Профориентационные конкурсы как одна из форм развития творческих способностей обучающихся

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Понамарева Е. В. Профориентационные конкурсы как одна из форм развития творческих способностей обучающихся // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 13. – С. 1166–1170. – URL: http://e-koncept.ru/2015/85234.htm.
Аннотация. В статье представлен опыт проведения профориентационных конкурсов для обучающихся образовательных организаций разных типов.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Понамарева Елена Владимировна,Старший преподаватель кафедры педагогики и психологии профессионального образования, методист центра профориентации и постинтернатного сопровожденияГОУ «Кузбасский региональный институт развития профессионального образования», г. Кемеровоponam_elena@mail.ru

Профорентационные конкурсыкак одна из форм развития творческих способностей обучающихся

Аннотация.Встатье представлен опыт проведения профориентационныхконкурсов для обучающихся образовательных организаций разных типов.Ключевые слова:профориентация обучающихся, творческие способности обучающихся в профориентации, профориентационные конкурсы.

Развитие творческих способностей обучающихся является важнойзадачей на всех уровнях образования и играет существенную роль в профессиональной ориентации. С. Г. Боброва отмечает, что при развитии творческих способностей у младших школьниковпроисходит значительное расширение и углубление знаний, совершенствуются умения и навыки. Этот процесс прогрессирует и приводит к тому, что у большинства школьниковобнаруживаются как общие, так и специальные способности к различным видам деятельности.У обучающихся среднихи старших классовпроисходит углубление знаний в отраслях, интересующихихбольше других, что приводит к осознанному профессиональному выборуи,в дальнейшем, профессиональному росту [1].Педагогам профессиональных образовательных организаций необходимоне только передаватьстудентам знания и умения, но и готовить людей творческих, умеющих самостоятельно действовать и принимать решения в нестандартных ситуациях. Поэтомупри очевиднойзначимости профессиональной подготовки выпускников профессиональных образовательных организаций уровень общей культуры будущих специалистов неизменно расценивается как наиболее прочный залог эффективной работы. Ф. Р. Сайдаматов выделяеткачества личности, которыми должен обладать выпускник свысшимобразованием:гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, уметь самостоятельно приобретать необходимые знания, умело применять их на практике;грамотно работать с информацией, делать необходимые обобщения, выводы, устанавливать закономерности, анализировать;самостоятельно критически мыслить, уметь видеть возникающие проблемы, быть способным выдвигать новые идеи, творчески мыслить;самостоятельно работать над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня;быть коммуникабельным, контактным в различных социальных группах, уметь работать сообща в разных областях, легко выходить из любых конфликтных ситуациях [3].Развитие творческих способностей зависит от многих социальных условий: особенностейвоспитания, потребностейобщества в той или иной деятельности, особенностейсистемы образования и др. По мнению А. Г. Маклакова в большей степениспособствует развитию способностей творческая деятельность, связаннаяс созданием чеголибо нового, открытием для себя нового знания, обнаружением в самом себе новых возможностей, чтостановится сильным и действенным стимулом к занятию творческой деятельностью, к приложению необходимых усилий, направленных на преодоление возникающих трудностей. Кроме того, творческая деятельность укрепляет положительную самооценку, повышает уровень притязаний, порождает уверенность в себе и чувство удовлетворенности от достигнутого успеха, что способствует адекватному профессиональному самоопределению обучающихся[2, С. 548550].

Одной из форм развития творческих способностей обучающихся является конкурс. Результатом участия в конкурсах для обучающихсяявляется создание продуктов, значимых для проектирования образовательнопрофессионального маршрута, что, по мнению С. Н. Чистяковой, Н. Ф. Родичева, В.И. Сахаровой, является одним из необходимыхсредств поддержки профессионального самоопределения молодежи [4]. Наиболее распространенные конкурсы в профориентации обучающихся ‬это конкурсы рисунков, газет, сочинений, профессионального мастерства, портфолио, фоторепортажей, исследования истории профессии (образовательной организации,предприятия, семейной династии), видеороликов, агитбригад и другие. Государственное образовательное учреждение «Кузбасский региональный институт развития профессионального образования» с 2012 года проводит для педагогов и обучающихсяобластные профориентационные конкурсы, направленные на активизацию профориентационной работы в образовательных организацияхразного тапа, обеспечениеличностно ориентированного подхода к профессиональному самоопределению подростков и молодежи. Цель конкурсов: привлечение обучающихся и воспитанников к выбору профессий, востребованных на рынке труда Кемеровской области.

В 2012/2013 учебном году проведен конкурс «Рабочие профессии ‬будущее Кузбасса». В ходеподготовительнойработы былсозданоргкомитет, подготовленыинформационныематериалыдля сайта института, определенокомпетентноежюри, разработано положение. Конкурс проводился в заочной форме. В номинации «История рабочей профессии Кузбасса» (эссе), «Образ рабочего ХХI века» (творческий фоторепортаж), «Рабочий ‬это звучит гордо!» (баннер) поступило 149 работ из 80 организаций. Авторы работ представляли профессиональные образовательные организации, общеобразовательные организации, организации дополнительного образования, детские дома, организации для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, социальнореабилитационные центры. В соответствии с положением, работу каждого участника курировали педагоги, чтопозволило обучающимся более качественно подготовить конкурсные работы.Педагоги имели возможность привлечь внимание обучающихся к востребованным на региональном рынке труда профессиям, показать практическую значимость изучаемых дисциплин. Так, на уроках русского языка изучить особенности жанров эссе и репортажа, на уроках информатики ‬работу с графическими редакторами, на уроках технологии ‬изменение содержания трудовой деятельности представителей разных профессий, связанную с развитием технологий.

Интересно отметить, что, несмотря на обозначенную положением целевую аудиторию (обучающиеся 89 классов общеобразовательных учреждений, учреждений начального и среднего профессионального образования), самый молодой участник конкурса ‬Иван Балашов (руководитель ‬Е. А. Балашова), ученик 4го класса МБОУ «СОШ № 28» Киселевского городского округа, которыйпредставил эссе «Я б в водители пошел, пусть меня научат…». Наибольшее количество работ было посвящено профессиям шахтера, водителя, автомеханика, токаря, продавца, традиционно являющимися востребованными вКемеровскойобласти.Былиработы посвященные трудудворника, флориста, сборщикамебели, сапожника.Жюри, состоящее из специалистов в профориентации, педагогике, психологии, филологии, журналистике,оценивало поступившие работы по следующим критериям:соответствие содержания работ тематике конкурса, поставленной цели и задачам конкурса;отражение в названии работы ее содержания;соответствие требованиям к оформлению работ;культура оформления работы (эстетичность и грамотность исполнения);соблюдение норм литературного русского языка;обязательное наличие в работе рекламного слогана о рабочих профессиях;дизайн оформления с использованием современных компьютерных технологий.В результатев каждой номинации победители и призеры награждены дипломами, а остальные участники получилисертификаты. Преподаватели, курирующие участников, награждены благодарственными письмами. Награждение состоялось на «Фестивале рабочих профессий» в апреле 2013г., в программе которого были выступления агитбригад профессиональных образовательных организаций, концертные номера, подготовленные воспитанниками детского дома, выступление представителя ОАО «Сибирская угольноэкономическая компания Кузбасс» и др.

Анализ проведенного конкурса позволил внести коррективы в порядок проведенияследующего конкурса, состоявшегося в 2013/2014 учебном году ‬«Профессия, которую я выбираю».В положении о конкурсе для каждой номинации более детально прописали требования к содержанию и оформлению работ, что привело к улучшению их качества. Номинации конкурса: «Я выбираю рабочую профессию» (эссе), «Я выбираю профессию моих родителей»(творческий фоторепортаж), «Я выбираю профессию работника культуры» (тематический календарь, посвященобъявленномув России в 2014 г. Годом культуры). Из91 образовательной организации Кемеровской области поступило 162 работы, что больше по сравнению с прошлым годом, и подтверждаетактуальностьпроведения конкурса.Новшеством

стала проверка всех поступивших эссе в сервисе «АнтиПлагиат». В результате две работы отклонены от участия в конкурсе за высокий процент заимствования (более 50 %).В 2013/2014 учебном году конкурс проводился в два этапа: заочный и очный. На заочном этапе жюри оценивало работы по перечисленным выше критериям, десять лучших работ в каждой номинациипрошли в финал конкурса (очный этап). В финалеконкурса участники сопровождали свои выступления исполнением стихов, инсценированием, игрой на баяне и др.

Жюри оценивало выступленияпо следующим критериям: способность конкурсанта в доступной и интересной формепредставить свою работу заограниченный промежуток времени; культура речи; воздействие на аудиторию (выразительность эмоциональной подачи, использование разных приемов общения с аудиторией, том числе, информационнокоммуникационных технологий). Лучшие конкурсные работы вошли в электронные сборники, и могут быть использованы педагогами при разработке профориентационных мероприятий, при подготовке обучающихся к участию в подобных конкурсах. Вурочной деятельности материалы сборников могут быть использованы в качествепримеровнаписания эссе и подготовки материалов средствами ИКТ.В 2014/2015 учебном году институтомпланируется проведение региональной научнопрактической конференции обучающихся «Современный патриот ‬взгляд молодых». Её особенностью станет «практическая» секция, в которую можно будет представить различные изделия, выполненные в рамках профориентационных мероприятий и в процессе освоения будущей профессиональной деятельности, что позволит принять участие в мероприятии не только обучающимся организаций общего и профессионального образования, но и воспитанникам коррекционных школинтернатов. В ходе очного этапа предполагается представление лучших исследований, а также выставка изделий.Таким образом, профориентационные конкурсыспособствуют развитию творческих способностей обучающихся, так как дают возможность проявить творчествов написанииэссе, составлениифоторепортажа,

созданиибаннера или тематического календаря, подготовке к выступлению. Одновременно происходит расширение и углубление знаний обучающихся о профессиях, региональных рынкахтруда и образовательных услуг, чтоможет статьосновой формирования осознанного отношения обучающихся к профессиональному самоопределению, построению личностного профессионального плана, выбору профессиональной образовательной организации и рабочего места.

Ссылки на источники1.Боброва С.Г.Развитие творческих способностей обучающихся в условиях учреждений дополнительного образования детей. ‬URL:http://nsportal.ru/shkola/dopolnitelnoeobrazovanie/library/2013/02/28/otchetpotemesamoobrazovaniyarazvitie. 2.Маклаков А.Г. Общая психология. ‬СПб: Питер, 2005. ‬583 с.3.Сайдаматов Ф. Р. Развитие творческих способностей студентов в процессе профессиональной подготовки // Молодой ученый. ‬2012. ‬№ 8. ‬С. 374375.4.Чистякова С. Н., Родичев Н. Ф., Сахарова В. И. Тенденции развития профессиональной ориентации учащейся молодежи и вызовы времени // Профессиональное образование в России и за рубежом. ‬2013. ‬№ 2 (10). ‬ С. 23‬29.