Проблема формирования рынка и рыночных отношений в Советской России в начале 1920-х гг.

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Лозбенев И. Н. Проблема формирования рынка и рыночных отношений в Советской России в начале 1920-х гг. // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 13. – С. 441–445. – URL: http://e-koncept.ru/2015/85089.htm.
Аннотация. В статье анализируются особенности перехода Советской России к рынку в начале 1920-х гг. На основе широкого спектра различных источников рассмотрены противоречия перехода к рынку в нашей стране в этот период, причины отказа от НЭПа в конце 1920-х гг.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Лозбенев Игорь Николаевич,доктор исторических наук, доцент, заведующий кафедрой гуманитарных дисциплин Московского финансовоюридического университета МФЮА, г. Москва igor_1511@mail.ru

Проблема формирования рынка и рыночных отношений вСоветской России в начале 1920х гг.

Аннотация. В статье анализируются особенности перехода Советской Россиик рынку, в начале 1920х гг. На основе широкого спектра различных источников рассмотрены противоречия перехода к рынку в нашей стране в этот период, причины отказа от НЭПа в конце 1920х гг. Ключевые слова:система «военного коммунизма», рыночные отношения, Новая экономическая политика,хозрасчет, аренда.

Разгром белых армий на территории Европейской части Советской России, как казалось в то время, позволял новой власти полностью выполнить свою программу развития страны. К началу 1920х гг. в стране сложилась стройная, четкая и всеобъемлющая система управления экономикой. Большевики, пусть и под давлением обстоятельств, но полностью соглашаясь соотносить их со своими программными документами, постарались установить контроль над всеми элементами экономики страны. Это им удалось. Система получилась всеобъемлющей и всеобщей. Сложно даже представить отрасль экономики, которая не была к началу 1930х гг. охвачена государственным контролем. Можно было считать даже систему, получившую тогда название «военныйкоммунизм»,рациональной и необходимой. Именно государственный контроль над экономикой позволил большевикам мобилизовать остатки ресурсов и выиграть Гражданскую войну. Однако, политика «военного коммунизма» стала источником масштабных потрясений на рубеже 19201921 гг. После окончания войны, пусть и под давлением обстоятельств, стало понятно, что политика, созданная для одних общественных условий непригодна для других обстоятельств, хотя для того, что бы понять это стране пришлось пройти еще один виток Гражданской войны. Крестьянство ‬основное население России в тот период не собиралось сохранять «военный коммунизм» после окончания Гражданской войны. Ответом на свертывание рынка и сохранение продовольственной разверстки стала целая череда крестьянских восстаний. Рассматривая карту крестьянских восстаний этого периода, создается впечатление, что страна как бы «взорвалась» восстаниями, настолько они были массовыми, масштабными и охватившими большие территории. На Украине крестьяне поддержали движение Н. Махно, в Поволжье восстание А Сапожкова, в Тамбовской губернии восстание во главе с Антоновым, в Сибири ‬ЗападноСибирское восстание. Люди, жившие в России в тот период, могли чувствовать себя, как в фантасмагории. Те, кто вчера еще были красными, сегодня стали врагами Советской власти (точнее, врагами большевиков, выступая за Советы без коммунистов). Н. Махно воевал всю Гражданскую войну против А.Деникина и П. Врангеля и был награжден орденом Красного знамени,Сапожков командовал дивизией Красной Армии,Антонов некоторое время был руководителем Тамбовской милицией. Восставшие в Сибири крестьяне, еще вчера были красными партизанами и парализовали своими действиями тылы Колчака, а теперь выступили против тех, кого поддерживали менее чем год назад.Гражданская война делала свой очередной виток с непредсказуемым результатом. Как удар в сердце Советской республики, стало восстание матросов Кронштадта ‬«красы и гордости» российской революции 1917 г. Восстание могло закончиться с совершенно непредсказуемым результатом,в том случае, если бы матросам удалось продержаться до периода таянья льда. Фактически вторая столица страны Петроград становился абсолютно беззащитным для интервенции со стороны моря. Подавление восстаний потребовало огромного напряжения всех сил Советской республики. По имеющимся данным, уже после окончания Гражданской войны, при подавлении восстаний Красная Армия потеряла 183254 чел., в том числе 58 397 чел. убитыми[1]. Вынести подобного напряжения страна не могла. Советской России были необходимы изменения.Возникала насущная необходимость отказатьсяот продолжения политики «военного коммунизма».Однако делать это тем, кто только что создавал едва ли не идеальную экономическую систему, было трудно. Интересные воспоминания оставил Н. Валентинов ‬человек знакомый со многими политиками из окружения В.И.Ленина, в период НЭПа сотрудник ВСНХ. Рассказывая о своих беседах со Свидерским ‬в 1921 г.заместителем Народного комиссара земледелия.Н. Валентинов писал: «Когда я указал ему, что в партии все неохотно идут за Лениным(по вопросу отказа от системы «военного коммунизма» И.Л.), Свидерский стал объяснять, что дело обстоит на много хуже, ибо мало кто с Лениным согласен. Полностью с ним согласны только Красин и Цюрупа,все другие или молчат, или упираются. …Угрозой отставки Ленин так всех напугал, что сразу сломал выражавшееся многими несогласие»[2]. Очевидно, что принятая с таким трудом Новая экономическая политика достаточно трудно вводилась в жизнь. Считается, что впервые на высшем уровне о переходе к НЭПу заговорили на Х Съезде РКП (б). Действительно, на утреннем заседании Съезда 15 марта 1921 г. была принята резолюция, в которой указывалось: «Для обеспечения правильного и спокойного ведения хозяйства на основе более свободного распоряжения земледельцем своими хозяйственными ресурсами, для укрепления крестьянского хозяйства и поднятия его производительности, а также в целях точного установления падающих на земледельцев государственных обязательств, разверстка, как способ государственных заготовок продовольствия, сырья и фуража, заменяется натуральным налогом»[3]. Начало было дано. Правящая политическая партия, ведущая политическая сила страны, приняла принципиальное решение. Резолюция была закреплена в виде закона, причем Декрет ВЦИК от 21 марта 1921 г. «О замене продовольственной и сырьевой разверстки натуральным налогом» во многом повторял резолюцию Съезда партии. Данный документ, в частности указывал, что: «Для обеспечения правильного и спокойного ведения хозяйства на основе более свободного распоряжения земледельца продуктами своего труда и своими хозяйственными средствами, для укрепления крестьянского хозяйства и поднятия его производительности, а также в целях точного установления падающих на земледельцев государственных обязательств разверстка как способ государственных заготовок продовольствия, сырья и фуража заменяется натуральным налогом»[4]. Чуть позже Совнарком РСФСР издал свой декрет «О свободном обмене, покупке и продаже сельскохозяйственных продуктов в губерниях, закончивших разверстку», который перечислял губернии, где разрешались обмен и продажа хлеба, фуража, картофеля, сена после выплаты натурального налога»[5]. Вот так немного буднично, без ярких переворотов и лишней драматургии, в Советской России начиналась Новая экономическая политика. Накопившийся в течение ХХ века определенный исторический опыт перехода от плановой экономики к рыночной, указывает на то, что имеется определенный алгоритм подобного перехода. В наиболее общих чертах он включает такие элементы, как наличие свободного ценообразования, частную собственность на средства производства, свободный товарообмен. Однако,даже столь незначительный списокмероприятий не просматривается ни в резолюции Х Съезда РКП (б), ни в постановлениях ВЦИК и СНК. Очень интересное замечание сделал современный исследователь, М.И. Воейков, который писал: «партийный съезд (Х Съезд РКП (б) ‬И.Л.), открывший дорогу НЭПу принимавший в этом смысле ряд принципиальных решений (например, о замене разверстки натуральным налогом) по самому главному, основному вопросу развития рыночной экономики (восстановление дееспособных финансов ‬И.Л.), ничего вразумительного сказать не мог»[6]. Анализ многих документов показывает, что делегаты Съезда, принимавшие важнейшие решения при введении НЭПа, в целом и не стремились вводить рынок. Противоречивость перехода к НЭПу можнопроследитьпо такому документу, как «Продовольственный декрет Центрального исполнительного комитета Совета Туркестанской Социалистической Советской республики», принятый 4 ноября 1920 г.В документе указывалось: «Население выполнившее разверстки получает право свободно распоряжаться теми оставшимися у него излишками, которые Сельскими и волостными исполкомами не будут обращены дополнительно на снабжение кишлачной и сельской бедноты»[7]. Сходные по смыслу слова были в уже упомянутом Декрете СНК РСФСР, «Об обмене». Сравнение документов хорошо показывает не случайность перехода к НЭПу.В то же время тот же анализ документов указывает на, то что их авторы вряд ли видели дальнейшим результатом своих действий развернутые рыночные отношения.

Начало было дано. Советское руководство, пусть и с трудом совершало поворот к рынку, делало это осторожно, пока на региональном уровне, когда одна уступка вела за собой другую, и не являясь частью какойлибо системы.В ходе этих действий,требования времени создавали и новую генерацию руководителей, которые начинали мыслить поновому, активно подходя к проблеме развития рынка. Одним из таких советских руководителей был Г.Я. Сокольников. Еще не став тем, всемирно известным Народным комиссаром финансов СССР‬автором выдающейся финансовой реформы, он предлагалотносительно развернутые планы реформирования советской экономики. Свою программу он развернул вначале 1922 г. вписьме Председателю ВЦИК М.И. Калинину. В нем он писал: «Мы приближаемся к трудным месяцам. ‬на рынке продовольствия будет меньше. Нужно сокращать штаты (в том числе армейские тылы) не на словах, а на деле. Нужно снять с госснабжения все предприятия, которые могут существовать за счет рынка. Нужно впустить на рынок товары, которые мы бессмысленно держим под спудом: соль, керосин, продукцию трестов, для того, что бы поддержать производство и воспроизводство и извлечь крестьянскую продукцию не путем принуждения, а путем удовлетворения крестьянства. Нужно радикально перестроить нашу систему внешней торговли и разрешить до нового урожая свободный ввоз продовольствия изза границы со скромным обложением таможенной пошлины. Вот основные меры. Они не новы, но других нет»[8]. Этот документ был подготовлен в начале 1922 г., то есть чуть более чем через год после того, как Г.Я. Сокольников в Туркестане попытался модернизировать продразверстку. Перемены оказались значительные. Менее чем через год он предложил программу, которая уже содержала развернутые элементы рынка (в частности: свободный товарооборот, снижение монополии внешней торговли, снижение государственных расходов. Однако, данные идеи были только началом масштабных предложений. В последствии Г.Я. Сокольников предложил целый «пакет» мероприятий, в рамках развития рынка, которые изложил в виде финансовой программы на 19221923 хозяйственный год. С некоторыми сокращениями, она была следующей:Увеличение налогов ‬прямых и косвенных; Сокращение банковской эмиссии; Отказ от вывоза золота и валюты за границу. Переход на товарный экспорт; Вкратчайший срок объявить ввоз и вывоз по второстепенным категориям свободным; Воздействие через Госбанк, путем регулирования кредита, на политику цен трестов;Борьба с бессмысленным раздуванием трестовских цен, происходящих под флагом «рабочелюбия», а в действительности прикрывающих бесхозяйственное ведение дела, отсутствие калькуляции себестоимости, и прочее[9]. Проект был масштабный. Он охватил своим вниманием совершенно различные сферы экономики. Эта программа была подготовлена для «внутреннего пользования» советского руководства, и основная часть населения с этим проектом была незнакома, так как он широко не публиковался, однако все последующие события хорошо показывают, что именно он, и подобные ему проекты, и начнут реализовываться. Фактически Г.Я. Сокольников в данном случае действовал, как явный «монетаристрыночник». Он предложил резко сократитьгосударственные расходы, усиливая при этом роль рыночных механизмов для всех секторов советской экономики. С точки зрения борьбы против «рабочелюбия» в проекте были явные социальные издержки, которые вряд ли могли понравиться значительной части населения.Однако Народный комиссар финансов СССР был не только политиком, но и профессиональным экономистом с дипломом Сорбонны. Он понимал, что чудес не бывает, что создание рынка потребует «ужимания» едва ли не всех государственных расходов. Переход к рынку в Советской России в 1921 г. стал необратим, однако это не делало сам переход легким процессом. Как уже неоднократно говорилось выше, большевики неохотно отказывались от системы «военного коммунизма». По сути в марте 1921 г. были сделаны лишь первые шаги, наметившие переход к рынку. Последующие даже не планировались, однако первые действияпотребовали дальнейшего движения экономики на пути к рынку. Так, право на обмен в деревне потребовал перехода к обмену в городе, для чего было необходимо создание товарного фонда на предприятиях. Подобные решения вскоре последовали. 7 апреля 1921 г. были приняты Декреты СНК РСФСР «Об урегулировании оплаты труда рабочих» и «О натуральном премировании рабочих». В них открывалась дорога для создания обменного фонда на предприятиях. Один из документов предусматривал: «Отменить с 1 мая с.г. ограничения приработка при сдельнопремиальной оплате труда, предоставив всем рабочим, повышением производительности и добросовестным отношением к работе, увеличивать свой заработок независимо отпроцентного отношения суммы заработка к основной тарифной ставке. Отмена ограничения приработка ни в коем случае не должна быть основанием для понижения нормы выработки работников»[10]. Очевидно, что подобный решенияоткрывалидорогу для товарообменных отношений. И они последовали с такой же скоростью, с какой, в период Гражданской войны, вводились государственные монополии, учреждался натуральный налог на различные продукты. В частности, 21 апреля 1921 г. СНК РСФСР вводил натуральный налог на молочные продукты, тогда же натуральный налог на хлеб, картофель и масличные семена, отдельно на яйца, 10 мая был введен натуральный налог на шерсть, на льняное и пеньковое волокно, 11 мая был введен натуральный налог на табак. Параллельно с этим отменялись наиболееодиозные ограничения на товарообменные отношения времен «военного коммунизма». В апреле и мае 1921 г. СНК РСФСР были приняты Декреты «О прекращении дел о нарушении разверстки и неплатеже чрезвычайного налога», «Об отмене, приостановке и пересмотре некоторых постановлений о мелкой кустарной промышленности и кустарной сельскохозяйственной кооперации». Своеобразным рубежом данного экономического периода стал Декрет СНК РСФСР от 24 мая 1921 г. «Об обмене», в котором былиразрешены: «свободный обмен, покупка и продажа остающихся у населения после выполнения натурального налога продуктов сельского хозяйства»[11]. Главное в этом документе было то, что он восстановил и регламентировал торговые точки и места торговли. Фактически, это означало, что последние ограничения для развития рынка были сняты. Теперь возникала необходимость его развивать. Летом 1921 г. начался следующий этап Новой экономической политики. Он был обозначен значительным расширением юридических возможностей частного сектора экономики. 5 июля 1921 г. был опубликован принятый новый Декрет «О порядке сдачи в аренду предприятий подведомственных Высшему Совету Народного Хозяйства». Представляется необходимым разносторонне рассмотреть этот документ. Вопервых, потому, что в нем отразились едва ли не все противоречия управления экономикой Советской России 1920х гг., и вовторых, он стал «последним отступлением» большевиков под давлением частного рынка. Как писал В.Н. Шретер: «Дальнейшего общего расширения частного предпринимательства в других отраслях хозяйства законодательство эпохи Новой экономической политики не знает, оно на этом остановилось»[12].Декрет указывал: «Предоставить кооперативам, товариществам и др. объединениям, а также отдельным гражданам право арендовать государственные промышленные предприятия, в целях их эксплуатации»[13].Давая свободу, государство тут же самоустранялось от любой ответственности за действия предпринимателей, заявляя: «Государство не берет на себя никаких обязательств по снабжению предприятий, сданных в аренду, и их рабочих и служащих»[13]. В целом,анализ данного документа, который, как уже указывалось выше, стал пределом дальнейшего расширения предпринимательства, показывает, что государство осторожно, буквально с опаской, допускало частника на рынок. То, что для частника делалось с опаской, для государственных предприятий открывалось в виде широкой двери. Однако сложно,и в данном случае,говорить о какихто запланированных действиях. Те или иные шаги делались исходя из прагматической необходимости. Введение товарообмена, сокращение государственного снабжения предприятий,заставляли их активно выходить на рынок. Но имевшихся прав на реализацию сверхплановой продукцию было для этого недостаточно. В то же время государственные предприятия до августа 1921 г. ни в смысле заготовки, ни в смысле сбыта своей продукции не знали коммерческих методов ведения дела, и с рынками, по крайней мере легально, не соприкасались. Их продукция уже не была товаром[12]. Ситуация стала меняться после введения в действие постановления СТО РСФСР от 12 августа 1921 г., которое предусматривало начало реформирования системы управления государственными предприятиями. На первый взгляд ничего особенного документ не предлагал. Главным в данном случае было то, что постановление впервые вводилохозрасчет на государственных предприятиях, буквально втягивая их в рынок. Вскоре должно было последовать закрепление госпредприятий на рынке. Однако советское руководство все же не хотело расставаться с «очарованием военного коммунизма». Так или иначе, механизм перехода к рынку был запущен, товарообменные отношения прочно вошли в экономику, что требовало создания инструментов рынка. Это и было сделано в дальнейшем.В первой половине 1922 г. в действие были введены несколько документов, ставшие основой для формирования полноценных рыночных преобразований. Среди них было: «Положение о векселях», введенное совместным постановлением ВЦИК и СНК РСФСР от 20 марта 1922 г., и фактически оформлявшее рынок ценных бумаг в Советской России,и определявшее видовую структуру ценных бумаг

векселей, права владельцев, особенности оборота[14]. 22 мая 1922 г. был принят важный документ, закреплявший юридическую возможность существования частной собственности в России. Этим документом стал Декрет ВЦИК «Об основных частных имущественных правах, признаваемых РСФСР,охраняемых ее законами и защищаемых судами РСФСР». Уже в первой части документа обосновывалось, что: «всем гражданам, неограниченным в установленном законом порядке в своей правоспособности, право на территории РСФСР и союзных и договорных с нею СоветскихРеспублик организовывать промышленные и торговые предприятия и заниматься дозволенными законами РСФСР профессиями и промыслами, с соблюдением всех постановлений, регулирующих промышленную и торговую деятельность и охраняющих применение труда»[15]. Он фактически узаконил право частных граждан заниматься предпринимательской деятельностью и иметь собственность. Важным этапом развития рынка стало Постановление СТО РСФСР от 23 августа 1922 г. «О товарных биржах», где восстанавливалось и оформлялось биржевое посредничество на рынке с целью: «выявлять отношение спроса к предложению, облегчать и упорядочивать как товарообмен, так в связанные с ним товарные и торговые операции»[16]. Данное постановление было дополнено Декретом СНК РСФСР от 20 октября 1922 г. «О фондовых биржевых операциях», которое оформляло механизм работы фондовых бирж[17]. Подводя промежуточный итог, можно сказать, что в 1922 г.рыночные отношения в промышленности и торговле, были не только разрешены, но и получили законодательно оформленные инструменты для своего развития. Не только преимущественно «городские» отрасли получили рыночный импульс. Это произошло и в деревне. Рыночные отношения, проникая в деревню через товарообмен с городом, не могли остановиться лишь на процессе куплипродажи продукции сельского хозяйства. Неизбежным товаром должен был стать и главный ресурс деревни ‬земля. Однако в этом вопросе Советское государство было непреклонно и ни делало никаких исключений ‬земля была выведена из товарооборота, и не подлежалопродаже и покупке. Но, как часто бывает, жизнь сложнее какихлибо схем. Важнейшей частьюкрестьянского хозяйствования были отношения найма ‬аренды земли. Юридической основой для развития данного типа рыночных отношенийв советской деревне был «Закон о трудовом землепользовании», введенным постановлением 3й сессией ВЦИК IXСозыва от 22 мая 1922г. В разделе III«О трудовой аренде земли (временной переуступке прав на землепользование)» говорилось: «Для трудового хозяйства, ослабленного вследствие стихийных бедствий (неурожай, падеж скота, пожар и т.д.) либо недостатка, либо убыли рабочей силы (за смертью, временным отходом из хозяйства на трудовые заработки, призывами по мобилизации, советской и общественной службы по выборам), допускается сдача всей или части земли в аренду за уплату деньгами, продуктами или другими видами вознаграждения»[18].Понимая, что подобная трактовка арендноземельных отношений допускает широкий простор для их толкования, и фактически, может легализовать практически любые рыночные действия с землей, законодатель ввел и определенные ограничения. Кратко их суть можно определить следующим образом: Сдача в аренду допускаласьтолько на срок не более того времени, которое потребно на арендованном участке одного севооборота, а при отсутствии правильного севооборота ‬срок не более 3х лет; В исключительных случаях предельный срок аренды может быть с разрешения Волостных исполнительных комитетов удлинен, но на срок не более 6 лет; Аренда земли допускаласьтолько трудовая: никто не может получить по договору аренды в свое пользование земли больше того количества, какое он в составе дополнительного к своему наделу обработать силами своего хозяйства; По договору аренды съемщик обязывалсявести на арендуемой земле как старательный и предусмотрительный хозяин и небыл в праве передавать от себя землю другим лицам, то есть, фактически запрещалась субаренда земли»[18]. Вопросы найма рабочей силы регулировались в Разделе IV«О вспомогательном наемном труде в трудовом земледельческом хозяйстве». В пункте 29 данного раздела Закона было сказано: «Вспомогательный наемный труд в трудовых земледельческих хозяйствах допускается в тех случаях, когда хозяйство по составу своей рабочей силы или инвентаря не может выполнять своевременно необходимые сельскохозяйственные работы; однако, наемный труд может быть допущен при непременном сохранении применяющим его хозяйством трудового строя, то есть при условии, если все наличные трудоспособные члены хозяйства работают в своем хозяйстве»[18, с. 143.]. Содержание этих пунктов было подтверждено Земельным кодексом РСФСР от 30 октября 1922 г. в разделах IIи III[18, с. 158159]. Земельное законодательство в части, регулировавшем вопросы найма и аренды, развивалось и дальше, будучи дополнено в 1925 г. В частности, в постановлении III Съезда Советов СССР от 20 мая 1925 г. по докладу «О мероприятиях по поднятию и укреплению крестьянского хозяйства» указывалось: «Разрешить сдачу в аренду отдельным землепользователям участков государственных фондовых земель на срок свыше 12 лет. Устранить препятствия к более широкому использованию прав крестьян сдавать землю в аренду до 2х севооборотов при многополье и на срок не свыше 12 лет при 3х и 4х полье»[18, с. 117]. В дополнение к этому постановлению Наркомземутвердил в июне 1925 г. другое постановление за № 19862, в котором ограничения на аренду земли вводились только в случае утраты хозяйством «трудового строя» (каждый трудоспособный член семьи мог участвовать в хозяйственной деятельности), либо в случае полной ликвидации хозяйства. Этим же постановлением категорически запрещалась сдача аренды земли в субаренду[19]. Таким образом, хотя и в ограниченном объеме, рынок земли получил некоторое развитие. В целом можно видеть, что в течение первых полутора лет Новой экономической политики в Советской России были построены основы рыночных отношений. Материалы показывают, что большевики, отказавшись от проведения политики «военного коммунизма», переходили к формированию рыночной экономики осторожно, не желая отказываться от государственного контроля над экономикой. Это объясняет, почему действия государства по переходу к рынку осуществлялись медленно, постепенно, часто под давлением обстоятельств и без первоначального плана. Так же важно то, что государство видело возможность сохранить свое влияние в том или ином секторе рынка, и делало это, не давая частному сектору закрепиться там. В результате к концу 1922 г. в советской экономике сложилась сложная, неоднозначная экономическая система, которую мы знаем под аббревиатурой НЭП.Необходимо отметить, что столь мучительный переход к рынку стал основой для его отмены. Советское руководство с трудом шло на экономические уступки, а сделав их, тут же вводило систему ограничений. В руках государства оставались все крупные промышленные предприятия, только государство могло осуществлять внешнюю торговлю. Важно отметить, что сделанные большевиками рыночные уступки более чем устраивали население. Хозяйства крестьян оставались низкотоварными,и они редко выходили на рынок. В стране не сложился, хотя бы относительно, широкий слой предпринимателей, который был не только малочисленным, но и еще и постоянно подвергался обструкции со стороны, как власти, так и населения. Все это, всовокупности с другими внешне и внутриполитическими факторами стали причиной свертывания НЭПа уже через несколько лет, а вопрос о создании рыночной экономики в нашей стране был отложен на несколько десятилетий.

Ссылки на источники1.Кривошеев Г.Ф. Россия и СССР в войнах ХХ века. http://lib.ru/MEMUARY/19391945/KRIWOSHEEW/poteri.txt#w03.htm002[Дата обращения 22.01.2014 г.].2.Валентинов Н. Новая экономическая политика и кризис партии после смерти Ленина: Годы работы в ВСНХ во время НЭП. Воспоминания. М. 1991 г., с. 6768.3.Протоколы Х Съезда РКП (б). М. 1933 г., с. 564565.4.Декрет ВЦИК «О замене продовольственной и сырьевой разверстки натуральным налогом».http://www.libussr.ru/doc_ussr/ussr_885.htm. [Дата обращения 22.01.2014 г.].5.Декрет СНК РСФСР «О свободном обмене, покупке и продаже сельскохозяйственных продуктов в губерниях, закончивших разверстку» http://www.libussr.ru/doc_ussr/ussr_900.htm. [Дата обращения 22.01. 2014 г.].6.Воейков М.И. Г.Я. Сокольников и финансовоэкономическая реформа 1924 г. // Г.Я. Сокольников и экономическая реформа 1924 г. М. 2011 г., с. 23.7.Российский государственный архив социальнополитической истории (РГАСПИ). Ф. 670. Оп.1. Д.58.Л.35.8.РГАСПИ. Ф. 670. Оп.1Д. 23. Л. 910.9.РГАСПИ. Ф. 670. Оп.1. Д.19.Л. 7679.10.Декрет СНК РСФСР «Об урегулировании оплаты труда рабочих». http://www.libussr.ru/doc_ussr/ussr_908.htm. [Дата обращения 22.01.2014 г.].11.Декрет СНК РСФСР «Об обмене» http://www.libussr.ru/doc_ussr/ussr_958.htm. [Дата обращения 22.01. 2014 г.].12.Шретер В.Н. Внутренняя торговля. Правовые основы внутреннего товарооборота в СССР. М. 1926 г., с.1112. 13.Декрет СНК РСФСР «О порядке сдачи в аренду предприятий подведомственных Высшему Совету Народного Хозяйства». http://www.libussr.ru/doc_ussr/ussr_1004.htm. [Дата обращения 22.01.2014 г.].14.Постановление ВЦИК и СНК РСФСР «Положение о векселях» http://www.libussr.ru/doc_ussr/ussr_1302.htm.[Дата обращения 22.01.2014 г.].15.Декрет ВЦИК «Об основных частных имущественных правах, признаваемых РСФСР, охраняемых ее законами и защищаемых судами РСФСР»http://www.libussr.ru/doc_ussr/ussr_1330.htm. [Дата обращения 22.01.2014 г.].16.Постановление СТО РСФСР «О товарных биржах»http://www.libussr.ru/doc_ussr/ussr_1380.htm. [Дата обращения 22.01.2014 г.].17.Постановление СТО РСФСР «О товарных биржах» http://www.libussr.ru/doc_ussr/ussr_1424.htm. [Дата обращения 22.01.2014 г.].18.Сборник документов по земельному законодательству СССР и РСФСР. М. 1954 г., с. 141142. 19.Бюллетень Тверского Губисполкома. 1925 г. №3., с.32.