Полный текст статьи
Печать

Аннотация. В статье приведена методика разработки магистерской программы, созданная на основе обобщенного опыта ведущих европейских и российских университетов на примере двух программ машиностроительного и ИТ профилей. Рассматривается процесс разработки программ, начиная от работы с ключевыми стейкхолдерами по формированию запроса рынка труда и списка планируемых результатов обучения, заканчивая списком модулей и дисциплин, представленных в учебном плане.
Ключевые слова: учебный план, программа магистерской подготовки, компетенции, планируемые результаты обучения, ключевые  стейкхолдеры. 

ВВЕДЕНИЕ

Трёхуровневое образование, включающее в себя бакалаврские, магистерские и аспирантские программы, официально введено в России с 2013 года [1]. И если в основу программ бакалавриата были заложены ранее существующие программы специалитета,  а программы аспирантского уровня существовали и до реформы, то программы уровня магистратуры – это новое явление в российском образовании. Опыт разработки образовательных программ такого уровня только начинает формироваться.

Для многих ВУЗов разработка конкурентоспособных магистерских программ является вызовом нового времени. Помимо трёхуровневой структуры высшего образования, новым является и компетентностно-ориентированный подход, официально введенный в стандарты высшего образования с принятием ФГОС третьего поколения [2, 3, 4, 5]. Прозрачная методика подбора учебных дисциплин для формирования профессиональных и общекультурных компетенций выпускника не распространена. В настоящее время процесс разработки  основной образовательной программы (ООП) уровня магистратуры представляет собой экспертный опыт непосредственно её разработчиков/разработчика. Не часто к процессу разработки магистерских программ привлекаются предприятия-работодатели, хотя они являются основными стейкхолдерами. Необходимо отметить, что зачастую такая ситуация возникает из-за отсутствия инициативы со стороны предприятий. Потенциальные работодатели будущих выпускников магистратуры не видят прямой связи между своим участием в разработке учебных программ и компетенциями своих «потенциальных» сотрудников, специалистов их отрасли. Предприятия не видят возможности повлиять на качество выпускаемых специалистов, тем самым снизить затраты ресурсов (временных, финансовых) на адаптацию нанимаемых работников, их «доучивание».

Другая проблема, связанная с разработкой магистерских программ, –  ориентация на имеющиеся ресурсы, в большей части человеческие и материальные, а не на запросы рынка труда. Часто ВУЗ-инициатор создания новой программы (или модернизации уже имеющейся) формирует учебный план, исходя из уже имеющихся преподавателей, учебных курсов, оборудования кафедры/лаборатории. Однако для того, чтобы оставаться конкурентоспособным на рынке образовательных услуг, образовательное учреждение должно готовить специалистов, не просто под существующие запросы рынка труда, но и опережая их (опережающее обучение).  

Целью данной статьи является создание адаптированной к использованию в РФ методики разработки магистерской программы, основанной на компетентностном подходе на примере разработки программ 01.04.02 «Прикладная математика и информатика» и 15.04.05 «Конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительных производств». Данные программы разрабатывались в рамках проектов TEMPUS ACES и TEMPUS SUCCESS соответственно [6]. Обобщение и формализация лучшего мирового опыта, полученного в проектах TEMPUS, поддержанных Европейской комиссией, позволит масштабировать его и применять при разработке образовательных программ различной тематики в других учебных заведениях [7].

Проект TEMPUS ACES посвящен разработке магистерской программы в сфере прикладных вычислений в науке и технике, соответствующей принципам Болонского процесса, и внедрение ее во всех ВУЗах партнерах (ВУЗы из России и Белоруссии). Проект начал свою работу в 2014 году. Томским политехническим университетом (ТПУ) в качестве направления подготовки для данной программы выбрано 01.04.02 «Прикладная математика и информатика». Магистратура разрабатывается совместно со следующими организациями:

-          Венский технический университет, Австрия;

-          Сибирский федеральный университет, Красноярск, Россия;

-          Ассоциация инженерного образования России, Россия;

-          Белорусский государственный университет, Минск, Беларусь;

-          Белорусский национальный технический университет, Минск, Беларусь;

-          Гродненский государственный университет имени Янки Купалы, Беларусь;

-          Университет Вупперталя, Германия;

-          Католический университет Лёвена, Бельгия;

-          Университет им. Палацкого в Оломоуце, Чехия;

-          Высший технический институт, Лиссабон, Португалия.

В ходе проекта планируется разработать учебные материалы, провести ряд семинаров по повышению квалификации преподавателей и обмену опытом с европейскими университетами, установить современное оборудование и программное обеспечение для преподавания, практической подготовки и разработок, оснастить библиотеки экспертной литературой.

Главная цель проекта TEMPUS SUCCESS – разработка сетевой магистерской программы в области обеспечения эффективности технологических процессов жизненного цикла изделия и внедрение ее во всех ВУЗах партнерах. ТПУ в качестве направления подготовки для данной программы  было выбрано 15.04.05 «Конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительных производств». В разработке программы участвуют следующие организации (помимо ТПУ):

-          Пермский национальный исследовательский политехнический университет (ПНИПУ), Россия;

-          Санкт-петербургский политехнический университет Петра Великого, Россия;

-          Южно-уральский государственный университет (ЮУрГУ), г. Челябинск, Россия;

-          Открытое акционерное общество «Авиадвигатель», г. Пермь, Россия;

-          Ассоциация технических университетов РФ (АТУ), г. Москва, Россия;

-          Университет прикладных наук - FH JOANNEUM, г. Грац, Австрия;

-          Университет Аальто, г. Эспоо, Финляндия;

-          Университет прикладных наук Ройтлингена, г. Ройтлинген, Германия;

-          Компания ТСМ, г. Штайнц, Австрия.

Отметим, что в проекте участвуют два предприятия из разных стран, то есть представители разных групп стейкхолдеров максимально вовлечены в процесс разработки ООП. Проект включает в себя открытие программ дополнительной профессиональной подготовки специалистов промышленных предприятий, преподавателей и студентов ВУЗов, модернизацию оборудования, задействованного в учебном процессе, стажировки и обмен опытом с представителями европейских университетов.

В результате обобщения опыта работы над двумя разнопрофильными проектами в разных интернациональных командах авторами была создана методика разработки ООП и  пошаговый алгоритм, представленный на Рис. 1.

Рассмотрим применение данного алгоритма при работе над магистерской программой «Прикладная математика и информатика» в рамках проекта TEMPUS ACES.

Шаг 1. Определение ключевых стэйкхолдеров и создание рабочей группы.

К ключевым стейкхолдерам (стейкхолдер – заинтересованное лицо/сторона) относятся работодатели, выпускники, студенты, профессорско-преподавательский состав. Каждый университет-партнер привлек к разработке программы стейкхолдеров своего региона. Со стороны ТПУ в разработке участвовали такие предприятия как ООО НАЦ «Недра» и РФЯЦ-ВНИИТВ (Сибирский ядерный центр), а также выпускники и студенты кафедры прикладной математики Института кибернетики.

Шаг 2. Первичный опрос в формате очных встреч (открытые дискуссии, круглые столы и др.) участников рабочей группы для определения планируемых результатов обучения, компетенций и атрибутов выпускника.

В рамках проекта прошли встречи преподавателей ВУЗов с представителями предприятий, на основе которых были составлены предварительные результаты обучения, компетенции, атрибуты выпускников. Затем на очных встречах представителей университетов-партнеров были сформулированы общие результаты обучения, компетенции, атрибуты выпускников. Из всей области прикладной математики и информатики были выделены пять наиболее основополагающих и востребованных областей, на которых и будет сфокусирована магистерская программа:

-          научные вычисления;

-          численный анализ и оптимизация;

-          математическое моделирование;

-          статистическое моделирование;

-          статистические вычисления.

Шаг 3. Систематизация результатов первичного опроса.

Выработанный на общем собрании список компетенций был оформлен в виде опросного листа (Табл. 1). На данном этапе есть вероятность возникновения проблемы: российские университеты должны использовать список компетенций, представленный во ФГОС. Только ряд университетов, имеющих статус НИУ (научно-исследовательские университеты), могут создавать собственные образовательные стандарты. Но данная задача решается, т.к. список компетенций, представленный во ФГОСе, достаточно обширен и его детализация позволяет найти соответствия/компромисс между запросом стейкхолдеров и российскими стандартами [8, 9, 10].

 

Рис. 1. Алгоритм разработки учебного плана программы магистерской подготовки

Шаг 4. Оценка значимости результатов обучения и компетенций стэйкхолдерами (посредствам анкетирования).

Каждый университет провел анкетирование среди привлеченных к разработке ООП работодателей, данные были консолидированы в общий отчет. Среди участников исследования такие Российские компании как 1С, Yandex и ABBYY.

 

Табл. 1. Опросный лист по компетенциям выпускников магистерской программы «Прикладная математика и информатика»

Код

Компетенция

Оценка

Общепрофессиональные компетенции

ОПК-1

готовность к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач профессиональной деятельности

 

ОПК-2

готовность руководить коллективом в сфере своей  профессиональной деятельности, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия

 

ОПК-3

способность самостоятельно приобретать с помощью информационных технологий и использовать в практической деятельности новые знания и умения, в том числе, в новых областях знаний, непосредственно не связанных со сферой деятельности, расширять и углублять своё научное мировоззрение

 

ОПК-4

способность использовать и применять углубленные знания в области прикладной математики и информатики

 

ОПК-5

способность использовать углублённые знания правовых и этических норм при оценке последствий своей профессиональной деятельности, при разработке и осуществлении социально значимых проектов

 

Общекультурные компетенции

ОК-1

способность к абстрактному мышлению, анализу, синтезу

 

ОК-2

готовность действовать в нестандартных ситуациях, нести социальную и этическую ответственность за принятые решения

 

ОК-3

готовность к саморазвитию, самореализации, использованию творческого потенциала

 

Профессиональные компетенции

ПК-1

способность проводить научные исследования и получать новые научные и прикладные результаты самостоятельно и в составе научного коллектива

 

ПК-2

способность разрабатывать концептуальные и теоретические модели решаемых научных проблем и задач

 

ПК-3

способность углубленного анализа проблем, постановки и обоснования задач научной и проектно-технологической деятельности

 

ПК-4

способность разрабатывать концептуальные и теоретические модели решаемых задач проектной и производственно-технологической деятельности

 

ПК-5

способность управлять проектами, планировать научно-исследовательскую деятельность, анализировать риски, управлять командой проекта

 

ПК-6

способность организовывать процессы корпоративного обучения на основе технологий и  развития корпоративных баз знаний

 

ПК-7

способность разрабатывать и оптимизировать бизнес-планы научно-прикладных проектов

 

ПК-8

способность разрабатывать корпоративные стандарты и профили функциональной стандартизации приложений, систем, информационной инфраструктуры

 

ПК-9

способность к преподаванию математических дисциплин и информатики в образовательных организациях основного общего, среднего общего, среднего профессионального и высшего образования

 

ПК-10

способность разрабатывать учебно-методические комплексы для электронного и мобильного обучения

 

ПК-11

способность разрабатывать аналитические обзоры состояния области прикладной математики и информационных технологий

 

ПК-12

способность к взаимодействию в рамках международных проектов и сетевых сообществ

 

ПК-13

способность осознавать корпоративную политику в области повышения социальной ответственности бизнеса перед обществом, принимать участие в ее развитии

 

 

Было выявлено, что важнейшими компетенциями выпускников, по мнению опрошенных компаний, являются: «способность использовать и применять углубленные знания в области прикладной математики и информатики», «способность разрабатывать концептуальные и теоретические модели решаемых задач проектной и производственно-технологической деятельности».

Шаг 5. Составление  окончательного списка компетенций и группировка их по основным тематикам (пять областей магистерской программы) и подбор дисциплин.

 На координационной встрече университетов-партнеров был составлен список  планируемых результатов обучения по каждой из пяти тематик, которые должен получить выпускник программы. Каждый университет подбирал дисциплины, что обеспечило большую гибкость и возможность каждому ВУЗу построить учебную программу соответствующую своим стандартам, но в то же время обеспечить общность внедряемых в университетах программ. Фрагмент рабочей таблицы представлен на Рис. 2.

  

Рис. 2. Фрагмент таблицы НИ ТПУ «Список обязательных и элективных дисциплин и их группировка по тематикам» 

 Полученные дисциплины были сгруппированы по семестрам обучения в соответствии с ECTS (анг. European Credit Transfer and Accumulation System — Европейская система перевода и накопления баллов). Таким образом, на выходе шага 5 была получена первая версия учебного плана.

Шаг 6. Составление матрицы результатов обучения и компетенций (дисциплина – компетенция) [9, 10, 11].

Форма представления результатов данного этапа представлена на Рис. 3.

Шаг 7. GAP анализ и доработка учебной программы.

На этом этапе был проведен анализ матрицы компетенций [13, 14] (Шаг 6), выявлено, есть ли компетенции, которые не развиваются ни в одной дисциплине или присутствие компетенции не соответствует их оценкам, согласно опросу стейкхолдеров на шаге 3. При наличии таковых необходимо скорректировать учебный план.

Шаг 8. Проверка соответствию национальным образовательным стандартам.

Этот этап очень важен при разработке ООП в интернациональных командах, так как образовательные стандарты могут и существенно различаются.

В результате применения на практике предложенного алгоритма была разработана учебная программа 01.04.02 «Прикладная математика и информатика» уровня магистратуры, первый набор на которую осуществлен в 2014 году.

Также была разработана магистерская программа «Конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительных производств», разрабатываемая в рамках проекта TEMPUS SUCCES, основным отличием этой программы, кроме предметной области, является то, что она ­– сетевая. Схема обучения магистрантов представлена на Рис. 4.  

Рис. 3. Матрица компетенций магистерской программы «Прикладная математика и информатика» НИ ТПУ

  При разработке сетевой ООП особенно важно согласовать учебные планы университетов-партнеров, чтобы в 3 семестре было возможно реализовать академический обмен магистрантов с минимальной разницей в дисциплинах и возможностью перезачета результатов дисциплин, на основе утвержденных индивидуальных образовательных траекторий студентов с гарантированным приобретением ими определенного в рамках ООП списка компетенций.

Рис. 4. Схема учебного процесса сетевой ООП «Конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительных производств» 

Использование предложенной методики создания ООП позволяет сделать процесс эффективным и повысить качество разработки магистерской программы. Детальная проработка результатов обучения на начальном этапе позволяет системно подойти к подбору дисциплин и методам обучения и достигнуть поставленных целей. Вовлечение представителей различных групп стейкхолдеров помогает создать конкурентоспособную и востребованную учебную программу, отвечающую вызовам современности. Применение разработанного алгоритма в международных проектах позволит повысить синергию сотрудничества и вывести обмен опытом на новый уровень.

Ссылки на источники

  1. Денчук (Елишева) Д. С. , Замятина О. М., Минин М. Г. , Садченко (Толмачева) В. О. Анализ компетенций инженерного изобретательства в практике российского и международного высшего профессионального образования [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. - 2014 - №. 6. - C. 1. - Режим доступа: http://www.science-education.ru/120-16871 [158202-2015].
  2. Замятина О.М., Гончарук Ю.О., Мозгалева П.И. Проведение оценки компетенций студентов с применением интернет-технологий // Образовательные технологии. 2013.  № 4. С. 79-83.
  3. Замятина О. М., Мозгалева П. И. Усовершенствование программы элитной технической подготовки: компетентностно-ориентированый подход // Инновации в образовании. 2013. № 10. C. 36-45 .
  4. Гончарук Ю. О., Мозгалева П. И., Замятина О. М. Создание базы данных компетенций в рамках разработки интернет-приложения для организации проектной деятельности ТПУ // В сборнике: РЕСУРСОЭФФЕКТИВНЫМ ТЕХНОЛОГИЯМ - ЭНЕРГИЮ И ЭНТУЗИАЗМ МОЛОДЫХ. Сборник докладов IV Всероссийской конференции студентов Элитного технического образования. 2013. C. 116-119.
  5. Сидоренко Т.В., Замятина О.М. Профессиональные компетенции студентов технического вуза и возможности их формирования в процессе обучения иностранному языку // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2012. № 10. С. 158-166.
  6. Самсонова Е.С., Замятина О.М., Рыбушкина С.В. участия университета в зарубежных грантовых программах и фондах //
    Совет ректоров. 2011. № 12. С. 68-71.
  7. Бутакова Е.С., Замятина О.М., Мозгалева П.И. К вопросу о подготовке элитных инженерных кадров: опыт России и мира // Высшее образование сегодня. 2013. №1. С. 20-25. 
  8. Мозгалева П. И., Гуляева К. В., Замятина О. М. Информационные технологии для оценки компетенций и организации проектной деятельности при подготовке технических специалистов. // Информатизация образования и науки. 2013. №4. C. 30-46.
  9. Солодовникова О.М., Замятина О. М., Мозгалева П.И., Лычаева М.В. Формирование компетенций элитного технического специалиста. // Профессиональное образование в России и за рубежом.  2013. №11. C. 65-71.
  10. Чубик П.С., Чучалин А.И., Соловьев М.А., Замятина О.М. Подготовка элитных специалистов в области техники и технологий // Вопросы образования. 2013. № 2. C. 188-208.
  11. Бутакова Е.С., Лычаева М.В., Морозов В.С., Мозгалева П.И., Замятина О.М. Иноязычная коммуникативная компетенция технической элиты // Вестник развития науки и образования. 2012. № 6. С. 82-88.
  12. Zamyatina O.M., Solodovnikova O.M., Denchuk D.S. Formation and Analysis of Competencies in Elite Engineering Specialists. // В сборнике: 17 International Conference ICL2013. 2013. С. 389-392
  13. Замятина О.М., Кобызь Г.В. Разработка алгоритмов оценки и повышения уровня компетенций студентов  // Успехи современного естествознания. 2015. № 3. С. 181-189.
  14. Денчук (Елишева) Д. С. , Замятина О. М. , Минин М. Г. , Садченко (Толмачева) В. О. Анализ компетенций инженерного изобретательства в практике российского и международного высшего профессионального образования [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. - 2014 - №. 6. - C. 1.

Starodubtseva Daria,
Expert of Elite Engineering Education Department, National Research Tomsk Polytechnic university, Tomsk
Zamyatina Oxana,
PhD, Head of Elite Engineering Education Department, National Research Tomsk Polytechnic University, Tomsk
Goncharuk Yulia,
Master student, National Research Tomsk Polytechnic University, Tomsk
Design and development of master's educational programs in information technologies and mechanical engineering (illustrated by "Applied mathematics and informatics" and "Design engineering support of mechanical production" programs of TEPMPUS SUCCESS and ACES projects)
Abstract. The paper describes a technique for master's program design developed from the consolidated experience of the leading European and Russian universities through the example of two programs in mechanical engineering and IT. The article addresses the process of program development beginning with working with key stakeholders to identify the demand from labor market and the list of expected learning outcomes, and ending with the list of modules and disciplines represented by the curriculum.
Keywords: curriculum, master's program, competences, expected learning outcomes, key stakeholders.