Моделирование влияния повышения пенсионного возраста на дефицит пенсионной системы (на примере Кемеровской области)

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Чекменева Т. Д., Дмитриева О. В. Моделирование влияния повышения пенсионного возраста на дефицит пенсионной системы (на примере Кемеровской области) // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 13. – С. 3956–3960. – URL: http://e-koncept.ru/2015/85792.htm.
Аннотация. В статье рассматриваются проблема дефицита финансовых ресурсов пенсионной системы РФ, причины его возникновения, пути развития реформы пенсионного обеспечения. Приводятся данные демографических прогнозов, прогнозов доходов и расходов пенсионной системы Кемеровской области, полученные на основе актуарной модели. Построена эконометрическая модель зависимости дефицита пенсионной системы Кемеровской области от основных влияющих факторов, на основе которой рассчитаны размеры дефицита/профицита на перспективу до 2025 г. при различных вариантах повышения пенсионного возраста.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Чекменева Татьяна Дмитриевна,к.т.н, доцент, Кемеровский государственный университет, г. Кемеровоchtd42@yandex.ru

Дмитриева Ольга Владимировна,магистрант, Кемеровский государственный университет, г. Кемеровоolga_7373@mail.ru

Моделирование влияния повышения пенсионного возраста

на дефицит пенсионной системы (на примере Кемеровской области)

Аннотация.В статье рассматривается проблема дефицита финансовых ресурсов пенсионной системы РФ, причины его возникновения, пути развития реформы пенсионного обеспечения.Приводятся данные демографических прогнозов, прогнозов доходов и расходов пенсионной системы Кемеровской области, полученные на основе актуарной модели. Построена эконометрическая модель зависимости дефицитапенсионной системы Кемеровской области от основных влияющих факторов, на основе которой рассчитаны размеры дефицита/профицита на перспективу до 05 г. при различных вариантах повышения пенсионного возраста.Ключевые слова:дефицит финансовых ресурсов пенсионной системы, демографический прогноз, эконометрическая модель

Пенсионное обеспечение –одно из приоритетных направлений политики государства. Для государственного управления средствамипенсионнойсистемыпостановлением Верховного Совета РСФСР в 1990г. был образован Пенсионный фонд Российской Федерации. ПФР–одиниз важнейшихсоциальных институтов страны. Это крупнейшая Федеральная система оказания государственных услуг в области социального обеспечения. Денежные средства ПФР не входят в состав федерального бюджета, других бюджетов и фондов и не подлежат изъятию на другие цели. Создание Пенсионного фонда Российской Федерации стало точкой отсчета в решении одной из важнейших задач по реформированию социальной сферы Российской Федерации –перехода от государственного пенсионного обеспечения к обязательному пенсионному страхованию. С 1991года ПФР является государственным страховщиком по обязательному пенсионному страхованию в Российской Федерации.Для стабильного функционирования важна степень самообеспеченности пенсионной системы, котораяопределяется соотношением доходов и расходов бюджета ПФР. Доходы в виде страховых взносов принято называть доходами фонда обязательного пенсионного страхования. Они формируются за счет средств единого социального налога.Основной расходной статьей ПФР является выплата пенсий. Таким образом, финансовое состояние бюджета Пенсионного фонда зависит, прежде всего, от численности занятого населения и численности пенсионеров.Однако в настоящеевремяпенсионная система является финансово несбалансированной и не в состоянии обеспечить долгосрочную финансовую устойчивость в будущем. На протяжении нескольких лет существует дефицит пенсионной системы.

Главная проблема нынешней несбалансированностив том, что долгое время сохранялась ориентация на условия уходяших социальноэкономических отношений: низкую дифференциацию доходов населения, сильную однородность общества по многим показателям, высокую предсказуемость макроэкономических показателей.

Другими словами, проблема дефицита финансовых ресурсов пенсионной системы в России обусловлена ее историческим прошлым, многиесегодняшниепроблемыуходят корнямив ранее существовавшую централизованную систему хозяйствования и ее законы, когдавозраст выхода на пенсию был 55 лет для женщин и 60 лет для мужчин, что сохраняется и сейчас. А за работу во вредных условиях труда и в тяжелых климатических условиях можно было стать пенсионером на 5–10 лет раньше. Этильготы финансировало государство. Проблемы дефицита финансовых ресурсов возникли еще в советском пенсионном обеспечении. Поскольку число пенсионеров быстро увеличивалось, а тарифы отчислений для предприятий оставались практически неизменными, росла доля государства в финансировании пенсий. К 1980 году доля дотаций из союзного бюджета достигала 60 %. При этом в середине 1980х годов ситуация обострилась в связи с падением мировых цен на нефть и газ: сокращались национальный доход и объем производства, нарастал дефицит госбюджета (в конце 1980х годов он приблизился к 10 % валового национального продукта) [1]. Естественно, что финансовое состояние пенсионной системы также ухудшилось, учитывая ее зависимость от бюджета. Очевидно, для анализа состояния и перспектив развития пенсионной системы необходимо изучать тенденции изменения важнейших демографических показателей:рождаемости,смертности, ожидаемой продолжительности жизни, а также многих макроэкономических показателей. Согласно прогнозам Доклада о развитии человеческого потенциала 008 г. ©Демографическая политика России: от размышлений к действиюª[2] в результате естественной убыли население России сократится к 05 г. на 10 млн. человек. Этот прогноз подтверждают и итоги переписи населения 010 г.: естественная убыль населения в 00010 гг. составила 474 тыс. чел., в среднем 59 тыс. чел. в год. Экстраполяция этого тренда на период 01005 гг. дает общее сокращение численности населения на 8,8 млн. чел. Демографические тенденции тесно связаны с экономическими. Рост населенияявляется определяющим фактором поддержания устойчивых тенденций роста экономики. Сокращение доли трудоспособного населения (в связи с его старением) увеличивает нагрузку на социальныеобязательствагосударства в расчете на одного работающего, –всвою очередь эта нагрузка становитсядополнительным бременем, препятствующим энергичному экономическому росту. Кроме того, в последние десятилетия события в пенсионной сфере показали высокую степень опасности ее зависимости от текущих экономических кризисов и политических приоритетов[3]. Таким образом, проблемапенсионной системы все больше приобретает характер макроэкономической и системной проблемы экономики. Для получения долгосрочных прогнозов в настоящее времяв отделениях ПФР используется актуарнаямодель оценки финансового состояния системы пенсионного обеспечения, реализованная в виде программы Visual Basic for Application(Департамент актуарных расчетов и стратегического планированияПФР). Модель имеет блочную структуру и позволяет прогнозировать основные демографические показатели и макроэкономическиепоказатели развития региона на период до 075 года.Отдельными блоками рассчитываются доходы и расходы пенсионной системы, формируется баланс системы обязательного пенсионного страхования.На базе актуарной модели выполнен прогноз демографического развития Кемеровской области,а также объемов поступления сумм страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, объемов расходов по распределительной и накопительной составляющим, свод баланса финансовой составляющей бюджета пенсионной системы до 05 года.В результате прогнозирования получено: численность постоянного населения области будет убывать на всем прогнозном горизонте. С 010 (с момента последней переписи населения) по 05 гг. она снизится на 145,8 тыс. чел. или на 5,%.Ожидаемая продолжительность жизни постоянного населения области с 010 по 05 гг. увеличится на 1,6 года. Так к концу прогнозного горизонта этот показатель составит 67,9 лет, в том числе у мужчин –6,9 лет (увеличение –,6 года). У женщин же продолжительность жизни не увеличится и составит 7, лет на всем прогнозируемом периоде. Таким образом, значительные различия в продолжительности жизни по половому признаку постепенно сглаживаются. Согласно международным критериям население считается старым, если доля людей в возрасте 65 лет и старше во всем населении превышает 7 %. В Кемеровской области 11,8 % жителей (почти каждый восьмой кузбассовец) находится в возрасте 65 лет и старше. Причем процесс демографического старения населения в гораздо большей степени характерен для женщин. Прогнозируется, что к 05 году доля женщин старше 65 лет составит ,4 %. При этом удельный вес трудоспособного населения за период 01005 гг. снизится на 5, %, что означает снижение численности наемных работников.В то же время прогнозируется, что рост числа получателей трудовой пенсии продлится вплоть до 016 года (численность пенсионеров по старости составит 697,6 тыс. чел.). А затем, в результате естественной убыли, численность получателей пенсии по старости будет постепенно снижаться (в 05 году –659,8 тыс. чел.). Всего за период 01005 гг. численность получателей трудовой пенсии по старости снизится на 1,5 тыс. чел. или на 4, %. В результате коэффициент демографическойнагрузки к 05 году составит 759 чел. нетрудоспособного возраста на 1000 трудоспособных граждан (для сравнения этот показатель в 010 году составлял 61 чел.). В результате имеющихся демографических тенденций расходы на выплату трудовой пенсии на всем прогнозируемом периоде постоянно увеличиваются, хотя и со снижением темпов роста. Так, с 015 по 05 гг. произойдет увеличение более чем в  раза. Это объясняется продолжающимся ростом численности пенсионеров по старости за счет выхода на пенсию лиц послевоенных годов рождения. Кроме численности пенсионеров, на увеличение расходов оказывает влияние и размер трудовой пенсии, для которого на протяжении периода до 05 г. прогнозируется увеличение на 8,7 тыс. руб. или почти в  раза.Таким образом, в Кемеровской области ожидается негативный демографический тренд, в то время как расходы на выплату пенсий будут увеличиваться из года в год. Такая ситуация приведет к росту расходной части бюджета и, как следствие, увеличению дефицита пенсионной системы.Несмотря на то, что фактическое поступление доходов в области увеличивается из года в год, обеспеченность собственными средствами на выплату пенсий неуклонно снижается. Такая ситуация во многом связана с тем, что численность получателей и средний размер выплат постоянно увеличиваются. Так за последние десять лет численность получателей пенсий увеличилась на 5 %, а средний размер пенсии вырос в ,5 раза.Такиевыводысправедливыне только для пенсионной системы данного региона, но и для ПФР в целом. Оценки, сделанные Всемирным банком после нескольких лет пенсионной реформы, довольно пессимистичны. Специалисты приходят к выводу, что к середине 00х годов пенсионная система РФ окажется перед очень тяжелым политическим выбором, вызванным макроэкономической разбалансированностью общего размера пенсионных выплат и их источников. Продолжение реформы станет неизбежным[4]. При этом наиболее разумным способом избежать рисков незавершеннойреформы видится постепенный переход к накопительной системе с заблаговременным (за 5 лет до его начала) и медленным повышением пенсионного возраста (и/или стажа) [5]. Действительно, во первых, в настоящее время уже достаточно высоки коэффициенты демографической нагрузки работников пенсионерами. Вовторых, высока (около трети) и растет доляработающих пенсионеров. При этом масштабы занятости пенсионеров наиболее сильноснижаютсяпосле достижения женщинами 60 лет, а мужчинами 65 лет.Следовательно, реальной утраты трудоспособности подостижении установленного (тем болеедосрочного) пенсионного возраста не происходит. Более того, сохранение границ пенсионного возраста фактическиозначает существенное сокращение трудовой жизни. Раньше вмомент выхода напенсиюсредняя продолжительность периода занятости составляла примерно45 лет для мужчин и 40 для женщин. А в последнее времяв связи с удлинением периода получения образования и распространением досрочного выхода на пенсию она снизилась до  лет умужчин и 0 лет уженщин. Предлагаемая сегодня формула решения проблемысостоит вповышениипенсионного возраста до 6 лет для обоих полов к 00 г. (для женщин —на 6 месяцев за год, для мужчин —на  месяца в год) и соответствующемповышениинормативного стажа работы[5]. Возраст 6 года до недавнего времени был стандартным возрастом выхода на пенсию в развитых странах, но в 010—011 гг. целый ряд стран повысил пенсионный возраст до 65—68 лет. Однаков России ввидуотносительно низкой продолжительности жизни предлагается пока ограничиться повышением пенсионного возраста до 6 лет, причем делать это постепенно, пока не сравняется возраст выхода на пенсию для мужчин и женщин, что должно произойтик 00 г. Очевидно, может возникнуть вопрос: почему именно 6 года? И почему одинаково для мужчини женщин? Далее в статье предпринята попытка дать обоснованный ответ на эти вопросы на основании расчетов, произведенных с помощью эконометрической модели зависимости дефицита пенсионной системы от основных влияющих факторов. Рассмотрим моделирование различных вариантов повышения пенсионноговозраста на примере статистических и прогнозных данных по Кемеровской области. Моделирование финансовых результатов пенсионной системы Кемеровской области на 01005 гг. основано на данных актуарных прогнозов(по инерционному сценарию), а также на расчетах предположительного изменения этих данных при увеличении возраста выхода на пенсию. Рассмотрим четыре варианта увеличения пенсионного возраста (табл. 1). Таблица 1Варианты повышения пенсионного возраста

№ вариантаВозраст мужчин, летВозраст женщин, лет16156262573635846060

Для получения

прогнозов для этих вариантов используем модель множественной линейной регрессии вида:

,где у–зависимая переменная, отражающая финансовый результат пенсионной системы;х1,…, хk–факторные переменные, влияние которых обуславливает изменение зависимой переменной у;

–искомые параметры связи.Исходя из содержательного смысла изучаемой взаимосвязи, в качестве переменных данной модели первоначально были взяты:

y—показатели дефицита пенсионной системы, млрд. руб.;x1—численность наемных работников, тыс. чел.;x2—численность пенсионеров, получающих трудовые пенсии, тыс. чел.;x3—номинальная среднемесячная заработная плата, руб.;x4—среднегодовой размер трудовой пенсии, руб.; x5—темп прироста ВРП (в % к пред. году).Однако, построенная по этим переменным модель, оказалась неудовлетворительной ввиду высокой мультиколлинеарности факторов. Анализ качества этой модели показал, что ее нельзя признать адекватной, несмотря на высокое значение коэффициента детерминации R².Было принято решение уменьшить количество факторов и оставить те, которые являются наиболее существенными для изучаемой зависимости. При этом были выбраны такие факторы, которые поддаются регулированию. Это позволит варьировать результаты прогнозирования, сравнивать их и выбирать наиболее приемлемые сценарии.Очевидно, что на изменение дефицита бюджета пенсионной системы определяющее влияние оказывают факторы: x1(численность наемных работников) и x2(численность пенсионеров). По данным переменных у,x1,x2, полученным в актуарном прогнозе, построено уравнение регрессии. Результаты расчета приведены на рис. 1.

Регрессионная статистика



Множественный R0,986596645



Rквадрат0,973372939



Нормир. Rвадрат0,969276468



Стандартная ошибка2,603007211



Наблюдения16





Дисперсионный анализ



dfSSMSFЗначимость FРегрессия23219,9574311609,9787237,612565,82E11Остаток1388,083404996,7756465

Итого153308,040836









КоэффициентыСтандартная ошибкаtстатистикаPЗначение

Yпересечение223,5581926138,7594751,611120,1311559

X 10,0342520720,0893651150,3832820,7077049

X 20,3861630870,0754878535,11556590,0001983

Рис. 1. Результаты расчета эконометрической модели.

Рассчитанное уравнение можно записать в виде:

(1)

Данное уравнение статистически значимо: фактическая значимость критерия Фишера равна 0,000000000058; коэффициент детерминации: 0,97. Это говорит о высокой степени объяснимости изменения результативной переменной совокупным влиянием факторных признаков.Анализ уравнения (1) показывает, что при увеличении численности наемных работников (x1) дефицит финансового обеспечения пенсионной системы сокращается, а при увеличении численности пенсионеров (x2) –растет.Чтобы провести моделирование для вариантов, предложенных в табл. 1, необходимо получить новые данные для переменных x1и x2, соответствующие вариантам возрастов выхода на пенсию. Затем эти данные нужно подставить в уравнение (1) и рассчитать прогнозные значения у.Для получения данных о предположительной численности наемных работников и пенсионеров с различными пенсионными возрастами (из табл.1) были проведены специальные интерполяционные расчеты на основе данных актуарного прогноза и данных статистики. В этих расчетах были использованы ежегодные данные о вновь назначенных пенсиях, о численности пенсионеров мужского и женского пола.Послеподстановки новых данных x1и x2в уравнение (1) согласно вариантов таблицы 1 были рассчитаны значения удля всех этих вариантов на период 01005 гг. По результатам расчетов построены графики, показывающие динамику показателя у (дефицит пенсионной системы) для различных сценариев (рис. 2, ряды 14). Для сравнения, наряду с предложенными сценариями, на рис. 2также приведен график результатов актуарного прогноза (ряд 5) по реалистичному (инертному) сценарию.

Рис. 2.Прогнозная динамика финансовых результатов пенсионной системы Кемеровской области на 01005 гг. при различных вариантах возраста выхода на пенсию (см. табл.1).

Графики на рис. 2дают наглядное представление о том, как будет работать в будущем каждыйиз предложенных вариантов. Сравнение этих графиков показывает, что актуарный прогноз по инертному сценарию развития, полученный отделени-80-60-40-2002040608010012345678910111213141516Ряд1Ряд2Ряд3Ряд4Ряд5ем Пенсионного фонда по Кемеровской области, предлагает наихудший(из пяти вариантов)финансовый результат. Дефицит бюджета пенсионной системы неуклонно растет и достигает к 05 году почти 75 млрд. руб.Наилучший финансовый результат соответствует варианту № 4 табл. 1 –на всем периоде наблюдается не дефицит, а профицит бюджета пенсионной системы. Также на рис. 2 видно, что профицит наблюдается и при вариантах №  и № , но в отдаленной перспективе. Таким образом, моделирование различных сценариев развития дает возможность выбрать наиболее приемлемый вариант –более выгодный для увеличения доходов пенсионной системы с возможностью обеспечения рабочими местами пенсионеров, желающих продолжать работать.Полученные результаты наглядно показывают обоснованность решения о принятии одинаковой возрастной границы выхода на пенсию для мужчини женщин. Также небезоснователен выбор возраста 6 лет –на рис.  ряд  выглядитлучше, чем ряды 1 и  (хотя они рассчитаны для разных возрастов мужчин и женщин). Объединяя выводы по рядам  и 4, можно ожидать, что предлагаемое выше решение (т.е. пенсионный возраст 6 года для всех работников)даст ожидаемые результаты.

Ссылки на источники

1.Гонтмахер Е.Ш. Пути совершенствования российской пенсионной системы / Гонтмахер Е.Ш. // Уровень жизни населения регионов России. –2008. –N8. –С. 36.

2.©Демографическая политика России: от размышлений кдействиюª / Доклад ПрООН от 8.04.008. Режим доступа: undp.ru.3.Евдокимова Т.С. Риски накопительной пенсионной системы / Евдокимова Т.С. // Финансы. –2006. –N9. –С. 62.

4.Финансовые перспективы пенсионной реформы России / Баскаков В. Н., Крылова Е. К., Селиванова А. В., Яненко Е. А. // Финансы. –2007. –N4. –С. 56.

5.Синявская О. В. О возможности изменения пенсионного возраста в России // Уровень жизни населения регионов России. –2010. –N6 (Тем. вып.: Пенсионная система: пути модернизации). –155 с.