Актуальные проблемы и перспективы формирования благоприятного имиджа Смоленской области как фактора повышения инвестиционной привлекательности приграничного региона

Международная публикация
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Кирсанова О. Г. Актуальные проблемы и перспективы формирования благоприятного имиджа Смоленской области как фактора повышения инвестиционной привлекательности приграничного региона // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 13. – С. 4226–4230. – URL: http://e-koncept.ru/2015/85846.htm.
Аннотация. В статье рассмотрены основные направления повышения конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности приграничного региона; систематизированы результаты исследования, направленного на выявление актуального имиджа Смоленской области – стратегически важного приграничного региона.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Кирсанова Олеся Геннадьевна,кандидат экономических наук,ФГБОУ ВПО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации», г.Смоленскlarsuna@ mail.ru

Актуальные проблемы и перспективы формирования благоприятного имиджа Смоленской области как фактора повышения инвестиционной привлекательности приграничного региона

Аннотация.Встатье рассмотреныосновные направления повышения конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности приграничного региона; систематизированы результаты исследования, направленного на выявления актуального имиджа Смоленской области –стратегически важного приграничного региона.Ключевые слова:приграничный регион, конкурентоспособность региона, инвестиционная привлекательность региона; региональный имидж

Современный период отличается тем, что не только Российская Федерация, но также и зарубежные страны переживают состояние экономической и политической нестабильности, обусловленное не столько мировой экономической конъюнктурой, сколько политическими событиями последнего времени. Как никогда актуальным становится поиск новых форм противодействия разрушительным последствиями неблагоприятных макроэкономических факторов. Не менее важным факторомявляется ратификация в августе 2012 г. договора о вступлении Российской Федерации во Всемирную торговую организацию, что предъявило особые требования к организации хозяйственной деятельности приграничных российских регионов, к числу которых, в первую очередь, следует отнести Смоленскую область.Смоленщина является важнейшим в обеспечении стратегии развития страны регионом, который традиционно позиционируется, как область, обеспечивающая основной выход Российской Федерациик странам ближнего и дальнего зарубежья. Следовательно, для Смоленской области, как ни для какого другого региона нашей страны, актуальным вопросом является поиск новых перспектив для дальнейшего развития и роста, что представляется возможным за счет формирования высокогоуровня инвестиционной привлекательности и конкурентоспособности. Актуальность выбранной проблематики исследования, промежуточные результаты которого представлены в настоящей статье,обусловлена обострением конкуренции между отдельными регионами за доступ к финансовым, инвестиционным и социальным ресурсам. В данныхусловиях возрастает значимость имиджевой составляющей стратегии развития региона как эффективного инструмента регионального позиционирования и обеспечения конкурентных преимуществ.Когда возникают вопросы о необходимости привлечения инвестиций, как формы поддержки малого и среднего предпринимательства в регионе, оказывается, что ни внешние, ни внутренние инвесторы не готовы делать какиелибо вложения в территорию, возможности и преимущества которой им неизвестны. В этом случае как никогда повышается актуальность позиционирования, позволяющего региону привлекать и наращивать ресурсы для своего развития, что возможно посредством формирования его благоприятного имиджа.Целью исследования является разработка рекомендаций, направленных на формирование положительного имиджа Смоленской области на основе учета сильных и слабых сторон региона.В рамках проведения исследования были получены первичные результаты, которые представлены в данной статье.Прежде всего следует отметить, что имидж региона представляет собой достаточно сложно образование, сочетающее в себе эффективное позиционирование всех жизнеобеспечивающих факторов внутренней среды региона. При этом региональный имидж направлен, в первую очередь, на внешнюю среду, которая способна предоставить необходимые для дальнейшего регионального развития ресурсы:

финансовые, посредством повышения инвестиционной привлекательности;

ресурсные, необходимые для восстановления и последующего развития отраслей регионального хозяйства;

трудовые, благодаря повышению привлекательности региона длямигрантов, обладающих высоким профессиональным уровнем и пр.Вместе с тем следует учитывать, что внешняя привлекательность региона, основана, в первую очередь, на его положительном восприятии внутри, среди самих жителей. В рамках выбранной проблематики Смоленская область представляет собой достаточно сложный, но, тем не менее, интересный для исследования, объект, поскольку отношение к региону складывается достаточно противоречивое. С одной стороны, историкосимволический капитал позволяет предложить наличие мощнейшей базы ресурсов, необходимых для формирования конкурентного статуса области среди подобных субъектов Российской Федерации. Сам областной центр –Смоленск –городгерой, заслуживший славу «городаключа», «городакрепости», Рудня –родина Михаила Егорова, водрузившего знамя Победы над куполом Рейхстага, Ельня –город Воинской славы, место рождения советской гвардии (1941 год), Гагарин (Гжатск) –родина первого в мире космонавта Ю.А. Гагарина, Демидов –родина самого известного в России артиста циркового жанра Ю.В. Никулина и т.п. [1].Список заслуг Смоленской области можно продолжать бесконечно: каждый район подарил миру имя в области науки и искусства, политической деятельности, военной доблести и отваги. Как говорят старожилы Смоленщины: «У нас что ни камень, то история…».Тем не менее, оказывается, что наличия лишь накопленного историкосимволического капитала недостаточно для формирования инвестиционной привлекательности региона, формирования его прочных конкурентных позиций, по крайней мере, на внутригосударственном рынке, не затрагивая проблему выхода на рынок международной. В данном случае Смоленская область занимает далеко не лидирующие места и традиционно относится к регионам депрессивного типа, имея перманентный уровень устойчивости развития.В контексте реализации экономического потенциала области доминирующим направлениемявляется использование территориальной доминанты, что обусловлено трансграничным расположением региона.Занимая выгодное географическое положение, являясь ключевым звеном, обеспечивающим кратчайшийпуть из Российской Федерации в Европу, Смоленщина представляет собой наиболее перспективный регион в контексте развития международных экономических связей России со странами ближнего и дальнего зарубежья. Факторами, обусловливающими возможность полноценного участия региона во внешнеэкономической деятельности, являются:

географический потенциал, обусловленный приграничным положением региона;

логистический потенциал, сформированный наличием материальнотехнической базы (сеть автомобильных и железных дорог, два аэродрома, сеть таможенных и складских терминалов, что позволит создать все необходимые предпосылки реализации для участников ВЭД основных групп базисных условий ИНКОТЕРМС 2010);

экономический потенциал, выраженный не только в наличии промышленныхи сельскохозяйственных предприятий, но и сформированных товарных марок продукции, производимых на территории области (например, «Смоленские бриллианты», «Бахус», «Твое» и т.п.).Для формирования благоприятного инвестиционного климата в реальный сектор экономики регион имеет ряд преимуществ (рисунок 1).

Источник: Составлено автором на основе данных [2]

Рис. 1.Факторы, формирующие инвестиционную привлекательность Смоленской области

Смоленщина занимает достаточно выгодное географическое положение, являясь крупнейшим транспортным узлом на западе Российской Федерации, соединяя страну с Беларусью, Прибалтикой, странами Центральной и Западной Европы. Область пересекает трансъевропейский железнодорожный путь «Москва –Минск –Берлин –Париж», через нее проходит международная магистраль «Москва –Минск» (трасса федерального значения М1) и транспортная ось «СанктПетербург –Каспий», проходит Балтийская трубопроводная система. Кроме автомобильного и железнодорожного транспорта в регионе находится аэродром «Северный», имеющий возможность приема современных большегрузных транспортных самолетов, а также крупная ремонтнопроизводственная база Смоленского авиационного завода. Все это выгодно отличает Смоленскую область, поскольку созданы необходимые предпосылки для создания и развития крупных распределительных центров и таможенных терминалов, позволяющих сделать регион полноценным участником внешнеторговых экономических операций. При этом не следует забывать о наличии накопленного в течение тысяча ста пятидесяти лет мощнейшего культурноисторического и рекреационного потенциала, который при надлежащем внимании к его модернизации и развитию сможет превратиться в крупнейший туристический кластер Центрального федерального округа Российской Федерации.Вместе с тем, следует отметить, что регион, который выражает желание не только потреблять, но и поставлять на зарубежный рынок товары собственного производства, должен обладать так называемой инвестиционной привлекательностью или позитивным имиджем, что позволит укрепить его конкурентные позиции, как на внутреннем, так и на внешнем рынке.Не смотря на наличие конкурентных преимуществ (выгодность географического положения, накопленный историкосимволическийкапитал и т.п.) имидж Смоленской области оставляет желать лучшего.Уязвимым местом в проблеме формирования имиджа Смоленщины является социальноэкономическое направление, которое получает негативные оценки со стороны жителей области и ее гостей (рисунок 2)[3].

Источник: составлено автором

Рис. 2. Актуальный имидж г. Смоленска с позиции респондентов1

Большинство параметров, представленных на рисунке 2 и выступившими критериями оценки актуального имиджа Смоленской области, имеют скорее негативную оценку жителей города и области, принявших участие в анкетировании. Так, большинство респондентов указывают на то, что город древний, соответственно, имеет накопленный культурноисторический пласт, что является 1Условные обозначения параметров к рисунку 2:1 –«Древний –Молодой»; 2 –«Чистый –Грязный»; 3 –«Безопасный –Опасный»; 4 –«Современный –Несовременный»; 5 –«Высокий уровень жизни –Низкий уровень жизни»; 6 –«Прогрессивный –Застойный»; 7 –«Интересный –Скучный»; 8 –«Деловой –Неделовой»; 9 –«Центральный –Провинциальный»; 10 –«Шумный –Тихий»; 11 –«Гармоничный –Конфликтный»; 12 –«Гостеприимный –Холодный» несомненным конкурентным преимуществом в контексте развития туристского потенциала региона.Тем не менее, высокий уровень загрязненности города (средний балл –5,54 из 7 максимальных), опасности (4,44 балла), «холодности» с точки зрения гостеприимства (3,72 балла), конфликтности (4,44 балла) создают преграды для привлечения туристских потоков. С экономических параметров оценки следует отметить низкий, с позиции респондентов, уровень деловой активности, уровня жизни, застойности, что также является своего рода «пятном» на имидже города.Среди наиболее известных достопримечательностей респонденты выделяют, в первую очередь, памятники архитектуры города, которые отождествлены в их сознании с храмами, имеющими глубокую историю, тем не менее, далеко не все респонденты смоглиправильно назвать объекты религиозной архитектуры[4]. Из числа объектов культурноисторического наследия, респонденты традиционно выделяют те, которые являются «визитной карточкой» города:

Смоленский СвятоУспенский кафедральный собор –72%;

Смоленская крепостная стена –64%;

мемориальный комплекс в п. Катынь –8% (при этом, данный объект ассоциируется, прежде всего, не с непосредственной историей, а с крушением самолета польской делегации 10 апреля 2010 года);

Лопатинский сад (Центральный парк культуры и отдыха) –4%;

художественная галерея им. М.К. Тенишевой, усадебные комплексы Смоленщины –2%[4].Примечательными оказалисьследующие факторы, которые отметили гости Смоленской области, отвечая на вопрос: «Что на Вас производит наиболее яркое впечатление в Смоленске?»(рисунок 3).

Рис. 3. Факторы, определяющие имидж Смоленской области по оценке иногородних респондентовОчевидно, что в наибольшей степени область может быть привлекательна с точки зрения развития туристского потенциала, что вполне объективно, учитывая накопленный культурноисторический потенциал. Вместе с тем, выгодность территориального расположения областисоздает дополнительные предпосылки для развития региональной экономики.Так, в особом внимании со стороны руководства области, по мнению респондентов, нуждаются следующие направления обеспечения регионального развития: уборка улиц –92,6%;

модернизация сети автомобильных дорог –80,2%;

организация переработки мусора –73,1%;

обеспечение безопасности жителей и гостей области –69,2%;

развитие транспортной сети –68,7%;

благоустройство парков и зон отдыха –66,5%;

развитие сервиса в индустрии гостеприимства –40,6%;

торговля –28,6%;

общение с представителями региональных органов власти и местного самоуправления –26,9%;

размещение и оформление рекламы –9,9%.Ответы респондентов на вопрос: «Какие отрасли областного хозяйства особенно нуждаются в развитии?» сложились следующим образом (рисунок 4):

Рис. 4. Факторы, определяющие основные направления развития Смоленской области в рамках формирования позитивного имиджа

Как видно, акцент преимущественно сделан на реализации таких направленийразвития области, как индустрия гостеприимства (гостиницы, кафе и рестораны, музеи и т.п.); региональная логистическая система (дороги и транспортная инфраструктура).Следует отметить, что тенденции современной научной мысли и практической деятельности диктуют выработку принципиально новых подходов к разработке моделей развития региональных систем, призванных содействовать повышению их конкурентоспособности, инвестиционной привлекательности. Одной из таких тенденций является разработка программ по кластеризации хозяйства региона(рисунок 5).В экономике кластер (от англ. «cluster») представляет собой сконцентрированную на определенной территории группу взаимосвязанных компаний: поставщиков оборудования, комплектующих и специализированных услуг;инфраструктуры; научноисследовательских институтов; ВУЗов; других организаций[5].

Примечание: разработано автором

Рис. 5. Структура регионального кластера

Данные компании функционируют на основе тесного взаимодействия и взаимозависимости, что призвано усилить конкурентные преимущества отдельных компаний и кластера в целом.При этом, учитывая наличие предпосылок для развития области и повышения уровня ее конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности, кластерами, обеспечивающими формирование положительного имиджа региона, будут следующие (рисунок 6).Развитие предлагаемых кластеров на территории Смоленской области позволит обеспечить:

наличие качественной и модернизированной сети автомобильных дорог федерального и регионального значения, позволяющей обеспечить беспрепятственное постоянное перемещение грузов и пассажиров по территории региона с минимальными потерями времени и затратамина ремонт;

наличие системы распределительных логистических центров, позволяющих обеспечить высокий уровень сохранности перемещаемых грузов в обоих направлениях (в данном случае речь идет и о внедрении принципов «холодной» логистики, практически не используемых в распределительной и транспортной логистических региональных системах субъектов РФ);

обеспечение содействия со стороны представителей органов государственной власти регионального уровня максимально быстрому оформлению необходимой сопроводительной документации международного порядка во избежание формирования очередей на подъездах к приграничным регионах, что также является одним из «больных» мест современной региональной распределительной системы.

Рис. 6.Механизмы, содействующие формированию конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности Смоленской области

Реализация данных направлений (нами обозначены лишь основные, но далеко не все) возможна посредством внедрения кластерных механизмов управления в формировании транспортнораспределительной логистической системы, призванной содействовать обеспечению открытости экономики приграничных регионов. Преимущество в данном случае очевидно:

увеличение объемов грузов и пассажиров, перемещаемых через территорию приграничного региона, будет содействовать росту объемов денежных средств, поступающих в доходную часть регионального бюджета. В свою очередь, увеличение доходной части снизит традиционный бюджетный дефицит, позволит реализовывать в полной мере направления социальной региональной политики, что в настоящее время сопряжено с большим объемом трудностей;

создание на территории приграничного региона благоприятных условий для перемещения потоков грузов и пассажиров будет содействовать формированию благоприятного имиджа и конкурентоспособности последнего, что в свою очередь, обусловит повышение инвестиционной привлекательности и возможность стабильных долгосрочных партнерских отношений.Дополнительным эффектом также будут являться развитие туристскорекреационного потенциала (что особенно характерно для Смоленской области), развитие социальной инфраструктуры и, как прямое следствие, создание условий для устойчивого роста и развития региона, повышения качества жизни населения, сокращения объемов миграции трудовых ресурсов, что является миссией не только региональной, но в целом всей системы управления государством.Таким образом, внедрение принципов кластеризации в формирование эффективной логистической системы приграничного региона позволит интегрировать усилия органов государственного и муниципального управления, частного бизнеса и научной сферы в рамках достижения целей региональной экономической и социальной политики, что будет содействовать формированию благоприятного имиджа региона, повышения его конкурентоспособности и, как следствие, привлечению иностранных инвестиций.В заключение следует отметить, что проблем в формировании позитивного регионального имиджа достаточно. К сожалению, в настоящее время образ города Смоленска характеризуется тремя словами «Сыро, темно и грязно!». На это указывают не только гости, приезжающие в наш регион, но также и сами При этом следует помнить, что имидж региона формируется не только и не столько за счет накопленного историкосимволического капитала, в настоящее время в условиях жесткой конкурентной борьбы за ресурсы регионы должны предложить потенциальным инвесторам, деловым партнерам, федеральным органам власти нечто большее, чем памятники культуры и искусства –имеющие тенденцию к устойчивому развитию объекты отраслей народного хозяйства, товарные маркипродукции, которые являются важной составляющей регионального имиджа.

Список литературы1. Кирсанова, О.Г. Актуальность внедрения кластерных методов управления в механизм повышения конкурентоспособности приграничного региона [Текст] / О.Г. Кирсанова // Материалы I Международной научнопрактической конференции «Конкурентоспособность региона: механизмы формирования в современных условиях», Смоленский филиал РАНХиГС, 16.05.2012 г. –Смоленск, 2012. –С. 217 –220 (0,25 п.л.) 2. Кирсанова, О.Г. Внедрение кластерного подхода в механизм повышения конкурентоспособности приграничного региона [Текст] / О.Г. Кирсанова // Aplikovane vedecke novinki –2012: Materialy VIII mezinarodni vedeckopractika konference. –Dil 3. Ekonomicke vedu. –Praha: Publishing House «Education and Science» s.r.o. –С. 17 –19 (0,25 п.л.) 3. Кирсанова, О.Г. Повышение конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности региона посредством формирования его благоприятного имиджа [Текст] / О.Г. Кирсанова // Международный научноисследовательский журнал (ISSN 23039868) Материалы XX заочнойнаучной конференции Research Journal of International. –2013. –№10 (17). –Часть 3. –С. 36 –38 (0,44 п.л.)4. Кирсанова, О.Г. Повышение конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности приграничного региона посредством формирования его благоприятного имиджа [Текст] / О.Г. Кирсанова // European Social Science Journal (находится в печати). –0,5 п.л.5. Официальный сайт Администрации Смоленской области –http://www.smoladmin.ru

Ссылки на источники1. Кирсанова, О.Г. Актуальность внедрения кластерных методов управления в механизм повышения конкурентоспособности приграничного региона [Текст] / О.Г. Кирсанова // Материалы I Международной научнопрактической конференции «Конкурентоспособность региона: механизмы формирования в современных условиях», Смоленский филиал РАНХиГС, 16.05.2012 г. –Смоленск, 2012. –С. 217 –220 (0,25 п.л.) 2. Официальный сайт Администрации Смоленской области –http://www.smoladmin.ru3. Кирсанова, О.Г. Повышение конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности региона посредством формирования его благоприятного имиджа [Текст] / О.Г. Кирсанова // Международный научноисследовательский журнал (ISSN 23039868) Материалы XX заочной научной конференции Research Journal of International. –2013. –№10 (17). –Часть 3. –С. 36 –38 (0,44 п.л.)4. Кирсанова, О.Г. Повышение конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности приграничного региона посредством формирования его благоприятного имиджа [Текст] / О.Г. Кирсанова //European Social Science Journal (находится в печати, предполагаемый срок публикации –ноябрь 2014 г.). –0,5 п.л.5. Кирсанова, О.Г. Внедрение кластерного подхода в механизм повышения конкурентоспособности приграничного региона [Текст] / О.Г. Кирсанова //Aplikovane vedecke novinki –2012: Materialy VIII mezinarodni vedeckopractika konference. –Dil 3. Ekonomicke vedu. –Praha: Publishing House «Education and Science» s.r.o. –С. 17 –19 (0,25 п.л.)