Наблюдение как основной метод формирования представлений о домашних животных у детей старшего дошкольного возраста

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Елсукова А. В. Наблюдение как основной метод формирования представлений о домашних животных у детей старшего дошкольного возраста // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 13. – С. 501–505. – URL: http://e-koncept.ru/2015/85101.htm.
Аннотация. Данная статья раскрывает понятие «наблюдение», определяет значимость его использования с детьми старшего дошкольного возраста. В статье рассмотрены различные подходы использования наблюдения как метода формирования представлений о домашних животных у детей, также рассмотрена современная ситуация ознакомления детей с домашними животными с помощью метода наблюдения.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Елсукова Анна Васильевна, Студентка 4 курса Института педагогики и психологииФГБОУ ВПО «Вятский государственный гуманитарный университет»г. Кировanjakatastrofa@mail.ru

Наблюдение как основной метод формирования представлений о домашних животных у детей старшего дошкольного возраста

Аннотация.Данная статья раскрывает понятие «наблюдение», определяет значимость его использования с детьми старшего дошкольного возраста. В статье рассмотрены различные подходы использования наблюдения, как метода формирования представлений о домашних животных у детей, так же рассмотрена современная ситуация ознакомления детей с домашними животными с помощью метода наблюдения. Ключевые слова:дети, домашние животные, наблюдение, старший дошкольный возраст.

С раннего возраста домашние животные привлекают детей своими движениями, голосовыми реакциями. Дети учатся чутко относиться к живым существам, заботиться о них.Наблюдения за живыми объектами начинают со знакомства с одним из детенышей (котенком, щенком). Следует дать возможность каждому малышу освоиться при виде живого существа, не пугаться самому и не пугать животное.Е. И. Золотова говорит о том, что даже в старшей группе продолжается обогащение представлений детей о домашних животных, которое осуществляется в процессе наблюдений детей за животными на занятиях, во время работы в уголке природы, на экскурсиях в птичник, крольчатник, на пастбище[2]. По мнению С. Н. Николаевой наблюдений за живыми объектами уголка природы и участка детского сада, постоянно находящихся рядом с ребенком, складывается из следующих моментов: выделение самих объектов, частей, из которых они состоят, различных проявлений живых существ определение свойств и характеристик объектов и их частей. Такое содержание позволяет детям на основе наблюдений устанавливать связи между живыми объектами иусловиями их обитания, явлениями неживой природы, т.е. обеспечивает накопление конкретных, чувственных, экологически значимых знаний, которые ведут к пониманию зависимостей, существующих в природе[4].Т. Н. Зенина утверждает, что наблюдение способствует закреплению полученных знаний об объектах живого мира. Дети учатся выделять целые части, сопоставлять, тем самым расширяют свой кругозор о мире животных, в том числе и домашних, что в дальнейшем сказывается на развитии представлений о четвероногих питомцах[1].Мнения Е. И. Николаевой и Т. Н. Зениной сходятся, они утверждают, что наблюдение за домашними животными необходимо для детей, так как в ходе этого процесса они закрепляют полученные ранее знания и приобретают новые.Т.А. Серебрякова утверждает, что воспитателю лучшепобуждатьдетейкнаблюдениюза животнымивтечение всего дня,вконцекаждогозанятиядаватьдетямзаданияпо наблюдению.Работаназанятияхпонаблюдениюзаживотнымиусиливает интересдетейкживымсуществам;важноподдержатьнастройребят,руководядлительныминаблюдениями.Назанятииживотноеневсегда «показывает»всесвоиповадки,авпроцессесистематическогонаблюдения занимребятамогутузнатьмногоинтересного.Вовремяобсужденияработыинаблюдений воспитательпроситребятрассказатьотом, чтоониувидели,поощряетнаиболеевнимательных[5].Такимобразом,педагогпостоянноподдерживаетинтересдетей,недаетемуугаснуть.Помогаетэтомуисобственныйинтересвоспитателя,еговниманиекживотным.Н. А. Рыжова говорит: «Входепервичногонаблюденияпедагогдаетдетямэлементарныепредставленияоживотном,еговнешнемвидеиосновныхповадках,указанияпоуходуинаблюдениюзаним.Вповторныхнаблюденияхпостроениезанятийнесколькоиное:уженетнеобходимоститакдетальноописыватьживотное,можнопредложитьдвумтремвоспитанникамрассказать,о еговнешнемвиде,приэтомзакрепляютсяполученныезнания,большую же часть занятия отвести на то, чтобы дополнить знания детей о повадках животного[3].Все ученные и педагоги утверждают, что наблюдение является основным способом ознакомления с домашними животными, но в настоящее время ДОУ столкнулись со следующей проблемой:требования СанПиНа в п.6.11 сказано следующее: размещение аквариумов, животных, птиц в помещениях групповых не допускается. Таким образом, складывается ситуация, в которой даже при всем желании педагогов содержать животных в ДОУ у них нет такого права, потому что для содержания домашних животных требуется отдельное помещение, далеко не каждый детский сад может его предоставить. Получается то, что знакомить детей с животными необходимо, но нет возможности. Поэтому дети могут получать информацию о животных в большей мере толькона прогулках, походах в цирк, зоопарки от родителей.Такая ситуация приводит к тому, что дети не имеют возможности получать достаточную информацию о домашних животных, у них возникают пробелы в знаниях, ложные представления о «братьях наших меньших», что в первую очередь приводит к недостаточной осведомленности об окружающем мире. В старшем дошкольном возрасте воспитатель особое внимание уделяет углублению интереса детей к домашним животным, помогает им на основе повторных наблюдений установить связь явлений, понять причину, сделать правильное обобщение. Поэтому педагог подбирает больше косвенных, требующих выбора вопросов, чтобы ребята могли порассуждать, подумать. Например: «Почему кролик прыгает, а не бегает, не ползает?», «Что помогает ему прыгать?», «Каких еще животных вы знаете с таким же строением ног?», «В двух мисках приготовлена разная пища. Найдите ту, которую любит кролик. Какую пищу забыли положить?», «Вспомните, что еще кролик любит есть». «Почему попугай летает?», «Как его можно научить разговаривать, почему?», «Чем он питается?». Такие вопросы побуждают детей к размышлению, поиску взаимосвязей между определенными действиями и предметами.Кроме наблюдения за домашними питомцами в группе ДОУ, на улице или дома, педагог может организовать экскурсию на ферму, питомник. Там ребята смогут познакомиться с особенностями жизни, питания, содержания домашних животных, наблюдают, как ухаживают за ними доярки, скотницы и другие работники. Если возможно, можно показать ребятам электродоение и механическую подачу кормов. Такие наблюдения имеют особое значение для умственного и нравственного развития детей: обогащают их представленияо животных, воспитывают уважение к труду людей по уходу и выращиванию животных. Особое внимание педагогу нужно обратитьна заботливое отношение к животным со стороны персонала. Доярка, конюх или телятница могут рассказать ребятам о своей работе.Если у педагога нет возможности организовать экскурсию,товоспитатель использует картины, иллюстрации книг, художественную литературу, например рассказы.

Наблюдать за животными также можно и на прогулке. Выйдя на улицу ребенок часто может встретить собаку или кошку, педагогу необходимо обращать внимание на внешний вид животных. Зимой шерсть становится гуще, летняя шерсть линяет, чтобы животному было тепло зимой. Педагог может закреплять названия частей тела животного (лапы, хвост,морда, уши и др). Задает следующие вопросы:(Почему нельзя дразнить собак? Почему нельзя гладить животных на улице?).Рассказывает детям, какой вред они могут принести ребенку. Так же педагогу можно узнать уребят, кто из них доится животных и почему. Объяснить ребенку, что при правильном поведении человека, бездомные собаки не набросятся и их не стоит бояться.Организовать прогулку или экскурсии педагогу более затруднительно, а вот принести на время в группуДОУ домашнего питомца гораздо проще.Рассмотрим более подробно наблюдение зачерепахой.Педагог проводит предварительную работу: показывает изображения черепахи, дети рассматривают. Педагог обращает внимание детей на характерные особенности. Показывает имотрывки из фильмов, в которых говорится о жизни и местах обитания животного. После проделанной работы, педагог приносит в группу живую черепаху и совместно с детьми наблюдает за ней, по ходу наблюдения задает вопросы.Почему черепаха не двигается? (она втянула голову, лапы, потому что оказалась в незнакомом месте, поэтому она остерегается).Высовывает голову: На голову, каких животных похожа голова черепахи? (змея, ящерица)Посмотрите внимательно, чем покрыта ее голова? (чешуей).А какие у нее глаза?(не большие, круглые).Посмотрите с боку на голове небольшие отверстияэто уши.Для чего они ей нужны? (слушать).Ребята, а на что похож рот у черепахи? (у нее нет зубов, чтобы откусывать).

А вы знаете, чемона питается? (растениями, сочными стебельками, травкой).Посмотрите внимательно, сколько лап у черепахи? И для чего они ей нужны?Ребята, а что это у нее на лапках? (коготочки).Зачем они ей? (чтобы она могла отталкиваться, ходить и рыть землю)Дети, обратите внимание, а есть ли у черепахихвост?А чем жепокрыто тело черепахи?Кто помнит? (панцирем).А какой панцирь? На что он похож?(форма, цвет, величина, поверхность).В панцире дваотверстия.Как вы думаете зачем они? (когда ее ктото пугает или ей становится страшно, она прячет в этиотверстия голову, лапы, хвост).Дети, а как вы думаете на,что похожа черепаха, когда спрячется?(камень).Как передвигается?(передвигаются медленно по земле и довольно быстро в воде, но это только морские черепахи)Примерно в такой последовательности, проводится наблюдение за домашними питомцами в ДОУ. По возможности, можно пронаблюдать как питается животное, но к сожалению это не всегда возможно, потому что животные попадая в незнакомую обстановку, начинают вести себя с опаской и не проявляют аппетит.Таким образом, можно сказать, что наблюдение выступает основным способом знакомства детей с домашними животными, именно оно формирует основные представления о домашних питомцах, но в сложившейся ситуации на сегодняшний день, педагоги при всем своем желании, к сожалению, не всегда могут использовать данный метод в полном объеме.

Ссылки на источники1.ЗенинаТ. Н Конспекты занятий по ознакомлению дошкольников с природными объектами. –М.: Просвещение,1996. –67(Дата обращения 13.01.15)2.ЗолотоваЕ.И Знакомим дошкольников с миром животных –М.: Просвещение, 1988.76 (Дата обращения 13.01.15)3.Рыжова Н. А. Уголок природы в детском саду.

М.: Просвещение, 1989. –144 (Дата обращения 13.01.15)4.НиколаеваС. Н.Методика экологического воспитания дошкольников.–М.: Академия, 2001. –64 (Дата обращения 13.01.15)5.Серебрякова В.М.Методика преподавания природоведения. М: Просвещение, 1994. –84 (Дата обращения 13.01.15)