Новые запросы и требования инновационной экономики к системе высшего образования

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Берегова Г. М., Милова Ю. Ю. Новые запросы и требования инновационной экономики к системе высшего образования // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 13. – С. 1951–1955. – URL: http://e-koncept.ru/2015/85391.htm.
Аннотация. В статье определены новые запросы и требования инновационной экономики к системе высшего образования. Обоснована организация триединого сотрудничества субъектов образовательной инновационной деятельности (СОИД) «Государство – общество – бизнес». Такое сотрудничество призвано повысить качество производимых инновационных технологий (продуктов) и определить перспективные направления учебной и научно-исследовательской деятельности. Предложено развитие системы взаимодействия «научно-инновационная структура – кафедра» с целью повышения эффективности использования инновационно-ориентированного потенциала как вуза в целом, так и его подразделений в частности. Предлагаемая система взаимодействия позволит улучшить качество подготовки высококвалифицированных кадров, увеличит количество инновационных проектов и ускорит их реализацию.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Берегова Галина Михайловна,Кандидат экономических наук,заведующая кафедрой экономики и менеджмента Иркутского национального исследовательского технического университета, г. Иркутскgmberegova@mail.ru

Милова ЮлияЮрьевна,Кандидат экономических наук,доцент кафедрыэкономики и менеджмента Иркутского национального исследовательского технического университета, г. Иркутскmilova_88@mail.ru

Новые запросы и требования инновационной экономики к системе высшего образования

Аннотация.В статьеопределены новые запросы и требования инновационной экономики к системе высшего образования. Обоснована организация триединого сотрудничества субъектов образовательной инновационной деятельности (СОИД) «Государство –общество –бизнес». Такое сотрудничество призвано повысить качество производимых инновационных технологий (продуктов) и определить перспективные направления учебной и научноисследовательской деятельности. Предложено развитие системы взаимодействия «научноинновационная структура –кафедра» с целью повышения эффективности использования инновационноориентированного потенциала как вуза в целом, так и его подразделений в частности. Предлагаемая система взаимодействия позволит улучшить качество подготовки высококвалифицированных кадров, увеличит количество инновационных проектов и ускорит их реализацию.Ключевые слова:инновационная экономика, высшее образование, высококвалифицированные кадры,субъекты образовательной инновационнойдеятельности,учебная деятельность,научноисследовательская деятельность, компетенции.

Исторический и международный анализ развития высшего образования показывает, что одной из наиболее эффективных моделей подготовки высококвалифицированных кадров и производства инновационных технологий является комплексная организация учебного и научноисследовательского процессов в высшем учебном заведении.Такие высшие учебные заведенияимеют значительные отличия от научноисследовательских организаций, занимающихся исключительно научными исследованиямии высших учебных заведений традиционного типа,которыеориентируются только на учебный процесст. к. они выполняют эти две функции, как правило, интегрировано.Процессы преобразования высшей школы, происходящие в последние десятилетия в мировом масштабе, вызваны новыми глобальными запросами инновационной экономики –экономики, основанной на знаниях. Модель высшего образования формируется под воздействием нужд и интересов различных государственных и общественных институтов, бизнеса играждан.Известно, что чем качественнее образование, тем выше профессионализм кадров, а значит и более сложные задачи они способны решать ивыполнять итем выше будет организация бизнеса [1]. В связи с этим инновационная экономикапредъявляетк системе высшего образования новые запросыи требования, в основе которых лежатследующиепринципы:становление, развитие и самореализация творческой личности специалиста;ориентация на производство перспективных научнотехнических нововведений и поиск путей и методов их практической реализации в инновационной продукции;рассмотрение процесса обучения как неотъемлемой части производственного процесса, а расходов на подготовку кадров как долгосрочные инвестиции, необходимые для успешного функционирования предприятий, отраслей, регионов, страны;обучение управлению психологическими и социальными основами процесса создания наукоемких нововведений, использованию творческого потенциала для широкомасштабного внедрения в практику инновационных разработок;создание системы непрерывного обучения и повышения квалификации работников, занимающихся производством инновационной продукции;тесное взаимодействие с другими вузами и крупными предприятиями региона, реализующими инновационные разработки, совместная деятельностьв области проектирования учебных программ, издания учебников и монографий по инновационной деятельности для подготовки высококвалифицированных специалистов по перспективным научноинновационным направлениям.На основе вышеназванных принципов строятся требования к процессу подготовки высококвалифицированных кадров, а именно:использование современных информационнокоммуникационных технологий и информационных систем; внедрение международной аккредитации образовательных программ с целью обеспечения ихконкурентоспособности намеждународной арене; применение и распространение предпринимательского опыта в учебных курсах; использование компетентностного подхода в образовательном процессе; применение интерактивных образовательных технологий и методов обучения (casestudy, обучение на основе опыта, обучение технике групповой работы, проектноорганизованные и проблемноориентированные технологии, контекстное обучение, деловые игры и др.).Сегодня в условиях инновационной экономики приобретает значимость организация триединого сотрудничества субъектов образовательной инновационной деятельности (СОИД)это:«Государство –общество –бизнес».Такоесотрудничество позволит повысить качество производимых инновационных технологий (продуктов) и определить перспективные направления учебной и научноисследовательской деятельности[2].Потребности СОИД –государствав развитии системы высшего образования обусловлены целым рядом социальных, политических и экономических задач. К нимможно отнести развитие интеллектуального капитала как основы общества, сокращение социального неравенства, повышение уровня и качества жизни, уменьшение остроты социальных проблем (наркомания, преступность и т. д.). Таким образом,государство будет способствовать совершенствованию системы высшего образования, что позволит обеспечить поддержание социального и культурного единства общества через социализацию молодежи и формирование унее общечеловеческих ценностей [2].Потребности СОИД –обществасвязаны с заинтересованностью общества в получении качественного высшего образования. Это объясняется тем, что помимо традиционных мотивов, таких как потребность в саморазвитии, приобретении профессии и т. д., пришло и осознание того, что в условиях экономики знаний,преимущества от высшего образования значительно превышают преимущества от более низких образовательных уровней. Это находит свое проявление, прежде всего в размере заработной платы, характере труда и общественном статусе человека. Именно поэтому в качестве нового социального стандарта выступает уже не школа, а высшее учебное заведение. Однако возросший спрос со стороны СОИД –общества на получение высшего образования усиливаетнагрузку на государственный бюджет, традиционно служивший главным источником финансирования вузов. В условиях, когда государство не может удовлетворить потребности вузов, оно нацеливает их на самостоятельный поиск источников финансирования[2].Изменились и требования, предъявляемые обществом к высшей школе. Все большую значимость приобретают стратегии непрерывного образования. Эти стратегии значительно отличаются от стратегий периодического повышения квалификации кадров. Распространение стратегий непрерывного образования привело к тому, что у общества в целом изменился подход ко всейсистеме высшего образования [1].Развитие инновационной экономики создает и новые условия для функционирования СОИД –бизнеса. В связи с этим формируются и иные запросы, предъявляемые к кадрам, которые становятся важнейшим ресурсом инновационной экономики. От них требуются способность мыслить системно, навыки командной работы и управления переменами, а главное –способность и потребность непрерывного обновления своих профессиональных знаний и развития творческого мышления[2]. Общество должно вести свою деятельность не в стабильных массовых производствах (традиционная экономика), а в постоянно изменяющихся производственнотехнологических системах (инновационная экономика). Базовым критерием успеха бизнеса и основой его конкурентоспособности является накопление и применение знаний. Именно индустрии знаний определяют современные структурные характеристики бизнессистем. Чтобы обеспечивать конкурентоспособную эффективность, компания должна превратиться в самообучающуюся организацию, где главныйпроцесс –управление знаниями.В связи с вышесказанным становится очевидным, что востребованными являются не столько квалификацияспециалиста, сколько его компетенции. В широком смысле компетенции –это важный индивидуальный ресурс человека, обеспечивающий не только его профессиональную подготовку, но и коммуникативноличностные, социальные качества, его желание и способность менять и повышать уровень своей профессиональной подготовки и общей образованности. Результаты, которые бизнес ожидает от образования, должны удовлетворять запросам на креативные компетенции и массовую готовность к переобучению.Исходя из этого, можно сказать, что потребности вышеназванных субъектов образовательной инновационной деятельности, несмотря на их общую заинтересованность в развитии системы высшего образования, в большинстве случаев противоречивы. Однако решение проблем, с которыми сталкивается высшая школа, во многом возлагаются на ее саму.

Становление и развитие высшего образования имеет многовековую историю создания универсальной, но консервативной структуры вуза:«институт –факультеты –кафедры». На основе проведенного анализа субъектов образовательной деятельности нами было установлено, что в настоящее время эффективное достижение стратегических целей строится на решении задач, выполнение которых невозможно без объединения усилий как специализированных подразделений, так и интеграции других структур вуза. Все это вызывает необходимость перестройки укоренившейся структуры традиционного вуза путем создания научноинновационных структур.Целью их создания является практическое решение специфических научных и учебных задач, которые имеют сложный междисциплинарный характер. Жизненный цикл таких структур определен характером, природой и продолжительностью времени, которое необходимо для решения возникающих задач. Под научноинновационной структурой понимаются структурные подразделения вуза, занимающиеся научными исследованиями, созданием инноваций, их распространением и коммерциализацией. Такими инновационными структурными подразделениями могут бытьтехнопарковые структуры, бизнесинкубаторы и др.Система такого взаимодействия позволит повысить результативность использования инновационноориентированного потенциала как вуза в целом, так и его подразделений в частности. Такоевзаимодействие улучшит и качество подготовки высококвалифицированных кадров, увеличит количество инновационных проектов и ускорит их реализацию. Так как научноинновационная структураоснащена современным технологическим и инновационным оборудованием для реализации пилотных инновационных проектов, то, на наш взгляд, будет целесообразно использовать ее во взаимодействии с таким структурным подразделением, как кафедра. Так, например, в Иркутском национальном исследовательском техническом университете имеются все предпосылки для создания взаимодействия научноинновационной структуры (в виде технопарка) и кафедры. В рамках данного взаимодействия сотрудники кафедры (доктора, кандидаты наук), а также аспиранты, магистранты и студенты могут принимать участие в различных инновационных конкурсах, грантах, посредством использования оборудования, технологий, научноисследовательских разработок,предоставляемых технопарком. Благодаря такому взаимодействию кафедра примет вид учебнометодического центра вуза и будет обеспечивать его учебную деятельность учебнометодическими инновациями [2].Участие студентов, магистрантов, аспирантов кафедры в научноисследовательской деятельности на базе технопаркаспособствуетформированию у них практического опытав научноисследовательской работе и приобретениюпрофессиональных компетенций,востребованных инновационной экономикой, а также позволит вузу расширить его некоторые возможности за счет:приобретениястудентами, магистрантами, аспирантами и профессорскопреподавательским составом кафедр навыков и опыта в предпринимательской деятельности;вовлечениястудентов, магистрантов, аспирантов и профессорскопреподавательского состава кафедр в наукоемкое предпринимательство;обеспеченияпрохождения производственной и преддипломной практик, на базе технопарка, материалы которых будут использованы при написании практической части выпускных квалификационных работ;использованияв учебных курсах и курсах повышения квалификации научноисследовательских наработок, полученных в результате участия в конкурсах, грантах;предоставлениярабочих мест в технопарке студентам, магистрантам, аспирантам и профессорскопреподавательскому составу для выполнения научноисследовательских работ;усиленияактивности вуза, по отношению к вузам –конкурентам, по количеству подач и отбору заявок для участия в различных конкурсах и грантах Минобрнауки РФ.Благодаря участию студентов, магистрантов и аспирантов в грантах, конкурсах, повышается мотивация к научноисследовательской деятельности. При этом приобретаются профессиональные компетенции, исследовательские и научные навыки.Следует отметить характерные научные исследования, которые можно проводить в рамках взаимодействия научноинновационная структура –кафедра:1. Фундаментальные исследования, в которых исследователи выбирают направление деятельности, зависят от приоритетных отраслей развития мировой науки, соответствующие ресурсным возможностям вуза.2. Стратегические исследования (занимают промежуточное положение между фундаментальными и прикладными исследованиями) ориентируются на получение фундаментальных знаний, с помощью которых можно будет решить как текущие, так и будущие проблемы, стоящие перед обществом. 3. Прикладные исследованиянаправлены на решение практических проблем и опираются на фундаментальные исследования. К ним относятся разработки по заказам предприятий, которые должны соответствовать основным целям и функциям вуза.Итак, направленияи особенности развития современной системы высшего образования предопределяются тем,что она должна соответствовать вопервых, социальным запросам и задачам общества; вовторых, инновационной модели развития экономики; втретьих, требованиям глобальной конкуренции на рынках инноваций, труда и образования [1].Таким образом, новые запросы и требования инновационной экономики к системе высшего образованияв первую очередь сводится к организациитриединого сотрудничества субъектов образовательной инновационной деятельности (СОИД) «Государство –общество –бизнес». Этопозволит повысить качество инновационных технологий (продуктов) и определить перспективные направления учебной и научноисследовательской деятельности высшего учебного заведения.

Ссылки на источники1.Университет в современном обществе: стратегия инновационного развития : колл. монография / Г.И. Лазарев [и др.]–Владивосток : Издво ВГУЭС, 2011. –308 с.2.Милова Ю.Ю. Развитие форм и оценка инновационной деятельности высшего учебного заведения как субъекта экономической системы: дис. канд. экон. Наук : 08.00.05 / Ю.Ю. Милова. –Иркутск, 2013. –172с.