Полный текст статьи
Печать

Аннотация. В статье проанализировано понятие тревожности; обобщены результаты первичной диагностики (представлены результаты проявления тревожности по методике «Кактус» М.А. Панфиловой; выявлен общий уровень тревожности; показаны преобладающие виды и уровни тревожности); по результатам которой разработана коррекционно-развивающая программа.
Ключевые слова: психолого-педагогическая коррекция, тревожность, старший дошкольный возраст, дети с нарушением речи. 

На современном этапе развития социальной научной мысли констатируется, что у определенной части детей старшего дошкольного возраста наблюдается достаточно высокий уровень тревожности. Этот факт предопределяется рядом психологических (особенности психофизиологического развития ребенка в этот возрастной период) и социальных (условия воспитания в семье и детском саду) факторов. В то же время, на сегодняшний день остается мало изученным условия при которых можно осуществлять коррекцию тревожности у детей в возрасте 5-6 лет [1]. Повышенная тревожность влияет на все сферы психики ребенка: аффективно-эмоциональную, коммуникативную, морально-волевую, когнитивную. Дети с повышенной тревожностью относятся к группам риска по неврозам, аддитивному поведению, эмоциональным нарушениям личности.

Особенности речевого развития детей с тяжелыми нарушениями речи оказывают влияние на формирование личности ребенка, на формирование всех психических процессов. Дети имеют ряд психолого-педагогических особенностей, затрудняющих их социальную адаптацию и требующих целенаправленной коррекции имеющихся нарушений [2, 3].

В отечественной и зарубежной литературе понятие «тревожности» и его характеристика рассматриваются достаточно подробно. Так, например, тревожностью считаютпереживание эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием неблагополучия, с предчувствием грозящей опасности. Различают тревожность как эмоциональное состояние и как устойчивое свойство, черту личности или темперамента; как постоянно или ситуативно проявляемое свойство человека приходить в состояние повышенного беспокойства, испытывать страх и тревогу в специфических социальных ситуациях; как склонность человека переживать тревогу, т. е. эмоциональное состояние, возникающее в ситуациях неопределенной опасности и проявляющееся в ожидании неблагополучного развития событий [4, 5, 6].

Выделяют два основных вида тревожности. Первыq из них – это так называемая ситуативная тревожность, т. е. порожденная некоторой конкретной ситуацией, которая объективно вызывает беспокойство. Другой вид – так называемая личностная тревожность. Она может рассматриваться как личностная черта, проявляющаяся в постоянной склонности к переживаниям тревоги в самых различных жизненных ситуациях, в том числе и таких, которые объективно к этому не располагают. У детей дошкольного возраста доминирует ситуативная тревожность. Повышенная тревожность влияет на все сферы психики ребёнка: аффективно-эмоциональную, коммуникативную, морально-волевую, когнитивную.

Поведение тревожных детей отличается частыми проявлениями беспокойства и тревоги, такие дети живут в постоянном напряжении, все время ощущая угрозу, чувствуя, что в любой момент могут столкнуться с неудачами.

Наше исследование проходило в три этапа и проводилось на базе МБДОУ ДС № 20 компенсирующего  вида г. Челябинска. В исследовании принимали участие дети в количестве 10 человек

Исследование изучения коммуникативных навыков у детей с нарушениями речи проходило в соответствии с существующими рекомендациями в три этапа [7]:

1.           Поисково-подготовительный этап: теоретическое изучение психолого-педагогической литературы, подбор методик для проведения констатирующего эксперимента. На этом этапе  выполнено изучение литературы по проблеме, коммуникативных навыков, определение особенностей детей с речевыми нарушениями, дошкольного возраста. Были подобраны методики с учетом возрастных характеристик и темы исследования.

2.           Опытно-экспериментальный этап: проведение констатирующего эксперимента, обработка результатов. Была проведена психодиагностика испытуемых по шести методикам. Затем полученные результаты были обработаны, выражены в виде диаграмм и сведены в общие таблицы.

3.           Контрольно-обобщающий: анализ и обобщение результатов исследования, формулирование выводов, проверка гипотезы.

Методы исследования:

Теоретические методы: анализ психолого-педагогической литературы.

Эмпирические методы: наблюдение, беседа, обработка результатов

Статистические методы: обработка результатов.

Методики исследования [8]:

- Методик «Кактус» графическая методика М.А. Панфиловой

- шкала тревожности ребенка

- Тест тревожности Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен. Методика "Выбери нужное лицо"

Характеристика выборки

В качестве экспериментальной группы были выбраны дети детского сада  комбинированного вида. Всего в количестве 10 человек, 6 девочки и 4 мальчика. Возраст детей 5-6 лет. Особенность детей в том, что они все с нарушениями речи.

По результатам наблюдения детей в свободном общении был выделен круг особенностей речевого поведения. За час наблюдения дети обращались к взрослому от 16 (6 ребенка, 60%) до 30 раз (4 ребенка 40%). При общении дети говорят более развернуто, чем со сверстниками, стараясь быстрее и как можно больше рассказать, используя интонацию.

Анализируя результаты, полученные по методике «Кактус» (графическая методика М.А. Панфиловой) можно сделать вывод, что в  группе 1 ребёнок (10%) имеет низкий уровень тревожности.   Рисунок очень маленький, и располагается в верхнем правом углу.  5 детей (50%), имеют средний уровень тревожности. Сходство частичное - отдельные признаки (цвет или форма некоторых деталей) совпадают, но имеются и заметные различия. И 4 ребенка (40%) имеют высокий уровень тревожности. Иголки острые и часто расположены друг к другу. Ребенок, очень сильно давил на карандаш. Линии отрывистые.

Тем не менее дети рисуют с интересом, иногда задают вопросы. 

Рисунок 1. - Результаты проявления тревожности группы по методике «Кактус» М.А. Панфиловой 

В ходе исследования было отмечено, что дети имеют достаточно высокий уровень тревожности, в группе. Кактусы были довольно агрессивные, с острыми иглами. Но так же, половина детей, имеют средний уровень тревожности.

Таким образом, мы видим на рисунке 1, тревожность у детей выражается в неблагоприятном эмоциональном фоне, который можно определить по внешним признакам (если внимательно наблюдать за ребенком) и при диагностике.

Был нами проведен и анализ данных, полученных по методике «Шкала тревожности», разработанная А.М. Прихожан по принципу О. Кондаша.

На основании этой методики были получены результаты, которые представлены в рисунке 2.

Рис. 2. Общий уровень тревожности

Из общего состава обследуемых детей мы получили следующие результаты: выявлено 6 детей с высоким уровнем тревожности, что составляет 60% от общего количества. Количество детей со средним уровнем тревожности составляют, соответственно, 40% от общего состава.

Исходя из видов тревожности, были выделены ситуации трех типов, которые определяют эти виды:

ситуации, связанные с процессом обучения в детском саду, общением с воспитателем внутри этой  деятельности;

ситуации, анализирующие представление к себе;

ситуации общения.

Анализируя ответы испытуемых, учитывая виды тревожности, были получены следующие результаты: учебная тревожность выявлена у 2 детей, самооценочная тревожность выявлена у 3 детей, межличностная тревожность выявлена у 5 детей.

При обработке данных теста мы выявили преобладающие уровни и виды тревожности. Полученные данные представлены на рисунке 3.

Рис.3. Преобладающие виды и уровни тревожности 

Испытуемым давались листы с бумагой и предлагалось нарисовать кактус таким, каким они себе его представляют

По результатам данной методики мы получили следующие результаты. 3 человек склонны к проявлениям агрессии, это проявляется в рисунке наличием колючек. Стремлению к лидерству (эгоцентризм) склоны 2 воспитанника, расположение рисунка в центре листа; к демонстративности, открытости, это проявляется в наличии выступающих отростков; в оптимизме, изображении «радостных» и цветных кактусов; у  4 человек проявилась  тревожность, преобладании внутренней штриховки; интровертированности, т.е изображении одного кактуса; стремлении к домашней защите, семейной общности, на рисунке наличие цветочного горшка, рисование домашнего кактуса; женственности, наличии цветков на кактусе. 2 человека не уверены в себе, этому свидетельствует расположение кактуса внизу листа, рисовании маленького рисунка. У 6 человек отсутствует стремление к домашней защите, этому свидетельствуют рисунки дикорастущего кактуса.

Вывод:

Тревожные дети – это обычно очень не уверенные в себе дети, с неустойчивой самооценкой. Постоянно испытываемое ими чувство страха перед неизвестным приводит к тому, что они крайне редко проявляют инициативу. Будучи послушными предпочитают не обращать на себя внимание окружающих, ведут себя примерно и дома, и в детском саду, стараются точно выполнять требования родителей и воспитателей - не нарушают дисциплину, убирают за собой игрушки. Таких детей иногда считают скромными или застенчивыми. Однако их примерность, аккуратность, дисциплинированность носят защитный характер - ребенок делает все, чтобы избежать неудачи.

Диагностика проводилась с детьми старшей группы «птички». В исследовании принимали участие 10 детей. Целью исследования являлось выявление уровня тревожности. Результаты диагностики показали, что у 3 детей высокий уровень тревожности, и у 3 детей уровень тревожности низкий.

Таким образом, исходя из результатов проведенной диагностики, можно сделать вывод о том, что у большинства детей старшей группы «Птички» уровень тревожности соответствует возрастным нормам, но есть дети и с высокой тревожностью.

Ссылки на источники

  1. Долгова В.И., Гольева Г.Ю., Крыжановская Н.В. Инновационные психолого-педагогические технологии в дошкольном образовании/монография. – М.: Издательство Перо, 2015. – 192 с.
  2. Гойхман О.Я., Надеина Т.М. Речевая коммуникация / под ред. проф. О.Я. Гойхман. – М.: Инфа, 2001. – 272 с.
  3. Лисина М.И., Смирнова Р.А. Потребности и мотивы общения между дошкольниками / под редакцией Я.Л. Коломинского. – Минск: Сила, 2005. – 194 с.
  4. Долгова В.И. Некоторые биосоциальные характеристики телесно-психического здоровья дошкольников//В сборнике: BIOSOCIAL CHARACTERISTICS OF THE MODERN HUMAN PSYCHOLOGY / SOCIAL AND POLITICAL ASPECTS OF THE POST-INDUSTRIAL LIFE ACTIVITY OF STATES Materials digest of the LIX International Research and Practice Conference and II stage of the Championship in psychological sciences (London, August 08-August 14, 2013) / Materials digest of the LX International Research and Practice Conference and II stage of the Championship in military, sociological and political sciences (London, August 08-August 14, 2013). Chief editor - Pavlov V. V.. – London, 2013. – С. 33-34.
  5. Долгова В.И., Журбенко С.С. Пантомимическая активность как детерминанта телесно-психического здоровья дошкольников//Вестник Орловского государственного университета. Серия: Новые гуманитарные исследования. – 2012. – № 4 (24). – С. 60-62.
  6. Бреслав Г. М. Психология эмоций: Учеб. пособие для вузов. – М.: Смысл, 2007. – 544 с.
  7. Долгова В.И., Попова Е.В. Инновационные психолого-педагогические технологии в работе с дошкольниками / монография. –  М.: Издательство Перо, 2015. – 208 с.
  8. Костина Л.П. Методы диагностики тревожности. – СПб., 2009. – 198 с.