Полный текст статьи
Печать

Аннотация. В статье поднимаются проблемы качестваподготовки квалифицированных кадров в сфере туризма и гостеприимства с учетом культурной, экономической, геополитической специфики Санкт-Петербурга.Проводится всесторонний анализ опыта Санкт-Петербургского института гостеприимства, в частности, международного сотрудничества и работы в совместных проектах на условиях партнерства.
Ключевые слова: эксурсизм, туризм, гостеприимство. 

Актуализация вопросов качества системы образования по подготовке высококвалифицированных кадров для сфер экскурсизма, туризма и гостеприимства определяется прогнозами занятости к 2018 году  – более 700 000 человек. На это указано в Федеральной целевой программе «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011–2018 годы)».

В настоящее время, например, в сфере гостеприимства, по оценкам экспертов доля профессионалов с профильным образованием составляет всего около 13%; со средним и начальным профильным образованием составляет около 50%. Квалификация примерно 37% сотрудников сферы гостеприимства ограничивается программами повышения профессиональной квалификации. Статистика со всей очевидностью указывает, что проблемы подготовки менеджеров с высшим профильным образованием более чем актуальны.

Так, директор АТОР Майя Ломидзе, анализируя состояние внутреннего туризма в России, выделила основные аспекты, тормозящие его развитие: «Первый вопрос – транспортная доступность… второй вопрос – кадровый». Отмечено также, что это всеобщая проблема для большинства регионов.

Согласно исследованиям, это оправданно и закономерно. Такое мнение подкрепляют данные обзора уровня оплаты труда на рынке туризма и гостеприимства в Санкт-Петербурге.

Концептуально-методологические пути преобразований системы профессионального образования в сфере сервиса и туризма в целом разработаны. В проблемном поле остаются организационно-технологические вопросы их реализации, в том числе и в Санкт-Петербурге, мегаполисе.

Санкт-Петербургский институт гостеприимства (СПИГ) одним из первых начал реализацию программ направлений  подготовки менеджеров по профилям «Туризм», «Гостиничное дело», «Ресторанный сервис», наряду с СпбГУ, Санкт-Петербургским государственным университетом управления и экономики, Санкт-Петербургским государственный университетом сервиса и экономики (СПбГУСЭ), Балтийской академией туризма и предпринимательства (БАТиП) и др. вузами.

Санкт-Петербургский институт гостеприимства (СПИГ) с 1994 года  участвует в программах развития туризма в части подготовки кадров, осуществляемых органами управления Правительства Санкт-Петербурга, а именно Комитетом по развитию туризма и Комитетом по внешним связям Санкт-Петербурга.

Концептуальный подход СПИГ строится на анализе данных состояния и перспектив системы образования в сфере туризма и гостеприимства. Результаты проведенных нами исследований указывают, что существующие проблемы успешно решаются при многовекторной политике.

С одной стороны, для стабильного, прогрессирующего и результативного функционирования системы образования в экскурсизме, туризме и гостеприимстве необходимо: формирование стратегии и законодательной основы. В частности, нужно введение законов Санкт-Петербурга «О  туристской деятельности в Санкт-Петербурге», «Об экскурсионной деятельности в Санкт-Петербурге» (проект подготовлен в СПИГ в сотрудничестве с Ассоциацией профессиональных гидов-переводчиков и прошёл предварительное обсуждение в Законодательном собрании СПб).

С другой стороны, для устойчивого развития системы подготовки высококвалифицированных кадров для сферы экскурсоведения, туризма и гостеприимства необходимо учитывать факторы формирования единого образовательного пространства в Европе и мире. Такие выводы следуют из опыта международного сотрудничества Санкт-Петербургского института Гостеприимства (СПИГ).

В рамках программы «Темпус» СПИГ тесно сотрудничает с партнёрами из Европы: университетами Франции и Германии, Кипра и Финляндии. Тесные связи налажены с университетами Китая. В России СПИГ сотрудничает с городами СЗФО  в рамках проекта «Серебряное кольцо России», с Академией гостеприимства поддерживает партнерские отношения относительно совместной деятельности в проекте «Русь серебряная».

Методологический потенциал развития подготовки кадров для сферы туризма в СПИГ оптимизируется посредством использования дистанционных технологий. Так, например, было предложено готовить менеджеров для «Серебряного кольца России». Посвящен этому проект «Серебряный менеджер России». Сравнительный анализ показал, что затеоретизированность отечественной традиции высшего образования на уровне бакалавриата, переподготовки и повышения квалификации создает потенциальные угрозы для конкурентоспособности деятельности отечественных менеджеров.  Обобщение выявленных сильных и слабых сторон отечественного подхода позволяет заключить, что в образовательный процесс высшего и профессионального образования необходимо включать больше прикладных схем, вместо текстуальных теоретизированных обзоров. Изучение практики образования по направлению «Туризм» во Франции, Германии, Финляндии, Италии, Балканских странах, на Кипре, а также  в Прибалтике и Беларуси позволяет сделать вывод о перспективности и эффективности практически ориентированных занятий с использованием  следующей технологии: практически апробированная схема –  и варианты её использования.

Актуализация указанной организационно-методической технологии акцентирует вариативность образовательного процесса, позволяя выстраивать более сложные технологические циклы: алгоритмизированный, проблемный и креативный.

Полезным инструментом в этом плане становятся ситуационные задачи. Их арсенал как база данных может не только пополняться примерами из реальной практики, но и становится предметом методической систематизации, научных исследований.

Обеспечение менеджеров таким инструментарием, в краткой аналитико-синтетической форме, может существенно повысить их конкурентоспособность на рынке труда, причём не только региональном, российском, но и европейском, азиатском, американском, австралийском, африканском, а также океанском и антарктическом, если таковые возникнут в будущем.

При этом необходимо подчеркнуть, что высшее профессиональное образование менеджеров туризма не может быть направлено на сугубо прикладную, материально-техническую сферу. В отличие от среднего профессионального образования, высшее образование имеет целью формирование не столько кругозора, который формируется в средней школе и на этапе бакалавриата, сколько самосознания профессионала (бакалавра, магистра).

Изучение опыта подготовки высококвалифицированных и, главное, состоявшихся в профессии кадров возможно только в условиях непрерывного образования, в том числе, повышения квалификации, тематических тренингах и, конечно, непрерывность (и эффективность) профессионального образования обеспечивает его поэтапность: колледж-вуз.

Яркий пример такой связки – ассоциация СПИГ с одним из ведущих учебных заведений Санкт-Петербурга в сфере среднего профессионального образования, Санкт-Петербургским государственным автономным профессиональным образовательным учреждением «Колледж туризма и гостиничного сервиса» (СПбГАПОУ КТиГ). Колледж долгое время ведет подготовку высококвалифицированных кадров для индустрии туризма и гостиничного сервиса, является победителем Приоритетного национального проекта «Образование», участвует в реализации «Программы развития Санкт-Петербурга как туристического центра». Колледж реализует концепцию непрерывного многоуровневого обучения и обеспечивает условия интенсификации учебного процесса за счет разработки усовершенствованных форм и методов обучения. Со СПИГ его роднит организационная близость и методическая преемственность на протяжении десятков лет. Это позволяет акцентировать ролевую спецификацию каждого участника непрерывной профессиональной подготовки высококвалифицированных кадров. Среднее профессиональное образование концентрируется на схемах микроэкономического уровня (внутри предприятия). Предметной областью высшего профессионального  образования останутся рынки развития туризма. Обустройство объектов показа, предприятий гостеприимства: размещение, оборудование, обеспечение и обслуживание, – это предметная область среднего профессионального образования. Проектирование, создание, организация, поддержание, развитие, охрана, обеспечение, логистика рынка туризма – это «вотчина» высшего профессионального образования.

Становится очевидным, что объектом изучения менеджмента туризма и гостеприимства являются принципы и правила функционирования конкурентной сети операторов и турагентов, гостиниц и предприятий питания в условиях многоуровневой дестинации.

На кафедре туризма и гостеприимства СПИГ задействованы дистанционные технологии и электронная организация в контексте целевых индивидуализированных образовательных маршрутов высокой степени результативности и практичности.

Такая уникальная ассоциация в Санкт-Петербурге свойственна только нескольким образовательным комлексам. Конкурентный анализ показал, что, во-первых, речь идёт не о валовом показателе, но о целевой подготовке по индивидуальным образовательным маршрутам «штучного» профессионала. Такого рода опыт есть в системе медицинских и творческих вузов.

Нельзя не отметить международное сотрудничество СПИГ, реализуемое большей частью силами кафедры туризма и гостеприимства, – участие в международной программе «Темпус» по сельскому туризму с участием Германии, Франции, Финляндии, Кипра и др.

Таким образом, научно-исследовательская деятельность Санкт-Петербургского института гостеприимства в рамках международного и российского сотрудничества создаёт дополнительные ресурсы для развития наиболее эффективных форм производства образовательных услуг высшего профессионального образования, переподготовки и повышения квалификации в сфере экскурсизма, туризма и гостеприимства.