Методика бюджетирования выпуска и продаж готовой продукции

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Яроцкая Е. В. Методика бюджетирования выпуска и продаж готовой продукции // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 13. – С. 3991–3995. – URL: http://e-koncept.ru/2015/85799.htm.
Аннотация. В работе рассмотрена методика формирования бюджета выпуска и продажи готовой продукции для промышленного предприятия. Проведено обоснование выбора методики расчета объемов продаж на перспективу, установления цены, обоснования остатков готовой продукции в перспективе. Использование представленных методик позволяет сформировать бюджет продаж промышленного предприятия.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Яроцкая Елена Владимировна,кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры экономических наук,Смоленский филиал ФГБОУ ВПО «Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова», г. Смоленскwinner130374@rambler.ru

Методика бюджетирования выпуска и продаж готовой продукции

Аннотация.В работе рассмотрена методика формирования бюджета выпуска и продажи готовой продукции для промышленного предприятия. Проведено обоснование выбора методики расчета объемов продаж на перспективу, установления цены, обоснованияостатков готовой продукции в перспективе. Использование представленных методик позволяет сформировать бюджет продаж промышленного предприятия.Ключевые слова:бюджетирование, готовая продукция, управление бизнесом, промышленное предприятие, планирование.

Бюджетирование необходимо, прежде всего, рассматривать как один из приемов управления предприятием, основой которого является формирование бюджетов различных уровней. С целью эффективного процесса управления необходимо организовать контроль исполнения бюджетов в центрах финансовой ответственности. Основнойцелью бюджетирования, как в прочем и любогоинструмента управления, это достижение стратегических и тактических целей деятельности организации путем наиболее оптимального использования ресурсов. Бюджетированиевыполняет не только важную роль в управлении финансами, но и как способ ведения бизнеса, который позволяет осуществлять контроль на различных этапах управления предприятием в целом и отдельныхего подразделений [1].









Рис.1. Преимущества бюджетирования

Как таковая процедура бюджетирования в большинстве промышленных предприятий Смоленской области не выстроена в систему. Обоснованием нашего предложения является возможность применения бюджетирования, которое заключается в следующем: внедрение системы бюджетирования на любом предприятии должно носить комплексный характер и затрагивать все сферы деятельности. В данной работе мы рассмотрим лишь бюджеты,связанные с готовой продукцией предприятия. Бюджет должен в цифровых показателях задавать цели деятельности организации, а также учитывать возникающие альтернативы и их последствия, представлять финансовые результаты принимаемых управленческих решений. С другой стороны процесс бюджетирования для любого предприятия является процессом принятия Финансово необоснованные решения сводятся к минимумуПреимуществаБюджетирование вырабатывает четкое понимание и возможность анализа вариантов достижения поставленных целей с помощью финансового планаВыбор оптимального варианта финансового плана по заданным критериям: прибыль, поступления денежных средств, структура баланса и так далееуправленческих решений на перспективу, в основу которых положенаоценка притока и оттокаактивов организации. Благодаря внедрению системы бюджетирования на промышленных предприятиях можно достичь формирование взвешенной системы финансовохозяйственного планирования деятельности в организации с целью оптимального использования ресурсов и обеспечить информационной поддержкой управленческих работников. Формируя стратегический план развития предприятия необходимо помнить о том, что бюджетированивание является первым этапом в организации данного процесса. Формируя бюджет необходимо учесть альтернативы развития деятельности организации в рассматриваемой перспективе.Бюджетирование –нельзя рассматривать только лишь как элемент планирования, так как данный метод управления деятельностью организацией позволяет оценить,на сколько полно достигнуты поставленные цели и как эффективно осуществляется деятельность организации. Оценку деятельности, возможно, проводитьпростейшими методами например, сопоставляя данные бюджетов, то есть плановые показатели с фактически достигнутыми. Такого рода анализ рационально проводить минимум один раз в месяц только лишь для финансовых бюджетов, в отдельных случаях при необходимости подобный анализ можно проводить для отдельных операционных бюджетов. Такого рода анализ позволяет выявить причины возникающих отклонений.













Рис.2. Цели системы бюджетирования

Формируя систему бюджетирования на предприятии необходимо, прежде всего, учесть отраслевые особенности деятельности организации. Финансовый (кругооборот оборотного капитала) и инвестиционный (кругооборот основного капитала) циклы в промышленности по сравнению с другими отраслями экономики имеет особенности. Финансовый и инвестиционный циклы промышленных предприятий представлены на рисунке3.Прежде всего, особенностью финансового цикла промышленного предприятия является наличие стадии производства. В процессе бюджетирования необходимо учесть технологические особенности производственного процесса промышленного предприятия. Сводный бюджетбольшинства промышленных предприятий состоит из трех оценка и сравнение эффективности различных направлений деятельности, подразделений, продукции, анализ рычаговЦелипостроение бюджетных планов, связанных с целевыми стратегическими показателями, в зависимости от хозяйственных и финансовых процессов организацииприменение сценарного подхода к планированию с использованием инструмента факторного анализа для выявления роли и веса факторов, влияющих на достижение целей организации, и оценки возможных вариантов развития событий при изменении ключевых плановых показателей

(выручка, цена, стоимость сырья и так далее)осуществление оперативного контроля отклонений и выявление их причинанализ отклонений и управление по отклонениямбюджетов первого уровня—операционного, инвестиционного и финансового. Операционный бюджет состоит из ряда бюджетов второго уровня:бюджета продаж; бюджета производства; бюджета запасов готовой продукции (товарных остатков); бюджета общехозяйственных и коммерческих расходов; бюджета закупок. Для большинства промышленных предприятий Смоленской области характерно, что бюджетпродаж свои данные трансформирует в бюджет производства и бюджет запасов готовой продукции. Рис. 3.Финансовый и инвестиционный циклы в промышленности

На первом этапеформированияпроизводственной программы промышленного предприятия является определение возможных объемов продаж, то есть необходимо сформировать бюджет продаж. Исходными данными для установления показателей бюджета продаж может является информация о предстоящих заказах на производимую продукцию. Но лишь небольшое количество организаций заключают предварительные договора на поставку своей продукции в плановом периоде, следовательно, сформировать данные на основе предстоящих заказов представляется затруднительным.





Закупка сырья и

материаловпродукцииФинансовый циклХранение готовойпродукции на складеПроизводствоРасчёты с покупателямиРасчёты с поставщикамиТекущие пассивыРеализацияТекущие активыПрирост собственных средствИнвестицииПрирост собственных оборотных средствДолгосрочные кредитыИнвестиционный цикл







Рис. 4.Методы бюджетирования

По нашему мнению, при формировании бюджета продаж большинство промышленных предприятий должно воспользоваться методами бюджетирования (рис.4).Примером экономикоматематического метода бюджетирования является метод трендового анализа.Для определения планируемого значения объема продаж в промышленных предприятиях на основе исторических данных по методу наименьших квадратов строится линия тренда. При этом строится уравнение парной линейной регрессии, отражающее зависимость объема производства, от времени. Модель регрессии имеет следующий вид: ( 1)где –объем реализации продукции; ,–параметры уравнения регрессии; –время.Расчет параметров уравнениянеобходимо проводить,используя метод наименьших квадратов, содержание которого заключается в том, чтобы теоретические значения, рассчитанные по модели регрессии, находились на минимальном удалении от фактических значений результативного показателя.Расчеты производятся на основании данных за нескольколет, нами рекомендуется использовать данные не менее чем за пять лет, но не более 7 лет, так как за достаточно длительный промежуток времени значительноизменяется экономическая ситуация, которая приводит к искажению получаемого результата. Для упрощения расчетов время обозначено так, чтобы его начало приходилось на середину рассматриваемого периода. Для нахождения параметров уравнения регрессии решается следующая система уравнений:

(2)



где А0, А1–параметры уравнения регрессии; –объем производства; –время (годы); –количество периодов.Данные расчета показателя по стиральному оборудованию представлены в таблице 1.Методы бюджетированияЭкономикоматематический (расчёт данных на перспективу осуществляют с помощью применения математических расчётов)Прямой (расчёт показателей бюджета осуществляется методом прямого счета исходя из договоров)Таблица 1Результаты расчетов показателей уравнения регрессиииспользованных для продажи по стиральному оборудованию. (шт.)

ГодТТ2YY∙TYT201024198039601973.4201111205820582047201200216202120.6201311205220522194.2201424235147022267.8Сумма0101060373610603Источник: собственные расчеты по материалам ОАО «Вяземский машиностроительный завод»

В результате вычислений параметры уравнения регрессии имеют следующие значения:А0=  2120.6; А1= = 73.6.Таким образом, уравнение регрессии имеет вид:Y 2120.6 73.6 х ТДля нахождения прогнозного значения объема проданного стирального оборудования на следующий 2015год в уравнение регрессии подставляется значение Т, равное 3.Y 2120.6 73.6*3 ≈ 2341 шт.Проведя аналогичным образом расчет прогноза продаж по всем товарным позициямпромышленного предприятия, нам необходимо от натуральных показателей перейти к стоимостным. Основной трудностью данного этапа формирования бюджета продаж является определение цены на предстоящий период. Одним из эффективныхметодов определения цены на предстоящий период является проведение маркетингового исследования и изучение цен у конкурентов на предстоящий период. Но данный метод установления цены в бюджете продажявляется достаточно затратным, так как требует привлеченияспециалистовмаркетологов. В этой связинами предлагается устанавливать цены на уровне сложившихся в текущем периоде, но увечивих на официальный уровень инфляции. Вариант расчета стоимостногобюджета продаж представлен в таблице 2.Таблица 2.Бюджет продаж на 2015г.

ПоказателиСтиральное оборудованиеОтжимноеоборудованиеСушильное оборудованиеГладильное оборудованиеВспомогательное оборудованиеОбъем продаж, шт.234124231308796718Цена реализации, тыс. руб.129.5294.6330.9423.0616.33Выручка от реализации, тыс. руб.303206229288404701835611725Общий объем выручки, тыс. руб.603045Источник: собственные расчеты по материалам ОАО «Вяземский машиностроительный завод»

Проведя расчет бюджетапродаж готовой продукции необходимо провести осуществить формирование бюджета производства готовой продукции. Бюджет будетформироватьсяисходя из условия наличия остатков на начало года –по фактическим данным остатковготовой продукции на конец 2014года. Остаток готовой продукции на конец года планируетсяв размере двухнедельного запаса, так как такой запас готовой продукции обеспечивает организацию бесперебойной работы с покупателями. Двухнедельный остаток готовой продукции рассчитываетсяпо формуле: Огп (ОРгп/365)*14, (3)где Огп–двухнедельный остаток готовой продукции, шт.ОРгп–объем реализации определенного вида готовой продукции за год, шт.Расчет остатков готовой продукции проведем на основе данных 2014года. Результаты расчетов представим в таблице 3.Таблица 3. Бюджет производства готовой продукции на 2015г., шт.

ПоказателиСтиральное оборудованиеОтжимное оборудованиеСушильное оборудованиеГладильное оборудованиеВспомогательное оборудование2014г2015г2014г2015г2014г2015г2014г2015г2014г2015гОстатки готовой продукции на начало года 1001157389394120251015Объем продаж235123412245242310811308814796609718Остатки готовой продукции на конец года1159889101415525331530Объем производства готовой продукции236623242261243510831322819804614733Источник: собственные расчеты по материалам ОАО «Вяземский машиностроительный завод»

В результате проведенных операций мы сформировали бюджетпродаж готовой продукции, бюджет запасов готовой продукции и бюджет производства готовой продукции. Опираясь на сформированные бюджеты промышленное предприятие,сможет более оптимально организовать производственную работу в планируемом периодеи достичь более высоких финансовых результатов. Выполняя бюджет продаж промышленным предприятиемудастся достичь более оптимальной политики в реализации продукции, так как выполнение бюджета продаж позволит избавится от излишних запасов готовой продукции, хранимой на складах и соответсвено, это позволит снизить затраты на содержание складских помещений с готовой продукцией.

Ссылки на источники1.Санин М.К. Управленческий учёт: Учебное пособие. СПб.: СПбГУ ИТМО, 2010. 80 с.