Личностно-профессиональная позиция педагога дополнительного образования в формировании гражданской (российской) идентичности личности школьника: осмысление проблемы

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Дьячкова Т. В. Личностно-профессиональная позиция педагога дополнительного образования в формировании гражданской (российской) идентичности личности школьника: осмысление проблемы // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 13. – С. 1531–1535. – URL: http://e-koncept.ru/2015/85307.htm.
Аннотация. В статье предпринята попытка рассмотреть вопрос развития личностно-профессиональной позиции педагога дополнительного образования как субъекта формирования гражданской (российской) идентичности личности воспитанника. Автор раскрывает специфику профессиональной деятельности педагога системы дополнительного образования детей по формированию гражданской (российской) идентичности воспитанника.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Дьячкова Татьяна Владимировна,доцент кафедры технологий обучения, воспитания и дополнительного образования детей ГОУ ДПО ТО «Институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Тульской области», г.Тулаdyachkova72@mail.ru

Личностнопрофессиональная позиция педагога дополнительного образования в формировании гражданской (российской) идентичности личности школьника: осмысление проблемы

Аннотация.В статье предпринята попытка рассмотреть вопрос развития личностнопрофессиональной позиции педагога дополнительного образования как субъекта формирования гражданской (российской) идентичности личности воспитанника. Автор раскрывает спецификупрофессиональной деятельностипедагога системы дополнительного образования детей по формированию гражданской (российской)идентичности воспитанника.Ключевые слова: личностнопрофессиональная позиция, гражданская (российская) идентичность, дополнительное образование детей, обучающийся.

… формированиегражданской идентичности на основе общих ценностей, патриотического сознания, гражданской ответственности и солидарности, уважения к закону, сопричастности к судьбе Родины

без потери связи со своими этническими, религиозными корнями –необходимое условие сохранения единства страны.В.В. Путин (заседание экспертного клуба «Валдай», 2013 г.)

Социальноэкономическая и геополитическая ситуация в современной России, выступающая как комплекс факторов устанавливающих приоритеты государства в области образовательной политики, четко определяет необходимость развития личностнопрофессиональной позиции современного педагога как субъекта формирования гражданской (российской) идентичности личности. Очевидно, что сегодня возникланеобходимость глубокого изучениямеханизмов формирования гражданской(российской) идентичности личности учащихсяи осмысленияместа и роли в этом процессе педагога.

На важность гражданского воспитания школьников обращено внимание таких нормативноправовых документов, как Закон РФ «Об образовании в РФ», «Национальная доктрина образования до 2025 года», «Концепция духовнонравственного развития и воспитания личности гражданина России», Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ на 20112015 годы», ФГОС второго поколения, «Концепция развития дополнительного образования детей». Согласно Концепции развития дополнительного образования детей, утвержденной Распоряжением Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726 р «…в настоящее время в условиях информационной социализации дополнительное образование детей может стать инструментом формирования ценностей, мировоззрения, гражданской идентичностиподрастающего поколения, адаптивности к темпам социальных и технологических перемен». В гуманитарных и социальных науках термин «идентичность» стал относительно широко распространяться в конце XXвека. В начале XXIвека «идентичность» представлена в исследованиях, имеющих междисциплинарный характер. Таким образом, рассмотрение процесса формирования гражданской (российской) идентичности личности современного школьника и ролипедагога в данном процессе невозможно вне контекста обращения к исследованиям в области психологии, философии, политологии, социологиии педагогики.Идентичность является предметом исследования в работах классиков зарубежной социологии, философии и психологии (Ч. Кули, Дж. Майерс, Ж. Пиаже, З. Фрейд, К. Юнг); современных западных авторов Э. Гидденса, А. Маслоу, Ю. Хабермаса, Э. Эриксона; представителей отечественной мысли Л.С. Выготского, И.С. Кона, Б.Ф. Поршнева, В.А. Ядова. Решению проблем гражданского воспитания в образовательноправовом аспекте посвящены работы А.А. Борисова, Е.В. Известновой, А.Ф. Никитина, Л.Н. Фомичевой и др.;акцент на общечеловеческих ценностях в процессе воспитания у учащихся гражданского идеала делается в работах С.В. Москаленко, Г.В. Рычковой, Р.М. Салиновой и др. Проблеме формирования гражданской идентичности посвящены работы А.Г. Асмолова, В.А. Тишкова, Ю.В. Аратюняна, Л.М, Дробижевой, М.В. Шакуровой, Д.В. Григорьева и др.Современная система дополнительного образования детей характеризуется актуализацией проблемы создания особых психологопедагогических условий для формирования гражданской (российской) идентичности воспитанников. Это связано, прежде всего, снеобходимостью предоставления социальным заказчикам качественных образовательных услуг и

удовлетворением потребности современного общества вподготовке целеустремленных, творческих, активных, успешных воспитанников, любящих свою Родину, обладающих ценностносмысловым стержнем, готовых отстаивать свою гражданскую позицию. Задача формирования гражданской идентичности созвучна целям изадачам, которые ставит перед собой идущая в ногу со временем образовательная организация дополнительного образования детей. Учитывая, что проблема формирования гражданской (российской) идентичности относительно нова для системы дополнительного образования детей и имеет, как было указано выше, междисциплинарный подход к своему разрешению, мы рассматриваем гражданскую (российскую) идентичность как свободное отождествление человека сроссийской нацией (народом); включенность человека вобщественную, культурную жизнь страны, осознание себя россиянином; ощущение причастности прошлому, настоящему ибудущему российской нации.

Исходя из того, что педагог дополнительного образования как руководитель детского (нередко разновозрастного) объединения призван стать инициатором разнообразных социокультурных практик, возникает вопрос: насколько современный педагог социально активен, каков круг его профессиональных и личностных интересов, готов ли он открыто выражать свою точку зрения, раскрывать свой внутренний мир ребенку, позиционировать свои жизненные ценности и вступать в конструктивный диалог с ребенком, родителем и социальными партнерами? Ответы на поставленные нами вопросы достаточно неоднозначны. В этом контексте, нам кажется, чтов настоящее время особенно актуальны слова Д.И. Писарева, который отмечал, что «в воспитании все дело в том, кто воспитатель» [1, с. 47]. Рассматривая современного педагога дополнительного образования как личность, обладающую высоким творческим потенциалом, владеющую современными воспитательными технологиями, способную создать благоприятные условия для развития личности воспитанника в системе гуманистических субъект субъектных отношений,мы делаем акцент на становление и развитие личностнопрофессиональной позиции педагога как воспитателя [2, с. 56].В свою очередь, профессиональнаяпозиция педагога дополнительного образования как субъекта формирования гражданской (российской) идентичности личности воспитанника характеризуется специфическим набором профессиональных знаний, профессиональных умений и навыков, профессиональной мотивацией и воплощает в себе единство сознания и деятельности, где деятельность оказывается одним из способов реализации базовых ценностей (Е.И. Исаев, В.И. Слободчиков,Н.А. Шайденко). Для нас особенно важно, рассмотрение вопроса формирования гражданской (российской) идентичности личности воспитанника не сколько через призму усвоения и реализации педагогами дополнительного образования разнообразных технологий гражданскопатриотического воспитания, а именно в контексте становления личностнопрофессиональной позиции педагога как воспитателя.В современных документах, определяющих стратегические направления инновационной образовательной политики, профессиональная педагогическая позиция трактуетсякак миссия современного педагога.Основываясь на результатах опросов педагогов дополнительного образования, проведенных с участием автора, можно констатировать некое противоречие: почти 90% педагогов дополнительного образования считают себя активными субъектами формирования гражданской (российской) идентичности школьников, но в тоже время,только 30% респондентов рассматривают данную педагогическую проблему как целевую установку своей профессиональной деятельности.В основном, как показывают результаты исследования, данное направление в работе педагогов представлено эпизодически, но никак не системно. Вместе с тем, педагоги дополнительного образования (около 57%) среди условий, способствующих наиболее эффективному формированию гражданской (российской) идентичности, на первое место определяют сформированную личностнопрофессиональную позицию педагога. Необходимо обратить внимание на данные результатов мониторинга экономики образования НИУ «Высшая школа экономики», которые свидетельствуют о том, что в системе дополнительного образования детей преобладают педагоги в возрасте 40–49 лет, доля молодых педагогов (до 30 лет) невысока —19,5%, доляже педагогов пенсионного возраста признается достаточно высокой [3, с. 283]. Следовательно,основные компоненты процесса гражданского самоопределения, такие как мировоззренческий(знания, идеалы, убеждения, ценностные ориентации); поведенческий(нормы, направленность, установки, поступки); оценочный (качественное состояние нравственного, политического, правового самосознания, стиля мышления); культурный(культура чувств, общения, поведения, формы, содержание, характер самодеятельного творчества) формировались у большинства педагогов дополнительного образования в период до распада СССР. Распад Советского Союза, разрывтрадиционных социальных связей общества, девальвация ценностей, изменение образа жизни, привели к кризису гражданской идентичности личностии поиску новой идентичности. Сегодня перед самим педагогом стоит проблема определения опоры в новой образовательной парадигме, и,по словам В.Н. СорокиРоссинского «дать возможность потерявшимся… обрести идеалы» [4, с. 79]. В настоящее время, в контексте обозначенной нами проблемы, для педагога особенно важна позиция, направленная на то, чтобы не «выдавать» и «навязывать» готовую идентичность, а таким образом выстраивать жизнедеятельность детского объединения, чтобы помочь (педагогически поддержать) процесс идентификации личности воспитанника.Именно в силу того, что значимый «Другой» и референтная группа считаются в теории идентичности (З. Фрейд, Э. Эриксон) главными условиями ее становления, успех формирования гражданской (российской) идентичности личности воспитанника образовательной организациинапрямую определяется личностнопрофессиональной позицией педагога дополнительного образования как значимого «Другого» и референтностью детского объединения как «особой детсковзрослой общности» для каждого воспитанника.Профессия педагога дополнительного образования относится к тому виду деятельности, который представляет собой особую ипостась сотворчества и содеятельности взрослого и ребенка, которая не терпит единообразия и стереотипов. Мировоззренческое и культурологическое содержание дополнительного образования детей с его «ненавязчивым» воспитанием позволяет педагогу выстраивать особое воспитывающее пространство творческого объединения, приводящее к положительным практическим результатам. По материалам исследования, проведенного автором, 94% учащихся ощущают свою причастность к образовательной организации в позиции «Я воспитанник творческого объединения».Участие воспитанниковтворческих объединений и педагоговв реализации разнообразных социокультурных практик позволяет им стать субъектами осознания и развития себя как носителя гражданской (российской) идентичности.Педагог дополнительного образования,в свою очередь, обеспечивает условия для субъектного позиционирования каждого ребенка в деятельности, направленной на преобразованиежизни творческого объединения и окружающего социума. Разнообразные акции, детсковзрослые социальные проекты, благотворительные концерты, выставки, различного рода конкурсы, фестивали,викторины, детские газеты и телевидение, экскурсиив музеи, походы, экспедиции, краеведческие регаты, работа волонтерских отрядов,все вышеперечисленное организованно выстроенопедагогом таким образом, что обеспечивает условия для формирования реальногогражданского опыта воспитанника, проходящего все три уровня воспитательных результатов [5, с. 123]. Процесс становления и развития личностнопрофессиональной позиции педагога происходит в атмосфере образовательной организации дополнительного образования детей, характеризующейся открытостью, доверительными отношениями между всеми субъектами, совместной творческой деятельностью, диалоговыми формами общения. В свою очередь, поликультурность и конфессиональное многообразие нашего региона в контексте решения проблемы гражданского воспитания ставят перед педагогами следующие задачи:формирование ценностосмысловых установок и гражданскоправовой культуры обучающихся;воспитание российского патриотизма,и самое главное формирование активной гражданской позиции, в основу которой положены общечеловеческие ценности.

Осмысление проблемы, обозначенной нами в данной статье, позволяет выстроить перспективы ее разрешения и обозначить задачи, стоящие перед региональной системой дополнительного профессионального образования:разработкаи реализация дополнительных профессиональных программ, выходящих на решение проблемы переподготовки и повышения квалификации педагога дополнительного образования как субъекта формирования гражданской (российской) идентичности личности обучающегося(проблемные курсы, мастерклассы, обучающие семинары, круглые столы, организация работы переговорных площадок);развертывания интегративных форм повышения квалификации педагогов дополнительного образования, совершенствование практики корпоративного повышения квалификации педагогических команд отдельных образовательных организаций; привлечение к работе со слушателями ведущих ученых и педагоговпрактиков победителей профессиональных конкурсов;плодотворное функционирование Ассоциации педагогических работников системы дополнительного образования детей Тульскойобласти не только с целью диссеминации опыта по решению данной проблемы, но и с целью создания своего рода Школы профессионального и гражданского становления педагога дополнительного образования;

активное выстраивание практикисоциальнопедагогического партнерствапедагога дополнительного образованияс различными социальными институтами в контексте решения проблемы формирования гражданской(российской) идентичности личности обучающегося;совершенствование практики организации и проведения профессиональных(образовательных) экскурсий педагогов с использованием объектов культурноисторического наследия Тульского края;совершенствование системы мониторинга и диагностики развития личностнопрофессиональной позиции педагога дополнительного образования как субъекта формирования гражданской (российской) идентичности личности воспитанника.Таким образом, педагог реализует свою воспитательную функцию в процессе формирования гражданской (российской) идентичности личности воспитанника успешно при соблюдении следующих организационнопедагогических условий:

формирование гражданской идентичности личности воспитанника является целью и результатом деятельности педагога, его личностной и профессиональной ценностью;

педагог рассматривается как субъект воспитательного процесса, в профессиональной позиции педагога как воспитателя (ощущает себя в ситуации, всегда в этой проблеме и т.д.);

создание в образовательной организации специальных условий для формирования планомерного сопровождения процесса становления личностнопрофессиональной позиции педагога как субъекта формирования гражданской идентичности в образовательном процессе;

осуществление целенаправленной и системной подготовки педагога дополнительного образования к реализации роли педагогавоспитателя в контексте проблемы формировании гражданской (российской) идентичности личности современного школьника.

Ссылки на источники1.Писарев Д. И. Избранные произведения. –Ленинград, 1968. –615 с.2.Григорьева А.И. Педагог как профессиональный воспитатель: теория и технология поддержки профессионального развития педагогов школы. –Тула: ИПК и ППРО ТО, 1999. –144 с.3.Образование в Российской Федерации: 2014: статистический сборник. –Москва: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», 2014. –464 с.4.СорокаРоссинский В.Н. Педагогические сочинения.–М.: Педагогика, 1991. –240 с.5.Методический конструктор: пособие для учителя. —М.: Просвещение, 2010. —223 с. —(Стандарты второго поколения).