Формирование исследовательской компетенции у будущих учителей

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Яковлева Е. В. Формирование исследовательской компетенции у будущих учителей // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 13. – С. 3701–3705. – URL: http://e-koncept.ru/2015/85741.htm.
Аннотация. В статье описывается опыт работы по формированию исследовательской компетенции как составляющей профессиональной подготовки будущих учителей начальных классов в вузе. Автор рассматривает структуру исследовательской компетенции и этапы ее формирования у студентов, обучающихся по направлению подготовки педагогическое образование (квалификация бакалавр).
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Яковлева Елена Викторовна,доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой начального образования ФГБОУ ВПО «Череповецкий государственный университет», г. Череповецyakovlevaev@chsu.ru

Формирование исследовательской компетенцииу будущих учителей начальных классов в процессе обучения в вузе

Аннотация.В статье описывается опыт работы по формированию исследовательской компетенции как составляющей профессиональной подготовки будущих учителей начальных классов в вузе. Автор рассматривает структуру исследовательской компетенции и этапы ее формирования у студентов, обучающихся по направлению подготовки педагогическое образование (квалификация бакалавр).Ключевые слова:исследовательская компетенция, исследовательская деятельность.

Актуальной проблемой высшей профессиональной школы становится обучение студентов способам поискаи переработки научной информации путем самостоятельной исследовательской практики на основекомпетентностного подхода. Ее решениетребует целенаправленного формирования у обучающихся в вузеисследовательскойкомпетенции,способствующейвысвобождению деятельностного начала в человеке, укреплению его потребности в познании.Особенность педагогической профессии состоит в том, что учитель должен сам уметь познавать науку,изучать, анализировать и обобщать психологопедагогическую и методическую литературу, на практике творчески применять свои знания, быть готовым к интеллектуальной преобразовательной деятельности, к внедрению инноваций, иметь системное видение образовательного процесса, потребности в творческом росте исамореализации, в научноисследовательском подходе к обучению и воспитанию школьников.В связи с этим можно констатировать, что значимымявляетсяформирование исследовательскойкомпетенциибудущих учителейначальных классов в процессе их профессиональной подготовки в вузеуже на уровне бакалавриата.

ВФедеральном государственном образовательном стандарте высшего профессионального образованияпо направлению подготовки «Педагогическое образование» (квалификация «бакалавр») исследовательская компетенциячетко не выделяется, однако в требованиях к результатам освоения основной образовательной программыбакалавриата перечислены компетенции (в группе общекультурных и профессиональных

компетенций), которые можно рассматривать как компоненты исследовательской компетенции. На данный момент среди ученых и практиков нетединого мнения относительно определения исследовательской компетенциипедагога. Так, И.А. Пупынина считает, что исследовательская компетенция педагога это такая характеристика его личности, которая предполагаетвладение на уровне технологии исследовательскимиумениями и способами деятельности, осуществлениепоиска знаний сцельюрешения образовательных проблем, построениеобразовательного процесса в соответствии с ценностямисовременного образования, миссией образовательного учреждения, планируемымиобразовательнымирезультатами[1].

А.В. Багачук и М.Б. Шашкина доказывают, что исследовательскаякомпетенцияучителя

интегративная характеристика еголичности, связанная свладениемметодологическими знаниями, технологией исследовательской деятельности, признаниемих ценности и готовностьюк их использованию в профессиональной деятельности [2]. Таким образом, исследовательская компетенция педагога имеет своиособенности, связанныесоспецификойтехзадач, которые онрешает в процессе своей профессиональной деятельности. Обобщая взгляды исследователей на сущность исследовательскойкомпетенции, можно заключить, что исследовательская компетенция учителя начальных классовявляется частью профессиональной компетентности; подразумевает владение исследовательскими знаниями и умениями; предполагает сформированность определенных качеств личности и готовностик осуществлениюисследовательской деятельности,внедрению ее результатов всвою практическую работус обучающимися. С опорой на приведенные выше определениявструктуре исследовательской компетенции мы выделяемследующие критерии, являющиеся основой для оценки ее сформированности:знание методологических характеристикпедагогического исследования, сущности и особенностей проведения основных методов исследования; умение оценитьсостояние исследуемой проблемы с помощью диагностическихметодик;умение сформулировать цели исследования, вычленить проблемы, выдвинутьгипотезы и обосновать их;

умение спроектировать свою исследовательскую деятельность;умение проводитьпедагогический эксперимент(констатирующий, формирующий), осуществлятьи корректироватьнамеченныедействияпо программеисследования;умениеанализировать результатыдеятельности, интерпретировать полученные данные; проводить самооценку исследовательской деятельности; формулировать выводы, заключение; умение разрабатыватьметодические рекомендации, реализовывать их в ходепедагогической практикив школе;умение выстраивать взаимодействиесо всемиучастниками исследовательского процесса(педагогами, детьми, родителями); умение устно и письменно излагать результатысвоего исследования, проводитьпрезентацию своих идей, участвовать в дискуссии по теме исследования.Формирование исследовательской компетенциив вузе осуществляетсяв первую очередь в исследовательской деятельностистудентов, котораяимеет свою логику, специфику, является важнойсоставной частью учебного процесса. Принцип обучения и развития через исследование становится сегодня основополагающим в разработке новой модели организации педагогического процесса в вузе.В исследовательской деятельности у студентов появляется возможность познать и развить творческие способности, проявить нестандартный стиль мышления, самостоятельно следовать по пути развития научного знания, перманентно восполнять знания, формировать собственную точку зрения, первоначальные навыки научного исследования, отойти от репродуктивного уровня деятельности.

На кафедре начального образования Череповецкого государственного университетасложился определенный опыт подготовки будущих учителейв этом направлении.В процессе формированияисследовательской компетенции бакалавров –будущих учителей начальных классов мы условно выделяемтри этапа.На первом этапепроисходит погружениестудентов в образовательный процесс, при этом акцент делается на самостоятельности и индивидуализации учебной деятельности. На занятиях по педагогике формируются такие умения, как: анализировать и обобщать психологопедагогическую литературу, систематизировать педагогические явления и факты, выделять причины и следствия, решать педагогические задачи, моделировать педагогические ситуации и возможные способы их решения; вычленять и формулировать проблему и др. Студенты также приобретают опыт в написании и оформлении рефератов, докладов по учебным дисциплинам.

Для первокурсников на кафедре организуется презентация научной работы преподавателей и студентов кафедры, конкурс рефератов, мастерклассы, которые проводят по своим исследовательским темам магистры кафедры и др., благодаря чему формируется мотивационная готовность будущих учителей начальных классов кисследовательскойдеятельности.На второмэтапестуденты изучают дисциплину «Методология научнопедагогического исследования», содержание которой позволяет будущим учителям начальных классововладеть общими представлениями и первоначальными умениями исследовательской работы. Студенты знакомятся с понятиями методологии, метода, методики, учатся видеть особенности научного и практического исследования, знакомятся с методикой организации и проведения научнопедагогического исследования.На данном этапе также происходитразвитие индивидуального исследовательского опыта каждого студента через написание и защиту курсовыхработ(всего по учебному плану предполагается написание студентами 6 курсовых работ).Опыт написания курсовых работ позволяет развить интерес к организации собственного опыта научной деятельности, сформировать общие исследовательские умения.Другими формами работы со студентами по формированию их исследовательской компетенции на этом этапе являются: участие в педагогической практике, выступления на научнопрактических конференциях, публикация тезисов и докладов студентов совместно с преподавателями, участие в конкурсах научных студенческих работ внутривузовского и Всероссийского уровня.

Так, напедагогической практикев школе студенты приобретают умения по организации и проведению научноисследовательской работы, в результате чего у них формируются умения наблюдать педагогические явления, интерпретировать полученные результаты, изучать и анализировать опыт учителей начальных классов, использовать психологопедагогические концепции обучения в системе начального образования, проводить эксперимент, оценивать уровень своей готовности к исследовательской деятельности и т.д.Кроме того, в этот период уделяется большое внимание становлению у будущих учителей начальных классов профессионально значимых личностных качеств, таких как целеустремленность, инициативность, самокритичность, рефлексия, способствующихуспешномуформированиюисследовательской компетенции. В этот период происходит накопление опыта исследовательской деятельности, формируется ответственное отношениек исследовательской деятельности, осуществляемой на учебных занятиях и в ходе педагогической практики.Третий этап характеризуется наиболее активным включением студентов в исследовательскую деятельность.Будущие учителя проводят исследование в рамках написания выпускной квалификационной работы (ВКР), осуществляют презентациюсвоей научной работы. Написание ВКР способствуетовладению методологией, логикой, методикой и техникой научнопедагогического исследования, развитию рефлексивных способностей, способности к научному обоснованию, критическому осмыслению и творческому применению форм и методов познания.Будущие учителя начальных классов учатся видеть изменения, происходящие в ребенке, открывать объективные закономерности развития его личности в ходе опытноэкспериментальной работы. В ходе работы студенты приобретают умения вычленять и исследовать в ходе эксперимента значимые психологопедагогические явления, разрабатывать содержание воспитания и обучения ребенка, формы и методы его реализации, корректировать свою педагогическую деятельность на основе объективных критериев ее оценки и оценки личности воспитанника.Тематика выпускных работ выбирается студентами обычно заранее на 3курсе и определяется с учетом реальных задач, современного состояния и перспективразвития начального образования и зачастую бывает сквозной, тесно связаннойс проблематикой курсовых работ.В ходе методологических консультаций по вопросам разработки структуры и логической организации научнопедагогического исследования преподаватели кафедры особое внимание уделяютвыяснению теоретических позиций студента в логике раскрытия темы научноисследовательской работы, оказываютпомощь в определении задач исследования в соответствии с его предметом, в ориентировке в литературных источниках, в раскрытии содержания опытноэкспериментальной работы.У студентов на данном этапе формируется умение составить гипотезу, отобрать и проверить данные, на которых она строится, умение разработатьтехнологию и методику экспериментасцельюдоказательствагипотезы, провести его, систематизировать и обобщить результаты,убедительно аргументировать выводы, представить обобщенный материал в письменном виде согласно требованиям к этому виду работы.В целом проведение методологической работы со студентом позволяет помочь ему целостно представить задачи своего исследования и целенаправленно организовать свой творческий поиск в соответствии с намеченным планом.Итогом третьего этапа формирования исследовательской компетенции студентов является расширение теоретических знаний,практических умений и навыков,грамотное выполнение исследовательской работы,развитие аналитическихи оценочных умений.

Стоит отметить, чтоформированиеисследовательской компетенции будущих учителей начальных классов на кафедре осуществляется не только в учебное, но и во внеучебное время.Студенческий научный кружок, работающий потеме«Формирование гражданской идентичности у младших школьников» (руководитель И.В. Ильинская, к.п.н., доцент), выступает одной из значимых форморганизации исследовательской работы студентов во внеучебное время.Основная цельдеятельности кружка: развитие исследовательскойкомпетенциистудентов по проблеме формирования основ гражданской идентичности у младших школьников (воспитание качеств человека, которые составляют основу коммуникативной, гражданской и социальной активности, развитие творческих способностей, воспитание уважения к культуре и истории своего края).Основныминаправлениямиработыявляются:

научное исследование особенностей формирования гражданской идентичности у младших школьников;

разработка и апробация программы «Я гражданин Вологодского края» для младших школьников;

разработка методических рекомендаций для педагогов по реализации программы «Я гражданин Вологодского края»;

разработка диагностических процедур и методических рекомендаций к их проведению для изучения сформированности основ гражданской идентичности у младших школьников;

написание тезисов, статей по проблеме формирования основ гражданской идентичности у младших школьников, участиев конференциях, олимпиадах, конкурсах, грантах.Анализ деятельности студенческого научного кружка показал, что участие в его работе способствует приобретению студентами опыта исследовательской деятельности, развивает рефлексивные способности, помогает координации основных направлений научноисследовательской деятельности студентов на кафедре.Таким образом, результатыформирования исследовательской компетенции будущих учителей начальных классов зависят от эффективной организации учебного процесса, научноисследовательской работы студентов в университете.

Оценка сформированности исследовательской компетенции студентов на кафедре осуществляется в ходе процедуры представления и защиты ВКР. Так, в ходезащит ВКР установлено, что у 87% выпускниковповышенныйуровень сформированности исследовательской компетенции, у 13% базовый (нормативный).Анализ опыта нашей работы позволил выделить следующие педагогические условия, способствующие формированию исследовательской компетенциибудущих учителей начальных классов на всех выделенных этапах ее развития в процессе обучения в вузе:осуществление педагогической диагностики сформированности исследовательской компетенциистудентовна каждом этапе и реализация корректирующих мер;

построение совместной научноисследовательской работы преподавателя и студента на основе сотрудничества; опора на индивидуальный опыт студентов, учет их исследовательских интересов при отборе творческих заданийв рамках научноисследовательской работы;целенаправленное развитие рефлексивных способностейстудентов;целенаправленное развитие профессионально значимых качеств личности (активность, ответственность, целеустремленность и др.);использование разных форм работы при организации исследовательской деятельности студентовв учебное и внеучебное время. Однако эффективное формирование исследовательской компетенции в значительной степени зависит не только от создаваемых внешних условий, но и от направленности и внутренней активности самих студентов, характера их деятельности. Поскольку исследовательская компетенция формируется в основном в исследовательской деятельности, мы посчитали необходимым выяснить, насколько она привлекательна для студентов.

С целью выяснения отношения будущих учителей начальных классов к исследовательской деятельности мы провели опрос среди студентов 4 курса, написавших выпускную квалификационную работу (23человека). При анализе данных нас прежде всего интересовали качественные изменения, произошедшие у выпускников, а не количественные. Данные, полученные нами, свидетельствуют о позитивных изменениях, произошедших в сознании будущих учителей под влиянием исследовательской деятельности в вузе.Так, отвечая на вопрос «Должен ли современный учитель заниматься исследовательской деятельностью?», все студенты ответили утвердительно. Раскрывая свою позицию, они отмечают, что исследовательская работа способствует повышению теоретических знаний, обеспечивает профессиональный рост, способствует совершенствованию педагогического процесса и повышению его эффективности, стимулируетсаморазвитие и самообразование учителя. Важным, на наш взгляд, является то, что будущие учителя считают, что исследовательская деятельность помогает педагогу утвердить себя как личность и как специалиста. Студенты осознают, что исследовательская деятельность учителя может успешно протекать при сформированности у него исследовательскойкомпетенции.Студенты выпускники придают большое значение творческим и интеллектуальным, коммуникативным и организаторским умениям и способностям в осуществлении исследовательской работы.Таким образом, систематическая и планомерная подготовка будущих учителей начальных классовв процессе обучения в вузе к проведению научных исследований способствует формированию у них исследовательской компетенции, содействует развитию аналитических и оценочных умений, целеустремленности, ответственности, инициативности.

Ссылки на источники1.Пупынина И. А. Формирование исследовательской компетенции у студентов педагогического колледжа. URL: http://festival.1september. ru/articles/584510/2.Шашкина М. Б., Багачук А. В. Формирование исследовательской деятельности студентов педагогического вуза в условиях реализации компетентностного подхода. Красноярск: Краснояр. гос. пед. унт им. В.П. Астафьева, 2006. 240 с.