Особенности европейского государственного регулирования инновационных кластеров

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Князева М. А. Особенности европейского государственного регулирования инновационных кластеров // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 13. – С. 2446–2450. – URL: http://e-koncept.ru/2015/85490.htm.
Аннотация. Рассматривается опыт государственного регулирования инновационных кластеров на примере Германии, Франции, Дании и Нидерландов.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Князева Марина Анатольевна,кандидат технических наук, заведующий кафедрой «Экономика и финансы» ФГБОУ ВПО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ» (Тульский филиал), г. Тула

knjzeva_ma@mail.ru

Особенности европейского государственного регулирования инновационных кластеров

Аннотация. Рассматривается опыт государственного регулирования инновационных кластеров на примере Германии, Франции, Дании и Нидерландов.Ключевые слова: кластер, кластерный подход, инновационная политика.

В качестве одной из основных задач Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2011 года № 2227р, ставится развитие инновационных кластеров за счет активизации деятельности по реализации инновационной политики, осуществляемой органами государственной власти субъектов Российской Федерации и муниципальными образованиями.Ежегодно различными исследователями публикуются рейтингиинновационного развития субъектов Российской Федерации [1].В странах ЕС государственные программы поддержки кластеров достаточно популярны. Наиболее успешными программами развития кластеров, которые стали модельными длямногих европейских аналогов, считаются BioRegio[2] и InnoRegio(Германия) и CompetitivenessClusters(Франция).Федеральные кластерные программы Германии обладают двумя ключевыми объединяющими характеристиками:

они направлены на стимулирование кооперациимежду локализованными субъектами с целью интенсификации инновационных процессов;

поддерживаемые инициативы выбираются посредством организации конкурентных конкурсных процедур.Основными департаментами центрального правительства Германии, занимающимися спонсированием кластерных программ, являются BMWi(Федеральное министерство экономики и технологии –бывшее BMWA(Федеральное министерство экономики и труда)) и BMBF(Федеральное министерство образования и науки). BMWiотвечает за продвижение промышленной и предпринимательской деятельности, в том числе поддержку исследовательской, технологической и инновационной деятельности компаний. BMBFв большей степени сосредоточена на финансировании исследовательских институтов. Кроме того, важную роль во взаимодействии с регионами играет BLK(Совместная Конференция Федерального правительства по вопросам продвижения образования, планирования и исследований). Абсолютное большинство программ было инициировано Федеральным министерством образования и науки.Также важной особенностью немецких программ является высокий процент (до 95%) отклоняемых заявок. Как будет рассмотрено далее, во Франции были поддержаны практически все подданные заявки.Французская программа Competitivenessclusters[3] реализовывалась в две фазы. Первая фаза –20052008 годы. Вторая фаза, так называемая Thecompetitivenessclusterspolicy2.0, охватывала период 20092011 годов. После реализации первой фазы все 71 поддерживаемых кластера были оценены и правительство решило продолжить реализацию программы. Акценты второй фазы заключались в следующем:

совершенствование механизма управления кластерами (стратегические дорожные карты и др.);

расширение инструментов финансирования кластеров;

разработка механизмов поддержки других элементов инновационной экосистемы (совершенствование компетенций, защита интеллектуальной собственности и др.);

вовлечение частного финансирования в инновационные проекты кластеров;

дальнейшее вовлечение малых и средних предприятий (МСП) в кластеры.Министерства, реализующие кластерную программу Франции: Министерство экономики, финансов и занятости, Генеральный директорат предприятий, вместе с Межминистерским Агентством пространственного планирования и конкурентоспособности (DIACT), осуществляют совместное руководство межминистерской рабочей группой (GTI), ответственной за контроль конкурентоспособности кластеров.Правительство учредило три органа (агентства) для поддержки кластеров:

Национальное исследовательское агентство (государственные исследования, которые развивают партнерство между государственными и частными лабораториями и, таким образом, способствуют трансферу результатов из сферы государственных исследований в мир частного бизнеса);

Агентство промышленных инноваций;

OSEOgroup–комплексная поддержка МСП (агентство образовано в 2005 году путем слияния Французского инновационного агентства и Банка развития МСП).Помимо этого, в мероприятиях по развитию кластеров активно участвуют региональные и местные власти.В Дании ответственным за выработку исследовательской политики и развитие научнотехнической сферы является Министерство науки, технологий и развития Дании (МНТР). В обязанности Министерства входит, в основном, координация усилий в области продвижения в научной, исследовательской, инновационной и технологической областях в различных сферах на национальном и международном уровнях. В частности, Министерство должно обеспечивать конкуренцию во всех отраслях экономики (предоставление услуг, распределение инфраструктуры, обязательства сторон и права потребителей, и т. д.).В структуру Министерства входят: Агентство науки, технологий и инноваций Дании, Агентство по делам университетов и собственности Дании, Национальное агентство по информационным технологиям и телекоммуникациям, а также Агентство по международному образованию.Основной объем исследований в стране осуществляется восемью крупными университетами и высшими учебными заведениями, входящими в структуру МНТР. Кроме того, в составе МНТР и других министерств насчитывается еще 9 государственных ведомств и исследовательских организаций. С целью поддержания исследований в приоритетных областях науки и техники, таких как нано, био, информационные технологии, в 2005 году создан «Национальный фонд передовых технологий» ("Hojteknologifonden"), финансирование которого осуществляется из государственного бюджета [4]. Фонд уже поддержал около 90 научных проектов на общую сумму более 2,2 млрд. крон (440 млн. долл.). При этом 40,7% грантов было выделено на научные разработки в области биомедицинских технологий, 26,9% на информационные технологии, 20% на нанотехнологии и около 12,4% на другие исследования.Еще одной страной, на которую стоит обратить внимание при изучении международного опыта развития кластеров, является Нидерланды. Кластерный подход позволил к настоящему времени сформировать там особый высокотехнологичный регион, объединяющий ряд инновационных кластеров в Нидерландах, а также в соседних Германии и Бельгии, получивший название «Брэйнпорт» (BRAINPORT) [5].«Брэйнпорт» был сформирован в результате реализации идеи частногосударственного партнерства на территории юговосточной части провинции Северный Брабант с центром в г. Эйндховен, генерирующего 17% национального ВВП. В его рамках объединены высокотехнологичные мощности 21 муниципалитета, управляемых Региональным правительством Эйндховена (SPE). В целях объединения усилий региональных властей, представителей бизнеса и научных институтов был создан Фонд, стимулирующий инициативы правительства и частного бизнеса по оживлению деловой активности, повышению конкурентоспособности и эффективности региональных предприятий и организаций, совершенствованию региональной экономической структуры.«Брэйнпорт» является высокотехнологичным «локомотивом» нидерландской экономики. На его долю приходится 36% всех инвестиций частного бизнеса в секторе НИОКР. Предприятия «Брэйнпорта» расходуют на эту сферу до 8% регионального ВВП, что значительно превышает средний показатель по Нидерландам. «Брэйнпорт» входит в тройку европейских лидеров по числу выданных патентов. В течение длительного периода времени рост ВВП в регионе более чем в два раза превышает средний показатель по стране. Его доля в ВВП страны (14,5%), превышает показатели любого из регионов Нидерландов. Он охватывает территорию с 355 000 рабочими местами (из них 70 000 в промышленности), на которой проживает 725 000 человек.Анализ европейских программ развития кластеров позволяет выделить ряд особенностей их государственного регулирования [6].1.Кластерная политика в большинстве случаев направлена на поддержку высокотехнологичных секторов экономики (биотехнологий, информационных технологий и т.п.).2.Рассмотренные программы предусматривают заявительный характер получения информации о кластерах для их последующего отбора. Власти самостоятельно не определяют наиболее перспективные кластеры (хотя и могут устанавливать приоритетные направления поддержки), а организуют конкурс коллективных заявок.3.Отбор кластеров происходит на принципах конкуренции –поддержку получают далеко не все, а только лучшие.4.Достаточно продолжительные сроки подготовки заявок на государственную поддержку.5.Конкурсный отбор заявок происходит в несколько этапов. В Германии, например, существует двухступенчатая система: после предварительного отсева оставшимся участникам предлагается детализировать конкурсные предложения.Государство компенсирует затраты участников на доработку проектов.6.Основными бенефициарами государственных программ выступают малые и средние предприятия.7.За реализацию кластерной стратегии отвечают сразу несколько министерств. В большинстве европейских стран их число не превышает трех, в Ирландии –оно достигает семи, а в Финляндии –восьми.8.Финансирование программ может происходить из нескольких бюджетов (не только из бюджета собственно программы, но и привлечение средств из других федеральных и региональных программ).9.В структуру зарубежных программ, как правило, заложены мероприятия по мониторингу и оценке.Однако можно отметить также и некоторые недостатки, характерные для европейских стратегий кластерного развития. Так в отношении немецких программ эксперты обращают внимание на следующие проблемы. Прежде всего, организация конкурсов, экспертиза заявок, доработка проектов требуют значительных организационных усилий и временных затрат. Кроме того, отмечается недостаточная административная гибкость при адаптировании дизайна проектов к потребностям поддерживаемых компаний, а также сложности в противостоянии лоббистским группам. Безусловно, проблемой является и наличие временного лага между моментом завершения конкурса и началом оказания конкретных мер поддержки.Серьезным недостатком французской программы считается очень большое число поддерживаемых кластеров. В рамках программы CompetitivenessClustersбыл отобран 71 кластер вместо запланированных 15 (таким образом, доля отклоненных заявок оказалась равна 32% против 8090% в Германии). В результате конкурсный комитет (состоящий в основном из представителей государственных ведомств) подвергся серьезной критике, так как кластерная политика, по определению, должна быть направлена на поддержку лучших, а не проблемных, нуждающихся в ресурсах кластеров.Однако следует отметить, что в России кластерная политика пока широко не распространена, несмотря на значительное внимание, уделяемое органами власти развитию партнерства между государством и бизнесом. По объективным историческим причинам (российская экономика строилась вне рынка) развитие кластеров в нашей стране сталкивается с серьезными препятствиями. Поэтому появление исторически обусловленных естественных кластеров, о которых писал М. Портер, в России практически невозможно. Тем не менее, кластерный подход очень перспективен: формирование и развитие кластеров способно увеличить конкурентоспособность и эффективность экономик субъектов Российской Федерации. Следовательно, включения кластеров в проекты регионального промышленного развития является требованием сегодняшнего дня.

Ссылкина источники1. Князева М.А. К вопросу оценки инновационной активности субъектов РФ / М.А. Князева // Культура и образование: от теории к практике. 2015. Т. 1. С. 272276. URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=23102304. [Дата обращения 03.04.15]2.Engel D., Mitze T., Patuelli R., Reinkowski J. Does the support of innovative clusters sustainably foster R&D activity? Evidence from the German BioRegio and BioProfile Contests. 2011. URL: http://www2.dse.unibo.it/wp/WP744.pdf. [Датаобращения03.04.15]3.Fontagne L., Koenig P., Mayneris F., Poncet S. Cluster policies and firm selection: Evidence from France. 2012. URL: http://www.researchgate.net/publication/259553326_CLUSTER_POLICIES_AND_FIRM_SELECTION_EVIDENCE_FROM_FRANCE. [Дата обращения 03.04.15]4. Santisteban M. Industrial Clusters in Spain and Denmark: contextualized institutional strategies for endogeneous development // 2006 European Urban and Regional Studies Conference. 2006. URL: http://www.geography.dur.ac.uk/conferences/Urban_Conference/Programme/pdf_files/Manu%20Ahedo%20Santisteban.pdf. [Дата обращения 03.04.15]5. Lier T. Regional innovation indicators evidencebased policymaking for Europe 2020 and for the European Plan for Research and innovation. 2010. URL:https://portal.cor.europa.eu/europe2020/news/Documents/Open%20Days%202010/Brainport%20Region%20%20Ton%20van%20Lier%20Final.pdf. [Дата обращения 03.04.15]6. Абашкин В.Л., Бояров А.Д., Куценко Е.С. Кластерная политика в России: от теории к практике / В.Л. Абашкин, А.Д. Бояров, Е.С. Куценко // Научный журнал НИУ ВШЭ “Форсайт”. 2012. т. 6, №3. С. 5967.