Развитие предпринимательской деятельности в санаторно-курортной сфере России

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Дулоглу О. А. Развитие предпринимательской деятельности в санаторно-курортной сфере России // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 13. – С. 391–395. – URL: http://e-koncept.ru/2015/85079.htm.
Аннотация. Статья посвящена вопросам развития предпринимательской деятельности в санаторно-курортной сфере России, что приобретает особую актуальность на современном этапе социально-экономического развития, сопровождающемся повышением значимости рекреации.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи


Дулоглу Оксана Анатольевна,студентка 4 курса,кафедраэкономики,НОУ ВПО «МИУ», г. Сочи ayach@mail.ru

Развитие предпринимательскойдеятельности

в санаторнокурортнойсфереРоссии

Аннотация. Статья посвящена вопросам развития предпринимательской деятельности в санаторнокурортной сфереРоссии, что приобретает особую актуальность на современном этапе социальноэкономического развития, сопровождающемся повышением значимости рекреации.Ключевые слова:предпринимательство, предпринимательская деятельность, санаторнокурортная сфера, рекреация

В социальноэкономическом развитии Россиинаблюдается ряд тенденций, соответствующих глобальным направлениям общественного прогресса и находящих свое отражение в разработке приоритетных направлений экономической науки. В частности, оздоровление человека, полноценное восстановление и развитие его сил, в том числе, на основе санаторнокурортнойдеятельности, становится одной из важнейших стратегических задач общества. Это обусловлено повышениемроли человека как личности, ростом значимости свободного времени в структуре времени человека, увеличением потребности человека в рекреации, необходимостьюобеспечения расширенного воспроизводства рабочей силы, приоритетамисоциальной политики государства, которые связаны с «созданием условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека» [1].Рост потребности в рекреации является предпосылкой динамичного развития предпринимательской деятельности в санаторнокурортнойсфере, что способствует освоению и более эффективному использованию имеющегося потенциала, вовлечению в хозяйственный оборот дополнительных ресурсов, расширению материальнотехнической базы, формированию всех видов инфраструктуры и т.д.[2]

Достижение стабильной положительной динамики показателей, характеризующих развитие предпринимательской деятельности в санаторнокурортнойсфере, возможно на основе эффективного управления, которое, в свою очередь, предполагает понимание сущности предпринимательства. Понятие «предпринимательство» впервые использовал Р. Кантильон, который указал, что «предприниматель ‬это человек, действующий в условиях риска» [3]. Вразвитие теории предпринимательства, помимо него, внесли свой вклад многие отечественные и зарубежные ученые. Тем не менее, в экономическойлитературе до сих пор нет однозначного определения этого понятия. Например, Й. Шумпетер отмечал, что предприниматели представляют собой особый тип людей, деятельность которых является специфической, таккак они «делают не то, что делают другие … и не так, как делают другие» [4]. Следовательно, роль предпринимательства заключается в реализации нововведений, являющихся движущей силой развития экономики.П. Друкерсчитал, что не все предприятия являются предпринимательскими, а только те, которые создают новый рынок, формируют новых покупателей [5]. Функцией предпринимательства, с его точки зрения, являются нововведения во всех сферах деятельности, в том числе и в управлении.Г.Л. Багиев и А.Н. Асаул указывают, что «предпринимательская деятельность ‬это реализация особых способностей индивида, выражающаяся в рациональном соединении факторов производства на основе инновационного рискового подхода» [6].

На наш взгляд, предпринимательство основано на постоянном и связанном с предпринимательским риском поиске новых возможностей, ориентации на инновации, умении привлекать и использовать для решения поставленной задачи разнообразные сочетания экономических ресурсов. Таким образом, предпринимательство в санаторнокурортнойсфере можно рассматривать как основанное на постоянном поиске и внедрении нововведений хозяйствование, связанное с предпринимательским риском и осуществляемое в целях удовлетворения потребностей населенияв рекреации, а также получения прибыли, необходимой для дальнейшего развития предпринимательскойдеятельности.Различные вопросы, связанные с осуществлением предпринимательской деятельности в санаторнокурортнойсфере,рассматривались многими исследователями, включаяБалабановаИ.Т., БоголюбоваВ.С., Веденина Ю.А., ВетитневаА.М., ЗоринаИ.В., КазаковаН.П., Левченко Т.П., ЯковлевойЧернышевой А.Ю.и др. Однако в настоящее время мало работ, в которых бы системно исследовались вопросыразвитияпредпринимательскойдеятельностив санаторнокурортнойсфере. Предпринимательскаядеятельностьв санаторнокурортнойсфересвязана с реализацией различныхпредпринимательскихидей, в том числе:

формирование и оказание санаторнокурортныхуслуг, обладающих новыми потребительскими качествами;

внедрение новых санаторнокурортныхтехнологий, не применявшихся ранее;

освоение новых рынков сбыта санаторнокурортныхуслуг, новых видов рекреационных ресурсов;

усиление конкурентных позиций на основе выработки и реализации более эффективной стратегии развития и др.К важным отличительным особенностям организаций, осуществляющих предпринимательскую деятельность в санаторнокурортнойсфере,относятся различия в оказываемых услугах и технологиях обслуживания, формах собственности, организационноправовых формах хозяйствования, условиях функционирования и т.д.Следует отметить, что предпринимательская деятельность многих организаций, функционирующихв санаторнокурортнойсфере, носит комплексный характер. Например, организации, оказывающие санаторнокурортныеуслуги (санатории, пансионаты, дома отдыха и др.), могут совмещать организационную подготовку, продажу и оказание услуг, осуществляя одновременно несколько видов предпринимательской деятельности. Турагентства, помимо чисто посреднических функций, связанных с продвижением и реализацией санаторнокурортныхуслуг, оказывают также консультационные услуги, услуги страхования. Начиная с конца прошлоговека, на рынок санаторнокурортныхуслуг активно входитвид предпринимательства, связанный с функционированием компьютерных систем бронирования и резервирования, которые служат связующим звеном для скоординированной деятельности участниковрынкасанаторнокурортныхуслуг. В настоящее время существует классификация организаций, оказывающих санаторнокурортныеуслуги, в соответствии с их функциями, связанная с понятием «цикл рекреационных занятий», которое разработано Ю.А. Ведениным [7]. Ученый выделил следующие виды циклов: лечебные, оздоровительные, спортивные и познавательные. Для осуществления каждого вида циклов необходимо наличие определенных ресурсов и организаций. В соответствии с указанной классификацией, выделяются следующие функциональные типы организаций, оказывающих санаторнокурортныеуслуги: санаторные организации, специализирующиеся на профилактике и лечении определенных видов заболеваний; организации стационарного отдыха; организации активного отдыха; организации организованного и неорганизованного кратковременного отдыха.

Однакос точки зрения изучения предпринимательскойдеятельностив санаторнокурортнойсфере, эта классификация является неполной, поскольку она не учитывает все видыучаствующих в ней организаций[8]. Следовательно, по нашему мнению, всехучастников предпринимательскойдеятельности в санаторнокурортнойсфереможно условно разделить на три большие взаимодействующие группы: основныеорганизации, вспомогательные организации и контрагенты.Основныеорганизациив санаторнокурортнойсферевключают:

организации санаторного типа (санатории, пансионаты с лечением), предназначенные для лечения и профилактики определенных заболеваний;

организации стационарного отдыха (пансионаты, дома, базы отдыха, оздоровительные лагеря), обеспечивающие реализацию оздоровительнойфункции рекреации;

организации активного отдыха (туристские базы, туристские гостиницы, кемпинги, приюты), предназначенные для туристскоэкскурсионного, спортивного видов отдыха;

гостиничные организации, предоставляющие услуги размещения, часто в сочетании с услугами питания и различными видами дополнительных рекреационных услуг оздоровительного, спортивного характера и т.п.Вспомогательные организации в санаторнокурортнойсферевключают:

специализированную инфраструктуру (туристские фирмы, страховые компании, информационные службы и т.п.);

обслуживающие организации, специализирующиеся на оказании отдельных видов услуг (курортные поликлиники, бальнео и грязелечебницы, экскурсионные бюро, развлекательные комплексы, организации общественного питания, торговли, бытового обслуживания, юридическое консультирование граждан[9]).Составляющей специализированной инфраструктуры являются различные посредники, в качестве которых выступают некоммерческие и коммерческие организации.К некоммерческим организациям относятся государственные и негосударственные страховые организации. Они заключают договоры с санаторными организациями и частично оплачивают гражданам санаторнокурортныеуслуги, предоставляемые им на базе здравниц. Коммерческие организации занимаются разработкой и оптовой продажей пакетов санаторнокурортныхуслуг, рассчитанных на массовый потребительский спрос, их рекламой и сбытом через сеть розничных организаций, а также через компьютерные сети бронирования и резервирования. Разработкупакетов санаторнокурортныхуслуг осуществляют туроператоры, которые напрямую заключают договоры с рекреационными, транспортными и другими организациями, участвующими в процессе обслуживания. Розничная продажа санаторнокурортныхуслуг непосредственно потребителям осуществляется через турагентства, которые заключают с туроператорами или напрямую с рекреационнымиорганизациями агентские договоры либо договоры о куплепродаже путевок. Контрагенты, действующие в санаторнокурортнойсфере, включают поставщиков ресурсов и услуг, которые участвуют в межотраслевом взаимодействии с основнымии вспомогательными организациями.Предпринимательская деятельность в санаторнокурортнойсфере, на наш взгляд, во многом обусловлена спецификой предпринимательской среды. Понятие «предпринимательская среда» исследуется в работах ряда отечественных и зарубежных ученых.

Однако, несмотря на то, что указанная проблема рассматривается в значительном числе научных работ, до настоящего времени не существует общепри

знанногоопределения предпринимательской среды. Обзор отечественной и зарубежной литературы позволяет выделить три основныетрактовкисущности предпринимательской среды: маркетинговый, управленческий и предпринимательский.В рамках маркетингового подхода предпринимательскаясредарассматриваетсякак совокупность неконтролируемых предпринимателями факторов, воздействующих на деятельностьпредпринимательской организациии предопределяющих ее маркетинговую стратегию [10]. Недостатком в данном случае является концентрация вниманияна внешней составляющей предпринимательской среды, в то время как внутренняя среда почти не рассматривается. Представители управленческого подхода используют понятие «среда организации», которая состоит из условий и факторов, воздействующих на оперативную деятельность предпринимательской организации, а также принятие стратегически важных решений [11]. Для этого направления исследований характерно, что внешняя предпринимательская среда делится на микрои макросреду и рассматривается как источник ресурсов и целевое окружение, с которым предпринимательские организациипостоянно взаимодействуют, стремясь обеспечить свое устойчивое развитие[12]. Несколько иная интерпретация сущности предпринимательской среды предлагается представителями предпринимательского подхода. По мнению А.В. Бусыгина, основной составляющей предпринимательской среды являются предприниматели, обладающие экономической свободой, степень которой характеризуется числом вновь появляющихся за определенный период времени предпринимательских организаций[13]. Тем не менее,одно лишь количество вновь создаваемых предпринимательских организацийне может однозначно определять степень экономической свободы, поскольку она также зависит от условий их функционирования и развития. М.Г. Лапуста рассматривает предпринимательскую среду как благоприятную ситуацию, обеспечивающую экономическую свободу гражданам страны для занятия предпринимательской деятельностью [14]. Таким образом, существуют различия в подходах к определению сущности и содержания предпринимательской среды в зависимости от направлений экономической науки, в которых работают ученые. С учетом проведенного исследования представляется, что с точки зренияобеспечения эффективного развитияпредпринимательской деятельностив санаторнокурортной сфере, сущность предпринимательской среды наиболее адекватно отражена в рамках управленческого подхода. Исходя из этого, можно сформулировать следующее определение.Предпринимательская среда в санаторнокурортнойсфере ‬это сложная система, элементы которой включают взаимосвязанные внутренние и внешние, объективные и субъективные факторы и условия, оказывающие разнонаправленное воздействие на предпринимательскую деятельность и требующие реализации соответствующих управленческих решений. Указанные управленческие решения могут быть направлены:

на формирование и поддержку благоприятных для развития предпринимательской деятельности и ликвидацию отрицательно влияющих на нее управляемых факторов предпринимательской среды;

на адаптацию к динамично меняющимся факторам и условиям предпринимательской среды, находящимся вне сферы влияния органов управления предпринимательскими организациями[15].Предпринимательская деятельность в санаторнокурортной сферепреимущественно осуществляется на базе санаторнокурортныхорганизаций.Учитывая вышеизложенное, рассмотрим далее особенностипредпринимательской среды санаторнокурортнойорганизации.



По нашему мнению, онавключает три группы составляющих:факторы внутренней предпринимательской среды;факторы внешней предпринимательской среды;условия внешней предпринимательской среды.К основным факторам внутренней предпринимательской средысанаторнокурортной организации относятся:

цели и задачи предпринимательской деятельности;

структура санаторнокурортнойорганизации;

технологии оказания санаторнокурортных услуг;

персоналсанаторнокурортной организации;

материальные, финансовые и информационные ресурсы;

инновационный потенциалсанаторнокурортной организации.Основные факторы внешней предпринимательской среды санаторнокурортнойорганизациивключают:

потенциальныйспрос на санаторнокурортные услуги;

ресурсный потенциалрегиона, в котором функционирует санаторнокурортнаяорганизация;

особенности взаимодействиясо вспомогательными организациями, контрагентами, органами управления и прочими организациями, действующими в санаторнокурортнойсфере[16].Помимо рассмотренных выше факторов, внешняя предпринимательская среда санаторнокурортнойорганизации включает совокупность условий экономического, социальнокультурного, природноклиматического, экологического, политического характера и др., оказывающих влияние на предпринимательскую деятельность.Таким образом, по итогам проведенного исследования можно сделать следующие основные выводы:1. На современном этапе оздоровление человека, полноценное восстановление и развитие его сил, в том числе, на основе санаторнокурортной деятельности, является одной из важнейших стратегических задач общества.2. Рост потребности в рекреации является предпосылкой динамичного развития предпринимательской деятельности в санаторнокурортной сфере.3. Предпринимательство в санаторнокурортной сфере можно рассматривать как основанное на постоянном поиске и внедрении нововведений хозяйствование, связанное с предпринимательским риском и осуществляемое в целях удовлетворения потребностей населенияв рекреации, а также получения прибыли, необходимой для дальнейшего развития предпринимательской деятельности.4. Комплексный характер формирования санаторнокурортных услуг приводит к необходимости тесного и разнообразного межотраслевого взаимодействиямежду организациями, а также обусловливает большое разнообразие видов предпринимательских организаций, которые различаются оказываемыми услугами и технологиями обслуживания, формами собственности, организационноправовыми формами хозяйствования и т.д.5. Всех участников предпринимательской деятельности в санаторнокурортной сфере можно условно разделить на три большие взаимодействующие группы: основныеорганизации, вспомогательные организации и контрагенты.6. Предпринимательская среда в санаторнокурортной сфере ‬это сложная система, элементы которой включают условия и факторы, оказывающие разнонаправленное воздействие на предпринимательскую деятельность и требующие реализации соответствующих управленческих решений.

Ссылки на источники1. Конституция Российской Федерации. Гимн Российской Федерации. Герб Российской Федерации. Флаг РФ. ‬М.: ОмегаЛ, 2014. ‬64с.Взаимодействие спрочими организациями

2. ЯковлеваЧернышева, А. Теоретикометодологические подходы к формированию рекреационного кластера / А.Ю. ЯковлеваЧернышева // Российское предпринимательство. ‬ 2011. ‬№1 (1). ‬С. 130134.3. Кантильон, Р. Опыт о природе торговли вообще / Р. Кантильон. ‬М.: Прогресс, 1982.4. Шумпетер, Й. Теория экономического развития / Й. Шумпетер. ‬М.: Прогресс, 1982.5. Друкер, П. Рынок: как выйти в лидеры. Практика и принципы / П. Друкер. ‬М., 1992. 6. Багиев, Г.Л. Организация предпринимательской деятельности [Текст] : учеб. пособие / Г.Л. Багиев, А.Н. Асаул. СПб.: Издво СПбГУЭФ, 2001. 231 с.7. Веденин, Ю.Территориальное управление в новых хозяйственных условиях / Ю.А. Веденин. ‬М.: Экономика, 1993. ‬191 с.8. ЯковлеваЧернышева А. Управление развитием предпринимательских структур в рекреационном кластере: монография / А.Ю. ЯковлеваЧернышева. ‬СПб.: Астерион, 2010.9. Дружинина, А. Традиционные и инновационные образовательные технологии в рамках реализации компетентностного подхода при клиническом юридическом обучении / А.В. Дружинина // Гуманизация образования. ‬2014. ‬№2. ‬С. 2428.10. Котлер, Ф. Основы маркетинга: пер. с англ. / Ф. Котлери др.‬М: Вильямс,2012.‬752 с.11. Герчикова, И. Регулирование предпринимательской деятельности: государственное и межфирменное : учебноепособие / И.Н. Герчикова. ‬М.: Издательство «Консалтбанкир», 2002.12. ЯковлеваЧернышева, А. Концептуальные подходы к управлению устойчивым развитием предпринимательских структур / А.Ю. ЯковлеваЧернышева, О.В. Дудник // Вестник ВЭГУ. ‬2012. ‬№5. ‬С. 2429.13. Бусыгин, А. Предпринимательство. Основной курс : учебник для вузов / А.В. Бусыгин. ‬М.: ИнфраМ, 1998. ‬608 c.14. Лапуста, М.Г. Предпринимательство : учебник / М.Г. Лапуста, А.Г. Порошев. ‬М.: ИНФРАМ, 2003. ‬534 с.15. ЯковлеваЧернышева, А. Формирование методологических подходов к управлению социальноэкономической системой предпринимательства/ А.Ю. ЯковлеваЧернышева// Транспортное дело России. ‬2012. №2. ‬С. 1921.16.ЯковлеваЧернышева,А.Особенности взаимодействия предпринимательских структур в рекреационном кластере / А.Ю. ЯковлеваЧернышева // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. ‬2011. ‬№1(25).‬Режимдоступа: http://uecs.mcnip.ru.