Правовые вопросы применения и реализации системы социальных лифтов на примере исправительных колоний строгого режима

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Кечил Д. И., Табараков К. Ю. Правовые вопросы применения и реализации системы социальных лифтов на примере исправительных колоний строгого режима // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 13. – С. 876–880. – URL: http://e-koncept.ru/2015/85176.htm.
Аннотация. В концепции развития УИС особое место отводится созданию системы стимулов, которая бы коренным образом влияла на восприятие осужденных, соблюдение ими установленного порядка отбывания наказания, стремление к правопослушному поведению. Данная система носит название «система социальных лифтов».
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
КечилДмитрий Иванович,старший преподаватель кафедры уголовного права и процесса юридического факультета Тувинского государственного университета, кандидат психологических наук, начальник отряда отдела по воспитательной работе с осужденными ФКУ ИК1 УФСИНРоссии по Республике Тыва, г. Кызылlawyer_fsin@mail.ru

ТабараковКонстантин Юрьевич,старший инструктор группы кадров и работы с личным составом федерального казенного учреждения исправительная колония №1 Управления федеральной службы исполнения наказаний России по Республике Тыва, г. Кызыл

Правовые вопросы применения и реализации системы социальных лифтов на примере исправительных колоний строго режима

Аннотация. В концепции развития УИС особое место отводится в создании системы стимулов, которая бы коренным образом влияла на восприятие осужденных, соблюдение ими установленного порядка отбывания наказания, стремление к правопослушному поведению. Данная система носит название «система социальных лифтов».Ключевые слова: уголовноисполнительная система, система социальных лифтов, законодательство, право, условнодосрочное освобождение, Концепция, потерпевший.

На современном этапе своего развития уголовноисполнительная система (далее УИС) переживает ряд коренных изменений, направленных прежде всего на изменение условий отбывания наказания, ограничение влияния криминальных элементов на сознание других осужденных, отказ от коллективного содержания осужденных в отрядах к покамерному содержанию, улучшению бытовых условий, изменение в социальной, психологической, воспитательной работе, создании критериев, по которым можно верно определить степень исправления осужденного, сформированность и четкость его стремлений в отказе от противоправного поведения.Доказательством всему вышеперечисленному является Распоряжение правительства Российской Федерации от 14.10.2010 года №1772р «Концепция развития уголовноисполнительной системы до 2020»[1].В концепции развития УИС особое место отводится в создании системы стимулов, которая бы коренным образом влияла на восприятие осужденных, соблюдение ими установленного порядка отбывания наказания, стремление к правопослушному поведению. Данная система носит название «система социальных лифтов», которая включает в себя два направления –негативное и позитивное. Оба направления начинают свое влияние с момента прибытия осужденного в карантинное отделение, где они содержатся не более 15 суток[2]. Во время нахождения в карантинном отделении осужденным разъясняются их права, обязанности,предусмотренные правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений (далее ИУ)а также они ознакамливаютсяс системой социальных лифтов.Правила внутреннего распорядка ИУ утверждены приказом министерства юстиции Российской Федерации от 3 ноября 2005 года № 205 и по своей сути является конкретизирующим нормативным актом, раскрывающим в более полной мере содержания статей уголовноисполнительного кодекса в области прав и обязанностей осужденных, взаимоотношения с персоналом администрации учреждений, условия и порядок содержания в штрафных изоляторах (далее ШИЗО), помещениях камерного типа (далее ПКТ), единых помещениях камерного типа (далее ЕПКТ), содержит список предметов, запрещенных к использованию и хранениюосужденными [3].Поэтому взависимости от своего отношения к труду, учебе, правилам внутреннего распорядкаони начнут свое движение по одному из двух направлений.При нарушении вышеуказанных требований осужденные пойдут по негативному пути. Иными словами при прибытии в карантинное отделение осужденные помещаются в обычные условия отбывания наказания, из которых решением комиссии распределяются в отряд на аналогичные условия. При нарушении установленных требований отбывания наказания осужденный решением комиссии водворяется в ШИЗО на срок до 15 суток в порядке статьи 113 уголовноисполнительного кодекса РФ (далее УИК). При повторном нарушении режимных требований, за которые осужденный был водворен в ШИЗО, либо признании осужденного злостным нарушителем отбывания наказания в порядке статьи 116 УИК РФ решением комиссиипереводитсяна строгие условия отбывания наказания. Осужденный признается злостным нарушителем постановлением начальника ИК по представлению администрации учреждения [2]. Осужденные, водворенные на строгие условия отбывания наказания, содержатся отдельно от других осужденных в изолированных запираемых помещениях.При последующих нарушениях решением этой же комиссии они водворяются в ПКТ на срок до 6 месяцев, а при отсутствии должного эффекта ЕПКТ на срок до1 года. Во время содержания в ПКТ, ЕПКТ осужденные могут быть также водворены в ШИЗО, при этом срок содержания в ШИЗО не засчитывается в срок нахождения в ПКТ, ЕПКТ[3]. Суть изменения условий, прежде всего, заключается в мотивировании осужденного от противоправного поведения путем введения определенных ограничений. Так при нахождении на строгих условиях происходит сужение их прав в количестве свиданий, передач, посылок, бандеролей, ограничении количества длительных и краткосрочных передач, времени нахождения вне помещения отряда до полутора часов в сутки.При водворении в ШИЗО, ПКТ, ЕПКТ осужденные оказываются в замкнутом пространстве, им запрещаются звонки, свидания с родственниками, они не выводятся на работу и учебу, расширяется список запрещенных предметов, которые осужденным запрещено получать в посылках, передачах и бандеролях[4]. При этом на всем протяжении своего пути с осужденными не прекращается воспитательная и психологическая работа со стороны администрации. Постоянно разъясняются последствия нарушения режима содержания, содержание системы социальных лифтов, беседы психологов с целью выяснения причины негативного отношения к законными требованиям администрации.Перевод из строгих условий отбывания наказания на обычные условия отбывания наказания, в зависимости от вида исправительного учреждения, возможен только по истеченииопределенного в уголовноисполнительном законодательстве срока, а именно для исправительной колонии общего режима –6 месяцев, строго режима –9 месяцев, особого режима –12 месяцев, а лиц,приговоренных к пожизненному лишению свободы, либо которым смертная казнь в порядке помилования заменена на пожизненное лишение свободы, то не раннее чем через 10 лет [2]. Однако отбытие установленного срока на строгих условиях не является основным критерием. Помимо срока учитывается мнение комиссии представителей администрации об изменении отношения осужденного к режимным требованиям. Только при положительном решении комиссии возможно изменение условий отбывания наказания. При отрицательном решении повторное изменение условий возможно только по истечении срока аналогичного вышеуказанным срокам в зависимости от вида исправительной колонии.При дальнейшем злостном нарушении режима осужденными, только по решению суда, может быть изменен вид исправительного учреждения на тюрьму на срок до трех лет. Все это можно отобразитьв схеме:













Схема 1. Негативное направление системы социальных лифтов

При движении по позитивному направлению системы социальных лифтов осужденный из карантинного отделения с обычными условиями отбывания наказания определяется в отряд осужденных и также остаетсяна обычных условиях отбывания наказания. При добросовестном отношении к труду, учебе, выполнении всех режимных требований, выплате исковых требований или иным способом заглаживании вины перед потерпевшим осужденный по решению комиссии переводится на облегченные условия отбывания наказания. Затем по отбытии установленного УИК РФ срока имеет право на изменение вида исправительного учреждения, а точнее на переводв колониюпоселение[1]. Для чего осужденный, либо его законный представитель подает через администрацию исправительного учреждения ходатайство об изменениивидаИУ, администрация в свою очередь прилагает к данному ходатайству свою характеристику, заключение о целесообразности и направляет этот пакет документов в суд [2].

После чего осужденный имеет право также через администрациюИУ направить ходатайство об условнодосрочном освобождении (далее УДО)в суд[1]. Схематично это будет выглядеть следующим образом:







карантинобычные условиястрогие условияШИЗОПКТЕПКТТюрьма











Схема 2. Позитивное направление системы социальных лифтов

По отбытии установленной части срока отбывания наказания осужденные имеют право на условнодосрочное освобождение и на изменение вида исправительного учреждения на колониюпоселение. Однако при сравнительном анализе УК РФ и УИК РФ можно заметить, что осужденные, отбывающие наказание в колониях строго режима имеют право на изменение вида ИК на колониюпоселение и на условнодосрочное освобождение одновременно в один срок, за исключением осужденных, совершивших преступления против половой неприкосновенности несовершеннолетних, за преступления, связанные с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров,а также за преступления, предусмотренные статьями 205, 205.1, 205.2., 205.3, 205.4,205.5 и 210 УК РФ[5].В этом случае осужденные по понятным причинам не решают ходатайствовать об изменении вида ИУна колониюпоселение, а ходатайствуют на условнодосрочное освобождение.Так,например,постановлениемКызылского городского суда РеспубликиТыва от 17 ноября 2014 года установлено, что об условнодосрочном освобождении от отбывании наказания в отношении осужденного обратился его адвокат, который в своем ходатайстве указал, что осужденный отбыл 2/3 срока наказания, не имеет задолженности и взысканий, неоднократно поощрялся, трудоустроен, получил дополнительное образование, имеет двоих детей [6]. То есть как и было указано ранее, осужденный предпочел ходатайствовать об УДО, нежели изменять вид исправительного учреждения.В случае отказа суда в удовлетворении ходатайства об условнодосрочном освобождении, согласно тому же УИК РФ, осужденные не лишаются правана изменение вида ИУ на колониюпоселение. Исходя из этого можно сделать вывод, что в таких случаях система социальных лифтов, предусмотренная концепцией развития УИС до 2020 года не срабатывает должным образом, не обеспечивается движение осужденного по всем предусмотренным пунктам. Таким образом,осужденный может вообще не попасть в колониюпоселение, а освободится в порядкеусловнодосрочногоосвобождения, либо нарушить этот порядок и при отказе в УДО написать ходатайство на колониюпоселение[7]. В этих случаях осужденные не проходят все определенные ей стадии исправления, то есть в КарантинОбычные условияОблегченные условияКолонияпоселениеУДОданная систематребует определенной доработки, устранения противоречий с федеральным законодательством. Как отмечается в последнее время, колонияпоселения является «центром подготовки» осужденного к жизнив обществе, вне стен исправительной колонии, она влияет на его более полную ресоциализацию. У них имеется возможность работать, проводить праздничные и выходные дни за периметром учреждения, получать образование в учебных заведениях в пределах муниципального образования, овладеть необходимы трудовыми навыками.Осужденный имеет возможность на кратковременный выход за долгие годы отбывания наказания за стены ИК, ознакомление с современными нормами жизни общества, поиск работы, не остается с обществом один на один, получает дальнейшую поддержку от администрации ИК.Поэтому колонияпоселения как звено в системе исправительного воздействия на осужденного является его важной частью и пренебрежение им не является совсем правильным решением. Также наблюдается противоречие системы социальных лифтов со ст.78 УИК РФ, из анализа которой можно сделать вывод, что осужденные, содержащиеся в колонии строгого режима имеют право на изменение вида исправительного учреждения на колонию поселение из любых условий отбывания наказания, тогда как осужденные колонии общего режима только с облегченных условий отбывания наказания. Хотя по своей криминологической характеристике осужденные колонии общего режима совершили менее тяжкие преступления, причинили ущерб обществу и государству в меньших размерах, чем осужденные колонии строго режима. Схематично изменение вида исправительного учреждения на примере колонии строго режима выглядит следующим образом:









Схема 3

То есть у осужденных нет необходимости двигаться по различным условиям отбывания наказания в ИК строго режима, как того требует система социальных лифтов.

В связи с чем,считаю необходимым усилить работу с осужденными по разъяснению им порядка применения данной системы, необходимости прохождения всех этапов в целях более полной их ресоциализации, приобретения необходимых навыков для адаптации в обществе после освобождения. Обратить внимание администрации ИУ при отправлении документов в суд в заключении указывать, что осужденный не в полной мере прошел все необходимые стадии исправления и нуждается в дальнейшем отбывании наказания[8].

карантинобычные условиястрогие условияоблегченные условияколонияпоселениеСсылки на источники1.Распоряжение Правительства Российской Федерации от 14.10.2010 года №1772р «Концепция развития уголовноисполнительной системы до 2020 года»$2.Уголовноисполнительный кодекс Российской Федерации от 08.01.1997 года №1ФЗ // Справочноправовая система «Консультант плюс»;3.Приказ Министерства Юстиции Российской Федерации от 03.11.2005 года № 205 «Об утверждении правил внутреннего распорядка» // Справочноправовая система «Консультант плюс»;4.Минаев А.В.; Кечил Д.И.; Чепунов О.И. Уголовноисполнительное право (учебное пособие). Кызыл: Редакционноиздательский отдел ТувГУ, 2014, 378 стр.5.Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 года № 63ФЗ // Справочноправовая система «Консультант плюс»;6.Постановление Кызылского городского суда от 17.11.2014 года.7.Чепунов О.И.; Минаев А.В.. Правовое регулирование и становление уголовноисполнительной системы Российской Федерации. (статья). Москва: // «Закон и право». Издательство «ЮнитиДана», 2014, № 9, –С. 17238.Oleg Chipounov, Aleksandr Minaev. The Genesis of the penitentiary system of the Russian Federation // Australian Journal of Scientific Research, 2014, No.1. (5) (JanuaryJune). Volume II. “Adelaide University Press”. Adelaide, 2014. P. 809817.