Перевозка пассажиров и грузов на Владикавказской железной дороге в начале XX века

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Забелин А. В. Перевозка пассажиров и грузов на Владикавказской железной дороге в начале XX века // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 13. – С. 371–375. – URL: http://e-koncept.ru/2015/85075.htm.
Аннотация. В статье рассмотрено изменение движения поездов на Владикавказской железной дороге в начале XX века. В качестве источников для написания использованы материалы из периодической печати Ставропольской губернии, в частности летнее и зимнее расписание движения поездов в разные годы. Установлено, что на Владикавказской железной дороге в начале ХХ века из года в год увеличивалось количество пассажирских поездов, появились поезда смешанного типа – товарно-пассажирские – с целью снижения затрат на перевозки. Тем не менее количество почтовых и скорых поездов оставалось неизменным.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Забелин Алексей Владимирович,студент,техникум ФГБОУ ВПО «Ростовский государственный университет путей сообщения», г.РостовнаДонуawzabelin@mail.ru

Перевозка пассажиров и грузов на Владикавказской железной дороге в начале XXвека

Аннотация. В статье рассмотрено изменение движения поездов на Владикавказской железной дороге в начале XXвека. В качестве источников для написания использованы материалы из периодической печати Ставропольской губернии, в частности летнее и зимнее расписание движения поездов в разные годы. Установлено, что на Владикавказской железной дороге в начале ХХ века из года в год увеличивалось количество пассажирских поездов, появились поезда смешанного типа –товарнопассажирские, с целью снижения затрат на перевозки. Тем не менее, количество почтовых и скорых поездов оставалось неизменным. Ключевые слова: Владикавказская железная дорога, поезда, расписание, интенсивность движения, газеты.

В отличие от других отраслей промышленности транспорт не производит новых продуктов. Его продукцией является перевозка пассажиров и грузов. Российские железные дороги являются ключевыми, а в некоторых случаях предоставляют единственную возможность для перевозки грузов и передвижения пассажиров. Железные дороги выполняют около 80% всего грузооборота и более 40% пассажирооборота. Поэтому, исследование ее функционирования, перспектив развития и истории всегда актуально. В настоящей статье рассмотрим динамику развития движения пассажирских поездов на Владикавказской железной дорогев началепервогодесятилетия XXвека, изучая расписание поездов. Источника для написания статьи сталипубликации из периодических изданий того времени, выходившие в губернском центре – г.Ставрополе:ежедневная, общественнополитическая, экономическая и литературная газета «Северокавказский край», Приложение к газете «Северокавказский край» иобщественнополитическая, либеральная газета «Северный Кавказ».

При составлении таблиц, в целях более компактного размещения материала, были использованы сокращения: почт. –почтовый поезд, пасс. –пассажирский поезд, тпас. –товарнопассажирский, скор. –скорый поезд, у. –утро, д. –день, в. –вечер, н. –ночь.Таблица 1

Зимнее расписание с 15 октября 1901г. и летнее расписание с 18 апреля 1902г.[1]

Зимнее расписание. Летнее расписание.ОтправлениеПрибытие Отправление Прибытие Из СтаврополяВ КавказскуюИз СтаврополяВ КавказскуюПочт. №3 4:19 д.9:10 в.Почт. №3 3:21 д.8:02 в.Пасс. №5 2:19 н.7:15 у.Пасс. №5 5:11н.3:44 н.Из КавказскойВ СтавропольИзКавказскойВ СтавропольПочт. №4 11:20 у.4:17 д.Почт. №4 9:22 у.2:31 д.Пасс. №5 1:32 н. 6:38 у.Пасс. №6 2:17 н. 7:39 у.Из КавказскойВ ЕкатеринодарИз КавказскойВ РостовПочт. №3 10:52 в.3:14 н.Скор. №19 5:13 у.10:56 у.Пасс. №5 8:12 у.12:39 д.Скор. №1 11:11 в.4:56 у.Из КавказскойВ БесланПочт. №3 8:33 в.4:28 у.Скор. №20 12:1 н.9:32 у.Пасс. №5 1:27 д.8:25 в.Почт. №4 11:4 у.12:42 н.Пасс. №9 1:52 н.10:05 у.Пасс. №6 3:29 н.6:18 у.Из РостоваВ КавказскуюПасс. №10 10:45 у.2:18 д.Скор. №20 3:53 д.10:08 у.Из КавказскойВ РостовСкор. №2 12:16 н.6:37 у.Скор. №19 5:23 н.10:42 у.Почт. №4 12:46 н.8:36 у.Почт. №3 9:17в.6:08 у.Пасс. №6 10:13 д.5:28 в.Пасс. №5 4:14 д.12:58 н.Пасс. №10 7:33 в.3:37 н.Пасс. №9 7:40 у.4:20 д.Из КавказскойВ Минеральные Воды

Скор. №20 10:18 в.5:07 у.

Скор. №2 6:47 у.1:34 д.

Почт. №4 9:01 у.5:25 д.

Пасс. №6 5:48 в.1:52 н.

Пасс. №10 4:12 н.1:05 д.

Из Минеральных ВодВ Кавказскую

Скор.№19 10:44 н.5:43 н.

Скор. №1 4:51 д.11:10 н.

Почт. №3 12:29 д.8:11 н.

Пасс. №5 5:43 н.1:07 д.

Пасс. №9 5:28 в.1:32 н.

Из КавказскойВ Екатеринодар

Почт. №3 10:22 в.2:28 н.

Пасс. №4 5:27 у.9:29 у.

Из ЕкатеринодараВ Кавказскую

Почт. №4 2:49 н.7:12 н.

Пасс. №6 8:34 н.12:54 н.

Сравнивая зимнее и летнее расписание 1902г. отметим, что в зимнем расписании было отправление двух поездов из Ставрополя и 19поездов из ст.Кавказской. Влетнем расписании отправление двух поездов изСтаврополя, семь из Кавказской, пять из Ростова, пять из Минеральных Вод и два из Екатеринодара. Это свидетельствует об увеличении количества пассажирских, почтовых и добавление скорых поездов в летний период. Таблица 2Летнее расписание с 18 апреля и зимнее расписание

с 15 октября 1912 г.[2]

Летнее расписание. Зимнее расписание.ОтправлениеПрибытие Отправление Прибытие Из СтаврополяВ КавказскуюИз СтаврополяВ КавказскуюПочт. №3 6:46 в.11:52 н.Почт. №3 7:36 в.1:07 н.Пасс. №5 8:06 у.12:52 д.Пасс. №5 8:36 у.1:19 д.Тпас №11 11:46 в.6:17 у.Тпас №1112:01 н.6:32 у.Из КавказскойВ СтавропольИз КавказскойВ СтавропольПочт. №4 7:42 у.1:12 д.Почт. №4 7:03 у.12:33 д.Пасс. №6 5:37 в.10:51 в.Пасс. №6 5:52 д.11:21 в.Тпас№12 1:22 н.7:56 у.Тпас №12 1:52 н.8:21 у.Из КавказскойВ ЕкатеринодарИз КавказскойВ ЕкатеринодарПочт. №3 2:12 н.7:34 у.Почт. №3 2:42 н.7:29 у.Пасс. №5 2:12 д.6:31 в.Пасс. №5 2:20 д.6:04 в.Тпас №11 2:42 д.11:39 в.Тпас №11 7:42 у.12:30 д.

Из КавказскойВ Минеральные ВодыИз Екатеринодара

В КавказскуюСкор. №2 2:12 н.7:38 у.Почт. №4 1:14 н.6:14 у.Почт. №4 7:39 у.2:46 д.Пасс. №6 11:59 у.4:22 д.Скор. №6 4:07 у.9:33 у.Тпас №12 6:14 в.10:52 в.Пасс. №12 12:07 н.6:39 у.Из КавказскойВ Минеральные ВодыПасс. №16 6:03 н.8:53 у.Тпас №22 4:53 д.4:53 д.Тпас №22 4:49 д.2:44 н.Скор. №6 3:17 н.3:17 н.Из КавказскойВ РостовПочт. №4 7:02 у.6:00 у.Скор. №1 3:25 н.8:23 у.Пасс. №16 11:29 н.5:22 н.Скор. №5 2:24 н.7:25 у.Пасс. №12 8:42 в.3:24 н.Почт. №3 1:27 н.9:53 у.Из РостоваВ КавказскуюПасс. №11 9:42 у.14:18 д.Почт. №4 11:18 в.6:00 у.Пасс. №15 4:57 у.10:45 у.Скор. №6 9:38 в.3:17 н.Тпас №21 10:02 у.6:48 в.Пасс. №8 10:58 у.5:47 д.

Пасс.№12 1:38 д.8:27 в.

Пасс. №16 5:38 д.11:16 н.

Тпас №22 7:43 у.4:53 д.

Из КавказскойВ Ростов

Скор. №5 2:32 н.7:58 у.

Почт. №3 1:59 н.9:15 у.

Пасс. №15 4:53 н.10:50 у.

Пасс. №11 10:12 у.4:43 д.

Тпас №21 4:53 н.10:50 у.

Анализ таблицысвидетельствует о большем количестве поездов в зимний период 19121913 гг.по сравнению с летним расписанием.Отметим, что в 1902г.(таблица №1)в зимнее время ходило 2почтовыепоезда(№№. 3 и 4), 4 пассажирские(№№ 5, 6, 9 и 10)и 2 скорые(№№ 19 и 20). В 1912 г. (таблица №2) на Владикавказской железной дороге ходило 2 почтовыепоезда (№№ 3 и 4), 7 пассажирские(№№ 5, 6, 8, 11, 12, 15 и 16), 2 скорые(№№ 5 и 6) и 4товарнопассажирские поезда(№№ 11, 12, 21 и 22), что показывает о возрастании пассажиропотока на выше упомянутой дороге.Необходимо отметить то, что расписание поездов не только публиковалось в периодической печати, но и издавалось отдельной книжкой, которую распространяли через билетные кассы, книжные киоски и кондукторов пассажирских поездов по 10 копеек за экземпляр[3].В статье мы рассматривали расписание поездов летнее и зимнеевремя. Интересен и тот факт, что и кондукторы пассажирских поездов носили летнюю и зимнюю форму. На летнюю форму кондукторы переходили после получения циркулярной телеграммы начальника службы эксплуатации Владикавказской железной дороги, как правило, это было с 20 мая. При этом допускалось ношение формы одежды,исходя из разных ситуаций: «В случае холодов допускается ношение зимней формы, но при непременном условии, чтобы все кондуктора были одеты одинаково, т.е. или в летнюю, или в зимнюю форму. Ношение смешанной формы ни в коем случае не должно допускаться»[3].Таким образом, анализ расписания поездов в зимний и летний период 1902и 1912гг. свидетельствует о том, что на Владикавказской железной дороге в начале ХХ века из года в год увеличивалось количество пассажирских поездов, появились поезда смешанного типа –товарнопассажирские, с целью снижения затрат на перевозки.Тем не менее, количество почтовых и скорых поездов оставалось неизменным.

Ссылки на источники1.Зимнее расписание // Северный Кавказ. –1902. –№13 (29 января). –С.4; Летнее развитие // Там же, №120 (8 октября). –С.4.

2. Летнее расписание поездов // Северокавказский край. –1912. –№445 (29 сентября). –С.4; Зимнее расписание поездов // Приложение к №504 газеты «Северокавказский Край».3. Железнодорожная хроника // Северокавказский Край. –1912. –№340 (22 мая). –С.3.