Экономическое обоснование стратегии развития молочного скотоводства на предприятии

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Семирханова О. Н., Петрякова С. Ю. Экономическое обоснование стратегии развития молочного скотоводства на предприятии // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 13. – С. 2311–2315. – URL: http://e-koncept.ru/2015/85463.htm.
Аннотация. В работе рассматривается разработка стратегии развития отрасли молочного скотоводства с тщательным проведением SWOT-, АВС-анализа, а также построением полигона матрицы SPACE, рассчитаны затраты для исполнения стратегии предприятия и показана экономическая эффективность реализации стратегии развития молочного скотоводства в ООО КФХ «Возрождение».
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Семирханова Ольга Николаевна,Кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики, организации и управления на предприятииФГБОУ ВПО «Ульяновская ГСХА им.П.А. Столыпина», Г.Ульяновск, Российская Федерацияsemirhanova@mail.ru

Петрякова Светлана Юрьевна,Кандидат педагогических наук, доцент кафедры экономики, организации и управления на предприятии ФГБОУ ВПО «Ульяновская ГСХА им.П.А. Столыпина», Г.Ульяновск, Российская Федерацияsvetapet69@mail.ru

Экономическое обоснование стратегии развития молочного скотоводства на предприятии

Аннотация.В работе рассматривается разработка стратегии развития отрасли молочного скотоводства, с тщательным проведением SWOT, АВСанализа, а также построением полигона матрицы SPACE, рассчитаны затраты для исполнения стратегии предприятия и показана экономическая эффективность реализации стратегии развития молочного скотоводства в ООО КФХ «Возрождение».Ключевые слова: стратегия развития, SWOTанализ, АВСанализ, дерево целей, экономическая эффективность.

Современное стратегическоеповедение позволяетпредприятиювыживать в конкурентной борьбе в долгосрочной перспективе. Любое сельскохозяйственноепредприятиев условиях не стабильной обстановке и жесткой конкуренциидолжноследить за своим состояниемдел, а такжеразрабатыватьперспективную стратегию, позволяющуюуспевать за происходящими изменениями.Разработкастратегии предполагает проведениеSWOTанализасредыпредприятия, определенияцелей, разработкусобственностратегии, т.е. управление должно происходить при помощидревовидного графа, который не имеетзамкнутых целей. «Дерево целей»показываетзаполненнуюкартину взаимосвязей перспективныхсобытий доопределения конкретныхзадач, а также получаетсведенияоб их важности. Таким образом доводятсяцелидо определенныхисполнителей.[1]«Дерево целей»в ООО КФХ «Возрождение» изображено на рисунке 1, которое определяет основную цель предприятия развитиемолочного скотоводства. Подцелью является увеличение производства молока.

Рис.1.«Дерево целей»ООО КФХ «Возрождение»

Достижение целей будет обеспечено за счет поддержания на достигнутом в 2013 году уровня продуктивности коров 67 ц и снижения себестоимости производства 1 ц молока для обеспечения прибыльности отрасли.Чтобы достичь стратегическуюцель на предприятии, т.еразвития молочного скотоводства, необходимо запланироватьцелевые показатели, в результатекоторых будет решаться задача по увеличению объемов производства молока.Один из самыхраспространенных методов анализа в стратегическом управленииопределен SWOTанализ, который достигается сравнениемвсех сил в совокупностис возможностями, которые дает им рынок (Таблица 1). [2]







Таблица 1SWOTанализ молочного скотоводства в ООО КФХ «Возрождение»

Далее по шестибалльной шкале изобразим полигон матрицы SPACE(рисунок 2), который является важным методом анализа конкурентного положения предприятияи определяет его перспективное положениев отрасли на основе внешних и внутреннихпоказателей.

Рис.2.Полигон матрицы SPACE

ООО КФХ «Возрождение»для процветания отрасли и минимизациииздержек производства молока должно:

пересмотреть текущие договора на поставку продукции и заключить новые с другими покупателями, предлагающими более выгодные условия,

приобретать материальные средства, необходимые для производства молока, по возможности с отсрочкой платежей,

постоянно проводить мониторинг состоянияна рынке молока в регионе.Поэтомунеобходимо разработать маркетинговую стратегию в отрасли и разработать построениематериального стимулирования за высокие достигнутые результаты.Проклассифицируем реализуемуюпродукцию ООО КФХ «Возрождение» по ее значимостидля предприятия посредствомАВСанализа и выявим, какую позицию занимает реализация молока. Целями этого анализа являются выбор наилучшегоассортимента товарной продукции, повышение эффективности и увеличение ее реализации.Проведем АВСанализ реализуемойпродукции в ООО КФХ «Возрождение» в таблице2.Таблица 2АВСанализ структуры реализованной продукциив ООО КФХ «Возрождение»

Виды товарной продукцииРеализация в 2013 г., тыс. руб.%к итогуС нарастающим итогомГруппа

Зерно9794641,641,6АМолоко7383231,372,9ВПодсолнечник3672215,688,5СКРС в живой массе189078,096,5СРаботы и услуги81863,5100СПрочая продукция растениеводства910,0100СВсего235684100,0ххВ группу В вошло реализуемое молоко, которое в общей сумме выручки по предприятию занимает промежуточную позицию, обеспечивающаяпредприятию 20% прибыли. Для перевода молока в группу А необходимо разработать стратегию развития отрасли.Среди стратегий развития предприятия приоритетной является рыночная, оно характеризуется такими показателями, как доля рынка производимой продукции и динамика (темпы роста) доли рынка.Доля рынкахарактеризует положение предприятия на рынке относительно конкурентов. Доля рынка, занимаемая производителями молока в Чердаклинском районе, рассчитана по данным таблицы 3.Таблица 3Доля рынка производителей молока в динамике лет в Чердаклинском районе Ульяновской области

Показатели2011г.2012г.2013г.Колхоз«Алга»Производство молока, ц744463806441Реализация молока, ц708161125987Доля рынка, %10,47,66,2Мегаферма «Октябрьский»Производство молока, ц520035200452524Реализация молока, ц445514300933742Доля рынка, %65,353,335,0ООО КФХ «Возрождение»Производство молока, ц185872228845220Реализация молока, ц166141879941405Доля рынка, %24,323,342,9Чердаклинский районПроизводство молока, ц7803496188122433Реализовано молока, ц682468073696542

Основным конкурентом для анализируемого предприятия по производству молока в Чердаклинском районе Ульяновской области является Мегаферма «Октябрьский». Но следует отметить отрицательную динамику показателя доли рынка этого крупного производителя, так как висследуемом периоде произошло его снижение с 65,3% в базисном году до 35% в отчетном. Конкурентные преимущества на рынке молока ООО КФХ «Возрождение», наоборот, существенно возрастают –показатель вырос на 18,6 п.п.и достиг в 2013 году 42,9%. Наибольшая доля рынкаозначает и стабильную крепкую позицию предприятия на рынке.Поэтому созданиеправильного вектораразвития молочного скотоводства для КФХ крайне нужнадля будущего процветанияотрасли, повышения ее эффективности и усилениясвоегоположения.Самой сложной задачей для каждого предприятия является определения цены реализации, которая зависит множества факторов.Проследим, какую позицию занимает анализируемое предприятие в динамике лет по ценовому показателю реализации 1 ц молока в Чердаклинском районе и в Ульяновкой области.Анализ данных, представленных в таблице 4 позволяет утверждать, что в ООО КФХ «Возрождение» в базисном периоде цена реализации 1 ц молока была ниже, чем в Чердаклинском районе и по Ульяновской области в целом, в 20122013 гг. цена реализации 1 ц молока наанализируемом предприятии выше, чем в целом по району иобласти. Это означает, что руководство ООО КФХ «Возрождение»ведет грамотную ценовую политику.Таблица4Позиция ООО КФХ «Возрождение» по реализации 1 ц молока

Цена реализации 1 ц молока, руб.2011г2012г2013гООО КФХ «Возрождение»1192,851347,201783,17В целом по производителям молока в Чердаклинском районе1298,61346,21755,8В целом по производителям молока в Ульяновской области 1350,11198,51486,1

Далее оценим местоположениепредприятия в отрасли молочного скотоводства по формату«цена качество», с помощью критериев оценки по пятибалльной шкале (5 баллов –наивысшая оценка).

Рис. 3.Многоугольник конкурентоспособности молочного скотоводствана предприятии

Проведенный анализ показаллучшиезначенияпочти по всем показателям. Однако,в ООО КФХ «Возрождение»практически не ведутся маркетинговые исследования, не стимулируется сбыт продукции, товарне рекламируется в средствах массовой информации (рисунок 3).Опираясь на сильные стороны и возможности внешнегоокруженияв молочном скотоводстве ООО КФХ «Возрождение» должны будут решаться наиболее важныезадачи дальнейшегоразвития.Основойресурсных и денежныхпоступлений для разрешения поставленной задачи будут собственныеи заемные средства, а также средства типасубвенций и субсидий, получаемых по исполнениюобластной программы по развитию животноводства.Согласно обороту стада, рассчитанному на перспективу, в 2018 г.поголовье КРС в ООО КФХ «Возрождение»увеличится в 2, 7 раза и составит всего 3688 голов, поголовье коров возрастет до 1641 голов (увеличение в 2,4 раза). Поэтому предприятию необходимы будут капитальные вложения –реконструкция помещений для содержания животных (всего 5 зданий –4 для КРС и 1 для коров) и покупка дополнительного оборудования. Увеличение поголовья потребует еще и вкладовна покупку инвентаря.Изобразим затраты поисполнениюстратегии предприятия в таблице 5.Далее рассчитаем себестоимость 1 ц молока на 2014 год.



Таблица 5Необходимые капитальныевложения по исполнениюстратегии в ООО КФХ «Возрождение»

Чтобы рассчитать сумму затрат для оплаты труда работников молочного скотоводства, в первую очередь рассчитаемчисленность работников и затраты труда (таблица6).Таблица 6Расчет затрат труда по обслуживаниюмолочного стада

Численность работников и сумма затрат труда рассчитываетсяпо нормам обслуживания для каждой группы работников, занятых в отрасли. Оптимальное количество коров, обслуживаемое одним оператором машинного доения, составляет 35 голов, для скотников, обслуживающих молочное стадо, норма обслуживания 50 голов. Всего в молочном скотоводстве в ООО КФХ «Возрождение» достаточная численность обслуживаемых работников 53. Это оптимальное количество, необходимое для выполнения всех операций в отрасли качественно и в срок. Всего затраттруда по молочному стаду составили12619 чел. дней.Определим планируемый годовойфонда заработной платы(таблица 7).С учетом изменений в обороте стада всего фонд заработной платы с социальными выплатами на 863 головы составит 11743,01тыс. руб.Среднемесячная заработная плата операторамашинного доения сложится на уровне 22279,71 рублей, скотника 19660,83 рублей.Таблица 7Планируемый годовой фонд оплаты труда в молочном скотоводстве ООО КФХ «Возрождение»

В затратына средства защитыживотных от болезней включаютсястоимость биопрепаратов, медикаментов и дезинфицирующих средств.Поголовье животных по плану составило863 головы.Затратына средства защиты690,40 тыс. руб. Чтобы рассчитать затратына корма необходимо определиться с их потребностьюдля дойного стада(таблица8). Таблица 8Расчет потребностив кормах на планируемый период

При известнойплановой стоимости кормов, необходимого для дойного стада, найдем всю сумму расходовпо кормам (таблица9). Таблица 9Затраты на корма в молочном скотоводствепо плану

Затратыпо кормам в планируемомпериоде составят 32768,03тыс. руб.Стоимость услуг вспомогательных производстввключаются в затраты на работы и услуги.Расходы на транспортные работы тракторов вмолочном скотоводстве составили5137,83тыс. руб. (таблица 10)Таблица 10Расчет затратна транспортные работы тракторов

Издержкина автотранспорт состоятиз затрат на перевозку концентрированных кормов со склада на ферму. Потребность в концентратах на планируемый период составит 1665,6 т, расстояние от склада до молочной фермы около 3х км. Объем автотранспортных работ составит: 3 км х1665,6 т =4296,8 ткм. Затраты на автотранспорт при плановой себестоимости 1 ткм –10,00 руб. составят: 4296,8 ткм х90,00 руб. =386,71 тыс. руб.Расчет электроэнергии находится с учетомопределеннойнормы расхода электроэнергии на 1 голову животного и среднегодового поголовья. Годовая норма расхода электроэнергии на 1 голову составляет 367 кВтч.Затраты не электроснабжениесоставят 2692,13 тыс. руб.Расход воды определим исходя из принятых норм расхода на 1 голову в сутки и планируемого поголовья животных. Норма расхода воды на 1 голову в сутки –115 л. Продолжительность содержания –365 дней.Годовой расход воды: 365 дней х 115 л х 863 голов =36224,43 м3

Расходына водоснабжение: 36224,43 х 9,00 руб. = 326,02 тыс. руб.Затраты на спецодежду и обувь определяются согласнонормы выдачи на одного работника в год, среднегодовой численности работников и розничных цен, по которым они приобретаются.

Ценакомплекта спецодежды для основных работников предположительно составит 2000 руб.При численности дояроки скотников по17чел., затраты на спецодежду и обувь составят 68,00 тыс. руб.Затраты на приобретение мелкого инвентаря рассчитаем исходя из розничных цен, необходимого комплекта инвентаря и численности основных работников 68,00 тыс. руб.34 2000 руб. Расходына подстилку запланируем из общепринятых норм расхода подстилки на одну голову в среднем засутки и среднегодовой численности.Годовой расход подстилки: 0,05 ц х 365 х 863 = 15750 ц. Затраты на подстилку: 15750 ц х 70,0 руб. = 1102,50 тыс. руб.При определениизатрат на искусственное осеменение необходимо учитывать затратына приобретениеи доставку семени, содержание здания, стоимость медикаментов, инструментов.Затраты на искусственное осеменение коров: 863 голов х 1000,00 руб. = 863,00 тыс. руб.В расходына содержание основных средств включаютсяотчисления по амортизации и затратына ремонт основных средств, которые используютсяв отраслии составят 2619,15тыс. руб.(таблица 11).Таблица 11Расходы по содержаниюосновных средств

Учитывая то обстоятельство, что ООО КФХ «Возрождение»обновляет дойное стадо новыми элитными породами, осуществляя доставку из других регионов и даже стран, есть вероятностьвозникновения непредвиденных расходовна их и содержаниеи обслуживание. Плановыерасходы на организациюпроизводства и управления составят 25696,76 тыс. руб.В таблице 12 представленподсчетсебестоимости основной продукции.Таблица 12Вычислениесебестоимости продукции молочного скотоводствав ООО КФХ «Возрождение»

Экономическое обоснование стратегии развития молочного скотоводства в ООО КФХ «Возрождение» нашло отражение в таблице.13.Таблица 13Экономическая эффективность реализации стратегии развития молочного скотоводства в ООО КФХ «Возрождение»

Поголовье коров на предприятии за период реализации стратегической цели возрастет на 90,2%. Это потребует увеличения количества вновь создаваемых рабочих мест –с 9 единиц до 13.При сохранении продуктивности животных на достигнутом и высоком уровне валовой надой вырастет почти вдвое. На предстоящие пять лет увеличение цены реализации 1 ц молока запланировано в размере 7,1% ежегодно (по данным Ульяновскстата в 2013 году), рост себестоимости 1 ц молока запланирован в размере 10% на долгосрочный период невозможно точно предугадать рост инфляции на материальные ресурсы. Себестоимость 1ц молока в динамике лет станет больше на 46,4%, цена реализации 1 ц молока –на 31,4%.Расчеты, представленные в таблице 13, экономически обосновывают стратегию развития молочного скотоводства на предприятии на предстоящий пятилетний период. Отрасль будет развиваться прибыльно и рентабельно.Дополнительные капитальные вложения в отрасль окупятся в первый же год, т.к.прибыль от реализации молока в планируемом году достигнет 34473 тыс.руб. и в динамике лет очевидное увеличение на 89,5%, а чистая прибыль предприятия равна 32405 тыс. руб.Снижение уровня рентабельности продаж продукции в молочном скотоводстве и в целом по предприятию имеет тенденцию к снижению, это объясняется разрывомроста цены реализации ц молока от себестоимости. Таким образом, предприятие станет в 2018г.крупным производителем молока и сможет и дальше закрепить свои конкурентные преимущества на рынке производителей молока Ульяновской области.

Ссылки на источники1.Алексеев,В.В., Агаев,Б.В., Сагдеев М.А. Агропромышленный менеджмент. М.: ООО ИздательскоКонсалтинговое Предприятие «ДеКА», 2003. 432с.2.Дозорова, Т.А. Развитие регионального АПК: Вопросы теории и практики. М.: 2004. 376с.