Необходимость модернизации системы повышения квалификации преподавателей технических университетов

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Исаева Т. Е. Необходимость модернизации системы повышения квалификации преподавателей технических университетов // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 13. – С. 1696–1700. – URL: http://e-koncept.ru/2015/85340.htm.
Аннотация. В статье анализируется современное состояние системы повышения квалификации педагогических работников технических университетов, рассматриваются возможные виды и формы организации обучения, предусматривающие использование как традиционных занятий, так и дистанционного обучения, а также вовлечения в непрерывный процесс самосовершенствования представителей разных групп академического сообщества. Предлагаются методические рекомендации по повышению эффективности работы системы повышения квалификации.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Исаева Татьяна Евгеньевна,доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой «Иностранные языки» ФГБОУ ВПО «Ростовский государственный университет путей сообщения», г. РостовнаДонуisaeva.te@yandex.ru

Необходимость модернизации системы повышения квалификации преподавателей технических университетов

Аннотация.В статье анализируется современное состояние системы повышения квалификации педагогических работниковтехническихуниверситетов, рассматриваются возможные виды и формы организации обучения, предусматривающие использование как традиционных занятий, так и дистанционного обучения, а также вовлечения в непрерывный процесс самосовершенствования представителей разных групп академического сообщества. Предлагаются методические рекомендации по повышению эффективности работы системы повышения квалификации.Ключевые слова:система повышения квалификации преподавателей технических университетов, преподаватель инженерного вуза, компетенции преподавателя, педагогическая культура преподавателя университета, дистанционное обучение, интерактивные методы обучения.

Повышение квалификации преподавателей, работающих в системе высшего образования, всегда рассматривалось как обязательный элемент кадровой политики университетов.Реализация деятельности, направленной на повышение уровня профессионального мастерства профессорскопреподавательского состава (ППС) вузов,способствует нетолько решению разнообразных учебнометодических задач, достижению новых показателей качества образовательного процесса, но и обеспечению кадрового роста и воспроизводства высококвалифицированных научнопедагогических кадров.Сегодня необходимость регулярного и непрерывного профессиональноличностного развития каждого преподавателявуза воспринимается уже не просто как квалификационное требование, а как необходимое условие преодоления кризисных явлений в отечественном образовании. Впервые за всю историю существования высшего образования в Россиив Федеральном законе «Об образованиив РФ», принятом в 2012г.,былоустановлено, что педагогические работники имеют возможность не реже чем один раз в три года получить дополнительное профессиональное образование по профилю педагогической деятельности[1].Несмотря на определенные достижения в организации системы повышения квалификации ППС вузов, в этом направлении деятельности всё еще имеются значительные резервы: –не все высшие учебные заведения имеют свою учебнометодическую базу для реализации системного повышения квалификации; –содержание занятий зачастую характеризуется набором традиционных, «классических» тем по психологопедагогическим наукам, слабо отражающих инновационные изменения в современном образовательном процессе; –тематика курсов или семинаров для преподавателей не имеет системного характера, не затрагивает всю совокупность проблем, обозначившихся в высшем образовании[2]; –формы занятий с преподавателями опять же ориентированы на формирование только знаниевого компонента, причем процесс повышения квалификации не увязан с развитием их профессиональнопедагогической культуры и ключевых компетенций, составляющих эту культуру.

Оцениваясодержаниеи способыреализации существующей системы повышения профессиональной квалификации преподавателей вузов,можно выделить ряд противоречий:–между необходимостью в кратчайшие срокисформировать у преподавателей знания, умения и компетенции, позволяющие осуществлять образование студентов в соответствии с компетентностным подходом, на основе которого построены государственные стандарты третьего поколения, и традиционным выбором тем, а также методов обучения преподавателей, ориентирующихся на «ЗУНовскую» парадигму обучения;–между разным уровнем педагогических знаний преподавателей, продолжительностью педагогического стажа в высшем учебном заведении, сформированностьюпедагогической культуры вцелом и фронтальной формой обучения, которая является наиболее популярной ворганизации процесса повышения квалификации;–между общими требованиями к профессиональнопедагогическому мастерству современного преподавателя любого университета и специфическими требованиями к знаниям и компетенциям педагогов технических вузов, обусловленными инновационными процессами и стремительным обновлением материальнотехнической базы партнеровпредприятий, на которых будут работать выпускники вузов.Соответственно, актуальностьисследования проблемы модернизации системыповышения квалификацииППС технических вузов обусловлена поиском более эффективных форм и методов работы с преподавателями, позволяющими не только формировать у них знаниевый компонент педагогической культуры, но и развивать различные профессиональные, общекультурные и личностные компетенции в тесной связи с практическим изучением инновационных производственных процессов, что позволит им в дальнейшем организовывать процесс преподавания своих учебных дисциплин в соответствии с требованиями определенными государственными образовательными стандартами. Цельюданного исследования является анализ существующих в мировом образовательном сообществе форм и методов повышения квалификации преподавателей вузов и выявление наиболее эффективныхиз них с учетом особых требований к педагогам технических университетов.В качестве основных задачмы определяем следующие:1. Изучитьпсихологопедагогическуюлитературупо проблеме организации системы повышения квалификации преподавателей университетов и провести анализ накопленного опыта работы в этой сфере на уровне отечественных и зарубежных вузов.2. Выявитьнаиболее эффективныеформыи методыработы с преподавателями с целью повышения их квалификации, учитывая особые условия ицели педагогической деятельности в технических вузах.3. Составитьметодическиерекомендациипо организации инновационных форм обучения преподавателей технических вузов в системе повышения их квалификации.В процессе проведения настоящего исследования использовались методы изучения психологопедагогической литературы по проблеме (в том числе и на английском языке), анкетирования преподавателей, занимающихся в системе повышения квалификации, а также педагогического моделирования.Организация системы повышения квалификации и педагогической подготовки преподавателей, работающих в технических вузах, рассматривается сегодня в отечественной научнопедагогической литературе в качестве ключевого фактора, с которым связываются надежды по преодолению кризисных и стагнирующих явлений в российском инженерном образовании. Ведь чтобы подготовить молодых инженеров с высоким уровнем профессиональных компетенций, способных ставить инновационные задачи и находить пути их решения, преподаватели, в свою очередь, должны также обладать комплексом передовых компетенций, в том числе в области организации современного педагогического процесса, использования технологий дистанционного, электронного, интерактивного, практикоориентированного обучения.Чаще всего в исследованиях отмечается, что преподаватели технических университетов приступают к своей деятельности, не имея специализированного педагогического образования[2]. Обычно ряды преподавателей пополняют бывшие выпускники, аспиранты, молодые кандидаты наук, которые могут вести занятия, ориентируясь на те образцы педагогической деятельности, которые они могли наблюдать, когда еще сами были студентами. И если такое положение считалось традиционным в течение двухсот лет существования технического образования в нашей стране, сейчас оноуже не может считаться удовлетворительным. В одной из нашихпредыдущихработ [3]помы писали, что в результате проведенных нами исследований было обнаружено, что далеко не все преподаватели технического университета знают содержание государственных образовательных стандартов по тем специальностям или профилям подготовки, покоторымони преподают свои дисциплины, многие из них не владеют базовыми педагогическими категориями, связанными с компетентностным подходом, не осознают необходимость коренного изменения содержания обучения и внедрения интерактивныхметодов и технологий, позволяющих формировать у студентов заданную совокупность компетенций. И так как такие данные нам удалось выявить у преподавателей как гуманитарных, так и технических дисциплин, имеющих разный возраст и разную продолжительность педагогического стажа, то были сделаны выводы о необходимости скорейшей перестройки всей системы.За последние годы вотечественной психологопедагогической литературе появились интересныеразработки по совершенствованию системы повышения квалификации научнопедагогических кадров, работающих в инженерных вузах. Так, М.Г. Минин, Э.Н. Беломестнова,Г.Ф.БенсониВ.С Паканова на основе систематизациимноголетнего опытав Национальном исследовательском Томском политехническом университете разработали модель непрерывного развития педагогического профессионализма преподавателя инженерного вуза [2]. В данной модели основной акцент делается на последовательный и системный характер развития психологопедагогической компетенций магистрантов, аспирантов и преподавателей университета путем изучения различных спецкурсов по актуальным для современного высшего образования темам, что обеспечивает,с одной стороны, приток в вуз уже подготовленных, компетентных молодых кадров, а с другой стороны, такая непрерывная модульнонакопительная система более гибко реагирует на потребностив постоянном обновлении и актуализациисодержания подготовки педагогических кадров.Не менее важным представляется опыт других ученых, анализирующих возможности применения компьютерных технологий в организации дистанционной формы повышения квалификации преподавателей вузов. Так в своем исследовании Т.В. Рихтер описывает функциональную модель системы дистанционного повышения квалификации [4], что в условиях экономии финансовых средств на командировки сотрудников, с которыми столкнулись все отечественные университеты, представляется разумным решением проблемы. Кроме того, принимая во внимание, что компьютерные технологии дают преподавателям возможность изучать новый материал в удобное для них время, в индивидуальном темпе, используя различные справочные материалы инаглядность, а также осуществляя самопроверку с помощью тестов, то это направление в развитии системы повышения квалификации представляется весьма перспективным.В ФГБОУ ВПО «Ростовский государственный университет путей сообщения», в котором мы работаем, накоплен большой опыт организации системы повышения квалификации педагогических кадров. Более двадцати лет в университете успешно действует Факультет педагогического мастерства, организующий подготовку преподавателей и аспирантов, а в последние годы и магистрантовосновам психологопедагогических знаний. Несмотря на то, что занятия ведут высококвалифицированные педагоги, имеющие богатый опыт преподаванияпсихологопедагогических наук, ораторского искусства и культуры речи, в последние годы стало понятно, что даже самые лучшие наставники не смогут подготовить сегодняшнего преподавателя к решению всей совокупности сложных задач, которые ставит перед нами жизнь. В качестве основных требований к организации системы повышения квалификации в техническом вузе мы определяем следующие:1. Необходимость ежегодного пересмотра и актуализации программы обучения в связи с появлением совершенно новых направлений в деятельности преподавателей университетов. Например, после введения ФГОС ВПО в 20112012 гг. стало очевидно, что преподаватели всех специальностей должны получить базовые знания по таким вопросам, как компетентностный подход, содержание и структура понятий «компетенция» и «компетентность». Затем, когда ППС университета приступил к разработке новых Рабочих программ дисциплин в соответствии с требованиями государственных образовательных стандартов, стало необходимо научить их составлению «Матрицы компетенций», «Паспорта компетенции», а также наиболее эффективным методам оценки достижений студентов в терминах компетенций. В 201415 уч.г. продолжился процесс составления фондов оценочных средств (ФОС), направленных на выявления актуального уровня сформированности компетенций у студентов, следовательно, актуализировалась проблема изучения активных и интерактивных методов обучения, таких как кейсзадания, ролевые и деловые игры, проблемные ситуации и др. Одним из неожиданных и абсолютно новых направлений для преподавательского коллектива стала подготовка к обучению студентов с различного типа нозологиями (инвалидностями). Для этих целей для обучения слушателей Факультета педагогического мастерства (ФПМ) были приглашены психологи и медики, которые прочли ряд лекций по особенностям организации образовательного процесса для слабовидящих или слабослышащих студентов. Приведенные примеры далеко не исчерпывают все новые аспекты, с которыми в своей деятельности встречается современный преподаватель, они лишь показывают, что за последние 56 лет в высшем образовании произошла революция в содержании, методах, подходах, средствах обучения и контроля достижений студентов. Каждый педагог должен понимать, что работать так, как он это делал еще 10 лет назад, нельзя, так как изменилось всё: требования, содержание дисциплин, технологииобучения, сами студенты. Поэтому, если он хочет соответствовать высоким требованиям к современному преподавателю, ему также необходимо меняться.2.Достижение содержательного соответствия между ФГОС ВПО и квалификационными справочниками, а также международнымипрофессиональными стандартами.Анализ учебных программ, да и самих государственных образовательных стандартов показывает, что пока не достигнута согласованность между их содержанием и квалификационными требованиями к специалистам разного профиля. Не существует такжесоответствия между содержанием российского инженерного образования и международными стандартами, что могло бы обеспечить выпускникам наших технических вузов бóльшую профессиональную мобильность и конкурентоспособность. Об этом постоянно в своих статьях пишет А.И.Чучалин и его соавторы [5]. Этой же проблеме была посвящена одна из наших работ [6], в которой мы попытались проанализировать содержание требований одного из образовательных стандартовпо железнодорожной специальности, выраженных в терминах компетенций, с международными квалификационными справочниками. В результате оказалось, что, хотя большинство профессиональных компетенций в двух источниках совпадают, российский документ характеризуется некоторой размывчатостью формулировок и отсутствием нацеленности на конкретную специальность. В то же время в отечественных стандартах больше внимания уделяется развитию общей культуры студентов, их социальнозначимых качеств (патриотизма, самостоятельности и др.), что, по нашему мнению, является, безусловно, положительным моментом, так как это в первую очередь способствуетстановлению гражданина, духовно развитого человека, а затем уже специалиста.3. Предоставление возможности преподавателям ознакомиться с инновациями в области производства, чтобы содержание преподаваемых ими дисциплин имело практическую ценность.Начиная с 2014 г. в ФГБОУ ВПО «Ростовский государственный университет путей сообщения» в соответствии с распоряжением ректората приоритетными организациями для прохождения повышения квалификации являются структуры ОАО «РЖД», связанные с профилем преподаваемых дисциплин. Преподаватели, приступающие к обучению на производстве, получают задание от руководства кафедры, ориентирующее их на изучениесовременных инновационных технологий, работы различных механизмов и устройств. Затем, по окончании курса стажировки они должны оформить письменный отчет и указать, как полученные знания могут быть использованы в образовательном процессе.4. Сочетание различных форм и режимов, сотрудничество представителей разных групп академического сообщества во время проведения занятий по повышению квалификации педагогических кадров.Накопленный нами опыт организации занятий в системе повышения квалификации показывает, что наиболее эффективной является «очнозаочная форма»обучения преподавателей. Прежде всего это происходит потому, что большинство преподавателей затрудняются посещать все занятия, если они традиционно проводятся только в очной форме, ибо у них большая аудиторная нагрузка и постоянно возрастающий объем поручений, связанный с разработкой учебнометодической документации и научноисследовательской работой.С другой стороны, если свести повышение квалификации только к дистанционному обучению, преподаватели теряют возможность участвовать в групповых дискуссиях, обращаться за консультациями к психологам и другим «узким» специалистам».Поэтому, основываясь на данных анкетирования более 50 участников очнозаочной формы обучения и наших собственных наблюдений, мы полагаем, что разумное сочетание реальных аудиторный занятий с интенсивной самостоятельной работой по средствам компьютера дает самый высокий результат, экономя при этом время сотрудников, финансовые средства университета, аудиторный фонд и т.д.Кроме того мы убедились, что наиболее интересные и продуктивные дискуссии, кейсзадания и ролевые игры проходят тогда, когда группа слушателей состоит из преподавателей с разным педагогическим стажем, аспирантов, магистрантов и даже студентов. Ведь при обсуждении многих вопросов, например, выясненииэффективности использования технологий компьютерного тестирования во время сессий, каждой из перечисленных групп слушателей интересно узнать мнение остальных, услышать аргументы и контраргументы, получить «обратную связь», что не всегда удается сделать в реальном образовательном процессе. На Рисунке 1 мы попытались представитьвозможные виды и формы повышения квалификации педагогических кадров технических вузов. Нельзя сказать, что все они действуют с одинаковой эффективностью или достаточно изучены. Так, существующий в системе ОАО «РЖД» Корпоративный университет пока только занимается подготовкой и переподготовкой работающих железнодорожников, не обращая внимания на педагогические кадры системы, состоящей из 9вузов и готовящей будущих специалистов для отрасли.

Рис. 1. Виды и формы повышения квалификации ППС технических вузов

Не получила пока и должной поддержки в нашем университете такая инновационная форма повышения квалификации в сотрудничестве и сотворчестве, как «Педагогическая гостиная». По нашему мнению, эта форма предполагает Повышение квалификации профессорскопреподавательского состава вузовСамостоятельная деятельность преподавателяОрганизованная система повышения квалификации

СамообучениеОбучение в магистратуре, аспирантуре, докторантуреДополнительное образование1) специализированные курсы2) сетевые образовательные сообщества и др.Наставничество на кафедреОбучение на предприятиях –потенциальных работодателях выпускниковПрограммы совершенствования психологопедагогических знаний и педагогической культурыКорпоративные университетыКурсы, лекции, семинары(фронтальная форма)Деловые и ролевые игры, кейсзадания(интерактивная форма)

Педагогические консультации(индивидуальная форма)«Педагогическая гостиная»(взаимообучение, совместные занятия со студентами)Очная форма обученияОчнозаочнаяформа обучения

Дистанционнаяформа обучения

свободный неформализованный полилог представителей разных групп академического сообщества: педагогов, руководства университета, студентов и аспирантов по самым актуальным проблемам высшего образования, затрагивающиминтересы всех участников. Однако пока изза отсутствия подходящей аудитории подобные встречи проходят нерегулярно и напоминают больше учебную дискуссию, чем реальное, конструктивное обсуждение назревших вопросов.В качестве возможных методических рекомендаций по совершенствованию системы повышения квалификации педагогических кадров технических университетов мы бы хотели предложить следующие:1. Настоятельно необходимо провести анализ соответствия зафиксированных в ФОС ВПО совокупностей компетенций с квалификационными требованиями по соответствующим специальностям, а затем так модернизировать содержание подготовки студентов, чтобы они могли обладать наиболее актуальными компетенциями, позволяющими им быть конкурентоспособными на рынке труда.2. Активно сочетать традиционные формы повышения квалификации в виде лекций и практических занятий с дистанционным обучением, а также такими формами отчетности слушателей, как составление «Педагогического портфолио», эссеанализапосещенного занятия, написание научных статей по проблемам, обсуждаемым на курсах.

3. Приветствовать проведение занятий со слушателями системы повышения квалификациив смешанных группах, в которых преподаватели, аспиранты и магистранты будут иметь возможностьоткрыто высказаться по интересующим их вопросам, что позволит педагогам получить оценку их деятельности со стороны, убедиться в существовании разных решений по ряду неоднозначных педагогических вопросов.4. Всемерно разнообразить формы повышения квалификации, предоставляя возможность педагогам оказаться в разных коллективах, обсудить различные проблемы, получить консультацию у ряда специалистов. Кроме того усиление «практической ориентации» повышения квалификации и нацеленности на использование самых передовых технологийобучения иподготовки будущих специалистов наиболее полно соответствует принципам личностноориентированного обучения, раскрывая способности педагога и способствуя самореализации его личности.5. Руководству университетов следует рассмотреть различные модели, позволяющие добиться устойчивой мотивации у педагогических работников к повышению своей квалификации, ибо обучение «по принуждению», как известно, не даст искомого результата. Наличие подобной мотивации у преподавателей должно способствовать их непрерывному и разнообразному участию в различных семинарах, курсах, онлайн сообществах, что обязательно будет способствовать повышению качества образования в целом.

Ссылки на источники1. Федеральный законот 29.12.2012 273ФЗ«Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 31.03.2015// www. consultant.ru[Электронный ресурс]. –[Дата обращения 03.04.2015].2. Минин М.Г., Беломестнова Э.Н., Бенсон Г.Ф., Паканова В.С. Педагогическая подготовка преподавателя инженерного вуза //Высшее образование в России. –2014. –№ 4. –С. 2027.3. Исаева Т.Е. Об актуальности реализации новой программы повышения квалификации ППС университета // Труды Междун. науч.практ. конф. «Транспорт–2013», –Ч. 4. Гуманитарные, юридические и технические науки. –Ростов н/Д: Рост. гос. унт путей сообщения, 2013. –С. 113115.4.Рихтер Т.В. Особенности создания дистанционной образовательной среды в рамках системы повышения квалификации педагогических кадров // Концепт. –2012. –№03(Март). –ART 1225. –URL: http://ekoncept.ru/2012/1225.htm. –Гос. рег. Эл№ФС 7749965. –ISSN 2304120X. –[Дата обращения 03.04.2015].5. Чучалин А.И., Герасимов С.И. Компетенции выпускников инженерных программ: национальные и международные программы // Высшее образование в России. –2012. − № 10. –С. 314.6. Исаева Т.Е. Достижение соответствия между российскими и международными требованиями в инженерном образовании // Труды Междун. науч.практ. конф. «Транспорт2014». Ч.4. Технические, гуманитарные и юридические науки. –Ростов н/Д: Рост. гос. унт путей сообщения, 2014. С. 146148.