Полный текст статьи
Печать

Аннотация. профориентационная работа с детьми должна начинаться как можно раньше. В зависимости от возраста детей меняются виды профориентации. В статье показана работа учителей начальных классов, направленная на помощь школьникам в осознании профессионального мира.
Ключевые слова: профориентация, начальная школа, мир профессий. 

Индивидуальный подход к ребенку обеспечивает создание условий для раскрытия их склонностей. На начальном этапе следует развивать у младших школьников потребность в учебном и общественно-полезном труде, их самостоятельность, формировать нравственные убеждения, как основу для выбора профессии, первоначальный интерес к миру профессий. Непосредственно на уроках и внеклассных мероприятиях отводится время на развитие индивидуальных способностей и интересов учащихся. Это может быть знакомство с видом профессий в форме беседы или чтения произведения о труде людей, разные загадки, пословицы, ролевые игры, инсценировки, сочинения, викторины, тесты и т.д.

С целью знакомства учащихся с разными профессиями нами - учителями начальных классов разработаны проекты спецкурсов:

  • В 1 классе «Труд в моей семье» (сост. Бурнашева М.А.)
  • Во 2 классе «Труженики нашего села» (сост. Григорьева В.Н.)
  • В 3 классе «Важен всякий труд» (сост. Романова М.З.)
  • В 4 классе «Я познаю мир профессий» (сост. Саввина Т.И.)

   Программы спецкурсов утверждены кафедрой педагогики педагогического института СВФУ. В данных спецкурсах решаются следующие задачи:

  1. Первоначальный интерес к миру профессий.
  2. Формирование нравственных качеств, как трудолюбие, аккуратность, старательность, бережливость, усердность, заботливость, взаимопомощь.
  3. Воспитание уважения и гордости к труду и близких людей, тружеников села.

Одной из частью экспериментальной работы школыявляется совместная деятельность с предприятиями села (шефская работа). Задачами являются:

  1. Дать направления о профессиях, необходимых в селе;
  2. Воспитание уважения к труду односельчан;
  3. Формирование у младших школьников таких качеств, как трудолюбие, бережливость, заботливость, взаимопомощь, коллективизм.

Содержанием деятельности шефской работы со стороны предприятий являются экскурсии, встречи, беседы, помощь в создании материально- технической базы школы, совместные воспитательные мероприятия, мастер –классы. Со стороны коллективов - классов является составление буклетов о предприятии, тимуровские выходы, субботники, озеленение территории подшефного коллектива, участие в мероприятиях, коллективно- творческие дела. Знакомство с коллективом, с его традициями, а также знакомство с профессиями, связанными с работой шефствующего предприятия. По мере взросления детей углубляются, шефская работа и совместные воспитательные мероприятия обретают более дружелюбный, доверительный характер.

Проведение спецкурсов, совместная деятельность с предприятиями способствуют расширению, углублению представлений учащихся о мире профессий.

В результате нашей работы выявлены положительные и отрицательные аспекты:

Положительные аспекты

Трудности и возможные отрицательные последствия

  • Хорошее условие для развития интересов и склонностей ребенка
  • Удовлетворение имеющихся интересов ребенка.
  • Исключается стремление «стричь всех под одну гребенку»
  • Усиление мотивации к учебе, самоопределения ребенка.
  • Возможно более раннее распознавание и развитие природных задатков склонностей ребенка
  • Отсутствие точных и надежных способов диагностики специальных интересов ребенка.
  • Интересы ребенка не есть нечто неизменное, они меняются.
  • Не обеспечивается всестороннее развитие личности.
  • Отсутствие научных рекомендаций о возрасте, с которого можно и нужно начинать знакомство с профессиями
  • Трудности наблюдения и отслеживания развития специальных качеств личности.
 

В целом такая работа может быть для некоторых детей первой ступенькой к профессиональному выбору, может выводить их на фарватер профессионального самоопределения. Для этого на старшей ступени предусмотрено профильное обучение, готовящее выпускников к продолжении. Образования в определенном учебном заведении или к определенному к виду деятельности.

Анкета «Кем быть?» проводится каждый год с 1 по 4 класс. По результатам такой анкеты можно выяснить расширение познавательных интересов к миру профессий.   Итоги анкеты «Кем быть?»:

Дети выбрали в 1 классе 9 видов профессий, преобладает – таксист - 2, врач - 2. Во 2 классе 6 видов профессий, преобладает врач – 5. В 3 классе 9 видов профессий, преобладает сотрудник полиции - 2, врач - 2. В 4 классе 9 видов профессий, преобладает учитель - 2.

Из класса в класс расширяется выбор профессий, и это связано с познанием мира профессий через спецкурсы, а также со знакомством профессий родителей, односельчан.

Литература:

  1. Мордовская А.В., Панина С.В., Макаренко Т.А. Основы профориентологии. Учебное пособие для бакалавров. М.: Юрайт, 2011