Зарубежный опыт привлечения граждан к гласному содействию в борьбе с преступностью

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Сыпачев А. Ю. Зарубежный опыт привлечения граждан к гласному содействию в борьбе с преступностью // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 13. – С. 3271–3275. – URL: http://e-koncept.ru/2015/85655.htm.
Аннотация. В статье анализируется опыт полиции зарубежных государств по привлечению граждан к гласному содействию в борьбе с преступностью.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Сыпачев Андрей Юрьевич,Кандидат юридических наук, старший преподаватель кафедры оперативноразыскной деятельности и оперативнотехнических мероприятий органов внутренних дел, Тюменский институт повышения квалификации сотрудников органов внутренних дел,г.Тюменьbrig094@mail.ru

Зарубежный опыт привлечения граждан к гласному содействию

в борьбе с преступностью

Аннотация.В статье анализируется опыт полиции зарубежных государств по привлечению граждан к гласному содействию в борьбе с преступностью.Ключевые слова:борьба с преступностью, гласное содействие граждан, зарубежные страны.

Высокий уровень преступности в нашей стране является одним из основных факторов, препятствующих осуществлению позитивных социальноэкономических реформ. Поэтому в современных условиях в Российской Федерации одной из основополагающих общегосударственных задач, требующих принятия комплекса неотложных мер, выступает борьба с преступностью. Значимую роль среди наиболее эффективных средств борьбы с преступностью играет оперативнорозыскная деятельность. При этом использование ее специфических сил, средств и методов является одним из важных, неотъемлемых компонентов успешной работы оперативных подразделений органов внутренних дел для решения задач по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений.Однако, как показывает анализ ведомственных нормативных актов и деятельность оперативных подразделений органов внутренних дел, оперативнорозыскная деятельность осуществляется преимущественно негласно, при этом существенную помощь данным подразделениям в борьбе с преступностью оказывают лица, содействующие на конфиденциальной основе. В свою очередь, гласному содействию граждан оперативным подразделениям органов внутренних дел не уделяется должного внимания, хотя указанная категория лиц зачастую проводит не менее сложную работу. Лицами, гласно содействующими оперативным подразделениям органов внутренних дел, нередко решаются аналогичные задачи, и они также подвергаются опасности со стороны преступников.Отчасти такое положение объясняется наличием многих нерешенных проблем, касающихся правовой регламентации, организации и тактики гласного содействия граждан оперативным подразделениям. Можно констатировать тот факт, что в настоящее время у многих оперативных сотрудников органоввнутренних дел ввиду имеющегося небольшого стажа и, соответственно, недостаточного опыта работы привлечение граждан к предупреждению и раскрытию преступлений вызывает определенные затруднения. Проблема усугубляется еще и тем, что в науке оперативнорозыскной деятельности не разработана цельная концепция организации и тактики гласного содействия граждан оперативным подразделениям, а имеющиеся разработки, как правило, касаются лишь частных вопросов. В настоящее время недостаточно разработанными остаются вопросы мотивации граждан на оказание гласного содействия оперативным подразделениям органов внутренних дел, играющие немаловажную роль, так как продолжительность и результативность гласного содействия напрямую зависят от мотивации лица на его оказание.Кроме того, действующее оперативнорозыскное законодательство хотя и учитывает возможность оказания гражданами содействия органам, осуществляющим оперативнорозыскную деятельность на гласной основе, однако не в полной мере отвечает современным потребностям практики борьбы с преступностью, что отрицательно сказывается на привлечении лиц к оказанию помощи правоохранительным органам в решении задач оперативнорозыскной деятельности. Таким образом, необходимость дальнейшего развития института гласного содействия граждан диктуется задачами теории оперативнорозыскной деятельности и обусловлена потребностями практики по получению научно обоснованных рекомендаций по оказанию гласного содействия граждан оперативным подразделениям органов внутренних дел.В процессе поиска оптимальных путей возможного изменения и развития российского законодательства, регламентирующего гласное содействие граждан оперативным подразделениям органов внутренних дел, на наш взгляд необходимо обратиться к опыту полиции зарубежных государств по привлечению граждан к борьбе с преступностью.Во многих зарубежных странах, например в США, Японии, Китае, Германии в течение длительного времени существуют свои организационные формы взаимодействия полиции и населения. В органах полиции функционируют специальные структурные подразделения, основной функцией которых является работа среди населения. Взаимодействие полиции и населения осуществляется и в широко распространенных совещательных советах, состоящих из представителей профсоюзных, религиозных, домовыхи других общественных организаций[1].Так, например,в Японии, где отмечается более низкий уровень преступности по сравнению с другими развитыми зарубежными странами, одной из причин успеха в этой области специалисты называют широкое сотрудничество населения с полицией. На уровне полицейских участков и префектур созданы Ассоциации по предупреждению преступности, в функции которых входит сообщение полиции о совершенных преступлениях, а также патрулирование по улицам в вечернее и ночное время в составе так называемых «отрядов бдительности»[2].В США в штате Вашингтон по инициативе местных жителей была создана организация под названием «Население против преступников», отличавшаяся тем, что все ее члены имели собственные автомобили, оборудованные портативными радиопередатчиками, по которым сообщалось обо всем подозрительном. Аналогичные формирования есть в Англии и Канаде[3].В ряде регионов Германии действует программа «Добровольные друзья» для оказания помощи полиции при арестах. В каждом полицейском подразделении избирается общественный посетитель от магистра, имеющий возможность прийти в участок без предупреждения для проверки условий содержания арестованных, их морального и физического состояния[4].В Великобритании в районе Нортумбриа работе полиции оказывает помощь Коалиция «Нортумбриа против преступности», которая представляет собой неоплачиваемые резервные силы, применяемые при чрезвычайной обстановке. Они возглавляются полицией при поддержке со стороны предпринимателей, промышленников и представителей местных общин[4].В Китае связь правоохранительных органов с населением считается одним из основополагающих принципов ее деятельности. Для содействия правоохранительным органам в борьбе с преступностью создаются уличные и сельские комитеты. Вкаждой волости на улицах городов учреждены так называемые информационные пункты, которые принимают сообщения о готовящихся или происшедших противоправных действиях, подозрительных лицах и т.п.[5].На наш взгляд, возможно,обратиться к опыту зарубежных стран и по проблеме защиты лиц, оказывающих или желающих оказывать помощь органам правосудия в борьбе с преступностью, поскольку указанная проблема давно приобрела особую актуальность. Это привело к совершенствованию законодательства в некоторых зарубежных странах, особенно в части государственной защиты лиц, оказывающих содействие правоохранительным органам в выявлении, предупреждении и расследовании преступлений.

Защита лиц, оказывающих содействие в предупреждении, выявлении и расследовании преступлений, регламентируется в зарубежных странах не только международными правовыми актами, но и положениями УК, УПК, а также общими законами о борьбе с преступностью или специальными законами. В настоящее время за рубежом прослеживается тенденция к принятию специальных нормативных актов, регулирующих вопросы защиты свидетелей. В США и некоторых других государствах принимаются программы по защите, которые оформляются в виде законов и могут называться законамипрограммами. В этих законахпрограммах раскрываются цели программы, определяются мероприятия, подлежащие выполнению, устанавливается перечень органов, ответственных за осуществление программы, решаются вопросы наделения исполнителей необходимыми полномочиями и координации деятельности различных учреждений, указываются источники финансирования, закрепляются обязанности по контролю над такими мероприятиями.

В целом же следует отметить, что законодательство и судебная практика зарубежных государств, в отличие от России, уже давно идут по пути совершенствования института гласного содействия граждан органам правосудия в борьбе с преступностью. Искренняя заинтересованность населения зарубежных стран в искоренении преступности вызывает закономерные попытки собственными силами организовать охрану своей жизни и имущества.Таким образом, в завершении можно сделать вывод, что анализ зарубежного опыта привлечения граждан к борьбе с преступностью показал, что оказание помощи гражданами, не являющимися негласными сотрудниками полиции, в одних странах традиция, в других взаимовыгодный интерес, но в целом такая помощь является одним из факторов успешной борьбы с преступностью.

Ссылки на источники1.Проблемы преступности за рубежом: Организованная преступность. Сборник публикаций М. 2011. С. 4651.2. Пантюхин К.Ю. Опыт полиции зарубежных государств по привлечению граждан к борьбе с преступностью // Актуальные проблемы борьбы с преступностью и иными правонарушениями. Сборник материалов международной научнопрактической конференции. Барнаул: Барнаульский юридический институт МВД России, 2010. С. 57. 3. Овчаренко Е. «Ангелы» работают в аду // Комсомольская правда. 2011. 23 мая. № 7.4. Борьба с преступностью за рубежом. № 8. М.: ВИНИТИ, 2013. С. 3436.5. Борьба с преступностью за рубежом. № 9. М.: ВИНИТИ, 2012. С. 7.