Применение методов и инструментария финансового анализа в условиях неопределенности и риска

Международная публикация
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Егорушкина Т. Н. Применение методов и инструментария финансового анализа в условиях неопределенности и риска // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 13. – С. 1796–1800. – URL: http://e-koncept.ru/2015/85360.htm.
Аннотация. В статье анализируются возможности использования методов и инструментария финансового анализа в новых экономических условиях. Определены субъекты, цели, функции анализа, проанализированы факторы, определяющие текущее и перспективное финансовое состояние, включая изменения в системе международного и отечественного учета.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Егорушкина Татьяна Николаевна,кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики, бухгалтерского учета и аудита, Тульский филиал ФГБОУ ВПО «Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова», г.Тулаtegor@bk.ru

Применениеметодов и инструментария финансового анализа в условиях неопределенности и риска

Аннотация.В статье анализируются возможности использования методов и инструментария финансового анализа в новых экономических условиях. Определены субъекты, цели, функциианализа, проанализированы факторы, определяющие текущее и перспективное финансовое состояние,включаяизменения в системе международного и отечественного учета.

Ключевые слова:финансовый анализ, приемы,методы, инструментарий, конкурентная среда, риск, неопределенность, отчетность, учет, управление.

В новых экономических условиях финансовый анализ, осуществляемый на предприятиях, являясь составной частью финансового менеджмента и аудита, приобретает первостепенное значение для широкого круга пользователейсобственников, менеджеров, инвесторов, аналитиков и кредиторов.Финансовое состояние предприятия характеризуется совокупностью показателей, отражающих процесс формирования и использования его финансовых средствЗнание методики и инструментария финансового анализа во многом позволяет принимать правильные управленческие решения по управлению капиталом предприятия, обязательствами, позволяет определить путиминимизации финансовых рисков.

Управленческим персоналом предприятия наибольшее вниманиеуделяется получению информации, как о текущем финансовом состоянии, так и о его прогнозных оценках в условиях неопределенности и риска и их раскрытию в финансовой отчетности.Причем в момент принятия управленческого решения значителен элемент неопределенности и риска. Источниками неопределенности ожидаемых условий в развитии предприятия могут служить поведение конкурентов, персонала организации, технические и технологические процессы и изменения конъюнктурного характера. При этом условия могут подразделяться на социальнополитические, административнозаконодательные, производственные, коммерческие, финансовые. Таким образом, условиями, создающими неопределенность, являются воздействия факторов внешней и внутренней среды организации.

В таких условиях финансовый анализ позволяет отразить конечные результаты деятельности предприятия, интересующие партнеров по экономической деятельности, что повышает его роль в экономическом процессе и делает его обязательным элементом как финансового менеджмента предприятия, так и его экономических взаимоотношений с партнерами так и с финансовокредитной системой страны в целом.Как показывает практика, финансовый анализ в основном является прерогативой управленческого звена предприятия. Однако эффективность или неэффективность часто зависит не только от практического опыта и квалификации менеджеров, но и от качества исходной информационной базы. Причем в полном объеме финансовой (бухгалтерской) информацией может обладать только руководство предприятия, а остальные группы пользователей могут пользоваться информацией в ограниченном размере[1].Так, субъектами финансового анализа в современных экономических условиях выступают как непосредственно заинтересованные, так и опосредованно заинтересованные в деятельности предприятия пользователи бухгалтерской (финансовой) информации. Применение на предприятии финансового анализа во многом позволяет:

выявить изменения показателей финансового состояния;

выявить факторы, влияющие на финансовое состояние;

оценить количественные и качественные изменения финансового состояния;оценить финансовое положение предприятия на определенную дату;определить тенденции изменения финансового состояния предприятия.Основной целью финансового анализа является возможность получения ряда ключевых (носящих информативный характер для руководства)параметров,

позволяющих оценить картину финансового состояния предприятия, произошедшие измененияв структуре его прибылей и убытков, в структуре капитала, в расчетах с кредиторами и дебиторами. Во многом цель финансового анализа зависит именно от конкретных задач, поставленных перед субъектомхозяйствования в тот или иной период его деятельности.Основными функциями финансового анализаявляются:

объективная оценка финансового состояния, финансовых результатов, эффективности и деловой активности объекта анализа;

выявление факторов и причин достигнутого состояния и полученных результатов;

подготовка и обоснование принимаемых управленческих решений в области финансов;

выявление и мобилизация резервов улучшения финансового состояния и финансовых результатов, повышения эффективности всей хозяйственной деятельности.Методика финансового анализа включает три взаимосвязанных блока:

анализ финансовых результатов деятельности предприятия;

анализ финансового состояния предприятия;

анализ и оценка эффективности финансовохозяйственной деятельности предприятия. Информационной базой, или источником для проведения финансового анализа является, главнымобразом, бухгалтерская (финансовая) отчетность. В первую очередь это бухгалтерский баланс,отчето прибылях и убытках, отчет об изменениях капитала, отчет о движении денежных средств [2]. Финансовый анализ включает в себя следующие этапы его проведения:1.Предварительная (общая) оценка финансового состояния предприятия и изменений его финансовых показателей за отчетный период;2.Анализ платежеспособности и финансовой устойчивости предприятия;3.Анализ кредитоспособности предприятия и ликвидности егобаланса;4.Анализ финансовых результатов предприятия;5.Анализ оборачиваемости оборотных активов;6.Оценку потенциального банкротства.Для осуществления финансового анализа на предприятии применяются определенные методы и инструментарий.Наиболее простым методом в анализе является метод сравнения, когда финансовые показатели отчетного периода сравниваются либо с плановыми показателями, либо с показателями за предыдущий период (базисными). При сравнении показателей за разные периоды необходимо добиться их сопоставимости, т.е. показатели следует пересчитать с учетом однородности составных элементов, инфляционных процессов в экономике, методов оценки и др.Следующим методом, используемом в анализе является метод группировки. При этом методе показатели сгруппировываются и сводятся в таблицы, что даетвозможность для проведения аналитических расчетов, выявления тенденций развития отдельных явлений и их взаимосвязи, факторов, влияющих на изменение показателей.

Методцепных подстановокилиэлиминированиязаключается в замене отдельного отчетного показателя базисным, не меняя при этом все остальные показатели. Данный метод позволяет определить влияние отдельных факторов на совокупный финансовый показатель.

В практике финансового анализа в качестве инструментария широко используютсяфинансовые коэффициенты, которые представляют собойотносительные показатели финансового состояния предприятия ивыражающиеотношения одних абсолютных финансовых показателей к другим.Основной целью использования финансовых коэффициентов является их использование длясравнения показателей финансового состояния конкретного предприятия с аналогичными показателями других предприятий или среднеотраслевыми показателями; для выявления динамики развития показателей и тенденций изменения финансового состояния предприятия; для определения нормальных ограничений и критериев различных сторон финансового состояния [3, 43; 4,134].

Кроме вышеназванных методов практика финансового анализа выработала следующие основные методы осуществления финансового анализа.Горизонтальный (временной) анализ

сравнение каждой позиции отчетности с предыдущим периодом.Вертикальный (структурный) анализ определение структуры итоговых финансовых показателей с выявлением влияния каждой позиции отчетности на результат в целом.Трендовый анализ

сравнение каждой позиции отчетности с рядом предшествующих периодов и определение тренда, т.е. основной динамики показателя, очищенной от случайных влияний и индивидуальных особенностей отдельных периодов. С помощью тренда формируются возможные значения показателей в будущем, ведется перспективный анализ.Анализ относительных показателей (коэффициентов) расчет отношений данных отчетности, определение взаимосвязи показателей.Сравнительный (пространственный анализ это как внутрихозяйственное сравнение по отдельным показателям фирмы, дочерних фирм, отделений филиалов, так и межхозяйственное сравнение показателей данной фирмы с показателями конкурентов, со среднеотраслевыми и средними общеэкономическими данными.Факторный анализ это анализ влияния отдельных факторов (причин) на результативный показатель с помощью детерминированных (функциональных) и стохастических (корреляционных) приемов исследования.В настоящих экономических условияхметодологические подходы к финансовому анализу претерпевают существенные изменения. Основными особенностями современного финансового анализа являются, в частности, его новая целевая направленность, расширение информационной базы для его осуществления и инструментарий. Так, целевую направленность современного финансового анализа можно определить,как оказание помощи руководству предприятия при принятииуправленческих решений, последствия которых могут проявиться в ближайшем будущем. В связи с этим важнейшей задачей является перспективная оценка финансового состояния организации и ее финансовой устойчивости с позиции их соответствия целям развития организации в условиях существующей неопределенности и риска. Причем контрольная функция отступает на второй план,а основной акцент переносится на переход к обоснованию управленческих решений, определению направлений возможных выгодных вложений капитала и дальнейшей оценке их целесообразности.Большое влияние на информационную базу и методику финансового анализа оказывают изменения в системе международного и отечественного учета и отчетности, сближение российских и Международных стандартов финансовой отчетности (МСФО), и в свою очередь сближение МСФО и американских стандартов (US GAAP).Изменениязатрагивают содержание важнейших для финансового анализа экономических понятий: «капитал», «доходы и расхода», «финансовые результаты». Во многом на методику финансового анализа оказывают влияние различные факторы внешней и внутренней среды, определяющие текущее и перспективное финансовое состояние, а также финансовую устойчивость предприятия в целом. Причем, такие внешние факторы, как состояние рынка, тенденции изменения ставок привлечения и размещения финансовых ресурсов, уровень инфляции и влияние на финансовое состояние, и финансовую устойчивость компании, которые ранее по ряду объективных причин в традиционном анализе хозяйственной деятельности не учитывались, становятся предметом непосредственного рассмотрения современного аналитика.Не менее важным представляется и учет факторов внутренней среды, таких как производственный потенциал и интеллектуальный капитал компании (деловая репутация фирмы). Методика анализа производственного потенциала, как правило, относится к внутреннему производственному (управленческому) анализу.Следует отметить, что анализ интеллектуального потенциалаявляется сравнительно новым направлением, как учета, так и анализа для российской теории и практики. До настоящего времени в России, на уровне воспроизводства иуправления интеллектуальными ресурсами, не было точного понимания сущности и ценности интеллектуального потенциала предприятия, а также не было разработано методологии формирования, измерения, и анализа. Взарубежных компаниях все активнее акцент переносится на возможность и ценность вклада отдельного индивидуума в деятельность организации и его оптимальное использование, что во многом позволяет создать эффективную систему взаимодействующих компонентов, позволяющих достичь высокого уровня конкурентоспособности предприятия [5, 31]. Все эти факторы позволяют говорить о необходимости формирования методологии измерения, управления и анализа величиной и структурой интеллектуального потенциала предприятия, являющегося важным субъектом хозяйствования в условиях современных рыночных отношений.В российской финансовой практике зарубежные теории структуры капитала и разнообразные альтернативные модели применяются в основном для анализа структуры пассивов с целью, прежде всего, обеспечения финансовой устойчивости, а не с целью максимизации рыночной стоимости компании. Некоторые исследователи считают, что данные модели не применимы в российских условиях, где фактически отсутствует рынок капитала, а, следовательно, нельзя вести речь о рыночной стоимости компании, максимизация которой является целью анализа структуры капитала [6, 13]. Однако реформирование финансовой системы в России, коснувшееся, прежде всего, финансов предприятий, преобразование отношений собственности в ходе приватизации, развитие институтов финансового рынка и другие процессы, сопровождающие рыночное переустройство российского хозяйства, обусловливают необходимость активного внедрения в экономическую жизнь страны современных моделей формирования структуры капитала и развития стоимостного подхода к управлению компанией–ValueBasedManagement

(Ценностноориентированноеуправление) (VBM).Поэтому инструментарий современного финансового анализа во многом расширяется за счет использования методов, позволяющих учитывать такие факторы, как временная ценность денежных средств, неопределенность и риск, влияние инфляции. Необходимость прогнозирования результатов деятельности в будущем, с одной стороны, и действие фактора неопределенности, с другой, потребовали введения в теориюи практику финансового анализа методов дисконтирования денежных потоков.При этом определение стоимости бизнеса этим методом основано на предположении о том, что потенциальный инвестор не заплатит за данный бизнес сумму, большую, чем текущая стоимость будущих доходов от этого бизнеса.Для раскрытия глубинных причин, определяющих текущее финансовое состояние, с одной стороны, и оценки влияния конкретных управленческих решений на будущее финансовое состояние, с другой, финансовый анализ использует результаты проведения анализа внешней среды(маркетинга, снабжения, рынка капитала), а также результаты анализа внутренней среды (производства и продаж, качества и конкурентоспособности продукции или услуг, производственного потенциала, динамики и состава затрат).На заключительном этапе финансового анализа обосновывается целесообразность осуществления конкретных хозяйственных, инвестиционных и финансовых решений, устанавливается степень их соответствия целям развития и стратегии организации.Условиями, необходимыми для успешного и эффективного проведения финансового анализа в условияхнеопределенностии риска, являются следующие:

•понимание принципов и правил формирования бухгалтерской (финансовой) информации и умение ее интерпретировать;•владение различными методами финансового анализа;•ориентированность методики анализа на конкретные цели его проведения;•необходимость учета особенностей деятельности конкретной организации;•понимание ограничений, присущих применяемым аналитическим инструментам, иих влияния на достоверность результатов финансового анализа;•минимизация затрат на выполнение аналитических работ при достижении удовлетворительной точности результатов расчетов;•заинтересованность управленческого персонала в получении достоверных результатов анализаТаким образом, финансовый анализ в новых экономических условиях должен быть ориентирован, прежде всего, на решение определенных стратегических и оперативных задач финансового управления предприятием. Серьезные изменения в условияхнеопределенности, рискаи целевой направленности современного бизнеса влечет за собой совершенно новую расстановку приоритетов в выборе целевых и контролируемых показателей, а также используемых методов и инструментария финансового анализа.

Ссылки на источники1.

http://www.legalmanager.ru/lems4572.html2. Приказ Минфина РФ от 2 июля 2010г. N66н "О формах бухгалтерской отчетности организаций" (С изменениями и дополнениями от 5 октября 2011 г., 17 августа, 4 декабря 2012 г.).3. Егорушкина Т.Н. Актуальные проблемы развития инфраструктуры региональной оптовой торговли в условиях конкурентного рынка// Естественногуманитарные исследования. 2013.№2. С.4348.4. Егорушкина Т.Н. Обоснование направлений диверсификации предприятий угольной промышленности. Диссертацияна соискание ученой степени кандидата экономических наук/Тула,2002.5.

Козырев А.Н. Оценка интеллектуальной собственности и нематериальных активов. Рабочий документ для обсуждения на заседании рабочей группы по капитализации интеллектуальных активов Европейской комиссии ООН (1920 ноября 2002 г.). 31 с. (языки: русский, английский) [Электронный ресурс]. Электрон, дан. Режим доступа: http://www.unece.org/operact/enterp/documents.6. Севостьянова О.В. Эффективность сочетания собственных и привлеченных средств для развития промышленного производства: автореф. дис. ... канд. экон. наук. Казань, 2007.