Изучение родной культуры как условие развития социальной компетентности старшеклассников Дагестана

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Сулейманов М. С. Изучение родной культуры как условие развития социальной компетентности старшеклассников Дагестана // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 13. – С. 4711–4715. – URL: http://e-koncept.ru/2015/85943.htm.
Аннотация. Статья обращена к проблеме развития социальной компетентности старшеклассников Республики Дагестан в условиях поликультурной образовательной среды школы. Раскрываются особенности решения этой проблемы через изучение родной культуры.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Сулейманов Максим Сулейманович,аспирант кафедры педагогикиРГПУ им. А.И. Герцена, г. Санкт –Петербург

Изучение родной культурыкак условие развития социальной компетентности старшеклассниковДагестана

Аннотация.Статья обращена к проблеме развития социальной компетентности старшеклассников Республики Дагестанв условиях поликультурной образовательной среды школы. Раскрываются особенности решения этой проблемы через изучение родной культуры.Ключевые слова:социальная компетентность старшеклассника, родная культура Дагестана, родной язык, поликультурная образовательная среда школы.

Образование как социальный институт выполняет в обществе целый ряд функций, направленных на социализацию личности. Любой тип образовательных учреждений возникает из общественной потребности и связан с решением целого комплекса задач. На решение вполне определенных задач направлена деятельность школы с поликультурной образовательной средой, т.е. школы, транслирующей культурные (в широком смысле слова) ценности народа, населяющий регион, включая язык и социально значимые традиции [7]. В педагогической практике образовательных учреждений и органов управления образованием (законодательные и нормативные документы, программы развития школ) сегодня очень актуальна задача развитиясоциокультурной компетентности учащихся на старшей ступени образования. В этих документах заложены требования к выпускникам, сформулированные на уровне их готовности к переходу на новую ступень общения и взаимодействия с окружающим миром, уметь осуществлять выбор стратегий своего развития в социуме и т.п.Социальная компетентностьстаршеклассника–это сложное образование, оно включает в себя не только знания, умения, но и способность старшеклассника применять их в самых различных проблемных ситуациях. Социальная компетентность проявляется в сформированности и индивидуальном процессе развития социальных умений: принимать решения, ответственности, уважать других, сотрудничать, участвовать в выработке общего решения, разрешать конфликты, выполнять разные роли в работе группы или команды.Республика Дагестан входит в состав СевероКавказского федерального округа России, который находится на одном из самых оживленных перекрестков евразийского экономического и культурного пространства. Здесь сложилась самобытная историкокультурная область с ее кавказским субстратом, с культурными наслоениями тюркского, иранского, славянского, еврейского, греческого миров, с поведенческими и ментальными особенностями населения, с традициями жизнеобеспечения, вобравшими в себя опыт древних земледельческих и кочевых племен в хозяйственном освоении горных, равнинных и степных ландшафтов, технологические достижения Востока и Запада [6].

Дагестан уникальная республика во многих отношениях, в том числе и в вопросах функционирования и перспектив развития регионального образования. Наиболее важными факторами, определяющими систему образования в регионе, являются: а) многочисленность языков;б) полиэтнический состав населения; в) поликультурность; г) разнообразие статуса этносов и сфер функционирования языков в обществе и учебновоспитательном процессе.

По своему полиэтническому составу она подобна России в целом. Дагестанский народ, как и российский, представляет собой общность особого типа, предполагающую единство в многообразии и характеризующуюся рядом основополагающих признаков:это полиэтническое многоединство, а не аморфная масса и не конгломерат механически скомпонованных этносов;этоисторическая общность, возникшая не века, а тысячелетия назад;это не этническое, а социальнокультурное образование;это народноситель евразийского образа мыслей и евразийских духовноэстетических признаков и поведенческих стереотипов;это народноситель русского языка как средства межнационального общения, четырнадцати национальных языков со своей письменностью и шестнадцати бесписьменных языков[5].

Республика Дагестан представляет собой пятую часть образовательной сети России. В настоящее время в республике действуют 1636 школ. В них обучаются около 400 тысяч учащихся, которых обучают 42,7 тысяч учителей.В республике ведется обучение учащихся на 12 родных языках, в т.ч. на аварском языке в 584 школах, на азербайджанском языке в 5 школах, на даргинском языке в 233 школах, на кумыкском языке в 72 школах, на лакском языке в 70 школах, на лезгинском языке в 146 школах,на русском языке в 1073 школах, натабасаранском языке в 71 школе,на чеченском языке в 20 школах.Кроме того, ведется изучение рутульского, цахурского, агульского и ногайского языков, в т.ч. ногайского языка в 29 школах, рутульского языка в 15 школах, агульского языка в 22 школах, цахурского языка в 11 школах. В последние годы заметный размах получило религиозное обучение. Зарегистрировано 9 исламских учебных заведений [4].Таким образом, социокультурная ситуация в Республике Дагестан характеризуется тем, что в ней сосуществуют разные типы культур и системеобразования отводится особое значение. Сложную задачу воспитания и социализации молодёжи Дагестана необходимо решать в духе мира и уважения всех народов, формирования умений общаться и сотрудничать с людьми разных национальностей, вероисповеданий, социальных групп, понимать и ценить своеобразие культур других народов без потери своей самобытности. В центре образовательного процесса школы находится личность, обладающая поликультурной компетенцией, сформированной на базе не менее трех культур: родной, общероссийской и мировой. Здесь важно сформировать у старшеклассников способность к принятию и присвоению других существующих культур через осознание своих культурных корней и понимание места своей культуры в окружающем мире.Понимание специфики дагестанскогонарода позволяет определить такой феномен, как ©дагестанский патриотизмª[5]. Он включает любовь к родному этносу, к Дагестану, к России. Для дагестанца, всилу исторических особенностей,одинаково важным является освоение и творческое развитие двух культурных традиций национальной и общероссийской. Их интеграция происходит естественно и является обязательным условием успешной социализациишкольника.Общеизвестно, что важнейшим механизмом, обеспечивающим культурную идентификациюличности, является язык. На его неоспоримую роль в патриотическом воспитании указывал К.Д.Ушинский. Он утверждал, что язык народа лучший, никогда не увядающий и вечно вновь распускающийся цвет всей ее духовной жизни. В светлых, прозрачных глубинах народного языка отражается вся история духовной жизни народа.Язык есть самая живая, самая обильная и прочная связь, соединяющая отжившие, живущие и будущие поколения народа в одно великое, историческое и живое целое.Итак, язык К.Д. Ушинский рассматривает как живой организм, в котором отражаются судьбы, думы и стремления народа. Формирование духовно богатой личности с развитым патриотическим чувством невозможно вне контекста национальной духовной традиции. Усвоение языка означает приобщение к ней, погружение в сокровищницу национальной культуры.В Дагестане сложилась уникальная языковая ситуация: вследствие длительного взаимодействия русского и национальных языков сформировалось массовое национальнорусское двуязычие, которое считается нормой для разнонациональных дагестанцев. Русский является для них необходимым, жизненно важным вторым родным языком. Феномен билингвизма создает условия для формирования поликультурногообразовательного пространства.Исходя из понимания поликультурности как способности сознания свободно интегрировать различные, подчас амбивалентные взгляды, смыслы, представления, ценности самобытных субкультур (В.П.Борисенков, О.В.Гукаленко, А.Я.Данилюк), нетрудно прийти к выводу, что полиязычие Дагестана обеспечивает населению возможность говорить на нескольких языках в прямом и переносном значениях слова.В связи с этим языковая ситуация в республике служит основой для воспитания таких необходимых человеку третьего тысячелетия и определяющих современное понимание патриотизма качеств, как толерантность, принятие общечеловеческих и этнических ценностей, любовь к малой и большой родине, способность к самостоятельному ответственному выбору и др.[5].Духовные ценности, составляющие содержание национальных культур и региональных традиций

это родной язык, мудрые жизненные устои наших предков, т.е. гуманные адаты, способы организации труда, художественные промыслы, украшающие жизнь людей, праздники, обряды, многожанровый фольклор горцев и многое другое.В образовательных учреждениях с многонациональным составом учащихся, серьезной помехой в решении этой проблемы становится тот факт, что большинство детей не владеет или слабо владеет родным языком. Подавляющая масса городских и небольшое количество сельских школьников дагестанцев не в состоянии произносить на родном языке святые слова ©матьª, ©отецª, ©Родинаª, ©горыª и т.д.Поэтому работу по обучению родному языку нужно начинать с разъяснения того, что овладение своим национальным языком любому человеку необходимо, чтобы не потерять духовные связи со своим народом, с национальной культурой[3].

До недавнего времени обучение родным (дагестанским) языкам в городских школах вообще не было организовано. Значительная часть детей и подростков, обучавшаяся в этих школах, не овладевала своим национальным языком, что зачастую приводило к отрыву их от жизни родного народа. Если эти процессы будут пущены на самотек и не будут приняты действенные меры по обеспечению преемственности поколений в развитии национальной культуры, то есть опасение, что некоторые дагестанские этносы, проживающие в республике, в ближайшее столетие могут исчезнуть. Для предотвращения такой национальной катастрофы возникает необходимость поиска продуманной педагогической системы обучения учащихся родным языкам.Не секрет, что во многих городских семьях родители общаются с детьми только на русском языке. Зачастую они же не желают, чтобы их детей обучали в школе родному языку, объясняя это перегруженностью их изучением наряду с русским, английским языками.Тем самым происходит отчуждение молодого поколения от родных духовных корней, что нередко ведет к пренебрежительному отношению к дагестанской культуре, традициям, славному прошлому народа.Народная мудрость сказок, пословиц, поговорок, загадок, производит сильное эмоциональное воздействие на личность школьника, осуществляемое силой родного языка, красотой родной природы. Своим содержанием пословицы, поговорки, сказки воздействуют на сознание, на эмоциональную сферу детей, тем самым способствуют превращению знаний в устойчивые социальноположительные черты личности, определяют ее отношение к окружающей действительности[1].Традиции народа являются неоценимым средством и в познавательном значении содержания произведений народного творчества, красоты родного языка. Поэтому перед обществом стоит задача формирования моральноэтического облика учащихся на ценностях этнической, отечественной и мировой культуры, где одним из элементов национальной культуры является родной язык.Родной язык является средством овладения знаниями, изучения всех учебных дисциплин в школьном и последующем образовании. Исследования отечественных психологов и психолингвистов доказали, что овладение речью перестраивает всю психику, всю деятельность учащихся. По мнению Я.С.Выготского, ©есть все фактические и теоретические основания утверждать, что не только интеллектуальное развитие ребенка, но и формирование его характера, эмоций и личности в целом находится в непосредственной зависимости от речиª [2с. 134].В современных условиях, если в мононациональной среде овладение родным языком происходит более или менее успешно, то в городских школах с многонациональным составом учащихся возникает необходимость поиска эффективной методики обучения и воспитания на родном языке. Актуальность их возрастает в связи с новыми установками, изложенными в законе РФ об образовании, о том, чтошкола неотрывна от национальной почвы, что она хранит национальную культуру.Анализ опыта изучения родного языка в школах Дагестана, позволяет сделать вывод о том, что раньше, школы, как сельские, так и городские были известны своими устоявшимися традициями, высоким уровнем преподавания родного языка и литературы. Родному языку было отведено в содержании образования одно из главных мест. Учащиеся с большим воодушевлением изучали родной язык, занимались в литературных кружках. А теперь родной язык уходит чутьли не на самый последний план.Проблем,связанных с изучением родного языка,в школах много. В некоторых сельских районах республики родной язык изучается только в начальных классах. Произошли изменения в сетке часов. Исключиличасы по родному языку. Нет специалистовпо данному предмету. Нет учебников. Никто не считает перспективным пойти и поучиться на факультете родного языка.Учителя очень встревожены этим обстоятельством. Чтобы решить данную проблему, необходимо готовить педагоговпо изучению родной культуры, родногоязыка. Ориентируясь на ценности родной культуры и потребности старшеклассниковДагестанав изучении родного языкав образовательном процессе, исследование направлено на развитие социальной компетентности старшеклассника как характеристики его личности, готовой к социальному взаимодействиюв поликультурном пространстве школыи способной соотносить свои устремления с интересами других людей.Таким образом, всовременной ситуации Дагестана школу можно рассматривать как общественный ресурс, направленный на формирование поликультурного взаимодействияучастников образовательного процессапри условииих включения в социально важные виды деятельности.

Ссылки на источники1.Ахмедов М.А. Язык как фактор формирования этнокультуры Матер. докл. Междун. научн., конф. Махачкала Пятигорск, 2000. С.8081.. 2.Выготский Я.C. Избранные психологические исследования. —М., 1996. –294с.3.Гарунов Э.Г. Осуществление развивающего обучения в школах Дагестана. Махачкала, 1990. С. 48.52.4.Гасанов А. П. Организация повышения квалификации учителейв сфере воспитанияв условиях инновационных процессов в региональной системе образования: автореферат дисс…. канд. пед. наук. –2011.5.Гасанов З.Т. Цель, задачи и принципы патриотического воспитания граждан // Педагогика. М. 2005, № 6.6.Магомедханов М. М. Дагестанцы: этноязыковое многообразие и культурная идентичность: автореферат дисс… . д. ист. наук: 07.00.07. СПб, 2010г.7.Шогенов А. А. Интеграционные процессы как фактор развития образовательного пространства поликультурного региона. Дисс.…д. пед. н. –Москва,2008.