мы непосредственно соприкасаемся, видим, как и в каких условиях она функционирует, осознаем возможности и обязанности её сотрудников, тоусловия, в которых трудятся, и за что отвечают специалисты на производстве, представляетсебе малаячастьабитуриентов. Вовторых, мировосприятие молодого поколенияпо большей части формируется их родителями, т.е. людьми другой эпохи, когда труд инженера или квалифицированного рабочего был востребованв обществе. Если эти представления не оправдываются —приходит разочарование, способствующее смене профессии, —это уже субъективная причина невозможности реализовать себя в производственной среде.Не секрет, что зачастую ни родители, ни тем более абитуриенты не в состоянии объективно оценить будущую специальность, нередко, при поступлении руководствуясь чьимлибо мнением иливообще слухами, без оценки личных способностей обучаемого овладеть конкретной профессией. Завершив образовательный процесс, многие из выпускников оказываются невостребованными, пополняя ряды временно неработающих, либо «пристраиваясь» в организации не по профилю образования. Про эффективность такого образования даже не стоит говорить. При этом продолжает расти спрос на технических специалистов: конструкторов, технологов, рабочих высокой квалификации: операторов обрабатывающих центров с ЧПУ, сварщиков высокой квалификации и других [1].Если в прежние годыинженерами и передовыми рабочими на всех этапах жизненного цикла продукции разрабатывались и внедрялись новшества, совершенствующие производственные процессы, атехнический уровень основной продукции соответствовал мировым стандартам (до сих пор многие страны мира используют технические «заделы» советского государства), то в настоящее время упованиена рыночнуюконкуренциюи повсеместную автоматизациюпроизводства как главныефакторывысокого качества продукции без учетароли квалификацииработников, привело к обесценению в нашей стране этого понятия. Работник, в своем большинстве, постепенно превращается в придаток машины, что низводит его самооценкудо недопустимого уровня. Некогда высокий престиж технических специальностей, являющихся основой промышленности, неизбежноупална фоне усиленно насаждаемогосредствами массовой информации«гламурных» слоев нашего общества.Естественнымобразом обостряетсясложившийся в 90е гг. перекос в спросе и предложении нарынке труда; следовательно, одной из приоритетных задач на современном этапе развития нашего государства становитсяпреодоление накопившихся кризисных явлений в этой сфере и ускорение социальноэкономического развития, в первую очередь, в процессе повышения качества профессионального образования. Это, в свою очередь,требует серьезной перестройки взаимоотношений сфер материального производства и образования, в частности, возвращения института наставничества, без которого сложно обеспечить эффективное взаимодействие образовательного учреждения и производственного коллектива для приобретения студентами практических навыков на рабочих местах. Как известно, наставничество —один из наиболее эффективных, проверенных и менее затратных способов подготовки кадров. Этот институт строился и должен строиться как часть корпоративной культуры организации, в противном случае поиск, выявление и мотивация наставников станет головной болью работодателей. При этом обязательна разработка положения о наставничестве, в котором отражены основные цели, требования к наставникам, программа их дополнительного обучения, процедура оценки и анализа результатов их работы. Необходимо предусмотреть затраты на обучение и мотивирующие вознаграждения. Сама наставническая деятельность представляет собой более комплексную задачу, чем её принято понимать в традиционной трактовке, так как она связана с разработкой и внедрением ряда мер, включающих и работу по привлечению молодежи на предприятия и усилению их мотивации к профессиональной деятельности. Однако в проблеме корпоративной подготовки наставников еще недостаточно исследованы психологопедагогические аспекты наставнической деятельности; отсутствуют данные о нормировании труда наставников; недостаточно освещена в литературе проблема структуры и функций наставничества; не разработана система управления мотивацией наставнического корпуса; не выработана система контроля осуществления данного вида деятельности; отсутствуют рекомендации, направленные на создание оптимальной модели института наставничества, особенно, в условиях рыночных отношений. Тем не менее, эффективную систему наставничества способно создать любое заинтересованное в нем предприятие, независимо от штата, формы собственности, сферы материального производства, направления деятельности.Изучение практики повышения квалификации наставников на ряде отечественных промышленных предприятий ещё в советский период их существования позволило обосновать ступенчатую систему обучения, включающую следующие этапы [2]:–первая ступень повышения квалификации заключалась в проведении индивидуального и коллективного методического инструктажа и в организации обмена опытом работы на научнопрактических конференциях, слётах и др.;–вторая ступень включала организацию педагогических семинаров и обучение в школе наставников;–третья ступень посвящена повышению квалификации наставников в университетах наставников и представляет собой углублённую форму повышения квалификации;–четвёртая ступень связана с самостоятельным продолжением обучения по основным вопросам, изученным на предыдущих ступенях, и сопровождается внедрением передового опыта.Учебнотематические планы и индивидуальные программы обучения наставников разрабатывались с учётом их общеобразовательной и профессиональной подготовки и жизненного опыта [3]. Примером этому может служить сохранившийся в открытом акционерном обществе «Магнитогорский металлургический комбинат» механизм обновления кадрового персонала общества, опирающийся на многолетние традиции металлургов Урала (с демидовских заводов), рабочие династии и институт наставничества опытных работников всех уровней: от рабочих профессий до руководителей подразделений, —с перспективной молодежью. К этому привлекаются учебные заведения различного уровня: профильные колледжи, базовое высшее учебное заведение и кадровый центр «Персонал» акционерного общества.Как известно, процесс обучения представляет собой единство двух компонентов: передачу учебной информации педагогом и усвоение ее студентом в виде знаний, приобретенных умений и закрепленныхнавыков с использованием определенных способов познания. Подлинное усвоение знаний —это такое их применение, которое позволяет обучающемуся самостоятельно, свободно и творчески оперировать ими в процессе своей деятельности. Следовательно, современный процесс обучения не ограничивается передачей информации педагогом и ее усвоение студентом; для формирования навыков и умений необходима производственная среда, максимально приближенная к реальным условиям, а сами знания педагог зачастую беретиз тех же источников, откуда их в состояниивзять обучаемый.Именно на этупарадигмуопираетсягосударственный образовательный стандарт нового поколения, требующий прикладного характера формируемых компетенций даже в случае академической направленности обучения, а значит,создания соответствующих условий их приобретения и закрепления, отражаемых в корпоративной культуре образовательного учреждения, поскольку она «…проявляется, прежде всего, в организационном поведении сотрудников, обеспечивая дисциплину и культуру исполнения внутрисистемных организационных связей, единый стиль управления, адаптивность к нововведениям в организации…» [4].Введение государственных образовательных стандартов последнего поколения направлено на переход от освоения студентами обязательного минимума содержания образования к достижению каждым из них индивидуального личностнозначимого результата, что требует существенного изменения в технологиях организации и содержании учебного процесса и более тесного сотрудничества с работодателями.Таким образом, профессиональные образовательные учреждения, реализуя образовательные стандарты ФГОС 3, должны интенсивнее перестраивать учебный процесс с упором на практическое освоение и закрепление даваемых знаний, что требует расширения существующих учебнопроизводственных баз, а также времени и инвестиций: объем работ по совершенствованию рабочих учебных планов нарастает с каждым днем, причем уже внесенные изменения порой требуют нового пересмотра (ФГОС 3+), вследствие их недостаточной результативности, выявляемой при внедрении.Прежде существовавшиеучебнопроизводственные комбинаты (УПК) либо исчезли вместе с предприятием, либо в значительной степени утратили свои функции: морально и физически состарилось технологическое оборудование, сократился и фактически полностью обновился обслуживающий персонал, ранее решавший задачи практического обучения студентов. Новые технологии в производстве, обучении, информационные технологии, производственнотехнологическое оборудование (станки с ЧПУ, робототехнические комплексы, лазерное оборудование, автоматизированные сборочные стенды и т.п.), требующие больших капитальных затрат, как правило,недоступны для образовательных учреждений с их скромными бюджетами. Не от хорошей жизни в 90е гг. большоераспространениеполучили коммерческие направления обучения, перечислятькоторые не имеет смысла: все они на слуху, множа ряды профессий, невостребованных реальным производством. В какойто мере проблему учебнопроизводственных комбинатов решают «…кафедры и иные структурные подразделения, обеспечивающие практическую подготовку обучающихся на базе … организаций, осуществляющих деятельность по профилю соответствующей образовательной программы…», официальный статус которых определен в новом Законе об образовании в Российской Федерации [5]. К сожалению, многие подобные подразделения существуют лишь формально, поскольку не имеют необходимого материальнотехнического оснащения, квалифицированных специалистовнаставников, соответствующих образовательных программ –это очень трудоемкая и длительная работа, требующая целевого финансирования и целенаправленной совместной деятельности специалистов образовательного учреждения и организацииработодателя. При этомследует иметь ввиду, что на современном этапе повышение качества профессионального образования должно быть направлено не только на формирование востребованного специалиста, но и на обеспечение соблюдения интересов всех заинтересованных сторон: обучающихся, работодателей, самих образовательных учреждений. В противном случае, одна из них будет стремиться к изменению ситуации, нарушая установившиеся отношения, т.е. стабильность и эффективность образовательного процесса.Все большее значение приобретает процесс адаптации студентов к образовательному процессу и вовлечению в него в условиях формирования компетенций [6], как в связи с отсутствием у молодого поколенияжелания связывать свое будущее с производственным предприятием, так и с отсутствием у них мотивации к получению соответствующего профильного образования. Для значительного числа абитуриентов стимулом поступать на технические направления специальностей для получения высшего образования, как самоцели, служит лишь большое число бюджетных мест и относительно невысокийвступительный балл, но это немотивирует работать по полученной профессии.

В то же время растущий уровеньавтоматизации и механизации труда, характерная для современных производств глубокая специализация производства требуют приобретения фундаментальных знаний и полной самоотдачи в процессе освоения высокотехнологичного высокоточного оборудования, что совсем не характерно для современной молодежи, воспитанной в обществе потребления. Несомненно, своюнегативную роль в этом играют общеобразовательные учреждения, в которых процессы профориентации и формирования соответствующих навыков взначительной степенипущены на самотек. Уже вшколах надо не просто разделять учеников на «гуманитариев» и «технарей», а начинать выстраивать индивидуальную образовательную траекторию личности, основываясь на перспективах трудоустройства по планируемойспециальности и дальнейшем карьерном росте; а в профессиональных учебных заведениях основной упор делать на необходимость учета индивидуальных способностей студентов и связанной с ними успеваемости, следовательно, степени овладения необходимыми компетенциями.События последнего года резко обострилиситуацию вокруг России, обусловивпотребность государства в увеличении темповинновационных преобразований в сфере производства. Например,чтобы введенные санкции способствовали диверсификациинекогда мощного оборонного комплекса Омскана производство новых видов продукции в связи с задачами, поставленными руководством нашей страны в рамках формирования программы импортозамещения,необходимы инвестиции и серьезный пересмотр структуры профессиональной подготовки специалистов с созданиемсоответствующей производственной среды для образовательного процесса.Реализация программы требует новаторского подхода на всех этапах жизненного цикла продукции: от этапа конструирования до постановки новой продукции на производство, —в условиях статистического управления процессами. Только специалисты, овладевшие современными инженерными и информационными технологиями(конструкторы, технологи, программисты, дизайнеры и прочие), в тесном взаимодействиис опытными рабочимиинтеллектуалами, используя современное высокотехнологичное оборудование, программное обеспечение и оснастку, способны в сжатыесроки разработать, отладить и внедрить необходимое высокоточное высокопроизводительное оборудование взаменимпортного, попавшего под «режим санкций». Для нового «технологического прорыва» в современном постиндустриальном обществе в условиях экономических санкций нужны специалисты, которых невозможно подготовить по существующим образовательным канонам.Итак, в настоящее время мотивация персоналапревратилась в одну из ключевыхпроблем отраслей реального производства: молодые специалисты неохотно идут на производственныепредприятияи всё чаще уходят оттуда по причине невозможности реализоватьсяиполучать оценку труда,адекватную своему вкладу. Отсюда возникаетнастоятельная необходимость расширения взаимоотношений между образовательными учреждениями всех уровней, начиная с общеобразовательных школ, и организациямиработодателями в целях своевременного выстраивания индивидуальной образовательной траектории каждой личности; одно из направлений такого взаимодействия на профессиональном уровне —создание образовательнопроизводственных кластеров [7], в которых определяющеезначение приобретаютразностороннеподготовленный персонал иобщая материальнотехническая учебная база. Именно такие специализированныеобразовательнопроизводственные структуры способны всерьез заинтересовать работодателя разнообразиемпредлагаемых услуг и перспективамидолгосрочного всестороннего сотрудничества.По мнению ряда специалистов может быть целесообразным предоставление для определенных видов профессий возможности получения высшего технического образования с дальнейшей углубленной подготовкой лишь после завершения среднего профессионального учебного заведения и практической для овладения необходимыми компетенциями по специальности.Несомненно, важным условием при реализациипредпосылок повышения качества профессионального образованияи формирования прикладных компетенций специалистов станет начатое в ряде регионов страны практическое развертывание Центров для независимой оценки и сертификации квалификаций «…тем самым создавая механизмы внедрения и признания новых профессиональных стандартов в различных общественных секторах: в реальном секторе экономики, в сфере подготовки высококвалифицированных кадров, в области регулирования потоков трудовых ресурсов на внутренних и внешних рынках труда и др.»[8].

Ссылки на источники1.Исмагилов Р.М., Рыкунова Л.С. Оценка качества подготовки выпускников образовательных учреждений//Современные научные исследования. Выпуск 2 –Концепт. –2014. –ART54608. –URL: http//ekoncept.ru/2014/ 54608.htmlГос. рег. Эл № ФС7749965.ISSN2304120X/2.Батышев А.С. Педагогическая система наставничества в трудовом коллективе / А.С. Батышев –М.: Высшая школа, 1985. –272 с.3.Сенченко И.Т. Из опыта по совершенствованию педагогического мастерства наставников // Педагогические основы наставничества: Материалы теоретической конференции. Часть 1. –М.: 1977. –С. 200–207.4.Исмагилов Р.М.Совершенствование корпоративной культуры организации в условиях функционирования системы менеджмента качества/ Р.М. Исмагилов // Омский научный вестник, ОмГТУ, 2012. № 5 (112). С. 8083.5.Федеральный закон Российской Федерации N 273ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», М:, 2012 г., ст. 27. –123 с.6.Исмагилов Р.М., Рыкунова Л.С. Адаптация студента к образовательному процессу в условиях формирования компетенций. / Р.М. Исмагилов, Л.С. Рыкунова // Инновационная экономика и общество. 2014. № 3 (5). С. 100106.7.Исмагилов Р.М.,О проблемах кластеризации при модернизации системы профессионального образования Омской области/ Р.М. Исмагилов // Современные научные исследования. Выпуск 2 –Концепт. –2014. –ART54264. –URL: http//ekoncept.ru/2014/ 54264.htmlГос. рег. Эл №ФС7749965.ISSN2304120X/8.Лейбович А.Н., Волошина И.А., Перевертайло А.С., Прянишникова О.Д. / Под общей ред. А.Н. Лейбовича:Независимая оценка и сертификация квалификаций: Сборник документов и материалов. –М.: АНО «НАРК», 2014. –М.: Издательство «Перо», 2014 –132 с.