Здоровьеориентированная деятельность современной школы: формирование экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни обучающихся

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Еремина В. В. Здоровьеориентированная деятельность современной школы: формирование экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни обучающихся // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 13. – С. 4211–4215. – URL: http://e-koncept.ru/2015/85843.htm.
Аннотация. Статья посвящена вопросам управления процессом создания здоровьесберегающей среды образовательной организации в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Еремина Валентина Викторовна, доцент кафедры технологий управления развитием образовательного учреждения и профессионального образования ГОУ ДПО ТО «ИПК и ППРО ТО», г.Тула. dinaeremina@yandex.ru

Здоровьеориентированная деятельность современной школы: формированиеэкологической культуры, здорового и безопасного образа жизни обучающихся

Аннотация.Статья посвящена вопросам управления процессом создания здоровьесберегающейсреды образовательной организации в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта.

Ключевые слова: здоровьеориентированная деятельность, здоровьесберегающая инфраструктура, воспитание культуры здоровья, федеральный государственный образовательный стандарт, здоровый и безопасный образ жизни.

Одной из важнейших задач современной образовательной системы является содействие максимально полной реализации личностного потенциала человека. Принципиальным условием для этого является высокий уровень его личного здоровья, от состояния которого зависит не только его физический потенциал, но и полноценность развертывания генетической программы во времени, состояние работоспособности, формирование жизненных и социальных мотиваций.Анализ педагогической практики и научных исследований, связанных с проблемой здоровья подрастающего поколения в системе современного образования, свидетельствует о том, что эта проблема становится предметом изучения ученых, апробаций новых программ, технологий, форм и их использования в системе образования на уровне как комплексных, так и единичных нововведений. Существуют различные подходы к решению проблемы сохранения и укрепления здоровья в системе образования.Большую часть дня учащиеся проводят в стенах образовательной организации. Время обучения совпадает с периодом роста и развития ребенка, когда организм наиболее чувствителен к взаимодействию благоприятных и неблагоприятных условий окружающей среды.К сожалению, втечение обучения в различных звеньях образовательной системыздоровье обучающихся заметно ухудшается, что в значительной степени связано с влиянием различных факторов самой образовательной среды.Выход из создавшегося положения представляется в воспитании культуры здоровья как неотъемлемой части общечеловеческой культуры, а также в целенаправленном валеологическом образовании учащихся и педагогических работников на всех ступенях общегообразования.Детальный анализ позволяет выделить следующиефакторыобразовательной среды, воздействующих на здоровье учащихся:ограниченность двигательной активности школьников; низкий уровень организации горячего питания; разрушение системы служб врачебного контроля за состоянием здоровья учащихся; нарушения физиологогигиенических требований к организации образовательного процесса; несовершенство учебных программ и методик; увеличение объема учебных нагрузок; недостаточная компетентность педагогов, родителей, руководителей образовательных учреждений в вопросах здоровьесберегающего образования; низкий уровень управленческой культуры в вопросах формирования, укрепления и сохранения здоровья всех субъектов системы образования;низкий уровень мотивации в сохранении собственного здоровья и здоровья окружающих.Воспитание культуры здоровья воспитание у учащихся личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как о ценности; формирование мотивации на ведение здорового образа жизни, ответственности за собственное здоровье, за здоровье семьи. Немаловажную роль в здоровьесбережении ученика играет его успешность. Успех –это удача в достижении чеголибо, хорошие результаты в работе, учебе. Успех –это не просто хорошая оценка результатов деятельности. Успех –это состояние человека, качественная характеристика деятельности ученика, чувство уверенности в собственных силах, высокая позитивная оценка себе, вера в то, что можно достичь высоких результатов. Такие ощущения возникают у человека при достижении полного физического, душевного и социального благополучия. Успешным ученик может стать в условиях только той образовательной среды, которая способна обеспечить соблюдение его прав, создать ему комфортные условия для получения образования, реализует личностно ориентированные подходы в образовании, использует технологии обучения, позволяющие сохранять здоровье учащихся.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования ориентирован на становление личностных характеристиквыпускника («портрет выпускника начальной школы»), в том числе –выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни [1]. Личностные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражатьформирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям[1].

Стандарт определил наличие программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни как составной части основной образовательной программы. Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни представляет собой комплексную программу формирования знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся в качестве одной из ценностных составляющих, способствующихпознавательному и эмоциональному развитию ребенка и подростка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы. В«портрете выпускника основной школы» федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования ориентирует на становление личностных характеристиквыпускника, а именно:осознанно выполняющий правила здорового и экологически целесообразного образа жизни, безопасного для человека и окружающей его среды [2].А личностные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образованиядолжны отражать:

–формирование ценности

здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;–формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления, развитиеопыта экологически ориентированной рефлексивнооценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях [2].Наши исследования, проводимые на базовых площадкахкафедры, показывают, что в иерархии ценностей учащихся различных ступеней обучения здоровье занимает одно из ведущих положений. Вместе с тем, учащиеся не имеют твердой жизненной установки на ведение здорового образа жизни. В разрешении противоречия между интуитивным пониманием значения здоровья в обеспечении жизнедеятельности во всем многообразии его проявлений и реальным отношением подростка к нему роль педагога может быть определяющей.В частности, основными аспектами его работы в этом направлении могут быть:а)формирование правильного представления о роли здоровья в реализации личностного потенциала человека, в его гражданском становлении;б)обучение основам формирования здоровьяиздоровому образу жизни.Средствами решения этих вопросовявляются:включение элементов воспитания культуры здоровья в преподавание учебных дисциплин;личный пример педагога;коллективные творческие делаи т.д.Таким образом, формирование установки к здоровью и обучение здоровому образу жизни в условиях образовательнойорганизации требует от учителя освоения важнейших методических и дидактических предпосылок профессиональной деятельностис целью активного вовлечения обучающихсяв образовательныйпроцесс и заинтересованностиих в получении и освоении максимально доступной информациипо этому вопросу. В школах, являющихся базовыми площадками кафедрыпо направлению «здоровьесберегающая деятельность»,начиная с 2007 года, разработана комплексноцелевая программа «Образование и здоровье». Критерием всех вводимых в школахнововведений является показатель того, насколько они служат ребенку

не «усредненному», абстрактному, а каждому из детей. Особое внимание уделяется созданию условий для успешного обучения без перегрузок и стрессов. В числе первоочередныхзадач, решаемых руководителем образовательнойорганизации –создание здоровьеориентированной образовательной среды, организация мониторингаздоровьяи физического развития обучающихся,а также мониторингаэффективности здоровьесберегающей деятельностишколы.Создание здоровьесберегающего пространства должнообеспечивать:пробуждение в детях желания заботиться о своем здоровье;формирование установки на использование здорового питания;использование оптимальных двигательных режимов для детей с учетом их возрастных, психологических и иных особенностей, развитие потребности в занятиях физической культурой и спортом;применение рекомендуемого врачами режима дня;формирование знаний негативных факторов риска здоровью детей;становление навыков противостояния вовлечения в табакокурение, употребление алкоголя, наркотических и сильнодействующих веществ;формирование потребности ребенка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам, связанным с особенностями роста и развития, состояния здоровья, развитие готовности самостоятельно поддерживать свое здоровье на основе использования навыков личной гигиены.

Направления здоровьеориентированной деятельности могут быть следующие:создание здоровьесберегающей инфраструктуры образовательной организации;рациональная организация учебной и внеучебной деятельности обучающихся;эффективная организация физкультурнооздоровительной работы;реализация дополнительных образовательных программ;организация профилактических и оздоровительных мероприятий для учащихся;просветительсковоспитательная работа с учащимися, направленная на формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни;организация просветительской и методической работы с педагогами, специалистами и родителями (законными представителями).Опыт базовых площадок кафедры показывает, что при организации здоровьеориентированной деятельности следует учитывать: 1. Здоровьесберегающая инфраструктура образовательнойорганизации является одним из условий реализации требований федерального государственного образовательного стандарта и, конечно, результатом верных стратегических управленческих решений. Она соответствует санитарным и гигиеническим нормам, нормам пожарной безопасности, требованиям охраны здоровья обучающихся. 2. Организация качественного горячего питания учащихся.3. Сохранениюи укреплениюздоровья учащихся, повышению эффективности учебного процесса, снижению функционального напряжения и утомления детейспособствуетрациональнаяорганизацияобразовательного процесса, созданиеусловий для снятия перегрузки. 4. Большое внимание уделяется физкультурнооздоровительнойработе:работа с обучающимися всех групп здоровья (на уроках физкультуры), организация часа активных движений (динамической паузы) между 3м и 4м

динамических перемен, физкультминуток на уроках, способствующих эмоциональной разгрузке и повышению двигательной активности;организация работы спортивных секций и кружков и создание условий для их эффективногофункционирования. Проводятся традиционные спортивные праздники: кроссы,первенство школы по лыжным гонкам, пулевой стрельбе, шашкам, шахматам, легкой атлетике, военноспортивная игра «Зарница», день ГО. Эти мероприятия помогают каждому школьнику показатьсвой личный результат, сравнить его с результатами прошлогогода. Школьные команды участвуют в районных и областных соревнованиях по различным видам спорта. В зимние и летние каникулы, во время работы пришкольных лагерей проводятся туристические походы.5. В любойобразовательнойорганизации возможно использование только таких методов и методик обучения, которые адекватны возрастным возможностям и особенностям учащихся.В каждой школе в образовательном процессе используются следующие технологии:а) здоровьесберегающие. Они создаютбезопасные условия пребывания, обучения в школе, решаютзадачи рациональной организации образовательного процесса (с учетом возрастных, половых, индивидуальных особенностей и гигиенических требований), соответствия учебной ифизической нагрузки возможностям ребенка;б) оздоровительные, направленныена решение задач укрепления физического здоровья учащихся, повышение потенциала (ресурсов) здоровья: физическая подготовка, хореокоррекция, физиотерапия,

аромотерапия, закаливание, гимнастика, массаж, фитотерапия, музыкотерапия;в) технологии обучения здоровью. Это –гигиеническое обучение (правильное питание, уход за зубами), обучение жизненным навыкам (управление эмоциями, разрешение конфликтов и др.), профилактика травматизма,профилактика злоупотребления психоактивными веществами, половое воспитание;г) воспитание культуры здоровья—воспитание у учащихся личностных качеств, способствующих сохранению и укреплению здоровья, формирование представления о здоровье, как ценности, усиление мотивации на ведение здорового образа жизни, повышение ответственности за собственное здоровье, здоровье семьи. С одной стороны, такое многообразие технологий расширяет поле деятельности учителя, но, в то же время, показывает необходимость развития профессиональных компетенций учителя и, в том числе, ворганизации повышения квалификации педагогов и руководителей образовательной организациипо направлению «здоровьесберегающая деятельность». В связи с этим уместно назвать следующиезадачи педагогической деятельности прииспользовании здоровьесберегающих технологий:научить учителей использовать знания, навыки и умения по пропаганде здорового образа жизни в своей деятельности;освоить методы валеологического обеспечения педагогической деятельности;освоить методы оценки условий организации и обеспечения образовательного процесса с позиций здорового образа жизни;освоить здоровьесберегающие технологии, способствующие выявлению, использованию и активизации резервных возможностей учащихся;сформировать умения оценивать и корректировать методические приемы с позиций сохранения и укрепления здоровья учащихся.6. Валеологический компонент включен в содержание учебного материала. 7. При организации внеурочной деятельности следует обратить внимание на изучение норм здорового образа жизни и укрепления здоровья, взаимосвязи здоровья физического, психического и здоровья общества, семьи в ходе различных мероприятий: спортивных праздников, подвижных игр (в т.ч. с родителями), занятий в спортивных секциях, туристических походов (развитие выносливости, интереса к физической активности);классных часов, бесед, коллективнотворческих дел по примерным темам: «Вредные и полезные для здоровья привычки», «Человек есть то, что он ест», «Убийцы людей –табак, алкоголь, наркотики», «Болезни, которые порождают увлечения компьютерными играми, телевидением», «Можно ли словом помочь человеку?»;экскурсий, видеопутешествий; встречбесед с интересными людьми, ведущими активный образ жизни, сумевшими сохранить хорошее здоровье в сложной ситуации (преклонный возраст, травма и т.п.), с представителями профессий, предъявляющих высокие требования к здоровью, со спортсменами–любителями и профессионалами.8. Система работы по организациипрофилактических и оздоровительных мероприятий для учащихсяследующая:обеспечение качественного и рационального питания школьников (организация горячего питания, введение в рацион молочных продуктов и витаминизацияблюд); работа по профилактике нарушений опорнодвигательного аппарата (контроль за осанкой на уроках, физкультминутки);психопрофилактическая работа, направленная на повышение степени устойчивости при стрессовых ситуациях;работа по профилактике нарушения зрения у школьников (физкультминутки для глаз, соблюдение светового режима в классе, обеспечение классных комнат дополнительным освещениеми т.д.);работа по закаливанию учащихсяи т. д.9. Сложившаяся система работы с родителями (законными представителями) по вопросам охраны и

укрепления здоровья детей направлена на повышение их уровня знаний и

включает:проведение соответствующих родительских собраний, лекций, семинаров, круглых столов и

т. п. по различным вопросам роста и развития ребенка, его здоровья, факторов, положительно и отрицательно влияющих на здоровье, и т. п.;привлечение родителей (законных представителей) к совместной работе по проведению оздоровительных мероприятий и

спортивных соревнований, Дней здоровья, занятий по профилактике вредных привычек;создание библиотечки детского здоровья, доступной для родителей;индивидуальные беседы с родителями учащихся по вопросам сохранения и укрепления здоровья учащихся и профилактике вредных привычек;анкетирование родителей.10. Образовательные организацииразвивают внешние связи врамках реализации программыс другими учреждениями, организациями, предприятиями: с поликлиниками(профилактика заболеваний, выявление их на ранней стадии и своевременное лечение (медосмотр, медицинская помощь); с ГИБДД (предупреждение детского травматизма:лекции, беседы, ролевые игры для учащихся); физкультурнооздоровительнымикомплексами(проведение спортивномассовых мероприятий; организация закаливающих процедур).В последнее время приобретает актуальность проблема обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. Федеральный государственный образовательный стандартучитывает образовательные потребности таких детей. При формировании модели инклюзивного образования вобщеобразовательнойорганизации следует стремиться к достижению следующихцелей:обеспечение возможности получения качественного образования всем детям и формирования толерантного отношения к инвалидам в обществе;сохранение и укрепление здоровья обучающихся; развитие интеллектуальных способностей учащихся; создание комфортных условий для адаптации и социализации учащихся в современном мире; воспитание высоконравственных и гражданских качеств у подрастающего поколения.Задачи:создание единой психологически комфортной образовательной среды для детей, имеющих разные стартовые возможности;организация системы эффективного психологопедагогического сопровождения процесса инклюзивного образования через взаимодействие диагностикоконсультативного, коррекционноразвивающего, лечебнопрофилактического, социальнотрудового направлений деятельности;преодоление негативных особенностей эмоциональноличностной сферы через включение детей в успешную деятельность;постепенное повышение мотивации ребенка на основе его личной заинтересованности и через осознанное отношение к позитивной деятельности;охрана и укрепление физического и нервнопсихического здоровья детей;социальнотрудовая адаптация школьников с особыми образовательными потребностями;изменение общественного сознания по отношению к детям с особенностями в развитии.Изменение организационнопедагогических условий обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательнойорганизациивозможно только при повышении квалификации и обучении на рабочем месте всего педагогического коллектива, включая администрацию и всех участников школьного сообщества.Каким будет человек третьеготысячелетия? Духовно и физически развитым, здоровым, способным к адаптации к процессу глобализации современного мира или не способным к полноценной жизни. Реализация воспитания духовно и физически развитого, здорового поколения в первую очередь ложится на плечи современной школы, так как ближайший путь к счастливому будущему лежит через грамотность, образование, культуру, духовность и здоровье школьника.Никакие серьезные новации невозможны без глубокой теоретической подготовки и широкой общей культуры учителя. Одной из эффективной форм такой подготовки может стать организация профессиональных объединений учителей разных предметов как технологическая основа здоровьесберегающей педагогики для выработки приемов, форм и методов организации обучения школьников без ущерба для здоровья.Создание ситуации успеха как для ученика, так и для учителя, здоровьесберегающего пространства для всех участников образовательного процесса–приоритетные задачи школы. Таким образом,комплексный подход к формированию здоровьесберегающего пространства предлагает создание в каждойобразовательной организацииобщей политики здоровья с реализацией следующих задач:

структурирование коммуникаций и создание каналов связи между различными профессионалами, имеющими отношение к здоровью и благополучию детей;

планирование и организация видов деятельности и различных проектов с целью содействия здоровью и благополучию в образовательнойорганизации.Поскольку вновых федеральных государственных образовательных стандартахформированию экологической культуры, культуры здорового и безопасного образажизни отводится особая роль как фактору, способствующему познавательному иэмоциональному развитиюдетей и подростков, достижению планируемых результатов освоенияпрограммы, определяющим моментом в развитии современныхобразовательных организаций является здоровьеориентированная деятельность, направленная наобеспечение усвоения обучающимися определённой суммы знаний, выработкуустановок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение иукрепление их здоровья, а также работа по созданиюздоровьесберегающей среды в образовательнойорганизации.

Ссылки на источники1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «6» октября 2009 г. № 373. 2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897.