Пути развития информационно-математической компетентности преподавателя вуза

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Дегтярева Е. А. Пути развития информационно-математической компетентности преподавателя вуза // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 13. – С. 2421–2425. – URL: http://e-koncept.ru/2015/85485.htm.
Аннотация. На основе анализа психолого-педагогической литературы определены педагогические условия, способствующие формированию информационно-математической компетентности преподавателя вуза. С целью повышения информационно-математической компетентности преподавателя гуманитарных дисциплин разработана содержательная модель структурно-функционального типа.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Елена Александровна Дегтярева,Преподаватель кафедры социальногуманитарных дисциплин филиала Федерального бюджетного государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Кубанский государственный университет» в г. Тихорецке, г. Тихорецк kondeg@mail.ru

Пути развития информационноматематической компетентности преподавателя вуза

Аннотация. На основе анализа психологопедагогической литературы определены педагогические условия, способствующие формированию информационноматематической компетентности преподавателя вуза.С целью повышения информационноматематической компетентности преподавателя гуманитарных дисциплин разработана содержательная модель структурнофункционального типа.Ключевые слова:Профессиональная компетентность, информационноматематическая компетентность.

В связи с высокими темпами развития новых технологий в различных сферах профессиональной деятельности у специалиста любой отрасли возникает необходимость непрерывного профессионального роста. Только таким образом он сможет овладеть новыми знаниями и адаптироваться к научнотехническим инновациям.Социальная потребность научного обоснования практики непрерывного профессионального образования стала предпосылкой для развития акмеологии.Основанием процесса профессионального совершенствования преподавателя и показателем его результативности с точки зрения акмеологии является уровень профессионализма, который в свою очередь определяется уровнем профессиональной компетентности [1]. Профессиональная деятельность преподавателя немыслима без постоянной творческой, интеллектуальнонасыщенной работы с информацией, следовательно, информационная компетентность преподавателя является ядром его профессиональной компетентности. С другой стороны, всякая работа с информацией будет недостаточно эффективной без ее аналитической, то есть математической обработки. Поэтому на наш взгляд в состав профессиональной компетентности педагога необходимо добавить информационноматематическую компетентность.Рассмотрим понятие профессиональной компетентностиВ словаре иностранных языков понятие «компетентный»это соответствующий, способный, правомочный. В российских словарях «компетентность» объясняется как «обладание знаниями, позволяющими судить о чемлибо » [2].«Категория «профессиональная компетентность» определяется, главным образом, уровнем собственно профессионального образования, опытом и индивидуальными способностями человека, его мотивированным стремлением к непрерывному самообразованию и самосовершенствованию, творческим и ответственным отношениемк делу» [3]. Профессиональная компетентность определяет качество деятельности педагога.Анализируя научные подходы к понятию профессиональной компетентности, можно обозначить ряд направлений в определении ее функции и содержания. Так, вработах Н.В. Кузьминой отмечается, что системообразующим в профессиональной компетентности является деятельностный компонент[4,5]. Состав профессиональной компетентности наглядно представлен Д.А.Власовым в работе по проектирования развития современной профессиональной компетентности [6]. Он выделяет четыре сферы профессиональной компетентности: мотивационно ценностная, когнитивная, операционно деятельностная, рефлексивная.Процесс информатизации системы образования, новые требования к качеству подготовки специалистов обуславливают повышение значимости информационноматематической компетентности преподавателя, а в системе непрерывного педагогического образования отсутствует целостная система формирования исследуемой компетентности с учетом специфики деятельности преподавателя гуманитарных дисциплин. Решением этой проблемы является построение модели повышения информационноматематической компетентности преподавателя гуманитарных дисциплин вуза.

Рассмотрение понятия «информационноматематическая компетентность преподавателя» не имеет смысла без соотнесения его с конкретной практической деятельностью, в нашем случае с информационноматематической деятельностью.Профессиональная деятельность в педагогической литературе определяется как деятельность, которая в соответствии с ее предметом требует специальных приемов выполнения и специального предварительного обучения. Не требует доказательства факт, что профессиональная деятельность любого специалиста (в том числе и преподавателя) в современных условиях информатизации общества носит ярко выраженных информационный характер. Следовательно, базовой составляющей профессиональной деятельности преподавателя является информационная составляющая, которая отражает необходимость эффективного использования информации для решения профессиональных задач.На основании вышеизложенного определим информационную деятельность как деятельность, направленную на получение новых знаний у ее участников, которая обеспечивает ввод, вывод, хранение, обработку данных и все действия, производимые над данными в рамках информационного процесса различными способами деятельности.Для нашего исследования важны мнения ученых, которые рассматривают информационную деятельность во взаимосвязи с процессом анализа и синтеза, успешность которого зависит от уровня математической подготовки преподавателя. На сегодняшний день математический аппарат все активнее проникает во все сферы деятельности: исследовательскую, организаторскопроизводственную, изобретательноконструкторскую, психологопедагогическую.Математическая подготовка преподавателя должна быть направлена на развитие логического и пространственного мышления. Следовательно, цели математической подготовки будут достигнуты, если она не замкнута на узких, чисто научных целях, а сконструирована таким образом, чтобы развивать у педагога такие свойства интеллекта, как интуиция, пространственное мышление, логический и алгоритмический аппараты человеческого сознания.Математическая подготовка важна с различных точек зрения: логической (изучение математики является источником и средством умственного развития человека); познавательной (с помощью математики человек познает мир, его пространственные и количественные отношения); прикладной (математика является той базой, которая обеспечивает готовность человека как к овладению смежными дисциплинами, так и многими профессиями, делает для него доступным непрерывное образование и самообразование, связанное с прикладными математическими технологиями); философской (математика позволяет модельноструктурно осмыслить мир, в котором мы живем, сформировать у студента научные представления о реальном пространстве человеческого бытия).В лексикон современной жизни прочно вошел термин «матемизация знаний». Изучение сложных проблем реальной жизни стало невозможным без построения математических моделей. Построение математических моделей является мощным методом познания действительности и управления ее различными сторонами. Современный этап матемизации таких наук, как социология, экология, педагогика и т.д., характеризуется широким использованием математических моделей различной сложности.Велика роль статистических и теоретиковероятностных методов в педагогике и педагогических исследованиях. Теперь, когда неизмеримо возрос объем информации, которую нужно сообщить будущему специалисту, особенно остро стоит вопрос о рационализации процесса обучения. В трудах С.В.Арженовского, М.Г.Блинова, М.В.Бушмановой, Г.А.Гаваазы, Д.В.Сочивко, [7,8,9,10,11] говорится о многочисленных фактах использования математического аппарата в педагогических изысканиях. Преподаватель строит свою деятельность ориентируясь на общие правилами эвристического поиска: изучает педагогическую ситуацию; проектируетрезультат в соответствии с эмпирическими данными; анализирует средства, необходимые для проверки достижения искомого результата; оценивает полученные данные; формулирует новые задачи.Одной из функций педагогики является прогностикоэкспериментальные исследования педагогической действительности и построения на их основе моделей преобразования этой действительности. Математические методы применяются для обработки полученных данных методами опроса и эксперимента, а также для установления количественных зависимостей между изучаемыми явлениями.Математическую подготовку можно рассматривать с разных точек зрения.С исторической точки зрения по Н.Я.Виленкину, Б.В.Гнеденко [12,13] изучение математики отражает эволюционный процесс освоения человечеством окружающейдействительности.С методологической позиции математическая подготовка необходима для обработки результатов исследований в той или иной профессиональной сфере с целью определения их достоверности, установления корреляционных связей, построения математических моделей какихлибо процессов, явлений.С точки зрения педагогики высшей школы математическая подготовка решает такие задачи, как:развитие умений обобщать и конкретизировать;развитие умений обосновывать последовательность профессиональной деятельности и какоголибо материала, фактов, явлений деятельности;развитие умений выделять главное и второстепенное в любом аспекте профессиональной деятельности.С содержательной позиции математическая подготовка в вузе рассматривается как целостный педагогический процесс, имеющий свою определенную структуру с учетом конкретной специфики будущей деятельности.Результаты анализа научной литературы позволили нам сравнить компоненты информационной и математической деятельности и выделить общие признаки и закономерности:общность целей и задач, главной из которых является познание информации, ее качественное и содержательное преобразование для производства нового знания, необходимого в процессе решения профессиональных задач;единство содержания проявляется в гносеологической самостоятельности информационной и математической деятельности (обе относятся к мыслительному виду познавательной деятельности);интеллектуализация как условие успешного осуществления информационной и математической деятельности;идентичность применяемых методов.Таким образом, информационная деятельность человека интеллектуальна, и, не имея сформированности операций умственной деятельности, таких как анализ, математическая подготовка, невозможно заниматься информационной деятельностью. Информационная деятельность способствует познавательной деятельности, математическая деятельность обеспечивает глубину познания информации, то есть двойственность информационной деятельности обеспечивается математической деятельностью.Исходя из того, что данный вид деятельности направлен на решение профессиональных задач, под информационноматематической деятельностью преподавателя будем понимать такой вид профессиональной деятельности, который характеризуется целенаправленным поиском, сбором, качественносодержательным преобразованием информации с использованием всевозможных математических моделей и прикладных математических технологий.Сложность информационноматематической деятельности диктует необходимость выделения ее этапов. Учитывая логику работы преподавателя с применением информационных и математических технологий, мы выделили следующие этапы информационноматематической деятельности: мотивационно целевой, деятельностный, оценочный. Каждому этапу информационноматематической деятельности соответствует определенный набор функций:

мотивационно побудительная функция (стимулирует преподавателя к применению информационных и математических технологий в профессиональной деятельности);

гностическая функция (активизирует самообразовательную деятельность преподавателя);

технологическая функция (реализация индивидуальной системы использования информационных технологий и математического аппарата в реальной практической деятельности);

рефлексивная функция (состоит в систематическом самоанализе преподавателемсвоего уровня профессиональной деятельности, разработке программ самосовершенствования в сфере дополнительного образования);

прогностическая функция (помогает предвидеть конкретную ситуацию и решить ее оптимальными способами);Любая деятельность человека осуществляется в результате функционирования определенной системы умений, а ее успешность определяется сформированностью данной системы. В нашем случае умения носят двойственный характер, т.к. с одной стороны они являются информационными, а с другой математическими. Согласившись с утверждением Н.В.Кузьминой о том, что структура умений должна соотносится с этапами соответствующей им деятельности, в информационноматематические умения мы включаем следующие группы умений: 1) функциональные умения (планирование, организация и регулирование информационноматематической деятельности, практическая реализуемость намерений); 2) умения информационного поиска (нахождение информации из различных источников); 3) структурноаналитические (представление информации вформальном виде, применение информации для решения профессиональных задач, выбор средств и способов действий по применению математических прикладных технологий); 4) оценочные умения (оценка информационноматематической деятельности).На основании вышеизложенного уточним сущность и содержание понятия «информационноматематическая компетентность преподавателя».О.С.Тамер вводит понятие профессиональной математической компетентности как овладение фундаментальными математическими знаниями и умениями на уровне, достаточном для их эффективного использования при решении задач, возникающих при выполнении профессиональных функций, и для будущего творческого саморазвития специалиста[14]. Основными атрибутами математической компетентности являются: системность, мобильность, логика, критичность мышления, умения использовать всевозможные математические модели для решения профессиональных задач.С позиции И.О.Кочуровой определение информационной компетентности выглядит следующим образом: «Под информационной компетентностью понимается система компьютерных знаний и умений, обеспечивающий необходимый в конкретной профессии уровень получения, переработки, передачи, хранения и представлениядетерменируемой информации» [15].Принимая во внимание сформулированные определения, мы будем понимать информационноматематическую компетентность преподавателя как интегративную характеристику личности, отражающую его готовность и способность эффективно осуществлять поиск и обработку информации и умение продуктивно использовать прикладные математические технологии для решения профессиональных задач. Проведенный анализ понятия информационноматематической компетентности позволил выделить основные компоненты: мотивационный (осознание личностью важности практической и теоретической значимости информационноматематической подготовки); когнитивный (система теоретических информационноматематических знаний, которыми должен овладеть преподаватель); технологический (сформированность информационноматематических умений) и оценочный (проведение самооценки своих достижений в процессе осуществления информационноматематической деятельности.). С целью повышения информационноматематической компетентности преподавателя гуманитарных дисциплин в процессе непрерывного педагогического образованиямы разработали содержательную модель структурнофункционального типа. Основным компонентом данной модели является функциональноцелевой, включающий в себя цели, задачи и ожидаемый результатповышение информационноматематической компетентности. Структура модели представлена следующими взаимосвязанными компонентами: функциональноцелевым; содержательнометодическим (учебнопрограммные материалы); технологическим (этапы развития информационноматематической компетентности); организационнопедагогическим (комплекс педагогических условий, обеспечивающих эффективное функционирование данной системы); оценочным (уровни информационноматематической компетентности).Характерной особенностью содержательнометодического компонента является учет специфики деятельности преподавателя и направленность теоретического материала на прикладные задачи профессиональной деятельности. Для каждого направления гуманитарной сферы нами разработаны системы спецкурсов. Так, преподавателям социологии предлагается спецкурс «Проблемы моделирования социальных явлений и систем»; преподавателям психологии и педагогики «Математические методы в современных исследованиях в педагогической и психологической сферах»; для преподавателей юридических дисциплин «Принципы математических рассуждений и доказательств». Исходя из наших исследований, мы обозначили три этапа развития информационноматематической компетентности преподавателя: пропедевтический (самопознания), праксиологический (самопроектирования), акмеологический (самореализации). Качественной характеристикой каждого этапа является уровень информационноматематической компетентности. На основе изучения феномена информационноматематической компетентности в процессе реализации комплекса диагностических методик были обозначены следующие уровни: репродуктивный (низкий), профессиональноадаптивный (средний)и профессионально исследовательский (высокий).

Репродуктивный уровень характеризуется сформированностью у преподавателя отдельных информационноматематических знаний, умением строить алгоритм применения математического аппарата к простейшим профессиональным задачам.Профессиональноадаптивный уровень характеризуется попыткой конструировать свою информационноматематическую деятельность, выбирать наиболее эффективные методыматематической обработки массивов информации.Профессионально ‬исследовательский уровень характеризуется умением выявлять проблемные стороны информационноматематической деятельности, адекватным использованием информационноматематических технологий для построения и анализа сложный математических моделей в гуманитарной сфере.При анализе организационнопедагогического компонента модели нами были выявлены педагогические условия эффективного развития информационноматематической компетентности преподавателя в рамках непрерывного профессионального образования. Это следующий комплекс мер, реализация которых позволит достичь более высокого уровня информационноматематической компетентности: учет специфики деятельности преподавателя гуманитарных дисциплин при разработке учебнопрограммного материала; использование активных методов и средств обучения; структурирование теоретического материала в виде модулей, учитывающих уровень информационноматематической компетентности; непрерывность процесса развития информационноматематической компетентности.В ходе нашего исследования путем проведения эксперимента был определен наличный уровень информационноматематической компетентности преподавателей, который доказал, что владение информационноматематическими знаниями и сформированность у них информационноматематических умений находится на невысоком уровне. Диагностика оценочного компонента свидетельствует о том, что преподаватели испытывают серьезные затруднения при планировании, корректировке и выявлении проблемных сторон своей информационноматематической деятельности. Выполнение педагогических условий эффективного развития информационноматематической компетентности преподавателя в рамках непрерывного профессионального образования мы связали с разработкой спецкурса «Повышение информационноматематической компетентности преподавателя гуманитарных дисциплин вуза». Целью спецкурса является повышение информационноматематической компетентности преподавателя. Объем спецкурса составляет 32 часа, а содержаниеученого плана включает в себя изучение следующих блоков: управление информационноматематической деятельностью; поиск, обработка и анализ информационных массивов; математические технологии и моделирование; информационные технологии в профессиональной деятельности; диагностика информационноматематической компетентности.В результате проведенного эксперимента по составлению и внедрению модульной программы развития информационноматематической компетентности преподавателя с использованием информационных иприкладных математических технологий, а также при соблюдении организационно педагогических условий мы пришли к выводу, что реализованная модель обеспечивает повышение уровня информационноматематической компетентности преподавателя.

Ссылки на источники1Деркач А. Акмеологические факторы устойчивого и безопасного развития// Безопасность Евразии.2002.№132Большой экономический словарь/ Под ред. А.Н.Азреляна. Фонд «Правовая культура».М.,1994.528с. 3ГершунскийБ.С. Философия образования для ХХI века (в поисках практикоориентированных образовательных концепций).М.: Совершенство, 1998.608с.4Кузьмина Н.В. Профессионализм деятельности преподавателя и мастера производственного обучения. М.: ВШ, 1989.167с.5Кузьмина Н.В., Кухарев Н.В. Психологическая структура деятельности учителя: Гомель.Издво Гомельского госуниверситета, 1996.57с.6Власов Д.А. проектирование развития современной профессиональной компетентности будущего учителя математики: Дис. канд. пед. наук. М., 2001.200с.7Арженовский С.В. Управление университетскими комплексами: математические модели и методы.РостовнаДону: Издво СКНЦ ВШ, 2002.277с.8Блинов М.Г., Оскорбин Н.М. Использование математического моделирования для анализа и оценки эффективности педагогических технологий/ Препринт №14.Барнаул: Издво Алтайского госуниверситета, 1996.15с.9Бушманов М.В. Математика. Приложения математики в экономических, теоретических и педагогических исследованиях.Магнитогорск: МГТУ им. Носова,2003.294с.10Гавааза Т.А. Профессиональнопедагогическая направленность курса математики для гуманитарных факультетов педвуза. Дис. канд. пед. наук. М., 2003.195с.11Сочивко Д.В., Якунин В.Я. Математические модели в психологопедагогических исследованиях: Учебное пособие.Л: ЛГУ, 1988.68с.12Виленкин н.Я. В поисках бесконечности.М.: Наука, 1983.160с.13Гнеденко Б.В. Формирование мировоззрения учащихся в процессе обучения математики.М.: Просвещение, 1982.144с.14Тамер О.С. Проектирование и реализация системы профильной дифференциации математической подготовки студентов технических и гуманитарных специальностей университета. Дис….д.п.н.М., 2002.301с.15Кочурова О.И. Система обучения взрослых использованию компьютерных технологий в профессиональной деятельности: Автореф. дис. канд. пед. наук.СПб., 1996.20с.