Полный текст статьи
Печать

Аннотация. Статья посвящена изучению воображения у старших дошкольников; представлены результаты констатирующего эксперимента по определению уровня развития воображения и фантазии у старших дошкольников.
Ключевые слова: дошкольники, воображение, фантазия.

Интерес к процессу воображения обусловлен, прежде всего, широко распространенными проблемами, связанными с воображением, как среди детей, так и среди взрослых (Долгова В.И., Крыжановская Н.В, [1]). При анализе понятия воображение особое внимание стоит уделить место психоанализу. З. Фрейд говорил, что воображение - это особый мир, полет фантазии, созидательная способность каждого человека в отдельности. Согласно З. Фрейду, фантазии представляют собой некие сюжеты с каким-либо объектом в главной роли. Неосознанные желания человека они отображают в рамках действительности, реформированной разумом в большей или меньшей степени (цит. по 1]).

Человек постоянно вступает в контакт с окружающей его средой. Ежесекундно человек воспринимает множество информации, составляет планы, формирует цель и задачи своей деятельности, придумывает пути решения проблем. Все это осуществляется при помощи одного из процессов психики человека. «Его суть состоит в том, что человек создает в своем сознании образ, которого пока в реальности еще не существует, а основой создания подобного образа является наш прошлый опыт, который мы получили, взаимодействуя с объективной реальность. Вот этот процесс – процесс создания новых психических образов – и получил название воображения» [цит. по Маклаков Г.А [2, С. 284].

Процесс воображения всегда протекает в неразрывной связи с двумя другими психическими процессами – памятью и мышлением. Говоря о воображении, необходимо подчеркнуть преобладающее направление психической деятельности. Если перед человеком стоит задача воспроизвести представления вещей и событий, бывших ранее в его опыте, мы говорим о процессах памяти. Но если те же самые преставления воспроизводятся для того, чтобы создать новое сочетание этих представлений или создать из них новые представления, мы говорим о деятельности мышления. Е.Г. Речицкая пишет, что «вопрос о соотношении воображения и мышления является, пожалуй, стержневым во всей психологии воображения» [3, С. 7].

А. Жатсель пишет, что «воoбражение – способность человека, которая закладывается и начинает развиваться на очень ранних этапах его формирования» [4, С. 17].

Воображение дошкольника отличается от воображения взрослого. Может показаться, что у детей-дошкольников воображение развито лучше, чем у школьников и взрослых, настолько воображение малышей ярко и живо. Однако это неверно. Яркость и живость образов еще не означает богатство воображения. Наоборот, воображение детей бедно, так как они многого не знают (как известно, воображение создает образы на основе богатства жизненного опыта)» [цит. по 4]. Так как жизненный опыт ребенка небольшой, дошкольник часто не отличает в своем воображении реальное от нереального. Другими словами дошкольник еще не обладает критичностью мышления. Но нельзя сказать однозначно, что сформированное на данном уровне воображение является только недостатком, оно в тоже время и достоинство деткой психики. Воображение - это способность сознания создавать образы, представления, идеи и манипулировать ими [5].

В нашем исследовании использованы также научно-методические положения по организации психолого-педагогического исследования в группе детей дошкольного возраста (Долгова В.И., Попова Е.В., Гольева Г.Ю., Крыжановская Н.В., [6, 7, 8]).

В исследовании в качестве испытуемых приняли участие дети старшего дошкольного возраста, посещающие подготовительную группу дошкольного образовательного учреждения. В общей сложности в экспериментальную группу вошли 20 детей.

Результаты диагностики, полученные по методике Е.Торренса тест «Нарисуй картинку» (методика направлeна на оценку уровня вербальной и образной креативности; выявляются также отдельные творческие способнoсти — беглость, гибкость, оригинальность, разработанность).

Рисунок 1. Распределение показателя творческой способности «беглость» у старших дoшкольников. 

На рисунке 1 показано, что высокий уровень беглости на 10% выше, а средний уровень на 15% выше, чем значение низкого уровня. Из группы 5 челoвек показали низкий уровень беглости, 8 челoвек - средний уровень, а 7 человек - высокий уровень. Преобладание высокого и среднего уровней проявления беглости говорит об уже развитой этой творческой способнoсти у большинства детей из группы.  

Рисунок 2. Распределение пoказателя творческой способности «гибкость» у старших дошкольников 

Как показано на рисунке 2, большинство детей (11 человек) обладает развитой творческой способностью «гибкость», при этом средний уровень проявился у большего числа детей (на одного человека), чем высокий.

 Рисунок 3. Распределение показателя творческой способности «разработанность» у старших дошкольников 

По рисунку 3 можно сделать такое обобщение: высокий уровень творческой способности «разработанность» проявился у самого большого числа детей и оказался вдвое выше (10 человек), чем средний уровень (5 человек). Каждый четвертый ребёнок обладает низким уровнем развития этой способности. 

 

Рисунок 4. Распределение показателя творческой способности «оригинальность» у старших дошкольников 

По рисунку 4 видно, что более всего проявился в нашей группе средний уровень развития творческой способности «оригинальность», он встречается более чем в два раза чаще среднего уровня. Заметно проявляется низкий уровень развития этой способности.

Исходя из результатов исследования, испытуемым, имеющим низкий и средний уровни по названным показателям, было организовано дополнительное психолого-педагогическое сопровождение в процессе систематических занятий, направленных на развитие воображения.

Ссылки на источники 

  1. Долгова В.И., Крыжановская Н.В. Развитие воображения у дошкольников. - Челябинск: АТОКСО, 2010. – 123 с.
  2. Маклаков Г.А. Общая психология: Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2008. – 583 с.
  3. Речицкая Е.Г., Сошина Е.А. Развитие творческого воображения младших школьников в условиях нормального и нарушенного слуха. - М.: ВЛАДОС, 2002. – 124 с.
  4. Жатсель А. Воображение. – М.: Гранд Фаир, 2006. -144с.
  5. Крутецкий В.А. Психология: Учебник для пед. училищ. – М.: Просвещение, 1980. – 184 с.
  6. Долгова В.И. Формирование воображения у дошкольников: программа, результаты, рекомендации // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2014. - № 11 (117). - С. 191-196.
  7. Долгова В.И., Попова Е.В. Инновационные психолого-педагогические технологии в работе с дошкольниками / монография. – М.: Перо, 2015. – 208 с.
  8. Долгова В.И., Гольева Г.Ю., Крыжановская Н.В. Инновационные психолого-педагогические технологии в дошкольном образовании / монография. – М.: Перо, 2015. – 192 с.