Коммерция: теоретические аспекты и проблемы развития в России

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Смирнов М. О. Коммерция: теоретические аспекты и проблемы развития в России // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 13. – С. 3831–3835. – URL: http://e-koncept.ru/2015/85767.htm.
Аннотация. В статье представлены подходы к определению коммерческой деятельности, рассмотрены основные проблемы развития коммерческой деятельности в России.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Смирнов Михаил Олегович,к.э.н., доцент кафедры экономики и предпринимательства, ЧОУ ВПО «Институт правоведения и предпринимательства» (ЧОУ ВПО «ИПП»), СанктПетербург, г.Пушкинipprio@mail.ru

Коммерция: теоретические аспектыи проблемы развития в России

Аннотация.В статье представлены подходы к определению коммерческой деятельности, рассмотрены основные проблемы развития коммерческой деятельности в РоссииКлючевые слова:коммерческая деятельность, проблемы развития коммерческой деятельности, монополия, коррупция, культура рыночных отношений

Согласно представлениям современной экономической теории, предпринимательство, а соответственно и его часть, –коммерция, являютсяфакторамиразвитиянародного хозяйства.Всовременной экономической ситуацииРоссия столкнулась с рядомпроблем, которые затрудняют эффективное действиеданных движущих силнациональной экономики.Самтермин «коммерция»происходит от латинского kommercium, что означает «торговля». Торговля –приобретение и продажа товаров, в узком смысле –ряд покупок и продаж.Внаучной литературе под процессом продажи часто понимаютряд последовательных действий, которые совершают коммерсанты.Эти действия направленына то, чтобы подтолкнуть потребителяк совершению требуемого действия.Данный ряд, как правило, завершается комплексом послепродажных мер, направленных наобеспечениеудовлетворенности клиента по итогам заключенной сделки.

Всоответствии с законодательством России, коммерческая деятельность–это деятельность, основной целью которой является извлечение прибыли. Также представляется интересным позиция некоторых ученыхэкономистов, рассматривающих коммерцию, как нематериальную сторону общественного производства, основанную на реализации населению услуг [7].Соглашаясь в ряде моментов с вышеуказанными определениями, понятие «коммерция» требует некоторой конкретизации. Так, указанныевыше «законодательное» определение, по нашему мнению, более справедливо для бизнеса в целом. Также справедливым следует считать, что основа коммерции в принципе –оказание населениюопределенных услуг. Однако здесь важно понимать о каких именно услугах идет речь. На наш взгляд, это ряд определенных сервисных процедур, на которых строится реализация товаров и услуг.В этой связистоитрассматривать коммерческую деятельность как совокупность взаимосвязанных процессов, содержание которых можно охарактеризовать с позиции перечня следующих задач:поиск и закупка необходимых ресурсов, материалов иоборудования организациями различных отраслей экономики;материальнотехническое снабжение икоммерческое сопровождение приобретения;планирование объемазакупки товаров с учетом необходимого уровня прибыли;разработкаассортимента; планирование реализациипродукции на промышленных предприятиях;организация реализациипродукции предприятиями, то есть непосредственно коммерческая продажа;выбор достойногопартнера в коммерческой деятельности;оптовая торговля и коммерческое посредничество по продаже товарови реализации услуг;розничная торговля[7,9].Так какцентральнымобъектом коммерческой деятельности является акт куплипродажи(сделка)товара и услуги, здесьна первый план выходитрасчетная, денежная и связанная с ней правовая сторона деятельности коммерсантов:определение цены, обеспечивающей максимально возможнуюприбыль;заключениеконтрактови договоров;работа с поставщиками;организация закупок и продаж;организация рационального товародвижения;расчет коммерческогориска;работа с финансовокредитными организациями;ведениетаможенныхопераций.Отметим, что во всех перечисленных случаях подразумеваетсяведение коммерческих расчетов.Рассмотрим актуальныепроблемы, с которыми сталкиваются хозяйствующие субъекты товарных рынков и сферы услуг в процессе осуществления коммерческой деятельности в России:недостаточно эффективноезаконодательноправовое и нормативное обеспечение, несовершенство системы налогообложения, частые изменения в законодательной базев области коммерции и в целом, отсутствие оперативной информации о законодательной базеу субъектов коммерческой деятельности,частые нарушенияконтрагентамивзаимных обязательств, сильноевлияние криминальных структур,высокий уровень коррупциив стране,недостаточное развитие инфраструктуры товарных рынков, значительныетранспортные издержки, высокая степень монополизации экономики, несовершенство системы финансовокредитных отношений, низкий уровень культуры рыночных отношений[9,10].Спектр проблем достаточноширок –он охватывает не только экономическую, но и социальную, а также политическую системы государства. Остановимся на тех из них,которые наиболее актуальны.По мнению многихученых, с которыми, в целом, можно согласиться, одним из важнейших условий развитияи нормальногоосуществлениякоммерческой деятельности является свободная конкуренция, которая подразумевает под собой сведение к минимуму или полное отсутствие монополий.Проблема монополизма в экономике вызывает интерес и дискуссии среди экономистов уже более ста лет. Она основана на развитииразличных форм конкуренции, которые в свою очередь неоднозначны, так как реальная жизнь очень динамична и в ней существуют не только критерии экономической эффективности, но действуют и политические, и социальные факторы.С одной стороны, монополии ограничивают выпуск продукции и устанавливают более высокие цены в силу своего монопольного положения на рынке.С другой –естьвесомые аргументы в пользу монополий. Продукция монополистических компаний, как правило,отличается достаточно высоким качеством, монополизация рынка или его сегментоввоздействует на повышение эффективности производства: крупная организацияна защищенном рынке обладает достаточными средствами для успешного проведения исследований и разработок, инноваций.Как правило, правительства стран с развитой рыночнойэкономикой стараются в определенноймере ограничиватьмонополизм, поддерживая и поощряя конкуренцию.В этой связи Российское правительство еще в 1994 году подготовилоПостановление «О государственной программе демонополизации экономики и развитии конкуренции на рынкахРоссийской Федерации (основные направления и первоочередные меры)»,что положило начало развитию правового обеспечения конкурентной средыи разработке программ демонополизации и развития конкуренции. В настоящее времяантимонопольная политика государства осуществляется посредством Федеральной антимонопольной службы(ФАС России), которая является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим следующие функции:принятиесоответствующих нормативноправовых актов;контроль и надзорза соблюдением законовв сфере конкуренции на рынкахтоваров, защитаконкуренции на рынке финансовых услуг;регулирование деятельности субъектов естественных монополий и сферы рекламы[8].На данном этапе развития вРоссийской Федерации проблема монополизации перестает быть чисто экономической, все больше становится политической. Потому эффективность антимонопольной политики России невелика и,несмотря на все предпринимаемые государством меры, в стране до сих пор присутствует чрезмерная монополизация экономикии, как следствие, деформация рынка.Это требует от коммерсантов соответствующего подхода к своей деятельности, особенно тех, кто действует на рынке тех товаров и услуг, где позиции монополистов сильны.Далее следуетвыделить такую проблему развития коммерческойдеятельности, какнесовершенствоналоговой системы России, которая формировалась под сильным давлением текущих и весьма неблагоприятных обстоятельств и характеризуется очевидной фискальной направленностью.В настоящее время важнойзадачей модернизации системыналогообложения в России, прежде всего, должнастать переориентация неформальных практик на писанные формальные законы. Важно убедить участниковрынка товаров и услугв целесообразности уплаты налогов, а также в соразмерности налогов тем общественным потребностям, которые налоговые поступлениядолжны удовлетворять с помощью государственного финансирования[1].Проведенныеисследованияпоказывает, что взимаемые в России налоговые платежи далеко не в полном объеменаправляются на решение общественных задач и удовлетворение общественных потребностей. Если в цивилизованных странах предприниматели работают над оптимизацией налоговой нагрузки, то вРоссиичасто вообщеотказываются от уплаты налогов, в связи с этим одной из центральных задачмодернизации государственного управлениявыступает восстановление доверия агентов к порядку расходования средств госбюджета. Только тогда для отечественных коммерсантовстанет актуальным вопросоптимизации налогообложения [2,3,4].Еще одной важной проблемой, стоящей на пути развития коммерциии предпринимательства в целом, является коррупция.Данное экономикополитическое явлениев Россииразвилосьпри переходе страны к товарноденежным отношениям в начале 90х, врезультате произошло прочное соединение бизнесструктур игосударственной власти.Проблема коррупции в Россиистоит достаточноостро, поэтому борьба с коррупциейявляется одним из приоритетных направлений государственной политики. Так, сформирован Совет при Президенте Российской Федерации по противодействиюкоррупции, вступил в силу федеральный закон «О противодействии коррупции», сформированы комитеты и комиссии по борьбе с коррупциейв органах государственной власти[8].Следует отметить, что коррупция является сильнымразрушительным препятствием для экономического, социального и политического развития страныв целом. При этом,с позиции коммерсантов, коррупция в страневедёт к значительному удорожанию услуг и товаров, от чего страдают как сами коммерческие структуры, так и их потребители –населениестраны.Возможным направлением поборьбе с коррупцией и в то же время основнымусловием эффективности всех остальных предлагаемых мерявляется сотрудничество власти и общества, а значит –реальный контроль гражданского общества над работой органов власти на всехуровнях, в том числе в области деятельности коммерческих структур.На наш взгляд, среди проблем развития коммерциив России отдельно следуетостановиться на низком уровне культуры рыночных отношений. Так, культура отношений между субъектами рынка–это определенная, сложившаяся совокупность принципов, приемов, методов осуществления коммерческой деятельности данными субъектами в соответствии с действующими в обществезаконами, нормативными актами, традициями и обычаями делового оборота, этическими и нравственными правилами, нормами поведения при осуществлении цивилизованного бизнеспроцесса[5].Формирование культуры рыночных отношенийопределяется рядом факторов,среди которых главнымиявляютсяцивилизованная внешняя предпринимательская среда, общественный и государственный менталитет;реально действующие правовые нормыи законы,устанавливающие права, обязанности, ответственность коммерсантов;сами предпринимателии ихкультурный уровень.Современные социологи и экономисты считают, что российскому обществу и рынку для того, чтобы окончательно выйти из кризисного состояния и перейти на устойчивое развитие, в первую очередь необходимо решить проблему формирования и развития культуры рыночных отношений. Это требует всестороннего исследования и осмысления, выявления всех составляющих механизма проникновения культуры в рыночныеотношения и специфики ее влияния на различные возрастные группы населения, которые вступают в трудовую деятельность ужев условиях рыночных отношений [7,9].Культура коммерческой деятельности напрямуюзависит от культуры организаций, функционирующих на рынке и уровня культуры самих коммерсантов, от развития этики и делового этикетав бизнессреде. Здесь, прежде всего,необходима переориентацияна законность ведения деятельности коммерческогохарактера нарынке товаров и услуг в целом, общественное признание коммерческой деятельности как неотъемлемой легальной составляющей современного развитого общества, а затем уже корректировка остальных элементов культуры деловых отношений, таких как деловой этикети другие. Таким образом,коммерциюопределим как деятельность по обеспечению куплипродажи товарови услуг, которая сопровождается проведением определенныхрасчетов, с целью извлечения необходимой дляорганизацииприбыли в условиях существующих правовых норми рыночной ситуации.Общиенаправления решения выделенных проблем, стоящих перед коммерсантами России,обозначим рядом положений.Вопервых, при работе в условиях монополистической конкуренции коммерсантам необходимо строить свою деятельностьс учетом особенностей такогосостояния рынка товаров и услуг, а государственным органам власти, в свою очередь, максимально способствовать устранению рыночных искажений, которые дают монополии. Вовторых, необходимывосстановление доверия со стороны организаций, ведущих коммерческую деятельность,к налоговой системе и ее оптимизацияв интересахпредпринимателей. Втретьих, для снижения негативных проявлений коррупции следует совершенствовать механизмы сотрудничества власти и общества. Вчетвертых, в целях повышения уровня культуры рыночных отношений, переориентировать принципы деятельности коммерческих структур и самих коммерсантовна осуществлениезаконногобизнесаи получениедоходаи прибыли от негона легальной основе.Следует указать на тот факт, что всвете наступившей в экономике Российской Федерации в 20142015 годах рецессии и экономического кризиса,выявленные проблемные моменты будут только усиливаться.Без активности в преодоленииэтихнегативных тенденций со стороны коммерческих структур, без принятия адекватных решений государственной властьюв данной сфере,в России затруднительно гармоничное развитие коммерческой деятельности.



Ссылки на источники1.Жук А.А. Асимметричность институциональной мотивации экономических субъектов // Экономика и управление: научнопрактический журнал. –2010. –№6. –С. 36.2.Орлов А. НДС и воспроизводственный процесс // Вопросы экономики. –2011. –№7. –С. 129.3.Плаксин Ж., Жулин А. Пути модернизации государственного аппарата // Вопросы экономики. –2008. –№ 2. –С.73.4.Рыманов А. Налогообложение и поддержка производителей // Экономист. –2011. –№ 9. –С. 90.5.Шихирев П.Н. Введение в российскую деловую культуру. –М.: Новости, 2000.6.«О противодействии коррупции» № 273ФЗ от 19.12.2008 г.// http://base.consultant.ru.7.Федеральный образовательный портал «Экономика. Социология. Менеджмент». ULR: http://ecsocman.hse.ru(дата обращения 26.01.15).8.Официальный сайт Федеральной антимонопольная службы Российской Федерации. ULR: http://www.fas.gov.ru(дата обращения 26.01.15).9.Портал по развитию бизнеса «Komer.ru». ULR: http://www.komer.ru(дата обращения 21.01.15).10.Бизнеспортал «Коммерсант.ru». ULR: http://www.kommersant.ru(дата обращения 21.01.15).