Экспертная оценка как ресурс повышения эффективности деятельности комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Топилина Н. В., Дырр А. И., Крюкова М. А. Экспертная оценка как ресурс повышения эффективности деятельности комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 13. – С. 3476–3480. – URL: http://e-koncept.ru/2015/85696.htm.
Аннотация. В статье актуализируется метод экспертной оценки как ресурс повышения эффективности деятельности комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, а также всей системы профилактики негативных явлений среди подростков, действующей на уровне муниципального образования.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Топилина Наталья Викторовна, кандидат философских наук, доцент кафедры социологии и социальной работы Волгодонского института (филиала) ЮФУ, г. Волгодонск natalja.topilina@yandex.ru

Дырр Анна Ивановна,студентка 3 курса направления «Социология» Волгодонского института (филиала) ЮФУ, г. Волгодонскnyuta.valueva.90@mail.ru

Крюкова Марина Александровна,студентка 3 курса направления «Социология» Волгодонскогоинститута (филиала) ЮФУ, г. Волгодонскmarina6669@mail.ru

Экспертная оценка как ресурс повышения эффективности деятельности комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав

Аннотация. В статье актуализируется метод экспертной оценки как ресурс повышения эффективности деятельности комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, а также всей системы профилактики негативных явлений среди подростков, действующей на уровне муниципального образования.Ключевые слова: комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав, экспертная оценка, эффективность профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Деятельность комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав в последниегоды получила заметное научное освещение, что, безусловно, является отражением значимости проблем профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Российской Федерации, с одной стороны, и статуса комиссий как координатора усилий общества по их преодолению, с другой.В городе Волгодонске Ростовской области, одном из самых молодых городов юга России, накоплен положительный опыт работы комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, в основе которого –опора на межведомственное взаимодействие и сочетание комплексного подхода к решению проблем с учетом индивидуальных особенностей конкретного ребенка и семьи.В то же время деятельность Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Администрации г. Волгодонска в последнее время сопряжена с объективным воздействием на институты семьи, воспитания, образования, социальной работы ряда социальноэкономических факторов, которые негативным образом сказываются на показателях семей, снятых с профилактического учета, а также административных правонарушений подростков. Эти показатели неуклонно растут. В этой ситуации актуальным становится обращение к экспертам, мнение которых, проанализированное и оперативно учтенное,выступает ресурсом повышения эффективностивсей системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, действующей на уровне муниципального образования. Анализ мнения экспертов, как составляющая современных трансдисциплинарных стратегий решения актуальных задач, приобретает все большую популярность в российском академическом дискурсе. Применительно к деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защитеихправ методика опроса экспертов тщательно разработана дальневосточными исследователями –коллективом авторов под руководством Н.М. Байкова [1];О.Ю. Ильченко [2].Указанные методики были использованы нами при составлении программы исследования в г. Волгодонске.

В качестве экспертов в исследовании выступили директора и заместители директоров, заведующие отделениями, педагогипсихологи, уполномоченные по правам ребенка, учителя, методисты, социальные педагоги, библиотекари, всего 46 человек –представители волгодонских образовательных и социальных учреждений, участники Городской научнопрактической конференции «Профилактикасоциального сиротства: теория и практика решения проблемы», котораясостоялась 15 апреля 2015 года в Волгодонском институте (филиале) ЮФУ[3]. Сбор информациибыл осуществленметодоманкетирования.В ходе опроса экспертам было предложено ответить на вопросы, позволяющиевыявить общие взгляды и суждения респондентов по проблеме безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в современном российском обществе в целом и в городе Волгодонске в частности; определить степень удовлетворенности функционированиемсистемы профилактики этих негативных явлений. Опасность безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних была оценена респондентами следующим образом: ни один из участников опроса не посчитал эту проблему незначимой или сильно преувеличенной; 74% респондентов рассматривают проблему как очень серьезную, но разрешимую; 8,6 % считают, что проблема безнадзорности и правонарушенийне только очень серьезная, но и неразрешимая; 6,5 % экспертов высказали мнение, что проблема является максимально опаснойдля общества и его будущего; 10 % экспертов предпочли оставить данный вопрос без ответа.Далее экспертам предлагалось проранжировать социальные проблемы по важности их решения для Российской Федерации и для городаВолгодонска. Выяснилось, что эксперты отводят решению проблемы безнадзорности и правонарушений несовершеннолетнихлишь седьмое (по России) и шестое (по Волгодонску) место. По нашему мнению, данное обстоятельство отнюдь не свидетельствует о пренебрежении экспертов решением столь важной проблемы. Если учесть, что коррумпированность и бюрократизм(1 место)препятствуют слаженной работе всех ветвей власти и вкупе с экономической нестабильностью (2 место), распространениемалкоголизма и наркомании(3 место), ростом преступности (4 место),безработицей среди взрослого населения(5 место), угрозой терроризма (6 место)подрываютустои практически всехсоциальныхинститутов, способствуя, тем самым,росту безнадзорности и правонарушенийнесовершеннолетних(7 место),то можно понять логику респондентов, определивших для решения этой проблемы одно из последних мест, вслед за решением всех вышеперечисленных социальных задач. Очевидно, что, по мнению экспертов, Волгодонск не является какойто особенной территорией, и ситуация в городе вполне соотносится с общероссийскими реалиями, лишь «угроза терроризма» на уровне Волгодонска, как считают участники опроса, не столь актуальна(7 место)и уступает по значимости «безработице среди взрослого населения»(5 место), а также безнадзорности и правонарушениям несовершеннолетних (6 место).

Озабоченность вызывают ответы экспертов на вопросо характере изменения ситуация с несовершеннолетними безнадзорными и правонарушителями за последние 5 лет в Россииив г. Волгодонске (таблица 1). Только 21,7% респондентов считают, что в целом по России ситуация изменилась в лучшую сторону; 39 % считают, что ситуация не изменилась или изменилась в худшую сторону, более трети респондентов вообще затруднились с ответом(39,3 %). Оценивая ситуацию с несовершеннолетними безнадзорными и правонарушителямиприменительно к городу Волгодонску, эксперты демонстрируют бóльшую лояльность. Так, изменение ситуации в худшую сторону увидели лишь 10,8 % экспертов, посчитали, что ситуация не изменилась 24 % экспертов; почти треть экспертов (27 %) оценили ситуацию как изменившуюся в лучшую сторону; уклонились или затруднились с ответом 38,2 % респондентов. По нашему мнению столь высокий процент респондентов, отказавшихся дать оценку изменениям, происходящим в ситуации с несовершеннолетними безнадзорными и правонарушителями, может свидетельствовать о недостаточной осведомленности в этом вопросе. Огромное количество специалистов, оказывая повседневную помощь детям, попавшим в трудную жизненную ситуацию, занимаясь вопросами профилактики безнадзорности и правонарушенийнесовершеннолетних в конкретных образовательных и социальных учреждениях, имеют отделенноепредставление о масштабах явления в целом.С другой стороны, данное обстоятельство может свидетельствовать о такой негативной тенденции как слабое взаимодействие в решении рассматриваемой проблемы на уровне муниципального образования, а также об отсутствии широкого доступа к аналитическим исследованиям и отчетам, отражающим причинноследственные связи, сопоставляющим динамику и тенденции общероссийского и регионального уровней в данной области.Таблица 1. Оцените, как изменилась ситуация с несовершеннолетними безнадзорными и правонарушителямиза последние 5 лет в России, в г. Волгодонске

Россия (%)г. Волгодонск (%)Изменилась вхудшую сторону19,510,8Не изменилась19,524Изменилась в лучшую сторону21,727Затрудняюсь ответить39,337Не ответили01,2

Некоторый скептицизм в отношении решения проблемы безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних читается за ответами, которые эксперты дали на вопрос «Если охарактеризовать Ваше отношение к безнадзорности и правонарушениямнесовершеннолетних, то какоеиз утверждений подходит больше всего?».Анализ ответов на этот вопроспозволяет сделать выводо том, что только треть респондентов (30,4 %)демонстрируют полное неприятие и стремление искоренить «постыдное» явление собственными силами или в команде единомышленников. Почти половина экспертов(47,8 %)сочетают отрицательное отношение к безнадзорности и правонарушениямнесовершеннолетних с представлением о неизбежности данного социального явления и сложности борьбы с ним в современных социальноэкономических условиях. Данная группа экспертов считает, что определение «смирение» наилучшим образом отражает их позицию по отношению к безнадзорности и правонарушениямнесовершеннолетних. Сочетание 47,8 % «смирившихся» с 17,3 % респондентов, признавшихся в приятии проблемы, отношении к безнадзорности и правонарушениямнесовершеннолетних как неизбежному явлению, характерному для всех (даже экономически развитых) стран, дает нам внушительную цифру 65,1 % это больше половины респондентов, которые не испытывают оптимизмапо поводу перспектив улучшения ситуации. Данное обстоятельство, безусловно, может оказывать скрытоенегативное воздействиена результаты профессиональной деятельности участников опроса. Напомним, все эксперты являются субъектами системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, действующей на территории города Волгодонска. Необходимо отметить, что результаты ответов на четвертый вопрос о персональном отношении экспертов к проблеме безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних вступают в некоторое противоречие с результатами ответов на первый вопрос о степени опасности изучаемой проблемы для общества в целом. Отвечая на первый вопрос, 74 % респондентов оценили проблему безнадзорности и правонарушенийнесовершеннолетних как очень серьезную, но разрешимую; лишь 8,6 % посчитали проблему неразрешимой. При ответе на четвертый вопрос, оценивая свое личное отношение к проблеме безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, 47,8 % отнесли себя к «смирившимся», еще 17,3 % заявили о приятии проблемы. На наш взгляд данная «несогласованность» может свидетельствовать о наличии негативного опыта в решении проблемы, а также о критическом отношении к системе взаимодействия в сфере профилактики безнадзорности и правонарушенийнесовершеннолетних, сложившейся на уровне муниципального образования. Анализ ответов на следующий вопрос об уровне функционирования системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в России и в г. Волгодонске, позволяет сделать вывод о том, что предположение о критическом отношении к системе взаимодействия на уровне муниципального образованияне является беспочвенным –65,2 % экспертов считают, что в городе Волгодонске эта система находится на среднем уровне, при этом, применительно к Российской Федерации в целом, «средним» уровень функционирования системы профилактики назвали 52,1 % экспертов, что на 13,1 % меньше, чем количество экспертов, оценивших как «средний» уровень системы профилактики безнадзорности и правонарушенийнесовершеннолетних по городу Волгодонску (таблица 2). Таблица 2.Оцените уровень функционирования системы профилактики безнадзорности и правонарушенийнесовершеннолетних в России, в г. Волгодонске

Россия (%)г. Волгодонск (%)Высокий уровень110,8Средний уровень52,165,2Низкий уровень10,88,6Затрудняюсь ответить30,415,2Не ответили 5,70,2

В то же время, экспертов, оценивших уровень волгодонской системы профилактики как «высокий», оказалось 10,8 %, что на 9,8 % больше, чем экспертов, давших аналогичную оценку уровню функционирования системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в целом по России (1 % респондентов). При этом «низкую» оценку уровню волгодонской системы профилактики дали 8,6 % респондентов, что на 2,2 % меньше аналогичных оценок, прозвучавших в отношении общероссийской системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. В заключении экспертам было предложено оценить меры, которые, по их мнению, способны повысить эффективность решения проблемы безнадзорности и правонарушенийнесовершеннолетних в г. Волгодонске. Вкачестве основной профилактической меры эксперты называютповышение ответственности семьи за своих детей (84,7 % эффективности). Следующими по значимости эксперты назвали такие меры как подготовка высококвалифицированных кадров для работы с безнадзорными детьмии несовершеннолетними правонарушителями(45,6 % эффективности), повышение уровня педагогического и психологического образования для родителей по вопросам воспитания детей (37 % эффективности), улучшение качества социального обслуживания семьи и детей (34,7 % эффективности), совершенствование нормативноправовой базы (30,4 % эффективности). Меньше всего, по мнению экспертов, способны повысить эффективность решения проблемы безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в г. Волгодонске следующие меры: изменение отношения общества к безнадзорным детями несовершеннолетним правонарушителям(21,7 % эффективности), развитие социального партнерства государственных и общественных организаций (17,3 % эффективности), увеличение количества социальных учреждений, приютов для безнадзорных детей (15,2 % эффективности), разработка новых форм воспитания детей вне семьи (10,8 % эффективности). Ранжирование мер, способных повысить эффективность решения проблемы безнадзорности и правонарушенийнесовершеннолетних в городе Волгодонске, составленное в соответствии с мнениями экспертов, вызывает тревогу, поскольку, может содержать скрытую защиту экспертами своих профессиональных недоработок.На такую особенность сознания экспертов обратили внимание и дальневосточные исследователи [1].Так, совершенно очевидно, что участниками опроса значительно принижается не только собственная профессиональная роль, но и значимость общественных мер воздействия на ситуацию с безнадзорными детьмии несовершеннолетними правонарушителями. Обращает на себя внимание тот факт, что эксперты не сочли развитие социального партнерства государственных и общественных организаций в качестве эффективной меры решения проблемы безнадзорности и правонарушенийнесовершеннолетних в г. Волгодонске (17,3 % эффективности). Это обстоятельство также является тревожным сигналом, поскольку может свидетельствовать о слабо выраженной потребности и мотивах сплоченности, солидарности и коллективной ответственности за профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетнихсреди специалистов, вовлеченных в данную сферу, что в свою очередь может являться отражением определенной дисфункции всей системы профилактики,сложившейся на уровне муниципального образования «Город Волгодонск». Таким образом, проведенное исследование, основанное на анализе мнения 46 экспертов субъектов системы профилактики безнадзорности и правонарушенийнесовершеннолетних, действующей на территории города Волгодонска, позволяет сделать следующие основные выводы:1.Большинство респондентов (74 %) рассматривают проблему безнадзорности и правонарушенийнесовершеннолетних как серьезную, но разрешимую в масштабах России. Однако, оценивая свое личное отношение, больше половины экспертов относят себя к «смирившимся» и заявляют о приятии указанной проблемы;2.Более трети (39,3 %; 37 %) респондентов уклонились от оценки характера изменений, произошедших за последние 5 лет в ситуации с безнадзорными детьмии несовершеннолетними правонарушителямив России и в г. Волгодонске;3.Подавляющее число респондентов оценивают уровень функционирования системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в г. Волгодонске как «средний» (65,2 %) и «низкий» (8,6 %);4.В качестве основной профилактической меры респонденты называют повышение ответственности семьи за своих детей (84,7 % эффективности); в то же время подготовка высококвалифицированных кадров для работы с безнадзорными детьмии несовершеннолетними правонарушителями, по мнению экспертов, является эффективной лишь на 45,6 %, а развитие социального партнерства государственных и общественных организаций вообще стоит на одном из последних мест в ряду инструментов профилактики безнадзорности и правонарушенийнесовершеннолетних в городе Волгодонске (17,3 % эффективности).Расцениваявышеперечисленные результаты как тревожные сигналы, свидетельствующиеоб определенной дисфункции системы профилактики безнадзорности и правонарушенийнесовершеннолетних, действующейна уровне муниципального образования «Город Волгодонск», считаем целесообразным реализацию в деятельности Комиссии по делам несовершеннолетних и защитеих прав Администрации города Волгодонска следующих мер, направленных на повышение эффективности соответствующей деятельности:1.Активизировать работу по консолидации усилий всех субъектов системы профилактики безнадзорности и правонарушенийнесовершеннолетних, устройства и охраны их прав. 2.Совместно с Отделом по молодежной политике Администрации города Волгодонска усилить работу по созданию детских и юношеских общественных организаций, ориентированных на работу с детьми «группы риска», склонными к безнадзорности и правонарушениям. 3.Необходимо не только ввести в систему обобщение позитивного опыта профилактики безнадзорности и правонарушенийнесовершеннолетних, но и обеспечить общественности доступ к аналитическим исследованиям и отчетам, отражающим причинноследственные связи, сопоставляющим динамику и тенденции общероссийского и регионального уровней в данной области. С этой целью активно использовать такие формы работы как распространение и популяризацияопыта профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних через Советы микрорайонов города, через средства массовой информации, научнопрактические конференции и семинары для широкого круга заинтересованных лиц, включаяпедагогов, специалистов, родителей, общественных деятелей и муниципальных служащих, представителей науки.Исследование мнения специалистов, работающих в системепрофилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних,уместно уже на этапе планированияпрофилактических мероприятий, поскольку ни одна деятельностьне увенчается успехом без многостороннего подхода к анализу условий и факторов повышения эффективности предпринимаемых усилий, среди которых экспертная оценка занимает одно из приоритетных мест.

Ссылки на источники1.Детская беспризорность и социальное сиротство в региональном измерении / Коллектив авторов: Байков Н.М., Березутский Ю.В. и др. Хабаровск: Издательство Дальневосточной академии государственной службы, 2006. –54 с. 2.Ильченко О.Ю. Региональные аспекты безнадзорности несовершеннолетних (на материале опроса экспертов, проведенного в г. Владивостоке // Вестник Тихоокеанского государственного университета, 2009. № 3 (14). С. 245252. 3.Официальный сайт Института экономики, управления и права (филиала) федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Южный федеральный университет» URL: http://vdonskrsu.narod.ru/gallery2/150415conf/pindex.htm